ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 21 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Петр Романович, Минск
Я - пенсионер по возрасту (мне 78 лет, но я продолжаю работать). Я имею квартиру в Минске и дом в Гомельской области. Имею ли я льготы по уплате налогов в отношении этих квартиры и дома?
В отношении квартиры вы имеете льготу в виде полного освобождения от уплаты налога на недвижимость. Что касается дома, то право на льготу зависит от того, зарегистрированы или нет в этом доме трудоспособные лица. Если в принадлежащем вам доме не зарегистрированы по месту жительства трудоспособные лица, то вы имеете право на льготу, независимо от того, работаете вы или нет.
Корр. БЕЛТА
Как обстоят дела с подготовкой проекта указа о борьбе с зарплатой в конвертах?
Что касается работы по искоренению серых зарплат, то налоговыми органами она ведется активно и довольно давно.

Как вы знаете, в сокрытии серой заработной платы участвуют две стороны - наниматель и работник. Наниматель не начисляет белую зарплату, а работник не уплачивает соответствующие налоги. Если мы вскрываем такой факт, то ответственность ложится на обе стороны. Нанимателю начисляются определенные налоги и социальные платежи. Работнику, который принимал такую зарплату, начисляется подоходный налог, применяются соответствующие санкции за несвоевременную уплату и пеня. Проектом указа предусматривается освобождение его от ответственности. Думаю, что введение такой меры позволит налоговым органам чаще выявлять соответствующие правонарушения.

Государственные органы поддержали инициативу министерства. На сегодняшний день проект указа согласован заинтересованными органами и готовится к дальнейшему движению.
Корр. БЕЛТА
Расскажите, пожалуйста, поподробнее об акции "Право на службе людям".
Акция проводится в комплексной работе Министерства юстиции, Республиканской коллегии адвокатов, Белорусской нотариальной палатой, Министерства по налогам и сборам и другими госорганами по правовому просвещению населения. Мероприятие проходит в новом формате, его главная задача - довести наиболее злободневную и интересную информацию до граждан, особенно в регионы. В Минске и областных центрах у людей больше возможностей получить юридическую помощь, консультацию. Мы разработали специальные буклеты, которые в течение акции будут находиться в юридических консультациях, нотариальных палатах и инспекциях налоговых органов. Каждый человек сможет получить этот буклет вместе с консультацией нужного специалиста. Предполагается активное выступление адвокатов и нотариусов в средствах массовой информации. Акция станет новым шагом повышения качества правового просвещения, чтобы люди знали свои права и обязанности и могли их реализовывать, знали, куда можно обратиться за помощью.

Виктор Чайчиц: Я хочу обратить внимание, что в законе об адвокатуре и адвокатской деятельности в Беларуси закреплены две главные задачи адвокатов - оказание юридической помощи и правовое воспитание граждан. Самая главная цель акции - рассказать и показать людям, что с помощью права можно решать все жизненные вопросы.

Наталья Борисенко: Основная задача Белорусской нотариальной палаты - обеспечение доступности и качества нотариального обслуживания, а задача нотариата в целом - обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В рамках реализации этой задачи и акции нотариусы в каждом районе имеют возможность оказать правовую помощь всем, кто обращается к ним. Мы достаточно часто проводим подобные акции, и наша помощь очень востребована. Конечно, нотариусы не могут ответить на все вопросы - только на те темы, что находятся в их компетенции. Согласно статистике, в Беларуси на 1 ноября текущего года дано более 51 тыс. бесплатных консультаций в рамках таких акций.

Виктор Чайчиц: Что касается адвокатуры, я думаю, число таких консультаций около 1 тыс.

Сергей Шкут: Мне бы хотелось отметить огромный вклад в информационно-разъяснительную работу Министерства по налогам и сборам. Налоговые органы Беларуси ежегодно проводят около 25 тыс. пресс-мероприятий и примерно 1,5 тыс. тематических акций. Мы с большим удовольствием поддержали идею акции "Право на службе людям", потому что мы сможем затронуть самую активную часть нашего населения - физических лиц, которые являются налогоплательщиками. Проанализировав работу нашего call-центра, в который могут обращаться граждане для консультаций, мы обнаружили самые горячие темы - земля, недвижимость и деятельность нотариальных палат. Проведение акции позволит еще более повысить налоговую культуру физических лиц и снять какую-то нагрузку с нотариусов.
Корр. БЕЛТА
Как планируется развивать сферу электронного администрирования налогов? Каких новшеств ждать в ближайшее время?
Работа в сфере электронного администрирования налогов постоянно совершенствуется. Мы должны постоянно предлагать плательщикам новые электронные сервисы, и это делается. В текущем году был предложен ряд новых электронных сервисов, работа продолжится и в следующем году.

Поскольку наша аудитория состоит в основном из физических лиц, стоит остановиться на новом электронном сервисе, который мы представили нашим плательщикам - физическим лицам. Он позволяет им получать извещения на уплату налога на землю и недвижимость в электронном виде.

В соответствии с законодательством, до 1 августа налоговые органы должны известить плательщиков в письменном виде о необходимости до 15 ноября уплатить земельный налог и налог на недвижимость. Ранее эта работа осуществлялась путем направления извещения по почтовому адресу плательщика. Поскольку многие адресаты утверждали, что не всегда получают эти извещения, мы передоложили им воспользоваться новым электронным сервисом получения таких извещений на электронный ящик. Для этого необходимо обратиться в налоговый орган, предоставить паспорт, заявление и указать свой электронный адрес. На этот адрес со следующего года начнут поступать электронные извещения. Хочется отметить, что эта работа ведется очень активно - налоговые органы уже принимают такие заявления.

Также действует достаточно широкий спектр электронных услуг, касающихся юридических лиц. Это в том числе возможность подавать в электронном виде любые документы, справки и, соответственно, получать их обратно на электронный адрес. Кроме того, создан личный кабинет плательщика, где он может получить информацию о своих платежах и задолженностях. Предоставлена возможность записаться на прием к руководящему составу налогового органа, в том числе министру, через интернет.

В планах - расширение получения возможности бесконтактного общения. Так, будет отшлифована работа электронных сервисов, в том числе оптимизирована работа с банками.
Корр. БЕЛТА
Институт медиации в нашей стране появился относительно недавно. Сколько человек уже получили свидетельства медиаторов? Из каких сфер эти люди: адвокаты, психологи...?
Каждый желающий может получить ответ на этот вопрос, посетив сайт Министерства юстиции. По последним данным, свидетельства медиаторов получили 108 человек. Специалисты представляют самые разные сферы. Конечно, как того требует закон, все они должны иметь высшее (не обязательно юридическое) образование. Среди медиаторов - психологи, преподаватели, адвокаты. В коллегии адвокатов мы отслеживаем, кто из юристов имеет статус медиатора. Если возникают вопросы, где мы видим, что адвокат-медиатор в этом случае поможет лучше, мы стараемся направлять граждан именно к таким специалистам. На сегодняшний день адвокаты-медиаторы наиболее востребованы в разрешении семейных конфликтов, судебных процессах о наследстве. Те стороны, которые воспользовались услугами медиатора, как правило, остаются довольны разрешением спора: они не только пришли к консенсусу с противником, но и сохранили с ним добрые отношения.
Мазец И.И.
Как часто вы пользуетесь новой нотариальной услугой письменного обеспечения доказательств? Как она может помочь в судебных процессах и в борьбе с воровством интернет-контента?
В соответствии с новой редакций закона Беларуси о нотариате и нотариальной деятельности, которая вступила в силу в июле 2014 года белорусские нотариусы получили право обеспечения письменных доказательств для рассмотрения дел в суде, в том числе общедоступной информации, записанной буквами либо выполненной в форме цифровой, графической записи, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет. И нотариус на сегодняшний день может заверить протокол осмотра таких доказательств и подтвердить, что информация размещалась в интернете по конкретному адресу в определенный промежуток времени. Ранее такие действия осуществляли и российские коллеги. Заверенные ими протоколы принимались в качестве доказательств и в белорусских судах. Но такая услуга применительна не только к интернету. И раньше наши нотариусы, если была такая необходимость, иногда заверяли подписи гражданина, не заверяя сути написанного. Такие случаи вызывали споры, правильно это или нет, но они были. Оценивать доказательство и решать, насколько оно убедительно, приходилось суду.
Писарь Евгений, Минск
Как вы относитесь к планируемому введению института досудебного соглашения? Не станет ли этот институт возможностью для сделок со следствием?
Считаю, что это достаточно прогрессивный институт. Последний вопрос достаточно дискуссионный, и опасность, на самом деле, присутствует. Об этом говорят и практики, и теоретики. Институт вводится для того, чтобы предотвратить серьезные преступления и, может быть, даже снисходительно отнестись к человеку, который совершил незначительное правонарушение. К примеру, гражданин украл мешок картошки, и он знает о существование банды, которая уже несколько лет занимается рэкетом. Конечно, государству и обществу выгоднее простить его и обезвредить банду. Есть опасность, что в таком случае мелкий вор будет постоянно совершать преступления и обманывать милицию. Поэтому к этому вопросу надо подходить очень осторожно. Также следует выработать критерии, в каких случаях преступник может иметь право на "прощение" и когда соглашения между им и правоохранителями будет полезным.
Регина Мечиславовна, Лепель
Каков средний месячный заработок адвоката в Беларуси? Насколько верно представление о том, что некоторые адвокаты втягивают клиентов в заведомо затяжные судебные процессы, чтобы больше заработать?
Средняя оплата труда адвоката за один месяц по итогам 2013 года составила Br9 млн в Минске и областных центрах. Однако в районных центрах цифра намного ниже.

Выражение, что адвокаты втягивают клиентов в затяжные процессы, чтобы больше заработать, из старого анекдота: когда молодой адвокат успешно разрешил дело, с которым его отец не мог справиться 5 лет, он получил укор от родственника, что этот судебный процесс кормил их семью. Мне неизвестны такие случаи. Хотя я не исключаю, что люди могут иногда надеяться на более быстрое разрешение конфликта. Но ведь не все зависит от адвокатов. Если спор нельзя закончить после одного судебного разбирательства, то, скорее всего, не могло быть иначе. Сегодня и суды, и адвокаты настроены на быстрое разрешение спорных ситуаций. Адвокаты-медиаторы изначально понимают, что могут вести дело, например, по наследству, и более года. Но они делают все возможное, чтобы примирить стороны как можно скорее. Если человек видит, что адвокат специально затягивает процесс, то необходимо обратиться к заведующему юридической консультацией или к руководителю бюро, или к председателю территориальной коллегии адвокатов. Там всегда разберутся в этой ситуации, и если окажется, что защитник затягивал дело, то он ответит очень серьезно за это. Потому что главная цель адвокатуры - оказывать гражданам юридическую помощь, а не думать о том, как заработать на клиенте больше денег.
Борис Ольга Валерьевна
При покупке нового автомобиля из Российской Федерации возвращается ли НДС или утилизационный сбор в РБ?
Взимание утилизационного сбора в отношении ввозимых (ввезенных) в Республику Беларусь транспортных средств, указанных в абзацах третьем - пятом подпункта 1.2 пункта 1 указа от 4 февраля 2014 г. № 64, осуществляется таможенными органами и не относится к компетенции налоговых органов.
Ходина Людмила Дмитриевна, Солигорск
Не согласны со стоимостью дома на приватизацию - куда обращаться? Списываются ли проценты на несовершеннолетних детей с кредита на приватизацию?
В соответствии со статьей 141 Жилищного кодекса Республики Беларусь стоимость объектов приватизации определяется в порядке, установленном Советом Министров, с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации, комиссиями местных исполнительных и распорядительных органов, а также иных государственных органов, других организаций.

В случае несогласия с актом оценки жилого помещения вы вправе обратиться с соответствующей жалобой в суд в порядке ст. 353 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

Действующее законодательство Республики Беларусь по предоставлению льготных кредитов гражданам не предусматривает кредитование приватизации жилищного фонда.

Однако следует учесть, что под приватизацией жилых помещений понимается приобретение гражданами в собственность занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законодательством. Следовательно, если гражданин несет расходы на приватизацию жилья, он также вправе воспользоваться имущественным вычетом (при соблюдении вышеназванных условий). При этом к вычету принимаются только суммы, непосредственно внесенные в оплату стоимости приватизируемой квартиры.
Без имени, г. Борисов
"О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей". Совет Министров Республики Беларусь от 27 июня 2011г.№850 (рег.№5/34048 от 29.06.2011г.) постановил: 1.2.пункт 2 изложить в следующей редакции: 2"Закреплению за детьми подлежат жилые помещения государственного и частного жилищного фонда, нанимателями или собственниками которых являются их родители (единственный родитель) и в которых на момент утраты попечения родителей (ед.родителя) дети были зарегистрированы по месту жительства или проживали без регистрации по месту жительства". Мой воспитанник прописан в квартире, нанимателем которой является бабушка. За ребенком закреплено ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ. Исполком отказывает в постановке на учет на получение социального жилья, ссылаясь на то, что хватает кв. м. на одного прописанного в этой квартире п.п.3.1.2.п.3.Положения (обеспеченность общей площадью жилого помещения более 15 кв.м. на одного человека). Правомерно ли не ставят ребенка-сироту на учет на получение социального жилья. Каким законодательством оговаривается закрепление ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ жилым помещением в отношении к ребенку-сироте (родители не являются ни нанимателями, ни собственниками), и как закрепленное право пользования жилым помещением (прописка у бабушки) является основанием отказа в постановке на учет на получение социального жилья. Спасибо.
Жилое помещение социального пользования предназначается для проживания граждан, имеющих право на получение такого жилого помещения, а также членов их семей. Категории таких граждан установлены в статье 111 Жилищного кодекса РБ, в соответствии с которой право на получение жилого помещения социального пользования имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак до достижения совершеннолетнего возраста, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их принятия на учет в составе семьи родителей при наличии оснований, предусмотренных частью 1 подпункта 1.3 пункта 1 статьи 35 Жилищного кодекса РБ, согласно которой, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они не имеют в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений.
Тарасова Ольга Ричардовна, Орша
Мы с мужем - работающие приемные родители, приемная семья оформлена на меня, я совместитель. Нельзя ли моему мужу доплачивать вторую часть от ставки, т.к. на 1.600 тысяч прокормить и одеть 16-летнего ребенка невозможно, приходится ущемлять своих детей. Воспитываю ребенка уже 12 лет.
В соответствии с пунктом 1 Положения о приемной семье, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 №1678 (ред. от 05.02.2014), приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, а также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора, заключаемых управлением (отделом) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения органа опеки и попечительства, принявшего решение о создании приемной семьи.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор - с одним из них.

Поскольку из содержания вопроса следует, что трудовой договор заключен с автором вопроса, следовательно, законных оснований для начисления каких-либо выплат другому приемному родителю с учетом требований действующего законодательства о приемных семьях, не имеется.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси