Вопросы конференции
НДС восстанавливается (п.19.15 п.19 ст.107 НК) в сумме 20% от себестоимости произведенных материалов.
НК не устанавливает такой обязанности. Следовательно, в отношении недостачи, выявленной в 2017 году, положения п.19.15 п.19 ст. 107 НК не применяются плательщиком, применяющим УСН без НДС.
Путем отражения суммы налоговых вычетов в разделе II декларации по НДС за минусом восстановленных сумм НДС по недостаче.
Промышленная эксплуатация программно-технического комплекса АИС "Учет счетов-фактур" начата с 1 июля 2016 года. Анализ функционирования АИС "Учет счетов-фактур" в целом показывает достаточно стабильную работу Портала электронных счетов-фактур.
МНС совместно с компанией-разработчиком на постоянной основе проводится разъяснительная работа с плательщиками о механизме функционирования электронных счетов-фактур, включая порядок регистрации на Портале, а также работы, направленные на повышение функционала работоспособности АИС "Учет счетов-фактур".
По состоянию на 1 апреля 2017 года в Беларуси состоит на учете 86 882 плательщика НДС, из них 66 845 – организации, 20 037 – индивидуальные предприниматели. Практически все плательщики НДС прошли регистрацию на Портале. Исключение, пожалуй, составляют плательщики, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и находящиеся в стадии ликвидации.
Поставленная министром задача выполняется посредством совершенствования существующей системы камерального контроля, направленного на предотвращение правонарушений и предоставление плательщику права на добровольное исполнение налоговых обязательств без привлечения к административной ответственности. Созданный в АИС "Учет счетов-фактур" функционал предусматривает различные алгоритмы камерального контроля и позволяет работнику инспекции МНС осуществлять проверку финансово-хозяйственных операций плательщика с использованием ЭСЧФ.
Если оценивать показатели работы по камеральному контролю с использованием АИС "Учет счетов-фактур", то можно отметить, что за первый квартал 2017 года сумма налогов, доначисленная в бюджет, составила Br4,7 млн, или 8,1% в общей сумме налогов, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным плательщиками налоговым декларациям на уведомления налоговых органов. Предотвращен необоснованный зачет (возврат из бюджета) сумм НДС в размере Br6,5 млн.
МНС поводит комплексную проработку возможности отмены ограничения вычета сумм входного НДС пределом исчисленного НДС. Реализация данного направления должна осуществляться с учетом возможностей бюджета, поскольку НДС является главной составляющей доходной части бюджета Республики Беларусь. Проведение мероприятий по снятию ограничений по вычету входного НДС предусмотрено в основных направлениях бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2018 год и среднесрочной финансовой программе на 2018-2020 годы.
Следует отменить признак "Не подлежит вычету" и восстановить дату наступления права на вычет, а затем осуществить передачу вычетов филиалам в порядке, установленном п.41 Инструкции №15.
Вычет осуществляется в общеустановленном порядке после подписания электронной цифровой подписью полученного филиалом ЭСЧФ. Например, при передаче вычетов головной организацией 25 мая (строка 3 ЭСЧФ – 31 мая) вычет у филиала за май осуществляется при подписании ЭСЧФ по 20 июня, если отчетный период – календарный месяц (ч.6 п. 6-1 ст.107 НК).
Министерством по налогам и сборам направлены в Минфин предложения в Налоговый кодекс Республики Беларусь на 2018 год. В отношении налога на добавленную стоимость, в частности, предусматривается возможность применения ставки НДС в размере 20% по оборотам по возмещению, не признаваемым объектом налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 2.12.2 пункта 2 статьи 93 НК (обороты по возмещению арендодателю (лизингодателю) арендатором (лизингополучателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (финансовой арендой (лизингом)), не включенной в сумму арендной платы (лизингового платежа)), путем отражения указанных оборотов в налоговой декларации (расчете) по НДС и, соответственно, выставлять ЭСЧФ в порядке, предусмотренном для оборотов по реализации, с возможностью принятия к вычету сумм входного НДС по таким приобретенным работам (услугам).
Также предусмотрено увеличение срока выставления ЭСЧФ, направляемых плательщиком на Портал, до 20-го числа. В частности, по экспортно-импортным операциям, при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам, при реализации товаров по "расчетной" ставке НДС, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах республики.
Предлагается увеличить с двух до трех рабочих дней срок выставления (направления) ЭСЧФ, если по истечении общего срока (10-е число) выставления (направления) ЭСЧФ не наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав либо отсутствуют подтверждающие наступление момента фактической реализации таких товаров (работ, услуг), имущественных прав сведения или оформленные в установленном порядке первичные учетные документы.
Кроме того, предлагается закрепить обязанность создания итогового ЭСЧФ за отчетный период в отношении оборотов по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобождаемых от НДС.
Еще одно предложение - не создавать ЭСЧФ при ввозе в Беларусь товаров, освобождаемых от НДС, взимаемого таможенными или налоговыми органами.
Для иностранных организаций, оказывающих электронные услуги, установлена форма заявления о постановке на налоговый учет и форма декларации по НДС. Полную информацию о порядке подачи заявления, постановки на учет, возникновении объекта налогообложения можно получить на сайте МНС . Информация опубликована на русском и английском языках.
Помимо этого, в настоящее время проводятся работы по открытию электронного сервиса личного кабинета плательщика (для нерезидента), с помощью которого он сможет взаимодействовать с белорусской налоговой службой.
У налоговых служб всех пяти государств - членов ЕАЭС имеется понимание того, что электронная торговля постепенно занимает все больший объем. Помимо этого, торговля товарами внутри ЕАЭС становится электронной (заказ товаров через интернет и доставка заказа в другое государство). В связи с этим возникла необходимость внесения соответствующих положений в приложение №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
В настоящее время ведется работа по достижению взаимных договоренностей о подготовке соответствующих норм, регламентирующих порядок взимания НДС при электронной торговле между субъектами хозяйствования государств - членов ЕАЭС.
У малого бизнеса период адаптации прошел, практически все работают с ЭСЧФ на Портале. Сейчас основная проблема – поиск причин в расхождении данных по результатам камерального контроля. С учетом этого в текущем году функционал системы будет доработан. Также планируются доработки, касающиеся вычетов. Это позволит более комфортно работать в АИС "Учет счетов-фактур".
Основной вопрос – это интеграция данных из АИС "Учет счетов-фактур" с учетными системами. Некоторые функции уже реализованы, но плательщикам необходим больший функционал – чтобы информация с Портала выгружалась в учетную систему, где ее можно интегрировать по различным признакам (по плательщику, виду сделки и т.д.).
Для оптимизации работы на Портале в текущем году планируется разработать ряд функционалов. Например, для плательщиков, имеющих многофилиальную структуру.
Сегодня предприятия, имеющие многофилиальную структуру, страдают от некачественного заполнения ЭСЧФ контрагентами их филиалов. Один из обязательных реквизитов счета-фактуры для субъекта хозяйствования, имеющего филиалы - номер филиала. Зачастую контрагенты не указывают или неправильно указывают номер филиала, из-за чего все счета-фактуры поступают в головной офис, специалисты которого вынуждены с этим разбираться.
В этом году планируется доработать систему, с тем, чтобы предоставить многофилиальным структурам возможность прямо на Портале ввести так называемый дополнительный код филиала, который и будет участвовать в дальнейшем контроле.
Планируется также усовершенствовать права доступа для многофилиальных структур, что позволит предоставлять пользователю информацию, относящуюся к конкретному филиалу, в котором он работает.
Запланировано усовершенствование отчетности, связанной с филиалами, и другие доработки, которые существенно облегчат работу многофилиальных структур с большими потоками ЭСЧФ.
Также планируется реализовать возможность формирования в личном кабинете субъекта хозяйствования отчета с данными по ЭСЧФ для книги покупок и его выгрузки в файл формата .xls. Это позволит субъектам хозяйствования сократить время на обработку информации из ЭСЧФ, сформировав соответствующие формы отчетов.
Для крупного бизнеса, который работает с огромным количеством счетов-фактур, важно развитие взаимодействия Портала с учетными системами плательщиков, например, возможность аннулирования ЭСЧФ и управления вычетами непосредственно из учетной системы, а также создания дополнительной отчетности, связанной с принятием сумм НДС к вычету, на основе информации из входящих ЭСЧФ.
Мы взяли на себя обязанность предоставить бизнесу такую возможность. Для этого уже у текущем году будет разработан дополнительный функционал - веб-сервисы, предназначенные для аннулирования ЭСЧФ и управления вычетами из учетной системы, отдельные страницы для функционала "Мониторинг сделок", связанные с применением вычетов и перевыставлением НДС.