Вопросы конференции
Можно, но подписывать ЭСЧФ должны ключом ЭЦП плательщика, который привлекает стороннее юридическое лицо для выполнения функции ведения бухгалтерского учета по договору аутсорсинга.
МНС об этом будет знать в первую очередь.
В ближайшей перспективе не планируется.
Да, для оперативного решения вопросов пользователей, связанных с эксплуатацией АИС "Электронные счета-фактуры", предусматривается создание колл-центра. Планируется, что он начнет работу во второй половине июня 2016 года. Консультации плательщиков будут проводиться на безвозмездной основе как по телефону, так и на основе заявок, поступивших на электронную почту.
Проведение нагрузочного тестирования запланировано на конец мая. Нагрузочное тестирование Портала позволит проверить работоспособность канала при нагрузках, приближенных к реальным.
В его проведении примут участие разработчик АИС электронных счетов-фактур, разработчик криптографического программного обеспечения, а также независимые компании, имеющие опыт выполнения подобных работ.
По результатам нагрузочных испытаний у разработчика будет достаточно времени для корректировки технического решения, которое лежит в основе реализации Портала.
С 1 июля 2016 года в Беларуси внедряется механизм функционирования электронных счетов-фактур. Этой работе предшествовало тщательное изучение мирового опыта. В мировой практике счета-фактуры по НДС используются параллельно с первичными учетными документами.
Конечно, наш механизм несколько отличается от того, который действует, например, в России, Казахстане, в ЕС. В Беларуси счет-фактура с 1 июля текущего года будет применяться только в электронном виде, в то время как в России и Казахстане, например, электронная или традиционная бумажная форма этого документа может использоваться по выбору плательщика. Прежде всего такое решение обусловлено тем, что параллельно с введением механизма функционирования СЧФ будет работать система камерального контроля проверки соответствия информации из ЭСЧФ с поданными декларациями по НДС, как один из разделов автоматизированной электронной системы (далее - АИС) электронных счетов-фактур.
В АИС электронных счетов-фактур будет отражаться информация обо всех операциях, содержащих суммы НДС. ЭСЧФ будут создаваться как по операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по ввозу товаров, являющихся объектами налогообложения НДС, так и по операциям, когда НДС исчисляется по обязательствам, которые возникают у покупателя в соответствии со статьей 92 Налогового кодекса, а также по тем операциям, когда происходит перевыставление сумм НДС у той категории плательщиков, которые по своей деятельности не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
В итоге в систему камерального контроля будут попадать все операции, в которых будут присутствовать суммы НДС.
Вторая задача, которая стоит перед системой камерального контроля, заключается в том, чтобы на стадии приемки налоговых деклараций, то есть до выхода на документальную проверку к плательщику, осуществлять своевременный контроль за полнотой и своевременностью уплаты НДС в бюджет.
Сама зачетная система взимания НДС предполагает, что к вычету у покупателя принимаются те суммы НДС, которые должны быть уплачены в бюджет продавцом. Как только этот баланс нарушается, бюджет несет потери. Эти потери могут быть обусловлены участием в сделках лжепредпринимательских структур, предъявляющих НДС в первичных учетных документах покупателям, но уклоняющихся от уплаты НДС в бюджет или уплачивающих НДС в бюджет в значительно меньшем размере. То есть система камерального контроля призвана на ранней стадии – на стадии приема налоговой декларации – исключать различного рода операции с недобросовестными плательщиками.
В систему камерального контроля интегрированы сервисы, которыми смогут пользоваться и сами плательщики. Используя эти сервисы, плательщики получат возможность до подачи налоговой декларации по НДС запустить механизм проверки сумм НДС в выставленных СЧФ и выявить ошибки в исчислении НДС, откорректировать их и отразить достоверные данные в налоговой декларации.
Для покупателя, соответственно, сумма НДС будет приниматься к вычету только на основании электронных счетов-фактур, подписанных самим покупателем электронной цифровой подписью.
Сейчас разрабатывается дополнительный сервис в АИС электронных счетов-фактур, который позволит и покупателям, и продавцам отслеживать статус электронных счетов-фактур (например, "подписан", "дополнительный", "исправленный" и др.) и перед составлением налоговой декларации проверить, какую все-таки сумму НДС нужно в ней отразить для исчисления и осуществления вычета НДС.
В АИС "Электронные счета-фактуры" плательщикам будет предоставлена возможность создания ЭСЧФ одним из трех способов. Самый простой из них ориентирован на средний и малый бизнес - у таких плательщиков, как правило, незначительные обороты и невысокое число операций. Они смогут создавать ЭСЧФ непосредственно в личном кабинете на Портале электронных счетов-фактур, который начнет функционировать с 1 июля.
Второй способ – загрузка на Портал ЭСЧФ в формате xml-файла, подготовленного в учетной (бухгалтерской) системе субъекта хозяйствования.
Третий способ ориентирован на крупных плательщиков со значительными оборотами. Он предполагает автоматическую подачу созданных электронных счетов-фактур на Портал непосредственно из учетной (бухгалтерской) системы плательщика. То есть на крупных предприятиях ЭСЧФ будут создаваться автоматически при ведении бухгалтерского учета и в режиме реального времени поступать на Портал. При выборе этого способа плательщику необходимо будет доработать свою учетную (бухгалтерскую) систему для взаимодействия с АИС электронных счетов-фактур. Затраты на доработку программного обеспечения будут зависеть от объемов учетных данных каждого плательщика.
В целях снижения затрат на администрирование ЭСЧФ, как материальных, так и трудовых, наиболее предпочтительным считается третий способ, при котором ЭСЧФ будут в автоматическом режиме создаваться на основе учетных данных, которые в основном уже введены в учетную систему. При таком способе администрирования плательщикам не потребуется значительных дополнительных расходов.
Следует отметить, что МНС провело рабочие встречи со всеми разработчиками бухгалтерского ПО, им разъяснили требования и возможности, которые необходимо учесть при доработке таких программ для использования АИС электронных счетов-фактур. Взаимопонимание достигнуто. Разработчики заверили, что такая работа будет проделана, и к 1 июля создание ЭСЧФ будет предусматриваться в доработанных бухгалтерских системах.
Нет, не сохранится. Дата введения электронных счетов-фактур совпала с датой проведения деноминации. Поэтому, когда начнется эксплуатация системы электронных счетов-фактур, все показатели, соответственно, будут деноминированы.
Все показатели, которые внесены в систему в процессе опытной эксплуатации, будут аннулированы.
Наиболее распространенным предложением по итогам общественного обсуждения было уточнение порядка определения даты создания ЭСЧФ в зависимости от совершаемых финансово-хозяйственных операций. Это предложение было учтено при подготовке проекта инструкции по заполнению электронных счетов-фактур, который в ближайшее время будет направлен на проведение обязательной юридической экспертизы в Министерство юстиции.
Также по итогам обсуждения с заинтересованными уточнен порядок осуществления сделок филиалами либо между филиалами, порядок заявления требования о выставлении продавцом покупателю ЭСЧФ, порядок передачи налоговых вычетов, особенности создания ЭСЧФ организациями БЖД и т.д.
В настоящее время МНС проводит активную разъяснительную работу по вопросам внедрения электронных счетов-фактур по НДС, плательщики знакомятся с вновь вводимым механизмом. Есть, конечно, и негативные отклики. Но в основном, учитывая довольно высокий уровень налоговой культуры, у плательщиков есть понимание того, что это необходимо.
Нельзя сказать, что на данном этапе у налоговых органов много обращений от плательщиков, так как мы сами идем к плательщику и разъясняем.
В настоящее время завершается опытная эксплуатация АИС электронных счетов-фактур. Начата она была в феврале, тогда к системе были подключены 15 плательщиков. В начале апреля эта цифра достигла 100 плательщиков, в том числе крупных. На сегодняшний день в опытной эксплуатации участвуют уже 200 плательщиков, и эта цифра будет только расти.
С учетом замечаний и предложений, поступивших от субъектов хозяйствования в процессе опытной эксплуатации, система дорабатывается на предмет включения в нее дополнительных сервисов, которые позволят плательщикам оптимально использовать систему ЭСЧФ. При этом в случае возникновения каких-либо дополнительных проблем вопросы будут решаться оптимально быстро.
Некоторые предложения уже реализованы. В частности, создан сервис, позволяющий осуществлять подписание ЭСЧФ электронной цифровой подписью пакетным принципом. Это был первоочередной вопрос большинства плательщиков – не только участвовавших в опытной эксплуатации, но и тех, которые принимали участие в семинарах, проводимых с участием налоговых органов по всей республике.
Особенно актуален этот сервис для крупных плательщиков, у которых количество счетов-фактур исчисляется тысячами. Это позволит им существенно сократить трудозатраты и время на администрирование ЭСЧФ.
Пакетный принцип сможет применять как продавец, который создает и направляет ЭСЧФ, так и покупатель, который получает входящие ЭСЧФ. Покупатель после подписания ЭСЧФ электронной цифровой подписью пакетным принципом сможет обратно загрузить их на Портал.
Пакетный принцип подписания ЭСЧФ можно реализовать как с помощью учетной системы плательщика - загрузив на Портал ЭСЧФ в формате xml-файла, подготовленного в учетной (бухгалтерской) системе субъекта хозяйствования, так и с помощью специального приложения на Портале.
Еще одна новация позволяет при заполнении самой формы ЭСЧФ, в которой содержится значительное количество реквизитов, загружать отдельные реквизиты в автоматическом режиме из других баз данных. Допустим, если плательщику нужно будет заполнить наименование покупателя или продавца, ему достаточно будет указать его УНП, а уже полное название и все реквизиты будут загружены автоматически из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц).
Для тех плательщиков, которые будут создавать ЭСЧФ непосредственно в своих учетных системах, доработано программное обеспечение и создан дополнительный сервис, позволяющий им выгрузить информацию (не являющуюся налоговой тайной) из базы Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц) в свою учетную систему и работать с этой информацией при создании ЭСЧФ.
Также создан еще один сервис, который может использоваться крупными плательщиками. Он позволяет создавать ЭСЧФ структурным подразделениям, которые не имеют учетного номера плательщика (УНП).
В Беларуси есть достаточно крупные организации, которые используют нецентрализованное ведение учета. Так, структурные подразделения отдельных крупных организаций, не имеющие УНП, находясь в разных городах республики, ведут обработку первичных учетных документов и передают финансовые показатели в головную организацию, которая затем представляет сводную налоговую декларацию по всей организации. По их предложению создан сервис, с помощью которого счета-фактуры могут создавать непосредственно те структурные подразделения без УНП, которые работают с бухгалтерским учетом и готовят финансовые показатели. Таким образом, филиал, не имея УНП, будет иметь возможность создавать, выставлять и получать электронные счета-фактуры с указанием УНП головной организации.
К сожалению, в вопросе не конкретизировано, какие именно экспортные операции, не отражаемые в налоговой декларации по НДС, вами осуществляются. Возможно предположить, что речь идет о выполнении работ (оказании услуг) нерезидентам, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь. Такие операции действительно не отражаются в налоговой декларации по НДС. Соответственно, в таком случае ЭСЧФ не создаются (п.7 ст.106-1 НК).