Вопросы конференции
Будет ли в текущем году принято постановление правительства по переносам рабочих дней на 2015 год?
Предложения по переносам рабочих дней в 2015 году в настоящее время прорабатываются с заинтересованными и будут представлены правительству. Как и в предыдущем году, эти предложения будут касаться всего 2015 года.
Здравствуйте, Марианна Акиндиновна! У меня вопрос, актуальный для всех бюджетников. Когда возможно следующее повышение тарифной ставки первого разряда?
В текущем году размер тарифной ставки первого разряда повышался дважды: с 1 апреля и с 1 мая с Br260 тыс. до Br275 тыс. Кроме того, правительством был принят ряд решений по повышению заработной платы отдельным категориям бюджетников.
Так, с 1 апреля повышена зарплата работникам учреждений образования при реализации ими образовательных программ дошкольного образования и медработникам, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях и оказывающим скорую (неотложную) медицинскую помощь.
С 1 сентября вступили в силу постановления Совета Министров №818 и №819, которые предусматривают меры по повышению заработной платы педагогическим работникам учреждений образования (в первую очередь, воспитателям и учителям) путем увеличения размеров надбавок за квалификационные категории; отдельным работникам учреждений образования (кроме учреждений высшего образования) путем установления повышения тарифных ставок (окладов) от 10% до 20%; врачам-специалистам, медицинским работникам, имеющим среднее специальное образование, младшим медицинским сестрам по уходу за больными, няням, сестрам-хозяйкам, санитаркам бюджетных организаций путем установления повышения тарифных ставок (окладов) от 30% до 60% с сохранением приоритета в оплате труда работников участковой службы и службы скорой медицинской помощи.
Очевидно, что увеличение заработной платы работников бюджетной сферы осуществляется с учетом целого ряда факторов. Основой повышения является рост тарифной ставки первого разряда. В настоящее время возможность ее очередного повышения прорабатывается заинтересованными государственными органами исходя из финансовых возможностей государства.
Так, с 1 апреля повышена зарплата работникам учреждений образования при реализации ими образовательных программ дошкольного образования и медработникам, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях и оказывающим скорую (неотложную) медицинскую помощь.
С 1 сентября вступили в силу постановления Совета Министров №818 и №819, которые предусматривают меры по повышению заработной платы педагогическим работникам учреждений образования (в первую очередь, воспитателям и учителям) путем увеличения размеров надбавок за квалификационные категории; отдельным работникам учреждений образования (кроме учреждений высшего образования) путем установления повышения тарифных ставок (окладов) от 10% до 20%; врачам-специалистам, медицинским работникам, имеющим среднее специальное образование, младшим медицинским сестрам по уходу за больными, няням, сестрам-хозяйкам, санитаркам бюджетных организаций путем установления повышения тарифных ставок (окладов) от 30% до 60% с сохранением приоритета в оплате труда работников участковой службы и службы скорой медицинской помощи.
Очевидно, что увеличение заработной платы работников бюджетной сферы осуществляется с учетом целого ряда факторов. Основой повышения является рост тарифной ставки первого разряда. В настоящее время возможность ее очередного повышения прорабатывается заинтересованными государственными органами исходя из финансовых возможностей государства.
Здравствуйте! Меня как учителя интересует такой вопрос. В некоторых школах Минска в прошлом учебном году проводился эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда. Каковы результаты его проведения и будут ли они распространяться на другие учреждения образования республики? Спасибо.
По поручению Президента в 2013-2014 учебном году в шести учреждениях общего среднего образования Минска и Гомеля Министерством образования с участием Министерства труда и соцзащиты, Министерства финансов проводился эксперимент по апробации отраслевой системы оплаты труда педагогических работников.
Основной целью эксперимента являлось совершенствование оплаты труда педагогических работников путем учета и дифференцированной оплаты различных видов работ, осуществляемых педагогами помимо выполнения непосредственной учебной нагрузки. На апробацию отраслевой системы оплаты труда были выделены средства местных бюджетов, предусмотренных на образование, в размере до 20% фонда заработной платы педагогических работников.
Среднемесячная заработная плата педагогических работников, участвующих в эксперименте, в зависимости от их тарификации и квалификации, выполняемой работы увеличилась на Br900-1800 тыс., или на 20-40% по сравнению со средней заработной платой по отрасли. С 1 сентября 2014 года эксперимент продолжен, а с 1 января 2015 года круг его участников предполагается расширить.
Основной целью эксперимента являлось совершенствование оплаты труда педагогических работников путем учета и дифференцированной оплаты различных видов работ, осуществляемых педагогами помимо выполнения непосредственной учебной нагрузки. На апробацию отраслевой системы оплаты труда были выделены средства местных бюджетов, предусмотренных на образование, в размере до 20% фонда заработной платы педагогических работников.
Среднемесячная заработная плата педагогических работников, участвующих в эксперименте, в зависимости от их тарификации и квалификации, выполняемой работы увеличилась на Br900-1800 тыс., или на 20-40% по сравнению со средней заработной платой по отрасли. С 1 сентября 2014 года эксперимент продолжен, а с 1 января 2015 года круг его участников предполагается расширить.
У меня такой вопрос. Много говорится о планируемом переходе от централизованного регулирования вопросов оплаты труда в бюджетной сфере к сочетанию централизованного и децентрализованного.
Собственно, в чем разница? И когда этот переход возможен?
Централизованное регулирование - это когда на уровне государства устанавливаются размеры, виды и порядок начисления и выплаты составляющих заработной платы работников бюджетных организаций. При этом права руководителей бюджетных организаций ограничены.
Сочетание централизованного и децентрализованного регулирования позволяет передать часть функций государственным органам и руководителям бюджетных организаций, например, по определению видов, размеров и порядка осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам.
Нужно предоставлять больше свободы руководителю конкретной организации в выборе подходов к мотивации работников на результативный труд.
Кроме того, такой подход позволит значительно упростить существующую систему оплаты труда работников бюджетных организаций и сделать ее более мобильной.
Сочетание централизованного и децентрализованного регулирования позволяет передать часть функций государственным органам и руководителям бюджетных организаций, например, по определению видов, размеров и порядка осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам.
Нужно предоставлять больше свободы руководителю конкретной организации в выборе подходов к мотивации работников на результативный труд.
Кроме того, такой подход позволит значительно упростить существующую систему оплаты труда работников бюджетных организаций и сделать ее более мобильной.
Каков в Беларуси уровень занятости населения в трудоспособном возрасте? Как этот показатель соотносится с аналогичными в других странах?
Уровень занятости населения (отношение численности занятых в экономике к численности трудовых ресурсов) в последние несколько лет в республике составлял от 70% до 80%.
По результатам данных баланса трудовых ресурсов за 2013 год, уровень занятости в Беларуси в 2013 году составляет 75,9%.
По данным Евростата, уровень занятости в 2013 году в Греции был 43,3%, в Италии - 49,9%, в Польше - 57,6%, во Франции - 65,5%, в Австрии - 70,8%, в Германии - 72,3%.
По результатам данных баланса трудовых ресурсов за 2013 год, уровень занятости в Беларуси в 2013 году составляет 75,9%.
По данным Евростата, уровень занятости в 2013 году в Греции был 43,3%, в Италии - 49,9%, в Польше - 57,6%, во Франции - 65,5%, в Австрии - 70,8%, в Германии - 72,3%.
17-18 сентября в Министерстве труда и социальной защиты проходили рабочие встречи с экспертами Института национального страхования Израиля. 18 сентября состоялась встреча с министром абсорбции Государства Израиль Софой Ландвер. В ходе встреч обсуждались вопросы сотрудничества в области пенсионного обеспечения. Достигнуты ли конкретные договоренности, например, о подготовке двустороннего соглашения? Каков возраст выхода на пенсию в Израиле?
В ходе встреч представители Минтруда и соцзащиты и израильские эксперты обменялись информацией о действующих в обеих странах системах социальной защиты, обсудили общие подходы по сотрудничеству в области пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Республики Беларусь и Государства Израиль. После всестороннего обсуждения была достигнута договоренность о начале работы над проектом соглашения в области пенсионного обеспечения.
Возраст выхода на пенсию в Израиле значительно выше, чем в Беларуси. Так, по информации представителей Института национального страхования, возраст, дающий право на получение пособия по старости независимо от дохода, для мужчин составляет 70 лет, для женщин - 67 лет, и этот возраст для женщин постоянно повышается. Женщины, родившиеся после мая 1950 года, смогут получить пособие по старости по достижении 70 лет.
Возраст выхода на пенсию в Израиле значительно выше, чем в Беларуси. Так, по информации представителей Института национального страхования, возраст, дающий право на получение пособия по старости независимо от дохода, для мужчин составляет 70 лет, для женщин - 67 лет, и этот возраст для женщин постоянно повышается. Женщины, родившиеся после мая 1950 года, смогут получить пособие по старости по достижении 70 лет.
Как идет в организациях Беларуси процесс внедрения гибких систем оплаты труда?
В настоящее время коммерческим организациям предоставлены широкие права и возможности в применении различных систем оплаты труда. Следует отметить, что те организации, которые заинтересованы в стимулировании своих работников за производительный и эффективный труд, пошли по пути совершенствования систем оплаты труда, делая их более гибкими.
Коммерческие организации внедряют гибкие системы оплаты труда с середины 2011 года. Количество таких организаций возросло с 288 на 1 января 2012 года до 7 тыс. 520 на 1 июля 2014 года, то есть более чем в 26 раз.
Процесс внедрения гибких систем оплаты труда в реальном секторе экономики продолжается. Как показала практика, предприятия предпочитают использовать опыт тех организаций, которые уже их внедрили. С этой целью на базе организаций, внедривших и успешно использующих гибкие системы оплаты труда, периодически проводятся республиканские и региональные семинары. Это, например, такие организации, как ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод", КУП "Витебский кондитерский комбинат "Витьба", ОАО "Лакокраска", УП "Агрокомбинат "Ждановичи" и другие.
Коммерческие организации внедряют гибкие системы оплаты труда с середины 2011 года. Количество таких организаций возросло с 288 на 1 января 2012 года до 7 тыс. 520 на 1 июля 2014 года, то есть более чем в 26 раз.
Процесс внедрения гибких систем оплаты труда в реальном секторе экономики продолжается. Как показала практика, предприятия предпочитают использовать опыт тех организаций, которые уже их внедрили. С этой целью на базе организаций, внедривших и успешно использующих гибкие системы оплаты труда, периодически проводятся республиканские и региональные семинары. Это, например, такие организации, как ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод", КУП "Витебский кондитерский комбинат "Витьба", ОАО "Лакокраска", УП "Агрокомбинат "Ждановичи" и другие.
Когда состоится финал конкурса "Семья года"? В каких заданиях будут соревноваться семьи?
Второй республиканский конкурс "Семья года - 2014" - одно из значимых событий. В первую очередь потому, что сохранение и укрепление семейных ценностей, поддержка семьи являются приоритетом государственной семейной и социальной политики.
Инициатива проведения конкурса принадлежит Министерству труда и социальной защиты и ОО "Белорусский союз женщин". Конкурс проходит под патронатом правительства.
В финале, который состоится 24 октября в Минске, примут участие семь семей - победителей региональных этапов конкурса. Семьи очень разные, но объединяет их то, что все они многодетные (самая большая - из Волковыска, в ней воспитываются 13 детей).
Семьи будут участвовать в трех конкурсных заданиях. Первое - "Родовод". Семьи должны будут представить историю своего рода, семейные обычаи и традиции, спортивные и творческие увлечения и достижения. Это своеобразная визитная карточка семьи. Конечно, здесь очень важна глубина исследования родословной, ведь семья только тогда прочная, когда она помнит, чтит, бережно хранит и передает из поколения в поколение историю и традиции своего рода.
Второе задание - представление социального проекта "Моя семья - моя страна". Суть конкурсного задания - презентация активной жизненной позиции членов семьи, их вклад в общественно-полезную и культурную жизнь региона, республики в целом. Хотелось бы, чтобы представленные проекты можно было воплотить в жизнь.
Конкурс-сюрприз - это решение нестандартной педагогической ситуации на тему "Отцы и дети".
Программа пребывания конкурсантов в Минске интересная и насыщенная. Победителей конкурса, а также всех финалистов ждут призы и подарки.
Инициатива проведения конкурса принадлежит Министерству труда и социальной защиты и ОО "Белорусский союз женщин". Конкурс проходит под патронатом правительства.
В финале, который состоится 24 октября в Минске, примут участие семь семей - победителей региональных этапов конкурса. Семьи очень разные, но объединяет их то, что все они многодетные (самая большая - из Волковыска, в ней воспитываются 13 детей).
Семьи будут участвовать в трех конкурсных заданиях. Первое - "Родовод". Семьи должны будут представить историю своего рода, семейные обычаи и традиции, спортивные и творческие увлечения и достижения. Это своеобразная визитная карточка семьи. Конечно, здесь очень важна глубина исследования родословной, ведь семья только тогда прочная, когда она помнит, чтит, бережно хранит и передает из поколения в поколение историю и традиции своего рода.
Второе задание - представление социального проекта "Моя семья - моя страна". Суть конкурсного задания - презентация активной жизненной позиции членов семьи, их вклад в общественно-полезную и культурную жизнь региона, республики в целом. Хотелось бы, чтобы представленные проекты можно было воплотить в жизнь.
Конкурс-сюрприз - это решение нестандартной педагогической ситуации на тему "Отцы и дети".
Программа пребывания конкурсантов в Минске интересная и насыщенная. Победителей конкурса, а также всех финалистов ждут призы и подарки.
Вопрос касается дальнейшего совершенствования пенсионной системы. Планируется ли усиление мотивации работников к более длительной трудовой деятельности?
Любая пенсионная система заинтересована в продолжительной официальной трудовой деятельности работников.
В нашем законодательстве присутствуют нормы о "премировании" граждан в размере пенсии за продолжение работы после достижения общего пенсионного возраста без получения пенсии. Так, за первый год такой работы пенсия повышается на 6% заработка для исчисления пенсии, за второй - дополнительно на 8%, за третий - на 10%, за четвертый - на 12%, за пятый и последующие годы работы - на 14%. Мы отслеживаем востребованность данной нормы. По оценкам, число работников, воспользовавшихся возможностью повысить размер пенсии, постепенно растет.
В ближайшее время планируется задействовать и иные механизмы стимулирования продолжительной работы.
Рассматривается возможность увеличения в размере пенсии "цены" последних лет длительного стажа.
В нашем законодательстве присутствуют нормы о "премировании" граждан в размере пенсии за продолжение работы после достижения общего пенсионного возраста без получения пенсии. Так, за первый год такой работы пенсия повышается на 6% заработка для исчисления пенсии, за второй - дополнительно на 8%, за третий - на 10%, за четвертый - на 12%, за пятый и последующие годы работы - на 14%. Мы отслеживаем востребованность данной нормы. По оценкам, число работников, воспользовавшихся возможностью повысить размер пенсии, постепенно растет.
В ближайшее время планируется задействовать и иные механизмы стимулирования продолжительной работы.
Рассматривается возможность увеличения в размере пенсии "цены" последних лет длительного стажа.
Как в Беларуси в последние годы изменяется пенсионная нагрузка на работников?
По методике ООН, население, в котором доля людей в возрасте 65 лет и старше составляет более 7%, считается старым. Старение населения - общемировая тенденция. К старому относится население большинства европейских стран. Например, в Италии и Германии 21% жителей в возрасте 65 лет и старше, в Швеции и Греции - 19%, в Австрии, Бельгии, Болгарии, Португалии, Латвии, Финляндии - 18%. По данным статистики, удельный вес населения в таком возрасте в Беларуси составляет 13,9%.
В настоящее время в органах по труду, занятости и соцзащите пенсии выплачиваются 2 млн 550 тыс. человек, или более чем 27% населения. Из них более 2 млн человек получают пенсии по возрасту, из которых 337 тыс. пенсии назначены ранее достижения общего пенсионного возраста.
В 2010 году на 100 занятых в экономике Беларуси приходилось 56 пенсионеров, в текущем году - 60.
В настоящее время в органах по труду, занятости и соцзащите пенсии выплачиваются 2 млн 550 тыс. человек, или более чем 27% населения. Из них более 2 млн человек получают пенсии по возрасту, из которых 337 тыс. пенсии назначены ранее достижения общего пенсионного возраста.
В 2010 году на 100 занятых в экономике Беларуси приходилось 56 пенсионеров, в текущем году - 60.
С 17 сентября текущего года вступил в силу закон, которым Министерству труда и социальной защиты предоставляются полномочия на ежеквартальное утверждение бюджета прожиточного минимума. Как будет строиться эта работа?
В развитие Закона Республики Беларусь от 7 мая 2014 года "О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума" Советом Министров принято постановление от 4 сентября 2014 года №865 "Об утверждении прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и Положения о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения", которое вступило в силу 17 сентября 2014 года одновременно с законом. Постановление №865 содержит четкий алгоритм расчета БПМ. Кстати, ежеквартальный расчет бюджета прожиточного минимума осуществлялся министерством с 1999 года.
В соответствии с постановлением №865 бюджеты прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения будут утверждаться постановлениями Министерства труда и социальной защиты на следующие периоды действия (как и ранее утверждалось правительством): в ценах декабря - с 1 февраля по 30 апреля; в ценах марта - с 1 мая по 31 июля; в ценах июня - с 1 августа по 31 октября; в ценах сентября - с 1 ноября по 31 января.
В соответствии с постановлением №865 бюджеты прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения будут утверждаться постановлениями Министерства труда и социальной защиты на следующие периоды действия (как и ранее утверждалось правительством): в ценах декабря - с 1 февраля по 30 апреля; в ценах марта - с 1 мая по 31 июля; в ценах июня - с 1 августа по 31 октября; в ценах сентября - с 1 ноября по 31 января.
Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2014-2015 годы содержит рекомендации о включении порядка и условий индексации заработной платы работников в коллективные договора, соглашения. Может ли в коллективном договоре (соглашении) коммерческой организации устанавливаться иной порядок индексации, отличающийся от предусмотренного законодательством?
Правовые основы индексации заработной платы работников коммерческих организаций установлены Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1990 года "Об индексации доходов населения с учетом инфляции".
В соответствии с законом возмещение потерь от инфляции работникам коммерческих организаций может осуществляться за счет средств предприятий и организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями). При этом положения коллективного договора (соглашения) являются обязательными для исполнения.
Коллективные договоры (соглашения) могут предусматривать индексацию заработной платы в порядке, установленном законодательством для индексации доходов из бюджетных источников, а могут определять другой (свой) порядок индексации: основание, условия и механизм индексации организацией определяются самостоятельно.
В соответствии с законом возмещение потерь от инфляции работникам коммерческих организаций может осуществляться за счет средств предприятий и организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями). При этом положения коллективного договора (соглашения) являются обязательными для исполнения.
Коллективные договоры (соглашения) могут предусматривать индексацию заработной платы в порядке, установленном законодательством для индексации доходов из бюджетных источников, а могут определять другой (свой) порядок индексации: основание, условия и механизм индексации организацией определяются самостоятельно.