Вопросы конференции
Практически каждый новый год для бухгалтеров начинается с изучения внесенных в налоговое законодательство изменений и дополнений. Какие основные и наиболее значимые изменения можно выделить в этот раз из достаточно большого количества поправок, внесенных в Налоговый кодекс Республики Беларусь на 2015 год?
На мой взгляд, следует выделить три основных направления: совершенствование и создание стимулов для развития бизнеса, фискальные меры и создание условий, препятствующих развитию лжепредпринимательства.
В отношении создания условий, стимулирующих развитие бизнеса, в первую очередь отмечу возможность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении ремонта большегрузных транспортных средств, принадлежащих иностранным компаниям. Эта норма направлена на стимулирование развития транзитного потенциала Беларуси.
В целях развития лизинговой деятельности, связанной с физическими лицами, с 1 января 2015 года в Налоговом кодексе появилась норма, предусматривающая освобождение от НДС при предоставлении в лизинг физическим лицам имущества, в том числе недвижимости, жилья, товаров длительного пользования.
Значительно расширены возможности электронного администрирования во взаимной торговле с партнерами по Евразийскому экономическому союзу. С 1 января 2015 года предусмотрена возможность представлять заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде. Также в электронном виде возможно представление и иных документов, необходимых для уплаты НДС при ввозе товаров с территории государств - членов ЕАЭС.
По налогу на прибыль предусмотрена возможность списания расходов на создание и освоение новых производств непосредственно в момент осуществления таких расходов. До 1 января 2015 года они могли списываться в состав затрат, учитываемых при налогообложении, только после начала осуществления деятельности создаваемых новых производств. Инвестиционный вычет по налогу на прибыль теперь можно применить и в отношении торговых объектов.
Не будут облагаться налогом на недвижимость сборно-разборные конструкции, которые до этого признавались объектом налогообложения.
В части фискальных мер предусмотрено повышение ставки налога на прибыль с 18% до 25% для банков и страховых организаций как высокодоходных субъектов хозяйствования. Отменено уменьшение на 50% ставки налога на прибыль в части прибыли, полученной от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части. С 2015 года увеличена ставка подоходного налога с 12% до 13%. Проиндексированы ставки акцизов (за исключением ставок акцизов на автомобильное топливо).
Местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать ставки налога на недвижимость и земельного налога не в 2 (как это было до 2015 года), а в 2,5 раза.
В качестве условий, препятствующих развитию лжепредпринимательства, можно отметить ряд ограничений, вводимых с 1 января.
Так, в целях ограничения случаев, направленных на минимизацию налоговых обязательств при осуществлении операций между взаимозависимыми лицами посредством правила «тонкой капитализации», с 2015 года при осуществлении расчетов с учредителями установлены определенные ограничения. В частности, правило «тонкой капитализации» теперь будет применяться не только в отношении процентов по ссудам (займам), но и по плате за инжиниринговые, маркетинговые, консультационные, управленческие услуги, услуги по представлению информации, амортизационным отчислениям по объектам права промышленной собственности, затратам по приобретению в собственность (пользование) товарных знаков и знаков обслуживания, неустойкам (штрафам, пеням).
Правила «трансфертного» ценообразования теперь будут применяться не только в отношении выручки от реализации товаров, но и в отношении выручки от реализации работ (услуг), а также затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг). При этом критерий цены сделки при осуществлении внешнеторговой деятельности, позволяющий корректировать налоговую базу по налогу прибыль, снижен с Br60 млрд. до Br1 млрд.
Определенные ограничения введены в части применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Так, с 1 апреля 2015 года вводится запрет на применение УСН организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими в аренду (лизинг) капитальные строения (здания, сооружения), не находящееся у них на праве собственности.
С 1 июля 2015 года будет ограничено право применения УСН организациями, доля участия других организаций в которых составляет более 25%.
С 1 января 2015 года для индивидуальных предпринимателей установлена обязанность уплачивать подоходный налог с физических лиц (вместо упрощенной системы налогообложения) по доходам от коммерческих организаций, в которых данный индивидуальный предприниматель является одновременно как физическое лицо учредителем (участником), собственником или состоит в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства с учредителями (участниками), собственниками имущества этих же организаций.
Также с 1 января 2015 года данная категория плательщиков уплачивает земельный налог (арендную плату) независимо от площади земельных участков.
В отношении создания условий, стимулирующих развитие бизнеса, в первую очередь отмечу возможность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении ремонта большегрузных транспортных средств, принадлежащих иностранным компаниям. Эта норма направлена на стимулирование развития транзитного потенциала Беларуси.
В целях развития лизинговой деятельности, связанной с физическими лицами, с 1 января 2015 года в Налоговом кодексе появилась норма, предусматривающая освобождение от НДС при предоставлении в лизинг физическим лицам имущества, в том числе недвижимости, жилья, товаров длительного пользования.
Значительно расширены возможности электронного администрирования во взаимной торговле с партнерами по Евразийскому экономическому союзу. С 1 января 2015 года предусмотрена возможность представлять заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде. Также в электронном виде возможно представление и иных документов, необходимых для уплаты НДС при ввозе товаров с территории государств - членов ЕАЭС.
По налогу на прибыль предусмотрена возможность списания расходов на создание и освоение новых производств непосредственно в момент осуществления таких расходов. До 1 января 2015 года они могли списываться в состав затрат, учитываемых при налогообложении, только после начала осуществления деятельности создаваемых новых производств. Инвестиционный вычет по налогу на прибыль теперь можно применить и в отношении торговых объектов.
Не будут облагаться налогом на недвижимость сборно-разборные конструкции, которые до этого признавались объектом налогообложения.
В части фискальных мер предусмотрено повышение ставки налога на прибыль с 18% до 25% для банков и страховых организаций как высокодоходных субъектов хозяйствования. Отменено уменьшение на 50% ставки налога на прибыль в части прибыли, полученной от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части. С 2015 года увеличена ставка подоходного налога с 12% до 13%. Проиндексированы ставки акцизов (за исключением ставок акцизов на автомобильное топливо).
Местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать ставки налога на недвижимость и земельного налога не в 2 (как это было до 2015 года), а в 2,5 раза.
В качестве условий, препятствующих развитию лжепредпринимательства, можно отметить ряд ограничений, вводимых с 1 января.
Так, в целях ограничения случаев, направленных на минимизацию налоговых обязательств при осуществлении операций между взаимозависимыми лицами посредством правила «тонкой капитализации», с 2015 года при осуществлении расчетов с учредителями установлены определенные ограничения. В частности, правило «тонкой капитализации» теперь будет применяться не только в отношении процентов по ссудам (займам), но и по плате за инжиниринговые, маркетинговые, консультационные, управленческие услуги, услуги по представлению информации, амортизационным отчислениям по объектам права промышленной собственности, затратам по приобретению в собственность (пользование) товарных знаков и знаков обслуживания, неустойкам (штрафам, пеням).
Правила «трансфертного» ценообразования теперь будут применяться не только в отношении выручки от реализации товаров, но и в отношении выручки от реализации работ (услуг), а также затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг). При этом критерий цены сделки при осуществлении внешнеторговой деятельности, позволяющий корректировать налоговую базу по налогу прибыль, снижен с Br60 млрд. до Br1 млрд.
Определенные ограничения введены в части применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Так, с 1 апреля 2015 года вводится запрет на применение УСН организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими в аренду (лизинг) капитальные строения (здания, сооружения), не находящееся у них на праве собственности.
С 1 июля 2015 года будет ограничено право применения УСН организациями, доля участия других организаций в которых составляет более 25%.
С 1 января 2015 года для индивидуальных предпринимателей установлена обязанность уплачивать подоходный налог с физических лиц (вместо упрощенной системы налогообложения) по доходам от коммерческих организаций, в которых данный индивидуальный предприниматель является одновременно как физическое лицо учредителем (участником), собственником или состоит в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства с учредителями (участниками), собственниками имущества этих же организаций.
Также с 1 января 2015 года данная категория плательщиков уплачивает земельный налог (арендную плату) независимо от площади земельных участков.
Статья 20 "Взаимозависимые лица" Налогового кодекса дополнена определениями доли прямого и косвенного участия одной организации в другой. В чем необходимость определения этих долей, и как они рассчитываются?
В статье 131-1 НК плательщики, в течение налогового периода имеющие обязательства перед учредителями, взнос в уставный фонд которых составляет прямо и/или косвенно более 20%, вправе принимать в качестве затрат, учитываемых при налогообложении, сумму, размер которой не может быть более предельной суммы затрат по видам затрат, перечисленным в указанной статье НК. Порядок определения косвенного участия одной организации в другой содержится в дополнениях в статью 20 НК, которые были приняты с 2015 года.
Доля косвенного участия одной организации в другой определяется в следующем порядке: устанавливается каждая последовательность участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности; доля косвенного участия одной организации в другой через прямую последовательность организаций определяется как произведение долей прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации.
Последовательное косвенное участие (доля участия компании "А" в компании "Д" составляет 18% ((0,5 х 0,8 х 0,45) х 100))
При наличии нескольких последовательностей косвенного участия суммируются доли косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций каждой последовательности.
Доля косвенного участия одной организации в другой определяется в следующем порядке: устанавливается каждая последовательность участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности; доля косвенного участия одной организации в другой через прямую последовательность организаций определяется как произведение долей прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации.
Последовательное косвенное участие (доля участия компании "А" в компании "Д" составляет 18% ((0,5 х 0,8 х 0,45) х 100))
При наличии нескольких последовательностей косвенного участия суммируются доли косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций каждой последовательности.
С 1 января 2015 года произошли некоторые изменения в ст. 31 Налогового кодекса в отношении операций, не признаваемых реализацией для целей налогообложения. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
С 1 января 2015 года не признается реализацией безвозмездная передача в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа не только имущества, но и работ (услуг). Также с 1 января 2015 года нормативно закреплены ранее применявшиеся на практике подходы по непризнанию реализацией рекламных расходов, в связи с чем положения пункта 3 статьи 31 Налогового кодекса дополнены соответствующей нормой.
С 2015 года расширено понятие контролируемой задолженности перед учредителем для целей ограничения некоторых расходов, включаемых в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
С 1 января 2015 года понятие применяемой для целей статьи 131-1 Налогового кодекса контролируемой задолженности перед учредителем (участником) расширяется. Корректировка затрат будет производиться не только в случае, когда белорусская организация имеет задолженность перед иностранным учредителем (который прямо или косвенно владеет более чем 20% данной белорусской организации) или его взаимозависимым лицом, но и перед белорусским учредителем, который имеет такую же долю участия. Следует учитывать, что к задолженности перед учредителем будет приравниваться задолженность перед иным лицом, если учредитель (участник) белорусской организации или его взаимозависимое лицо выступят гарантом (поручителем) возврата задолженности, которая подпадает под категорию контролируемой задолженности.
Начиная с 2015 года в порядке, предусмотренном данной статьей, будет рассчитываться не только предельная сумма процентов по долговым обязательствам, но и предельная сумма расходов по неустойкам (штрафам, пеням), суммам, подлежащим уплате в результате применения иных мер ответственности, в том числе в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств, а также предельные величины сумм затрат по иным затратам, к которым относятся затраты по инжиниринговым услугам, маркетинговым услугам, консультационным услугам, услугам по предоставлению информации, управленческим услугам, вознаграждению за передачу (предоставление) имущественных прав в отношении объектов права промышленной собственности.
При этом предельная сумма указанных затрат (расходов) для определения налоговой базы по налогу на прибыль будет рассчитываться путем деления суммы каждого вида затрат (расходов), поименованных в данной статье, на коэффициент капитализации, размер которого зависит от соотношения суммы контролируемой задолженности перед учредителем и суммы собственного капитала (соответствующей доле участия учредителя).
Распространяются ли ограничения на включение в затраты, установленные статьей 131-1 НК, на унитарные предприятия, имеющие задолженность по затратам, поименованным в абз. 4 подп. 1-1.2 ст. 131-1 НК, перед белорусскими учредителями?
Да, распространяются.
В Налоговый кодекс включена норма, в соответствии с которой территория Республики Беларусь признается местом реализации товаров, приобретенных белорусскими плательщиками за пределами Таможенного союза с целью прямой поставки в государства Таможенного союза (Россию и Казахстан), в случае если на территории республики товар будет помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст. 32 НК). Прокомментируйте, пожалуйста, данную норму.
Учитывая транзитный потенциал Республики Беларусь, в последние годы получило широкое распространение приобретение белорусскими компаниями товаров за пределами страны в целях их дальнейшей реализации в страны - партнеры по Таможенному союзу, в связи с чем на практике возникали вопросы по определению места реализации указанных товаров белорусской компанией в целях исполнения налоговых обязательств по НДС. Учитывая необходимость законодательного разрешения данной проблемы, положения статьи 32 НК были дополнены соответствующими нормами.
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, неотъемлемой частью которого является Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Произошли ли изменения в администрировании и порядке взимания косвенных налогов?
Кардинальных изменений в порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе не произошло.
При этом плательщикам предоставлены более широкие права при администрировании НДС в части представления соответствующей информации, включая заявления о ввозе товаров, в электронном виде. А при увеличении стоимости импортированных товаров в случае увеличения их цены по истечении месяца, в котором товары были приняты налогоплательщиком к учету, налоговая база для целей уплаты НДС увеличивается на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. Уплата НДС и представление налоговой декларации в таком случае производятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором участники договора (контракта) изменили цену импортированных товаров.
В Налоговом кодексе продолжается упоминание о Таможенном союзе. Порядок исчисления и уплаты косвенных налогов с 1 января 2015 года осуществляется в рамках Евразийского экономического союза. Прокомментируйте, пожалуйста, как нормы Налогового кодекса, в которых упоминается Таможенный союз, действуют в рамках Евразийского экономического союза?
Нормы Налогового кодекса, в которых упоминается Таможенный союз, применяются к сделкам и субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в рамках Евразийского экономического союза.
Какие изменения произошли в части льгот по налогу на добавленную стоимость в 2015 году?
С 2015 года в НК реализованы положения, связанные с оптимизацией налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость. В частности, из состава операций, освобождаемых от НДС, исключены обороты по реализации на территории Беларуси изделий ветеринарного назначения (пп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК); обороты по реализации товарных знаков и знаков обслуживания, фирменных наименований, географических указаний и других средств индивидуализации участников гражданского оборота (пп. 1.32 п. 1 ст. 94 НК); банковские операции с чековыми книжками и расчетными чеками (пп. 1.37.2 п. 1 ст. 94 НК).
Конкретизирован перечень видов твердого топлива, которые освобождаются от НДС при реализации населению (пп. 1.24 п. 1 ст. 94 НК). В него включены топливные брикеты на основе торфа, торф кусковой, уголь (за исключением угля древесного), дрова.
Конкретизирован перечень видов твердого топлива, которые освобождаются от НДС при реализации населению (пп. 1.24 п. 1 ст. 94 НК). В него включены топливные брикеты на основе торфа, торф кусковой, уголь (за исключением угля древесного), дрова.
С 2015 года в НК упразднена льгота по НДС в отношении реализации на территории республики изделий ветеринарного назначения (подп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК). В то же время обороты по реализации изделий ветеринарного назначения освобождаются от обложения НДС в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 №228 по перечню, утвержденному данным указом. Правомерно ли применять данную льготу в 2015 году?
В условиях действия указа № 228 применение указанной налоговой льготы правомерно. В целях приведения актов главы государства в соответствие с положениями НК будет подготовлен соответствующий указа президента, которым будут внесены изменения, в том числе и в указ № 228.
Прокомментируйте, пожалуйста, изменения, произошедшие в 2015 году в части определения налоговой базы при реализации строительных (включая проектные) работ подрядчиками, привлекающими субподрядчиков?
В целях упрощения порядка исчисления НДС, пресечения возможных схем ухода от налогообложения в НК с 2015 года исключена особенность определения налоговой базы НДС при реализации строительных (проектных) работ подрядчиками, привлекающими субподрядчиков, как объем строительных (проектных) работ, выполненных подрядчиком собственными силами, с ограничением налоговых вычетов в отношении сумм "входного" НДС, предъявленных подрядчику субподрядчиками.
Так, с 2015 года налоговая база НДС определяется подрядчиком исходя из всего объема работ, предъявляемого заказчику, то есть с учетом объемов работ, выполненных субподрядчиками. При этом суммы "входного" НДС по субподрядным работам в 2015 году принимаются к вычету у подрядчика в общеустановленном порядке.
НК также установлена особенность определения с 2015 года налоговой базы НДС и налоговых вычетов для заказчиков (застройщиков) при ведении строительства объектов, не поступающих впоследствии в собственность заказчика (застройщика), в интересах дольщиков.
Так, с 2015 года налоговая база НДС определяется подрядчиком исходя из всего объема работ, предъявляемого заказчику, то есть с учетом объемов работ, выполненных субподрядчиками. При этом суммы "входного" НДС по субподрядным работам в 2015 году принимаются к вычету у подрядчика в общеустановленном порядке.
НК также установлена особенность определения с 2015 года налоговой базы НДС и налоговых вычетов для заказчиков (застройщиков) при ведении строительства объектов, не поступающих впоследствии в собственность заказчика (застройщика), в интересах дольщиков.
Согласно изменениям, внесенным в Налоговый кодекс, в случае ведения строительства объектов по договору с третьим лицом (дольщиком), не подпадающим под правовое регулирование Указа Президента Республики Беларусь от 06.06.2013 №263, налоговой базой НДС у заказчика (застройщика) является его вознаграждение в виде разницы между суммой с учетом НДС, причитающейся к получению по договору, и суммой фактически произведенных затрат с учетом НДС по строительству объекта (подп. 24.2.2 п. 24 ст. 98 НК). Может ли заказчик (застройщик) предъявить третьему лицу (дольщику) сумму НДС, исчисленную с вознаграждения?
Для дольщика заказчик (застройщик) по своей сути является исполнителем услуг по организации процесса строительства, в связи с чем суммы НДС, исчисленные последним в установленном законодательством порядке от суммы своего вознаграждения, подлежат предъявлению дольщику в силу положений пункта 1 статьи 105 НК.