ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Мотолько Антон, Минск
Минск с каждым годом все больше и больше становится похож на бетонные джунгли. Еще 15 лет назад вдоль проспектов и улиц росли большие деревья. Сейчас видна систематическая работа по тому, чтобы деревьев на улицах города становилось с каждым годом меньше. На месте вырубленных либо засаживают молодые прутики, которые, естественно, погибают в течение года - двух. либо просто перекладывают плитку. Вместо того, чтобы высаживать взрослые (10-ти, 15-летние) деревья, которые могли бы прижиться. Вместо рационального использования городского пространства все или в асфальте, или заложено плиткой. Нормально ли это, и как можно повлиять на такие странные действия городских властей?
Ковхуто Андрей Марленович

Количество зеленых зон не должно уменьшаться. Должна выполняться норма при строительстве по зеленым насаждениям. Существует, во-первых, генеральный план. В нем и дополнительных документах определено количество зеленых насаждений, которые должны быть в районах. Мы всеми возможными способами требуем соблюдать это.

Там есть требования относительно того, чтобы город мог, скажем так, "продуваться", чтобы были такие коридоры, которые позволяют удалять из города вредные вещества. При планировании, безусловно, учитываются все эти экологические факторы.

Мы максимально применяем свои функции, чтобы исключить нарушения. Но есть какие-то моменты, когда, например, дерево ломает ветром. В таких случаях предлагаются компенсационные посадки. Если даже есть какие-то проекты, которые предполагают удаление растительности, то только после консультации со специалистами и получения согласия, все равно должны быть компенсационные посадки.

Здесь нужно контролировать. Законы действуют для всех. И проектные, и строительные организации должны их строго выполнять.

Корр. БЕЛТА
Насколько актуальна для нас проблема борьбы с незаконной торговлей дикими животными?
Ковхуто Андрей Марленович

Актуальна. Минприроды уделяет ей большое внимание. Во-первых, наше министерство отвечает за виды, которые подлежат международной охране. Ведомство выдает разрешения на перемещение редких видов, включая даже цирковых животных.

Такие виды, как вы знаете, есть в наших зоопарках. Все редкие животные регистрируются в Минприроды. Их численность и перемещение контролируются. Надо сказать, что мы хотим усилить работу в этом направлении. Пользуясь случаем, напоминаем, что такие виды животных нужно регистрировать. Это не стоит никаких денег.

Нарушения в этом плане имеют место. Бывают попытки незаконного вывоза редких животных. Все решается оперативно. Налажено взаимодействие с пограничной службой и таможней. Все делается для того, чтобы изъятые животные попадали в надежные руки, чтобы создавались условия для их жизни. Сейчас мы формируем соответствующую систему, задействуем зоопарки. Когда она будет сформирована, мы проинформируем общественность.

Мария Евгеньевна, Минск
В Логойском районе возле деревни Большие Гаяны есть небольшое, но очень живописное озеро. Его любят местные рыбаки, много лет на нем селились лебеди, растили потомство. Но с каждым годом оно все больше зарастает, уже не прилетают лебеди… Еще немного – и озеро исчезнет. Уверена, что таких водоемов по всей стране много. Какова их судьба? Проводится ли какой-то мониторинг состояния водных объектов в нашей стране, оздоровление и очистка озер?
Ковхуто Андрей Марленович

По данным территориальных органов Минприроды, этот водоемом образовался в русле реки Вяча в результате строительства дороги путем установки трубы-переезда под дорогой. Мелиоративной системой водоем не зарегулирован.

Действительно в 2015 году был достигнут исторический минимальный уровень воды в белорусских реках и водоемах, приводящий к нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем. Это связано с малоснежными зимами и длительным засушливым периодом, что привело к снижению уровня грунтовых вод, за счет которых формируется водный режим.

В настоящее время гидрометеорологические условия также не способствуют росту уровня воды в поверхностных водных объектах и существенно влияют на гидрологический режим малых рек (протяженностью до 200 км).

Существующая государственная сеть мониторинга поверхностных вод насчитывает около 300 пунктов наблюдений на 160 водных объектах и отвечает требованиям международных стандартов. Актуализация данных Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь ежегодно производится на официальном сайте Минприроды.

Наиболее чистые водоемы отмечены в бассейнах рек Западная Двина (озера Волосо Северный, Волосо Южный, Езерище, Лукомское, Мядель, Обстерно, Сарро, Снуды, Тиосто), Немана (озера Мястро и Нарочь) и Припять (озеро Белое у н.п. Бостынь). Обращает на себя внимание существенное улучшение обстановки на реках Свислочь у н.п. Королищевичи и Уза 10,0 км юго-западнее г. Гомеля.

Наибольшую нагрузку от сточных вод испытывают реки Свислочь (ниже города Минска), Неман (ниже Гродно), Березина (ниже Бобруйска), Днепр (ниже Могилева и Речицы), Западная Двина (ниже Новополоцка), Припять (ниже Мозыря) и Ясельда (ниже Березы).

Оздоровление и очистка водоемов входит в перечень мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов. Обеспечение их выполнения входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов.

Корр. БЕЛТА
В 2015 году в нашей стране запущен проект международной технической помощи по переходу к зеленой экономике. Еще один проект должен быть реализован совместно с ЕС в этом году. Какие инициативы удалось осуществить за это время? Как можно оценить перспективы Беларуси на пути к зеленой экономике?
Ковхуто Андрей Марленович

Сегодня Минприроды реализует несколько проектов международной технической помощи, финансируемых Евросоюзом, которые позволят выработать направления и конкретные шаги по переходу к "зеленой" модели экономического развития страны. Один из них направлен на совершенствование правовых основ развития зеленой экономики в Беларуси, второй - на реализацию практических проектов по "озеленению" отдельных территорий, производств.

По этим проектам анализируется европейское и национальное законодательство в области государственных "зеленых" закупок, экологической маркировки продукции, органического сельского хозяйства, экологических инноваций и экосистемных услуг.

Несмотря на то, что проекты начаты только в прошлом году, уже есть первые видимые результаты. Например, приобретены первые туристические электрические автобусы, которые будут курсировать по территории республиканского ландшафтного заказника "Свитязянский", а также Национального историко-культурного музея-заповедника "Несвиж".

На Бумажной фабрике Гознака в Борисове начат инновационный для нашей страны проект по производству офисной бумаги из вторичных ресурсов и уже производится пищевая бумага из макулатуры нового бренда "Ялiна". В результате реализации проекта будут обеспечены более глубокая очистка бумажной массы и производство бумаги высокого качества, которую мы сможем ежедневно использовать в офисах.

На базе республиканского ландшафтного заказника "Налибокский" завершено строительство питомника для искусственного выращивания птиц тетеревиных видов с целью дальнейшей их реализации другим особо охраняемым природным территориям и за рубеж.

Еще предусмотрен ряд мероприятий по поддержке сети экологических информационных центров на базе администраций республиканских заказников "Прибужское Полесье" "Свитязянский".

Кроме того, планируется создать комплекс по переработке древесных отходов в биотопливо на предприятии "Коммунальник" в Бресте, а также производство по получению высокоэффективных органических удобрений путем глубокой переработки сапропеля в ОАО "Житковичихимсервис".

Отмечу также, что в 2015 году был проведен конкурс инициатив среди неправительственных организаций по реализации "зеленых" пилотных проектов. Сейчас реализуются 16 инициатив по таким направлениям, как экологический туризм, сохранение биоразнообразия и устойчивое использование биологических ресурсов и земель, обращение с отходами, расширение использования возобновляемых источников энергии и энергоэффективность, органическое сельское хозяйство.

Результаты данных инициатив помогут Минприроды выработать окончательный курс развития и определить приоритетные направления по "озеленению" экономики, которые необходимо развивать уже сегодня.

Светлана, Брест
По прогнозам ученых, в будущем человечество будет воевать не за обладание энергоресурсами, а за воду. Может ли Беларусь в перспективе столкнуться с проблемой нехватки воды? Ведь, несмотря на то что наша республика по праву считается краем озер, влияние человеческой деятельности, промышленности на состояние водных ресурсов неизбежно.
Ковхуто Андрей Марленович

Водные ресурсы нашей страны действительно достаточны для удовлетворения современных и перспективных потребностей. Территория Беларуси является водоразделом бассейнов Балтийского и Черного морей, по которой протекает более 20 тыс. рек общей протяженностью 90,6 тыс. км, а также расположено около 10 тыс. озер, создано 153 водохранилища.

Беларусь занимает 5-е место в Европе по обеспеченности водными ресурсами. Выделено пять крупных речных бассейнов (Днепр, Западный Буг, Западная Двина, Неман, Припять), самым крупным из которых является бассейн реки Днепр, а наименьшим – Западный Буг.

Обеспеченность водными ресурсами на душу населения в Беларуси (6,1 тыс. куб. м на человека в год) близка к среднеевропейской, но при этом значительно выше, чем в соседних странах - Польше (1,7 тыс. куб. м на человека в год) и Украине (4,1 тыс. куб. м).

В настоящее время разведано 14,3% прогнозных ресурсов пресных подземных вод, потенциальные возможности использования которых оцениваются в 15,9 куб. км в год. Постоянно эксплуатируется около 25 тыс. водозаборных скважин. Однако распределение подземных водных ресурсов по территории страны весьма неравномерно. На уровне административно-территориального деления по количеству залегания подземных вод выделяется Минская область, наименее обеспечена Брестская область.

В целом качественный состав подземных вод, в том числе минеральных, и их запасы позволяют, помимо удовлетворения хозяйственно-питьевых нужд населения, осуществлять их экспорт путем бутилирования, а также использовать в лечебных (курортных, оздоровительных) целях. В настоящее время в Беларуси около 50 санаторно-курортных учреждений оказывают услуги с применением более 30 видов минеральных вод.

Все эти факты указывают на то, что наша страна в перспективе не столкнется с проблемой нехватки пресных вод.

Однако это не значит, что можно бездумно использовать этот бесценный ресурс. Поэтому Минприроды проводит единую государственную политику, направленную на повышение эффективности использования и улучшение качества водных ресурсов, сбалансированных с потребностями общества и возможным изменением климата.

В стране повсеместно внедряются прогрессивные энерго- и ресурсосберегающие технологические процессы, обеспечивающие снижение удельного водопотребления, а также переход на мало- и безводные технологии производства.

В последнее десятилетие проводится массовое внедрение приборов учета воды, разрабатываются новые нормативные документы по их учету.

За счет повышения надежности работы систем водоснабжения и водоотведения обеспечивается снижение потерь воды и сброса сточных вод в окружающую среду, а также улучшается качество очистки сточных вод.

Выполнение мероприятий, направленных на рационализацию и комплексное использование водных ресурсов, позволит добиться снижения объемов водопотребления и водоотведения в промышленном секторе, гарантировать хозяйственно-питьевое водоснабжение населения и создать надежные условия для развития промышленности, энергетики, водного транспорта и сельского хозяйства за счет эффективного использования водных ресурсов страны.

Грицевич Елена, Брест
Сообщалось, что в Беларуси обнаружены новые месторождения минеральных вод, в том числе в Брестской области. А когда начнется их освоение, и о каких минеральных водах идет речь?
Ковхуто Андрей Марленович

В 2015 году НПЦ по геологии выделено 7 перспективных участков для поисков и разведки кондиционных минеральных вод питьевого и наружного применения, в том числе новых и наиболее ценных их разновидностей. Кроме Брестской области такие минеральные воды выявлены также в пределах Гомельской, Могилевской и Витебской областей.

Они достаточно перспективны в плане возможного создания на их базе производств по добыче и розливу минеральных вод, а также создания санаторно-курортных и оздоровительных комплексов.

К примеру, в районе Гродно выявлены редкие для Беларуси минеральные воды - хлоридные кальциево-натриевые соленые воды и рассолы с повышенным содержанием брома, иногда калия. Такие подземные воды сходны по своим характеристикам с водами курорта Друскининкай.

Воды, выявленные в районе Оршанской впадины, являются сульфатно-кальциевыми. По составу они схожи с подобным типом и минерализацией вод курортов "Виттель" и "Контрексвиль" во Франции, "Хилово" и "Краинка" в России и др.

Для освоения минеральных вод и создания на их базе производств необходимо провести детальные геологоразведочные работы с утверждением запасов подземных минеральных вод.

Константин, Бешенковичи
Какие дополнительные меры по развитию системы контроля радиационной обстановки принимаются с учетом строительства АЭС?
Ковхуто Андрей Марленович

Работы по контролю радиационной обстановки в районе размещения Белорусской АЭС начались еще на стадии выбора площадки для строительства АЭС. Республиканский центр по радиационному контролю и мониторингу окружающей среды (ныне являющийся службой радиационно-экологического мониторинга Гидромета) занимался обследованием приоритетных площадок для строительства Белорусской АЭС, принимал участие в подготовке отчета об оценке воздействия на окружающую среду Белорусской АЭС (ОВОС).

В настоящее время проводится радиационный мониторинг в районе размещения Белорусской АЭС – регулярно отбираются пробы поверхностных вод, донных отложений, воздуха, почвы, снега для оценки фоновых уровней радиационного состояния окружающей среды, которые в дальнейшем будут сравниваться с данными радиационного мониторинга при эксплуатации Белорусской АЭС.

Важным аспектом обеспечения безопасности АЭС является готовность системы аварийного реагирования при чрезвычайных ситуациях радиационного характера, что может быть обеспечено созданием автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО) в районе размещения Белорусской АЭС.

В настоящее время в районе размещения Белорусской АЭС ведется поэтапная работа по установке автоматических пунктов измерения (АПИ) базового комплекса АСКРО. Установлены и работают АПИ АСКРО в населенных пунктах Тракеники, Михалишки, Гервяты, находящихся в зоне наблюдения Белорусской АЭС. АПИ состоит из датчиков мощности дозы, метеопараметров, а также спектрометрического датчика.

В ближайшее время будут установлены АПИ АСКРО в следующих населенных пунктах: город Ошмяны, Лынтупы, Нарочь, Гудогай, Островец, Кемелишки, Котловка.

Корр. БЕЛТА
Андрей Марленович, мы с Вами встречаемся в преддверии профессионального праздника - Дня охраны окружающей среды. Какие достижения за последний год и какие задачи на ближайшую перспективу вы считаете наиболее важными?
Ковхуто Андрей Марленович

Деятельность Минприроды направлена на обеспечение благоприятной окружающей среды как основного условия устойчивого социального и экономического развития страны.

Приняты и обсуждены ряд нормативно-правовых актов в природоохранной области, в том числе подготовлены и рассмотрены законы о стратегической экологической оценке, поправки в Кодекс о недрах и др. Ведется работа по разработке Концепции развития национальной системы управления отходами, Карты-схемы обращения с отходами.

В этом году утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016-2020 годы». Главными направлениями на ближайшую пятилетку определены развитие минерально-сырьевой базы; развитие государственной гидрометеорологической службы, смягчение последствий изменения климата, улучшение качества атмосферного воздуха и водных ресурсов; создание условий и системы по обращению со стойкими органическими загрязнителями; сохранение и устойчивое использование биологического и ландшафтного разнообразия; развитие и совершенствование национальной системы мониторинга окружающей среды.

Необходимо отметить, что была проведена большая работа по укреплению структуры Минприроды, в том числе подведомственных организаций. Так, в 2015 году создана геологическая служба и укреплена гидрометеорологическая служба.

Был взят вектор на усиление взаимодействия с органами государственного управления и ведомствами. Разработаны и реализованы планы действий с Министерством жилищно-коммунального хозяйства (в части обращения с отходами), Министерством строительства и архитектуры (в части использования строительных отходов). Подписан план взаимодействия с Министерством обороны, Министерством спорта и туризма. Планируется подписание плана с Министерством культуры.

В 2016 году планируется проведение совместных коллегий Минприроды с Министерством спорта и туризма (в части экологического туризма), Министерством здравоохранения (в части обращения с опасными отходами, в том числе медицинскими), Государственным комитетом по стандартизации (в части определения стандартов зеленой экономики).

Успешная реализация природоохранных мер способствовала укреплению позиции страны на международном уровне. Укреплено сотрудничество с международными и европейскими природоохранными организациями (Глобальный экологический фонд, Зеленый фонд, ПРООН). В настоящее время совместно с ПРООН разрабатывается 5 новых проектов, общий бюджет которых составит около $27 млн.

Приоритетными направлениями экологической политики на 2016-2020 годы являются повышение эффективности использования природных ресурсов; гидрометеорологическая деятельность; совершенствование обращения с отходами; улучшение качества атмосферного воздуха и водных ресурсов; сохранение биологического и ландшафтного разнообразия и др.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси