Вопросы конференции
Дмитрий не может быть освобожден от уплаты сбора. Так как, согласно подпункту 5.14 пункта 5 декрета в период участия в финансировании государственных расходов включается период воспитания в семье матерью или отцом детей в возрасте до 7 лет.
Понятие "семья" приведено в статье 59 Кодекса Республики Беларусь О браке и семье. Согласно данной статье, семья - это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления. При этом к неполной семье относятся женщины, родившие детей вне брака и не состоящие в браке.
От уплаты сбора на финансирование государственных расходов освобождаются граждане, которые в налоговом периоде фактически находились на территории Беларуси менее 183 дней. Таким образом, если Ваша дочь и родственница в 2015 году фактически находились на территории Беларуси менее 183 календарных дней, то плательщиками сбора за 2015 год они не признаются.
Вместе с тем для освобождения от уплаты сбора им необходимо документально подтвердить факт их нахождения за пределами республики.
День выезда (въезда) из (в) Беларуси может быть определен на основании проездных документов, отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, иных документов, позволяющих определить день выезда (въезда). Если на основании отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, невозможно определить период нахождения на территории Беларуси, то гражданам необходимо представить документы, свидетельствующие о нахождении их в Беларуси менее 183 дней.
Это может быть разрешение на временное проживание в иностранном государстве, оформленное в установленном порядке; регистрация в иностранном государстве; документы, подтверждающие место жительства (при его наличии) на территории иностранного государства (договор купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения, предоставления места для проживания в общежитии и другие); документы, подтверждающие выполнение на территории иностранных государств работ по трудовым, гражданско-правовым договорам; иные документы, подтверждающие место фактического нахождения на территории иностранного государства (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) физического лица.
В период участия в финансировании государственных расходов включается период воспитания в семье матерью или отцом детей в возрасте до 7 лет. Таким образом, в случае воспитания вами более 183 дней в 2015 году в семье ребенка до 7 лет вы не будете признаваться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.
Декретом установлены отдельные категории граждан, которые освобождаются от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. К ним, в частности, относятся граждане, которые в календарном году фактически находились на территории Беларусь менее 183 календарных дней. Таким образом, если Вы в 2015 году фактически находились в Беларуси менее 183 календарных дней, то плательщиком сбора за 2015 год вы не признаетесь.
Декретом не установлен перечень документов, подтверждающих факт нахождения либо отсутствия на территории Беларуси более 183 календарных дней в календарном году. Вместе с тем для освобождения от уплаты сбора гражданину необходимо документально подтвердить факт его нахождения за пределами республики. О том, какие документы могут служить таким подтверждением, мы сегодня не раз говорили.
Декретом определены виды налогов, уплата которых влияет на размер сбора на финансирование государственных расходов. Это подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения. Плательщиками данных налогов являются все физические лица, осуществляющие трудовую, предпринимательскую и (или) иную оплачиваемую деятельность.
В отношении косвенных налогов (налог на добавленную стоимость и акцизы) отметим, что плательщиками таких налогов в соответствии с законодательством являются организации и индивидуальные предприниматели, а в отдельных случаях и физические лица.
В то же время плательщиками налога на добавленную стоимость и акцизов являются только те физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при ввозе товаров в Беларусь. Физические лица, приобретающие товары народного потребления, работы, услуги, не являются плательщиками НДС и акцизов.
Таким образом, поскольку плательщиками НДС и акцизов являются не все физические лица, а только лица, ввозящие товары в Беларусь, то учет сумм таких налогов при определении размера сбора на финансирование государственных расходов неправомерен.
Дополнительно отметим, что все граждане, как занятые в экономике, так и не работающие, приобретающие товары либо услуги в Беларуси, действительно косвенно оплачивают налог на добавленную стоимость и акцизы, которые заложены в стоимость таких товаров или услуг. Однако работающие граждане, помимо этого, еще уплачивают подоходный налог с заработной платы и иных доходов, а также отчисления в Фонд социальной защиты населения, в связи с чем в целях обеспечения социальной справедливости при подготовке декрета учитывались только налоги, уплачиваемые с трудовой, предпринимательской и иной оплачиваемой деятельности.
Любой закон устанавливает общие для всех обязанности, не учитывая особенности конкретных ситуаций и тяжелых моментов в жизни отдельных граждан. Для того чтобы не допускать такого усредненного и формального подхода к гражданам нашей страны, Налоговым кодексом предоставлено право местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам освобождать от уплаты налогов отдельных плательщиков, исходя из их имущественного положения. Поэтому для освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в местный исполнительный и распорядительный орган.
Кроме того, до конца года планируется внести изменения в декрет №3. В частности, планируется предоставить местным Советам депутатов или по их поручению местным органам право освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с декретом в период участия в финансировании государственных расходов включается период осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты налогов. Также от уплаты сбора освобождаются граждане, которые за соответствующий налоговый период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин (за 2015 год - 360 рублей).
Если период участия в финансировании государственных расходов у вас менее 183 дней и сумма уплаченных вами налогов составила менее 360 рублей, то вы признаетесь плательщиком сбора на финансирование государственных расходов. При этом сумма сбора на финансирование государственных расходов будет уменьшена на сумму уплаченных вами в 2015 году налогов.
До конца года планируется внести изменения в декрет №3. Проектом предусматривается установление срока уплаты не позднее 20 февраля 2017 года по всем суммам сбора, исчисленным за 2015 год.
Проектом изменений в декрет планируется местным Советам депутатов или по их поручению местным органам власти предоставить возможность освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации. Граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, для освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов вправе будут обратиться с соответствующим заявлением в местный исполнительный и распорядительный орган.
Декретом установлены возрастные критерии, при которых граждане освобождаются от уплаты сбора. Это граждане моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет в налоговом периоде и лица пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), в том числе те, которые достигли в налоговом периоде этого возраста.