Вопросы конференции
При текущей демографической ситуации и ожидаемых интенсивных темпах старения населения возможностей для реализации более плавного повышения пенсионного возраста не имеется.
В интервью БЕЛТА я уже приводил периоды выхода на пенсию мужчин и женщин, приближающихся к новому пенсионному порогу. Думаю, не лишним будет еще раз сказать о них.
Итак, женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года - они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года - в 56/61 год.
Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года - в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года - в 57/62 года.
Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года - в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года - в 58/63 года.
Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года.
Повышение пенсионного возраста не влечет за собой пересмотр положений международных договоров. Каждое государство, назначая пенсию, применяет свое законодательство, в том числе нормы о возрасте выхода на пенсию. Возьмем, к примеру, договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения. В Латвии пенсионный возраст значительно выше. Однако это не является препятствием для реализации договора при пенсионировании граждан, работавших или живущих в Латвии.
В соответствии с положениями Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения каждое государство назначает пенсию за свой стаж с учетом того возраста, который предусмотрен его законодательством.
Кстати, в Беларуси назначено 16,2 тыс. пенсий по этому договору (по состоянию на 1 марта текущего года). Из назначенных пенсий экспортируются в Россию 1,3 тыс. пенсий. Из Российской Федерации в Республику Беларусь пенсии выплачиваются почти 20,7 тыс. человек. Размеры белорусских и российских пенсий индивидуальны, поскольку зависят от параметров стажа и заработка пенсионера, а в России - еще и от объема уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд за периоды работы после 2002 года.
Государственные обязательства по своевременной выплате пенсий и в полном объеме будут выполнены.
Да, меняется соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Это закреплено в указе №137.
Указом №137 вопросы изменения возрастной планки для таких выплат не затрагиваются.
Напомню, с 2012 года установлена ежемесячная дополнительная целевая доплата к пенсиям неработающих пожилых людей. С марта нынешнего года (в связи с утверждением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения с 1 марта по 30 апреля в размере Br1 млн 640 тыс.) размер доплаты для пенсионеров в возрасте 80 лет и старше составляет Br410 тыс. (100% минимального размера пенсии по возрасту, этот норматив равняется 25% БПМ), для людей в возрасте от 75 до 80 лет - Br307,5 тыс. (75% минимального размера пенсии по возрасту). Для сравнения: в феврале нынешнего года размеры такой целевой доплаты были соответственно Br397 тыс. 828 и Br298 тыс. 371.
Вопросы, касающиеся добровольного страхования дополнительной пенсии в страховых организациях (в том числе корпоративного пенсионного страхования) относятся к компетенции Министерства финансов. Отмечу лишь, что дополнительное пенсионное страхование - это хорошая добавка в соцпакет. К тому же для развития этого направления государством предоставляются льготы по налогообложению и уплате обязательных взносов на социальное страхование.
Корпоративные пенсионные программы от предприятий охватывают в нашей стране более 46 тыс. работников.
Многие государства, где было введено общеобязательное накопление, были вынуждены отказаться от него либо снизить объем накопительного компонента из-за отрицательного влияния этой меры на стабильность государственной пенсионной системы - появился дефицит финансовых средств. Такие решения приняты в Венгрии, Польше, Словакии, Хорватии, Болгарии, Аргентине, Литве, Латвии, Румынии, России. С учетом в том числе негативного опыта этих стран в Беларуси дополнительные пенсионные накопления планируется развивать на добровольной основе. Страховые организации предлагают добровольные программы страхования дополнительной пенсии. Также сбережения на старость можно формировать в банке.
Этот фактор учтен. В том числе и по этой причине был отклонен вариант повышения пенсионного возраста мужчинам до 65 лет, несмотря на его значительный экономический эффект.
Этот вопрос будет рассматриваться в рамках приведения норм законодательства в соответствие с положениями указа №137.
Пока эти вопросы не рассматриваются.
В соответствии с положениями указа №137 в 2017 году пенсионный возраст повысится для всех. Если сделать исключение и сохранить прежний возраст для какой-то группы, то всегда будут новые группы претендентов на льготу, потому что разница в дате рождения в один день будет лишать их права на пенсию по прежним правилам. То есть на установление исключений каждый раз будет претендовать новая группа людей.