Вопросы конференции
Здравствуйте! У меня приемная семья, трое детей, один из которых инвалид детства и дошкольник. Нас, приемных родителей, заставляют идти в отпуска, при этом наши дети остаются с нами. Как вы понимаете, это не отпуск. Нам, конечно, предлагают детей сдать на время в приют либо в другую семью, но ведь я не хочу их травмировать и поэтому вынуждена идти в отпуск, а это 56 дней. К тому же теряем в деньгах, зарплаты и так маленькие. И еще один вопрос, который меня волнует. На очередном собрании приемных семей в отделе образования нам сказали, чтобы наши приемные папы прошли медкомиссию, как и мы, мамы. Но ведь наши мужья не работают а сфере образования, да и некогда им проходить все это, так как работают на своей работе. Вопрос: Обязаны ли наши мужья проходить медкомиссию? Извините, вопросов очень много, но не все решаемы. Спасибо
В соответствии с пунктами 1 и 45 Положения о приемной семье, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 N 1678, приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора, заключаемых управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее - управление (отдел) образования) по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.
В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор - с одним из них.
Лица, заключившие договор об условиях воспитания и содержания детей, являются приемными родителями принятого на воспитание ребенка (детей).
Трудовой отпуск приемным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования, заключившим с ними трудовой договор. Приказом о предоставлении трудового отпуска приемному родителю определяется порядок устройства его приемных детей.
Поскольку отношения с одним из приемных родителей строятся на основании трудового договора, то к такому договору применяются положения, содержащиеся в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Согласно ч. 1 ст. 170 ТК наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск, как правило, в течение каждого рабочего года (ежегодно). В соответствии с ч. 1 ст. 161 ТК часть трудового отпуска (основного и дополнительного), превышающая 21 календарный день, по соглашению между работником и нанимателем может быть заменена денежной компенсацией.
Таким образом, предоставление приемному родителю отпуска является обязанностью нанимателя, т.е. управления образования местного исполнительного и распорядительного органа. Однако с учетом положений ч. 1 ст. 161 ТК РБ часть отпуска может быть заменена денежной компенсацией по соглашению между работником и нанимателем.
Согласно ст. 172 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка) могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка). Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка), устанавливается Министерством здравоохранения.
Поскольку в соответствии с пунктом 37 Положения приемные родители являются опекунами (попечителями) приемных детей, осуществляют права и обязанности опекуна (попечителя) в соответствии с главой 14 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание приемных детей и защиту их прав и законных интересов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, то требование органа опеки и попечительства о прохождении медицинского осмотра приемными родителями соответствует закону.
В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор - с одним из них.
Лица, заключившие договор об условиях воспитания и содержания детей, являются приемными родителями принятого на воспитание ребенка (детей).
Трудовой отпуск приемным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования, заключившим с ними трудовой договор. Приказом о предоставлении трудового отпуска приемному родителю определяется порядок устройства его приемных детей.
Поскольку отношения с одним из приемных родителей строятся на основании трудового договора, то к такому договору применяются положения, содержащиеся в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Согласно ч. 1 ст. 170 ТК наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск, как правило, в течение каждого рабочего года (ежегодно). В соответствии с ч. 1 ст. 161 ТК часть трудового отпуска (основного и дополнительного), превышающая 21 календарный день, по соглашению между работником и нанимателем может быть заменена денежной компенсацией.
Таким образом, предоставление приемному родителю отпуска является обязанностью нанимателя, т.е. управления образования местного исполнительного и распорядительного органа. Однако с учетом положений ч. 1 ст. 161 ТК РБ часть отпуска может быть заменена денежной компенсацией по соглашению между работником и нанимателем.
Согласно ст. 172 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка) могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка). Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка), устанавливается Министерством здравоохранения.
Поскольку в соответствии с пунктом 37 Положения приемные родители являются опекунами (попечителями) приемных детей, осуществляют права и обязанности опекуна (попечителя) в соответствии с главой 14 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание приемных детей и защиту их прав и законных интересов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, то требование органа опеки и попечительства о прохождении медицинского осмотра приемными родителями соответствует закону.
В Кодексе о браке и семье статья 167 регламентирует: «Опекуны, попечители могут быть освобождены от своих обязанностей также по их личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами (заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.)». Однако в Положении о приемной семье в п.19 право инициировать освобождение от обязанностей в оговоренных Кодексом случаях уже делегировано органам опеки: «В случае смерти одного из приемных родителей, расторжения их брака, выявления у одного из них заболевания, препятствующего исполнению обязанностей опекуна (попечителя), вступления в брак одинокого приемного родителя вопрос о продолжении функционирования приемной семьи решается органом опеки и попечительства». Почему эти документы не соответствуют друг другу? 2. Можно ли уволить работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, если работник не был ознакомлен в установленном законом порядке со своей должностной инструкцией?
Разработка правовых документов, а также устранение противоречий, содержащихся в них, относится к компетенции государственных органов. Кодекс о браке и семье имеет верховенство над Положением. И в первом, и во втором случае окончательное решение принимают органы опеки и попечительства.
В вашем втором вопросе содержится мало информации, в каждом конкретном случае выясняются все обстоятельства по делу: сколько проработал работник в этой должности, работал ли он ранее по данной специальности, в чем именно выражается ненадлежащее исполнение обязанностей и как оно зафиксировано нанимателем и т.д. Поэтому для получения консультации надо обратиться в юридическую консультацию, представив все имеющиеся документы.
В вашем втором вопросе содержится мало информации, в каждом конкретном случае выясняются все обстоятельства по делу: сколько проработал работник в этой должности, работал ли он ранее по данной специальности, в чем именно выражается ненадлежащее исполнение обязанностей и как оно зафиксировано нанимателем и т.д. Поэтому для получения консультации надо обратиться в юридическую консультацию, представив все имеющиеся документы.
Как правильно в части налогообложения действовать гражданам РБ, чей трудовой договор оформлен за границей? Ведь они, как правильно отметил Президент, заработанные средства тратят в РБ, тем самым вкладывая их нашу экономику.
Особенности исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении отдельных доходов установлены ст. 178 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть), в том числе и в отношении доходов, полученных физическими лицами от источников за пределами Беларуси.
Плательщики, получившие подлежащие налогообложению доходы, обязаны представить в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах этих доходов, полученных ими в течение налогового периода.
Налоговым периодом подоходного налога с физических лиц признается календарный год (ст. 162 НК).
Плательщики, получившие подлежащие налогообложению доходы, обязаны представить в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах этих доходов, полученных ими в течение налогового периода.
Налоговым периодом подоходного налога с физических лиц признается календарный год (ст. 162 НК).
Здравствуйте, мне 24 года, я проживаю в г.Барань Оршанского р-на. Я относилась к лицу из числа детей-сирот, за мной было закреплено 2 комнаты в 3-х комнатной квартире (30 м.кв. жилой, 50 м.кв. общего пользования), жилье государственного статуса. До 18 лет за эти комнаты по решению суда пришлось погасить все коммунальные платежи, несмотря на то, что я была прописана и проживала в квартире приемного родителя, хотя по прошествии времени оказалось, что с детей-сирот плата за закрепленное жилье взиматься не должна. По достижению 18 лет я расторгла договор найма с Жилкомхозом г.Орши, т.к. сразу после окончания школы я поступила в университет, но жилье оставалось за мной закрепленным. По вине Оршанского горисполкома жилье было передано другим лицам без указания срока найма для проживания. После окончания университета, мне было отказано в предоставлении этих двух комнат, в связи с истечением срока давности. После жалоб в Витебский облисполком мне было предоставлено жилье социального пользования (1-комнатная квартира, 34,75 кв.м общей площадью). Ответ, полученный из Витебского облисполкома, подтверждает, что это произошло по вине Оршанского исполкома. Я считаю, что нарушены мои права, как лица из числа детей-сирот, т.к. мне выделили жилье другого статуса и несоответствие положенных жилых метров. Куда мне обращаться, чтобы мне вернули жилье государственного найма для дальнейшей приватизации, т.к. это социальное жилье, что мне дали, я не могу приватизировать, а деньги взимали 18 лет за закрепленное жилье из моего пособия.
Вопрос является сложным, не содержит необходимой конкретики, поэтому однозначно ответить без ознакомления с документами не представляется возможным. Рекомендуем обратиться к адвокату лично с документами для получения юридической помощи.
Понимаю, что вопрос не совсем относится к участникам конференции. Но задавали уже и министру труда, и министру образования. Сфера приемного родительства сейчас регулируется двумя разными отраслями права: семейным и трудовым. Конкуренция норм разрешается очень своеобразно: за дисциплинарный проступок в рамках трудовых отношений применяют, как правило, семейно-правовую ответственность - отстраняют от обязанностей опекуна. Несмотря на то, что нельзя точно определить срок нашей деятельности (точный срок нахождения ребенка в семье), срок трудового договора устанавливается конкретный: 1 мес., 2 мес., 1 год, и т.д. Затем постоянно продлеваются трудовые договоры на очередной 1 мес., 2 мес., 1 год. На все наши указания, что это противоречит ст. 17 Трудового кодекса, не обращает внимание ни один из министров. Невозможно к приемным родителям применить и нормы Трудового кодекса о рабочем времени, рабочем месте, праздничных, выходных днях. С большим трудом реализуются нормы о ежегодном трудовом отпуске. Чаще трудовой отпуск оформляется только документально, реально воспользоваться им как временем отдыха, приемный родитель не может. На время трудового отпуска приемным родителям настоятельно рекомендовано (и это закреплено в Положении о приемной семье) отдавать приемных детей в приют. При этом не учитывается, что приемный родитель является опекуном своего приемного ребенка. Само Положение о приемной семье находится в противоречии с вышестоящими законодательными актами (напр.Законом РБ "О здравоохранении", в части предмета врачебной тайны). Пункт 50 Положения о приемной семье противоречит Закону РБ "О местном управлении и самоуправлении". У местных Советов депутатов по закону нет тех полномочий, которые на них возложило Положение о приемной семье. На все обращения получаем откровенные отписки. Государство у нас правовое и социальное. Однако подзаконные акты (Положения: о приемной семье, о детском доме семейного типа, о детской деревне) находятся в явных противоречиях с Конституцией, законами РБ. Куда, в какой форме нам следует обратиться, какой механизм задействовать, чтобы на проблемы и на явные "правовые ляпы" в сфере сиротства, замещающего родительства, обратили внимание компетентные должностные лица?
Частью 1 статьи 158 закона «О конституционном судопроизводстве» предусмотрена возможность обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в Конституционный Суд Республики Беларусь с заявлением о возбуждении производства по делу об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.
Полагая, что отдельные нормы Положения о приемной семье, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 N 1678 (ред. от 05.02.2014), противоречат Конституции и другим законодательным актам, автор вопроса вправе обратиться в Конституционный суд в целях возбуждения производства по делу об устранении в указанном положении пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.
Полагая, что отдельные нормы Положения о приемной семье, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 N 1678 (ред. от 05.02.2014), противоречат Конституции и другим законодательным актам, автор вопроса вправе обратиться в Конституционный суд в целях возбуждения производства по делу об устранении в указанном положении пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.
Учреждение ССО согласно п.37 положения о порядке распределения выпускников, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.06.2011 г. №821, ведет персональный учет выпускников в течение сроков обязательной работы по распределению. Так, выпускник учреждения ССО дневной бюджетной формы обучения зачислен в УВО (дневная бюджетная форма обучения) в 2008 году. Был отчислен в 2013 году по собственному желанию. Каковы действия учреждения ССО? Спасибо.
Данная отрасль правоотношений, в том числе действия учреждений образования, регулируется Кодексом «Об образовании», а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011г. №821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, рабочих и служащих», а также другими нормативными актами. Пунктом 37 указанного постановления предусмотрено, что учреждения образования обязаны вести учет выпускников в течение сроков обязательной работы по распределению. Если в данной конкретной ситуации имеются основания для взыскания денежных средств, затраченных государством для обучения данного выпускника (учащегося), то учреждению образования в соответствии со своими полномочиями и функциями необходимо инициировать вопрос о взыскании данных средств в соответствии с требованиями законодательства. Дать более полный ответ не представляется возможным в связи с недостаточностью информации, содержащейся в вопросе.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста!!! Я устроилась на работу по трудовому договору, проработала ровно 2 часа стажировки. И решила уехать назад на Украину. В отделе кадров меня отказались увольнять. Я сказала, что тогда увольняйте за прогулы. Они категорически отказались увольнять. Медицинскую комиссию я не проходила даже. Но работать в супермаркете я должна была, хотя по закону я не имею права работать с продуктами без медкомиссии. Будут ли у меня проблемы с получением нового разрешения на работу в другом предприятии?
Согласно ст. 35 ТК РБ трудовой договор может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Основаниями прекращения трудового договора являются:
1) соглашение сторон (статья 37);
2) истечение срока действия срочного трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 131-З);
3) расторжение трудового договора по желанию (статья 40), или по требованию работника (статья 41), или по инициативе нанимателя (статья 42) (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 131-З);
4) перевод работника, с его согласия, к другому нанимателю или переход на выборную должность; 5) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 131-З);
6) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 44);
7) расторжение трудового договора с предварительным испытанием (статья 29).
В том случае, если вами заключен трудовой договор на неопределенный срок, то согласно ст.49 работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом нанимателя письменно за один месяц. С согласия сторон и в случаях, предусмотренных в коллективном договоре, трудовой договор может быть расторгнут до истечения срока предупреждения. При наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы (состояние здоровья, пенсионный возраст, радиоактивное загрязнение территории и другие случаи), а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора наниматель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
Получение разрешения на работу у другого нанимателя регулируется законом «О внешней трудовой миграции», в котором указаны основания аннулирования специального разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, выдаваемой нанимателю.
1) соглашение сторон (статья 37);
2) истечение срока действия срочного трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 131-З);
3) расторжение трудового договора по желанию (статья 40), или по требованию работника (статья 41), или по инициативе нанимателя (статья 42) (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 131-З);
4) перевод работника, с его согласия, к другому нанимателю или переход на выборную должность; 5) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации (в ред. Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 131-З);
6) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 44);
7) расторжение трудового договора с предварительным испытанием (статья 29).
В том случае, если вами заключен трудовой договор на неопределенный срок, то согласно ст.49 работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом нанимателя письменно за один месяц. С согласия сторон и в случаях, предусмотренных в коллективном договоре, трудовой договор может быть расторгнут до истечения срока предупреждения. При наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы (состояние здоровья, пенсионный возраст, радиоактивное загрязнение территории и другие случаи), а также в случаях нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора наниматель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
Получение разрешения на работу у другого нанимателя регулируется законом «О внешней трудовой миграции», в котором указаны основания аннулирования специального разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, выдаваемой нанимателю.
Я работаю официально в Польше водителем дальнобойщиком. Ежегодно предоставляю справки о доходах, по которым видно, что я уплачиваю налоги в РП в размере 18%. Налоговые органы в г. Бобруйске еще начисляют мне доплату подоходного налога. По какому праву? Ведь подоходный налог у нас в республике 12%? За 2013 год я заплатил более 4 млн. рублей. Хотя свои заработанные деньги семья тратит в нашей республике!
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества подписано 18 ноября 1992 г. и ратифицировано постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10 июня 1993 г. N 2363-XII.
В соответствии с принципами устранения двойного налогообложения (ст. 23 Соглашения) в стране резидентства налогоплательщика из суммы налога на доходы производится вычет суммы налога, уплаченного в стране источника выплаты. Если национальным законодательством страны резидентства предусмотрен более льготный режим, вычет не может превышать той части налога с дохода, которая была подсчитана до предоставления такого вычета.
Подтверждением суммы уплаченного за рубежом налога для целей применения положения об устранении двойного налогообложения в своем государстве является справка налогового органа по месту постановки на учет налогового агента, удержавшего с доходов нерезидента налог.
Налоговым законодательством Республики Беларусь предусмотрен более льготный режим подоходного налога - 12%. Следовательно, налоговые органы г.Бобруйска не имеют права начислять доплату подоходного налога, поскольку налог уплачен в Польше в большем размере -18%.
В соответствии с принципами устранения двойного налогообложения (ст. 23 Соглашения) в стране резидентства налогоплательщика из суммы налога на доходы производится вычет суммы налога, уплаченного в стране источника выплаты. Если национальным законодательством страны резидентства предусмотрен более льготный режим, вычет не может превышать той части налога с дохода, которая была подсчитана до предоставления такого вычета.
Подтверждением суммы уплаченного за рубежом налога для целей применения положения об устранении двойного налогообложения в своем государстве является справка налогового органа по месту постановки на учет налогового агента, удержавшего с доходов нерезидента налог.
Налоговым законодательством Республики Беларусь предусмотрен более льготный режим подоходного налога - 12%. Следовательно, налоговые органы г.Бобруйска не имеют права начислять доплату подоходного налога, поскольку налог уплачен в Польше в большем размере -18%.
Какими нормативно-правовыми актами устанавливается порядок личного досмотра и изъятия личных вещей у гражданина, подозреваемого в совершении административного правонарушения?
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок досмотра и изъятия вещей, является Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь (ПИКоАП, глава 8). Дополнительно данные процедуры регламентируются рядом постановлений Совета Министров Республики Беларусь в зависимости от состава административного правонарушения.