Вопросы конференции
С какого возраста гражданин получает право на осуществление предпринимательской деятельности?
В соответствии с частью второй статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Согласно пункту 1 статьи 22 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
Согласно статье 20 ГК способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В то же время в случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме, соответственно, с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.
Исходя из положений пункта 1 статьи 26 ГК несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.
В соответствии с положениями статьи 18 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (КоБС) брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. В исключительных случаях, обусловленных беременностью, рождением ребенка, а также в случае приобретения несовершеннолетним полной дееспособности до достижения совершеннолетия (эмансипации) орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может снизить лицам, вступающим в брак, брачный возраст, но не более чем на три года (т.е. до 15 лет).
Таким образом, по общему правилу гражданин приобретает дееспособность в полном объеме и в связи с этим получает право на осуществление предпринимательской деятельности с восемнадцати лет.
Из этого правила существуют два исключения, при которых возрастной ценз для приобретения полной дееспособности снижается и гражданин приобретает право на занятие предпринимательской деятельностью:
с 16 лет - если в соответствии с пунктом 1 статьи 26 ГК по решению органов опеки и попечительства, с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным (эмансипация);
с 15 лет - если несовершеннолетнему при вступлении в брак был снижен брачный возраст в соответствии со статьей 18 КоБС.
Согласно пункту 1 статьи 22 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
Согласно статье 20 ГК способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В то же время в случае, когда законодательством допускается эмансипация или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме, соответственно, с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.
Исходя из положений пункта 1 статьи 26 ГК несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.
В соответствии с положениями статьи 18 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (КоБС) брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. В исключительных случаях, обусловленных беременностью, рождением ребенка, а также в случае приобретения несовершеннолетним полной дееспособности до достижения совершеннолетия (эмансипации) орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может снизить лицам, вступающим в брак, брачный возраст, но не более чем на три года (т.е. до 15 лет).
Таким образом, по общему правилу гражданин приобретает дееспособность в полном объеме и в связи с этим получает право на осуществление предпринимательской деятельности с восемнадцати лет.
Из этого правила существуют два исключения, при которых возрастной ценз для приобретения полной дееспособности снижается и гражданин приобретает право на занятие предпринимательской деятельностью:
с 16 лет - если в соответствии с пунктом 1 статьи 26 ГК по решению органов опеки и попечительства, с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным (эмансипация);
с 15 лет - если несовершеннолетнему при вступлении в брак был снижен брачный возраст в соответствии со статьей 18 КоБС.
Какие меры ответственности применяются к физическому лицу, не осуществляющему предпринимательскую деятельность, в случае реализации им кофе и чая как на территории рынка, так и вне территории рынка?
Подпунктом 1.5 пункта 1 указа №222 "О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами" установлено, что на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах запрещается реализация физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, товаров, за исключением реализации следующих товаров, в случае если торговля ими не ограничена или не запрещена законодательством:
созданных этими физическими лицами произведений живописи, графики, скульптуры, предметов народных промыслов, продукции ремесленной деятельности;
продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных;
непродовольственных товаров, бывших в употреблении у этих физических лиц и (или) членов их семьи;
лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции;
продукции, указанной в абзаце третьем части первой пункта 1-1 статьи 294 Налогового кодекса, при наличии документов, предусмотренных в частях второй и третьей пункта 1-1 статьи 294 НК.
Согласно части первой подпункта 1.6 пункта 1 указа №222 реализация физическими лицами товаров, не перечисленных в подпункте 1.5 пункта 1 указа №222, на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, а равно в иных местах, торговля в которых в соответствии с законодательством не допускается, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин.
Право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном в части первой подпункта 1.6 пункта 1 указа №222, предоставлено, в том числе, и уполномоченным должностным лицам налоговых органов.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный частью первой подпункта 1.6 пункта 1 указа №222, будет иметь место в следующих ситуациях:
физическое лицо осуществляет реализацию товаров, не перечисленных в подпункте 1.5 пункта 1 указа №222, в не установленных для торговли местах. Например, реализация новой одежды, чая, кофе на улицах вблизи магазинов, остановок общественного транспорта;
физическое лицо осуществляет реализацию товаров, не перечисленных в подпункте 1.5 пункта 1 указа №222, в установленных для торговли местах (на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах). Например, реализация новой одежды, чая, кофе, парфюмерии, стиральных порошков на рынках.
При выявлении таких фактов в отношении физического лица составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с подпунктом 1.6 указа №222, а во второй ситуации предъявляется к уплате единый налог в соответствии с пунктом 2-1 статьи 299 НК в случае реализации товаров, отнесенных к товарным группам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 296 НК.
Неоднократное (два и более раз) установление фактов реализации физическим лицом товаров в нарушение требований подпункта 1.5 пункта 1 указа №222, повлекшие привлечение к административной ответственности, является основанием для квалификации действий такого лица по части 1-1 статьи 12.7 КоАП (незаконная предпринимательская деятельность).
созданных этими физическими лицами произведений живописи, графики, скульптуры, предметов народных промыслов, продукции ремесленной деятельности;
продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных;
непродовольственных товаров, бывших в употреблении у этих физических лиц и (или) членов их семьи;
лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции;
продукции, указанной в абзаце третьем части первой пункта 1-1 статьи 294 Налогового кодекса, при наличии документов, предусмотренных в частях второй и третьей пункта 1-1 статьи 294 НК.
Согласно части первой подпункта 1.6 пункта 1 указа №222 реализация физическими лицами товаров, не перечисленных в подпункте 1.5 пункта 1 указа №222, на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, а равно в иных местах, торговля в которых в соответствии с законодательством не допускается, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин.
Право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном в части первой подпункта 1.6 пункта 1 указа №222, предоставлено, в том числе, и уполномоченным должностным лицам налоговых органов.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный частью первой подпункта 1.6 пункта 1 указа №222, будет иметь место в следующих ситуациях:
физическое лицо осуществляет реализацию товаров, не перечисленных в подпункте 1.5 пункта 1 указа №222, в не установленных для торговли местах. Например, реализация новой одежды, чая, кофе на улицах вблизи магазинов, остановок общественного транспорта;
физическое лицо осуществляет реализацию товаров, не перечисленных в подпункте 1.5 пункта 1 указа №222, в установленных для торговли местах (на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах). Например, реализация новой одежды, чая, кофе, парфюмерии, стиральных порошков на рынках.
При выявлении таких фактов в отношении физического лица составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с подпунктом 1.6 указа №222, а во второй ситуации предъявляется к уплате единый налог в соответствии с пунктом 2-1 статьи 299 НК в случае реализации товаров, отнесенных к товарным группам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 296 НК.
Неоднократное (два и более раз) установление фактов реализации физическим лицом товаров в нарушение требований подпункта 1.5 пункта 1 указа №222, повлекшие привлечение к административной ответственности, является основанием для квалификации действий такого лица по части 1-1 статьи 12.7 КоАП (незаконная предпринимательская деятельность).
Индивидуальный предприниматель приобретает на территории Российской Федерации за наличный расчет товары для последующей розничной продажи. Российский продавец выдал индивидуальному предпринимателю накладную и товарный чек. Вправе ли индивидуальный предприниматель осуществлять транспортировку товаров от продавца до места хранения на личном автомобиле, а также дальнейшее хранение товаров на основании указанных документов? Какими документами оформить отпуск товаров в реализацию?
В соответствии с подпунктом 1.12 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:
подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, - в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;
подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации - в местах реализации.
До 1 июля 2014 года индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющие розничную торговлю, по товарам, ввезенным в Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза, имели право реализовывать их без вышеназванных документов.
С 1 июля 2014 года в соответствии с частью первой подпункта 1.1 пункта 1 указа № 222 "О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами" индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении розничной торговли товарами, отнесенными к товарным группам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 296 НК, обязаны обеспечить наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) таких товаров, в местах их хранения, реализации и при их перевозке (транспортировке).
Таким образом, индивидуальные предприниматели, независимо от применяемых ими режимов налогообложения, с 1 июля 2014 года, обязаны обеспечить:
в местах реализации - наличие документов, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при условии, что такие товарно-материальные ценности поступают напрямую от поставщика (продавца) непосредственно в места реализации, в ином случае - наличие документов на отпуск товаров из мест хранения в места реализации;
в местах хранения - наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей в места хранения;
при транспортировке - наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) транспортируемых товарно-материальных ценностей.
Согласно пункту 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Министерства финансов от 18.12.2008 №192 (Инструкция №192), ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товары, поступающие из-за пределов республики, принимаются на учет на основании документов, выписанных грузоотправителем.
В свою очередь, согласно подпункту 1.1 пункта 1 указа №222 документами, подтверждающими приобретение товаров на территории государств - членов Таможенного союза за наличный расчет индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог, являются первичные учетные документы, предусмотренные законодательством государства, на территории которого приобретены товары, с приложением к ним кассовых (товарных) чеков, квитанций или других документов, подтверждающих оплату, а также счетов-фактур, если их оформление предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого приобретены товары.
Учитывая приведенные нормы законодательства, индивидуальные предприниматели, независимо от применяемых ими режимов налогообложения, вправе при перевозке товаров (приобретенных на территории государств - членов Таможенного союза) на рейсовых автобусах, поездах, на собственном автомобильном транспорте транспортировать их до места разгрузки (торгового объекта ИП, места хранения на территории Беларуси) только на основании подтверждающих приобретение этих товаров документов, выписанных грузоотправителем - продавцом государства – члена Таможенного союза.
При поступлении товаров с территории государств - членов ТС непосредственно в место реализации товаров индивидуального предпринимателя либо в место хранения (например, на домашний адрес ИП, склад), индивидуальному предпринимателю достаточно в указанных местах иметь на такие товары документы, подтверждающие их приобретение, выписанные грузоотправителем-продавцом государства – члена Таможенного союза.
При поступлении товаров с территории государств - членов Таможенного союза непосредственно в место хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад) их дальнейший отпуск в место реализации индивидуальный предприниматель должен оформить накладной формы ТТН-1 (если товар в торговый объект перемещается автомобильным транспортом индивидуального предпринимателя) либо накладной формы ТН-2 (если товар в торговый объект перемещается без участия транспорта, например, на тележке, в руках в сумке и т.п.).
подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, - в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;
подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации - в местах реализации.
До 1 июля 2014 года индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющие розничную торговлю, по товарам, ввезенным в Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза, имели право реализовывать их без вышеназванных документов.
С 1 июля 2014 года в соответствии с частью первой подпункта 1.1 пункта 1 указа № 222 "О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами" индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении розничной торговли товарами, отнесенными к товарным группам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 296 НК, обязаны обеспечить наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) таких товаров, в местах их хранения, реализации и при их перевозке (транспортировке).
Таким образом, индивидуальные предприниматели, независимо от применяемых ими режимов налогообложения, с 1 июля 2014 года, обязаны обеспечить:
в местах реализации - наличие документов, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при условии, что такие товарно-материальные ценности поступают напрямую от поставщика (продавца) непосредственно в места реализации, в ином случае - наличие документов на отпуск товаров из мест хранения в места реализации;
в местах хранения - наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей в места хранения;
при транспортировке - наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) транспортируемых товарно-материальных ценностей.
Согласно пункту 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Министерства финансов от 18.12.2008 №192 (Инструкция №192), ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товары, поступающие из-за пределов республики, принимаются на учет на основании документов, выписанных грузоотправителем.
В свою очередь, согласно подпункту 1.1 пункта 1 указа №222 документами, подтверждающими приобретение товаров на территории государств - членов Таможенного союза за наличный расчет индивидуальными предпринимателями, уплачивающими единый налог, являются первичные учетные документы, предусмотренные законодательством государства, на территории которого приобретены товары, с приложением к ним кассовых (товарных) чеков, квитанций или других документов, подтверждающих оплату, а также счетов-фактур, если их оформление предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого приобретены товары.
Учитывая приведенные нормы законодательства, индивидуальные предприниматели, независимо от применяемых ими режимов налогообложения, вправе при перевозке товаров (приобретенных на территории государств - членов Таможенного союза) на рейсовых автобусах, поездах, на собственном автомобильном транспорте транспортировать их до места разгрузки (торгового объекта ИП, места хранения на территории Беларуси) только на основании подтверждающих приобретение этих товаров документов, выписанных грузоотправителем - продавцом государства – члена Таможенного союза.
При поступлении товаров с территории государств - членов ТС непосредственно в место реализации товаров индивидуального предпринимателя либо в место хранения (например, на домашний адрес ИП, склад), индивидуальному предпринимателю достаточно в указанных местах иметь на такие товары документы, подтверждающие их приобретение, выписанные грузоотправителем-продавцом государства – члена Таможенного союза.
При поступлении товаров с территории государств - членов Таможенного союза непосредственно в место хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад) их дальнейший отпуск в место реализации индивидуальный предприниматель должен оформить накладной формы ТТН-1 (если товар в торговый объект перемещается автомобильным транспортом индивидуального предпринимателя) либо накладной формы ТН-2 (если товар в торговый объект перемещается без участия транспорта, например, на тележке, в руках в сумке и т.п.).
Физическое лицо имеет в собственности нежилое помещение. Имеет ли право физическое лицо сдать в аренду данное помещение одному юридическому лицу? Возникает ли в данном случае необходимость у физического лица регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя?
В соответствии с пунктом 1 статьи 578 Гражданского кодекса в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, определенные сторонами в договоре, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Согласно статье 579 Гражданского кодекса право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Таким образом, физическое лицо может передавать в аренду принадлежащие ему помещения.
Статьей 1 Гражданского кодекса определено, что предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Учитывая указанные положения Гражданского кодекса, можно сделать вывод, что если деятельность физического лица по сдаче в аренду недвижимости носит разовый характер и в его намерениях не усматривается направленности на систематическое получение прибыли, то такая деятельность не рассматривается как предпринимательская. Доходы, полученные от такой деятельности, облагаются подоходным налогом в соответствии с главой 16 Налогового кодекса Республики Беларусь.
В случае, когда деятельность направлена на систематическое получение дохода, например, сдача в аренду недвижимости одновременно нескольким субъектам по нескольким договорам, то деятельность содержит признаки предпринимательской. Для ее осуществления физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и уплачивать налоги в соответствии с действующим законодательством как индивидуальный предприниматель.
Такая деятельность, осуществляемая физическим лицом без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, является незаконной и влечет применение мер ответственности в соответствии с частью 1прим.1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Согласно статье 579 Гражданского кодекса право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Таким образом, физическое лицо может передавать в аренду принадлежащие ему помещения.
Статьей 1 Гражданского кодекса определено, что предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Учитывая указанные положения Гражданского кодекса, можно сделать вывод, что если деятельность физического лица по сдаче в аренду недвижимости носит разовый характер и в его намерениях не усматривается направленности на систематическое получение прибыли, то такая деятельность не рассматривается как предпринимательская. Доходы, полученные от такой деятельности, облагаются подоходным налогом в соответствии с главой 16 Налогового кодекса Республики Беларусь.
В случае, когда деятельность направлена на систематическое получение дохода, например, сдача в аренду недвижимости одновременно нескольким субъектам по нескольким договорам, то деятельность содержит признаки предпринимательской. Для ее осуществления физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и уплачивать налоги в соответствии с действующим законодательством как индивидуальный предприниматель.
Такая деятельность, осуществляемая физическим лицом без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, является незаконной и влечет применение мер ответственности в соответствии с частью 1прим.1 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Индивидуальный предприниматель применяет общеустановленную систему налогообложения. За I квартал 2014 г. применил профессиональный налоговый вычет в размере 10 %. Обязан ли предприниматель применять профессиональный налоговый вычет в размере 10 % до конца года?
В соответствии с подпунктом 1.1 статьи 168 Налогового кодекса Республики Беларусь индивидуальные предприниматели — плательщики подоходного налога имеют право применить профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 статьи 169 НК определено, что фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности, определяются такими плательщиками самостоятельно на основании документов, подтверждающих такие расходы.
Вместо получения профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики - индивидуальные предприниматели имеют право применить профессиональный налоговый вычет в размере 10% общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности.
Таким образом, индивидуальному предпринимателю - плательщику подоходного налога предоставлено право самостоятельно выбрать один из установленных НК порядков применения профессионального налогового вычета, определенных статьей 168 НК, при этом НК не содержит ограничений по периоду применения выбранного порядка.
С учетом изложенного при исчислении подоходного налога за первое полугодие и за последующие отчетные периоды 2014 года при наличии документов, подтверждающих расходы, предприниматель вправе применить профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
Пунктом 1 статьи 169 НК определено, что фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности, определяются такими плательщиками самостоятельно на основании документов, подтверждающих такие расходы.
Вместо получения профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики - индивидуальные предприниматели имеют право применить профессиональный налоговый вычет в размере 10% общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности.
Таким образом, индивидуальному предпринимателю - плательщику подоходного налога предоставлено право самостоятельно выбрать один из установленных НК порядков применения профессионального налогового вычета, определенных статьей 168 НК, при этом НК не содержит ограничений по периоду применения выбранного порядка.
С учетом изложенного при исчислении подоходного налога за первое полугодие и за последующие отчетные периоды 2014 года при наличии документов, подтверждающих расходы, предприниматель вправе применить профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
Физическое лицо осуществляло розничную торговлю детской одеждой 4 дня в месяц на рынке. Может ли данное физическое лицо после 1 июля 2014 г. продолжать осуществление такой розничной торговли по дням, не регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя?
В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 №222 "О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами" с 1 июля 2014 года физические лица вправе реализовывать на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах следующие товары:
созданные этими физическими лицами произведения живописи, графики, скульптуры, предметы народных промыслов, продукцию ремесленной деятельности;
продукцию цветоводства, декоративных растений, их семена и рассаду, животных;
непродовольственные товары, бывшие в употреблении у этих физических лиц и (или) членов их семьи;
лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию;
сельскохозяйственную продукцию, выращенную в личном подсобном хозяйстве, что подтверждается соответствующей справкой.
Таким образом, с 1 июля 2014 года осуществлять деятельность по реализации иных товаров (не указанных в подп. 1.5 п. 1 указа №222) физическое лицо имеет право только после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
созданные этими физическими лицами произведения живописи, графики, скульптуры, предметы народных промыслов, продукцию ремесленной деятельности;
продукцию цветоводства, декоративных растений, их семена и рассаду, животных;
непродовольственные товары, бывшие в употреблении у этих физических лиц и (или) членов их семьи;
лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию;
сельскохозяйственную продукцию, выращенную в личном подсобном хозяйстве, что подтверждается соответствующей справкой.
Таким образом, с 1 июля 2014 года осуществлять деятельность по реализации иных товаров (не указанных в подп. 1.5 п. 1 указа №222) физическое лицо имеет право только после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель планирует выполнять мелкие ремонтные работы в квартирах граждан. К таким работам будут относиться замена смесителей, розеток, навешивание карнизов, картин, полок, ковров, установка шкафов и антресолей, подключение светильников и тому подобные работы. Какой налог уплачивается индивидуальным предпринимателем при оказании данных работ гражданам?
В соответствии с подпунктом 1.1.1 пункта 1 статьи 294 Налогового кодекса объектом налогообложения единым налогом признается для плательщиков - индивидуальных предпринимателей оказание потребителям услуг (выполнение работ), указанных в подпунктах 1.3-1.40 пункта 1 статьи 296 НК. Причем под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 294 НК).
Перечень работ и услуг, перечисленных в подпунктах 1.3–1.40 пункта 1 статьи 296 НК, сформирован на основании общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности", в котором дается описание группировок (перечислены виды деятельности, составляющие группировку и не включенные в нее).
В соответствии с ОКРБ 005-2006 мелкие ремонтные работы в квартирах граждан будут классифицироваться в соответствующих группировках в зависимости от вида работ, например:
45310 "Электромонтажные работы":
навешивание и подключение светильников;
замена розеток;
45330 "Санитарно-технические работы":
чистка сливных канализационных сифонов и труб;
замена смесителей;
45420 "Столярные и плотничные работы":
навешивание карнизов, картин, полок, ковров и т.п.;
установка шкафов и антресолей;
установка дверей и окон, дверных и оконных блоков, коробок, оснащения кухонь, лестничных клеток, оснащения магазинов и т.п. из деревянных или других материалов;
установка потолков, деревянной обшивки стен, передвижных перегородок и т.п.
Электромонтажные, санитарно-технические, столярные и плотничные работы относятся к видам деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог (подп. 1.15 п. 1 ст. 296 НК).
Согласно пункту 2 статьи 296 НК индивидуальные предприниматели при осуществлении видов деятельности, указанных в подпунктах 1.3–1.40 пункта 1 статьи 296 НК, не вправе применять иной порядок налогообложения в отношении этих видов деятельности.
Таким образом, в случае оказания вышеперечисленных услуг, работ гражданам индивидуальный предприниматель будет являться плательщиком единого налога по ставке, установленной в населенном пункте, в котором будет осуществляться деятельность.
Перечень работ и услуг, перечисленных в подпунктах 1.3–1.40 пункта 1 статьи 296 НК, сформирован на основании общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности", в котором дается описание группировок (перечислены виды деятельности, составляющие группировку и не включенные в нее).
В соответствии с ОКРБ 005-2006 мелкие ремонтные работы в квартирах граждан будут классифицироваться в соответствующих группировках в зависимости от вида работ, например:
45310 "Электромонтажные работы":
навешивание и подключение светильников;
замена розеток;
45330 "Санитарно-технические работы":
чистка сливных канализационных сифонов и труб;
замена смесителей;
45420 "Столярные и плотничные работы":
навешивание карнизов, картин, полок, ковров и т.п.;
установка шкафов и антресолей;
установка дверей и окон, дверных и оконных блоков, коробок, оснащения кухонь, лестничных клеток, оснащения магазинов и т.п. из деревянных или других материалов;
установка потолков, деревянной обшивки стен, передвижных перегородок и т.п.
Электромонтажные, санитарно-технические, столярные и плотничные работы относятся к видам деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог (подп. 1.15 п. 1 ст. 296 НК).
Согласно пункту 2 статьи 296 НК индивидуальные предприниматели при осуществлении видов деятельности, указанных в подпунктах 1.3–1.40 пункта 1 статьи 296 НК, не вправе применять иной порядок налогообложения в отношении этих видов деятельности.
Таким образом, в случае оказания вышеперечисленных услуг, работ гражданам индивидуальный предприниматель будет являться плательщиком единого налога по ставке, установленной в населенном пункте, в котором будет осуществляться деятельность.
Я готовлюсь к выходу на пенсию. У меня есть дача. Буду ли я как пенсионер по возрасту иметь льготы по уплате налогов на землю и недвижимость?
Да, будете. В отношении земельного участка и расположенной на нем дачи вы, как пенсионер по возрасту, будете иметь право на освобождение от земельного налога и налога на недвижимость. Такая льгота предоставляется с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу. В рассматриваемой ситуации льгота представляется с месяца, в котором вам исполнится 55 лет.
У меня есть гараж. И организация хочет его арендовать. Могу ли я сдать гараж в аренду организации? Если да, то кто в этом случае будет платить налоги на землю и недвижимость?
До момента сдачи гаража в аренду плательщиком налогов являетесь вы. Если вы будете являться пенсионером по возрасту, то в отношении гаража вы будете освобождаться от налога на недвижимость. При сдаче гаража в аренду организации плательщиком налога на недвижимость в отношении гаража будет признаваться организация - арендатор.
На своем земельном участке я строю жилой дом. Строительство продвигается не очень быстро: у дома, как говорится, нет ни окон, ни дверей, а еще ни отделки, ни канализации. Но я получил извещение на уплату налога на недвижимость. Почему? Мы ведь еще не проживаем в этом доме?
Если у строящегося вами жилого дома есть фундамент, стены и крыша, то для целей налогообложения такой дом признается объектом незавершенного строительства, в отношении которого производится уплата налога на недвижимость.
При этом если у вас тяжелое материальное положение, вы имеете право обратиться в местный Совет депутатов с заявлением о рассмотрении вопроса об освобождении вас от уплаты налога на недвижимость.
При этом если у вас тяжелое материальное положение, вы имеете право обратиться в местный Совет депутатов с заявлением о рассмотрении вопроса об освобождении вас от уплаты налога на недвижимость.
У меня есть дачный домик и небольшой земельный участок в пригороде Минска. Хотелось бы узнать, как исчисляются налог на недвижимость и земельный налог? Интересуюсь потому, что раньше в нашем дачном кооперативе вывешивались сведения для оплаты. В этом году казначей товарищества их почему-то не вывесила. При этом извещение на уплату налога я не получала.
Исчисление налога на недвижимость и земельного налога физическим лицам производится налоговым органом. Уплата налогов производится плательщиком на основании извещения налогового органа, в частности, путем внесения сумм налога садоводческим товариществам, которые осуществляют прием денежных средств и перечисление их в бюджет, или самостоятельно плательщиком через банки, почтовые отделения, инфокиоски и т.п.
В текущем году налог на недвижимость и земельный налог необходимо уплатить не позднее 17 ноября (15 ноября приходится на выходной день). Если по каким-то причинам вы не получили извещение на уплату налогов, рекомендую вам обратиться в налоговый орган по месту расположения объектов недвижимости за извещением.
Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Сведения о такой стоимости ежегодно представляются в налоговые органы землеустроительными службами.
Налог на недвижимость в отношении дачи исчисляется исходя из ее стоимости, определенной по состоянию на 1 января года, за который производится исчисление налога. Порядок определения такой стоимости для целей исчисления налога на недвижимость определен указом от 28 марта 2008 № 187. В частности, оценочную стоимость определяют территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. При отсутствии оценочной стоимости, стоимость для исчисления налога определяется налоговыми органами исходя из базовой расчетной стоимости одного квадратного метра дачи. Ставка налога - 0,1% от такой стоимости. Однако местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать) ставку налога, но не более чем в два раза. Если такое решение принято, то ставка налога может быть не 0,1 %, а чуть больше или чуть меньше.
В текущем году налог на недвижимость и земельный налог необходимо уплатить не позднее 17 ноября (15 ноября приходится на выходной день). Если по каким-то причинам вы не получили извещение на уплату налогов, рекомендую вам обратиться в налоговый орган по месту расположения объектов недвижимости за извещением.
Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Сведения о такой стоимости ежегодно представляются в налоговые органы землеустроительными службами.
Налог на недвижимость в отношении дачи исчисляется исходя из ее стоимости, определенной по состоянию на 1 января года, за который производится исчисление налога. Порядок определения такой стоимости для целей исчисления налога на недвижимость определен указом от 28 марта 2008 № 187. В частности, оценочную стоимость определяют территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. При отсутствии оценочной стоимости, стоимость для исчисления налога определяется налоговыми органами исходя из базовой расчетной стоимости одного квадратного метра дачи. Ставка налога - 0,1% от такой стоимости. Однако местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать) ставку налога, но не более чем в два раза. Если такое решение принято, то ставка налога может быть не 0,1 %, а чуть больше или чуть меньше.
Я член садоводческого кооператива. Налоги на землю и недвижимость плачу через наше правление. Но там часто закрыто, ходить приходится не раз. Скажите, пожалуйста, а могу ли я самостоятельно получать извещение из налоговых органов и самостоятельно уплачивать налоги?
Безусловно. Извещение ежегодно вручается налоговым органом плательщикам налогов. Если по каким-то причинам вы не получили извещение налогового органа, я рекомендую вам обратиться в налоговый орган по месту расположения принадлежащих вам объектов недвижимости за получением такого извещения. Уплата налога на недвижимость и земельного налога может быть произведена любым удобным для вас способом: путем их внесения в садоводческое товарищество или самостоятельно через банки, отделения почтовой связи, через инфокиоск и т.п.