Вопросы конференции
В случае невозможности подтверждения времени фактического нахождения на территории иностранного государства документально гражданин вправе представить пояснения. В нем необходимо указать адрес проживания в Российской Федерации, период нахождения на территории иностранного государства, Ф.И.О. и адрес места жительства родственников, предоставивших жилье для проживания. Также можно указать другие сведения, которые могут служить подтверждением времени нахождения гражданина на территории РФ, например пояснения родственников, подтверждающие факт и период его проживания в принадлежащем им жилом помещении.
Продукция пчеловодства является сельскохозяйственной продукцией. Гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, который более 183 дней в календарном году на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, вел личное подсобное хозяйство, в том числе производил продукцию пчеловодства, не является плательщиком сбора.
Если ваш сын в 2015 году не менее 183 дней являлся военнослужащим срочной службы либо иным образом участвовал в финансировании государственных расходов, то он не будет признаваться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.
В соответствии с декретом №3 граждане, которые в календарном году фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней, освобождаются от уплаты сбора на финансирование государственных расходов. Таким образом, если ваша дочь в 2015 году фактически находились в Беларуси менее 183 календарных дней, то плательщиком сбора за 2015 год она не признается.
Для освобождения от уплаты сбора ей необходимо документально подтвердить факт нахождения за пределами республики.
Подтверждение времени фактического нахождения физического лица на территории Беларуси производится на основании данных о въезде или выезде в или из республики. Учитывая отсутствие пограничного контроля между Беларусью и Россией, в налоговый орган можно представить любые другие документы, являющиеся основанием для определения места фактического нахождения гражданина в течение календарного года. Это копии документов, подтверждающих место жительства (при его наличии) на территории иностранного государства (копии договора купли-продажи, найма (поднайма) жилого помещения и другие); копии документов, подтверждающих получение на территории иностранного государства доходов по трудовым, гражданско-правовым договорам; копии иных документов, подтверждающих место фактического нахождения на территории иностранного государства (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) в течение календарного года; копии иных документов, подтверждающих выезд из Беларуси и время пребывания на территории иностранного государства.
Эти документы и (или) пояснения следует направить в налоговый орган любым удобным для вашей дочери способом (представить в налоговый орган лично, почтовым отправлением, в том числе в электронном виде на адрес электронной почты налогового органа по месту регистрации в качестве плательщика).
В соответствии с декретом №3 плательщиками сбора признаются граждане, не участвующие в финансировании государственных расходов либо участвующие в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде. Налоговым периодом сбора признается календарный год. Таким образом, в случае неучастия в финансировании государственных расходов в 2015 году либо участия в таком финансировании менее 183 дней вы будете являться плательщиком сбора.
Декретом установлены периоды, в течение которых граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов. В период участия включается период временной нетрудоспособности, подтвержденной листком временной нетрудоспособности либо справкой о нетрудоспособности.
Налоговые органы в силу своей специализации не располагают информацией о гражданах, получающих образование в дневной форме. Такие сведения в соответствии установлены порядком представляют государственные органы и организации, в чьей ведомственной подчиненности находятся учреждения образования, а также частные учебные заведения.
Факты наличия в сформированной базе плательщиков сбора граждан, обучавшихся на дневной форме получения образования более 183 дней в 2015 году, могут иметь место в случае неполного или недостоверного представления в налоговый орган сведений в отношении таких граждан указанными органами и организациями.
В соответствии с пунктом 11 декрета гражданин, получивший извещение, вправе в течение тридцати календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения, свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении налоговым органом суммы сбора.
Если такие пояснения не представлены, то гражданин обязан уплатить в установленный законодательством срок исчисленную к уплате сумму сбора. За неуплату или неполную уплату суммы сбора на финансирование государственных расходов предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест (часть 10 статьи 13.6 КоАП). Взыскание сбора в этом случае будет проводиться в принудительном порядке.
Согласно декрету от уплаты сбора освобождаются граждане, которые в налоговом периоде были признаны или являлись инвалидами, а также были признаны инвалидами в году, следующем за налоговым периодом (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности). Таким образом, если в 2015 году вы являлись инвалидом, то вы освобождаетесь от уплаты сбора на финансирование государственных расходов.
Согласно декрету в период участия в финансировании государственных расходов включается период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Беларуси. Таким образом, если гражданин в налоговом периоде не менее 183 дней получает пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе, то он не будет являться плательщиком сбора на финансирование государственных расходов.
В период участия в финансировании государственных расходов, согласно декрету, включается период временной нетрудоспособности, подтвержденной листком нетрудоспособности (справкой о нетрудоспособности) или его (ее) дубликатом. В случае невозможности подтвердить факт нетрудоспособности вы будете признаваться плательщиком сбора.
Следует отметить, что любой закон устанавливает общие требования ко всем гражданам страны и не может учитывать особенности в жизни каждого отдельного гражданина. В этой связи Налоговым кодексом предоставлено право местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам освобождать от уплаты налогов отдельных плательщиков, исходя из их имущественного положения. Поэтому для освобождения от уплаты сбора на финансирование государственных расходов вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в местный исполнительный и распорядительный орган по месту жительства.
В связи с принятием декрета №3 в 2015 году заметно возросло количество граждан, осуществляющих ремесленническую деятельность и деятельность по заявительному принципу, не требующую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это, к примеру, репетиторы, домашние работники. Можно констатировать, что после принятия декрета граждане начали активнее решать вопросы со своим трудоустройством.