Вопросы конференции
Указ очень серьезно повлияет на ситуацию на потребительском рынке. Он позволяет Министерству торговли оперативно принимать решения по обеспечению требований законодательства субъектами хозяйствования. При установлении нарушений как крайняя мера принимается решение о закрытии объекта торговли. Это значит, что нарушители закона несут финансовые потери и теряют имидж, как у потребителей, так и у партнеров, а это уже реальная угроза бизнесу. Стремясь избежать этого, субъекты быстро устранят недостатки.
Применяться указ должен объективно и адекватно установленным нарушениям. Например, если нарушения незначительные, и торговый объект готов устранить их так, чтобы не страдал в первую очередь потребитель (в нерабочие часы), то это было бы оптимальным решением проблемы.
И указ №567, и постановление Совмина от 19 декабря № 1207 "О некоторых вопросах потребительского рынка" призваны не допустить того, чтобы опрометчивые руководители торговых организаций безнаказанно воспользовались ситуацией.
Что касается товаров промышленной группы, то 19-21 декабря в области отмечался повышенных спрос на сложнобытовую технику отечественного и импортного производства, сантехкерамику, плитку керамическую, мебель, в некоторых магазинах на ювелирные изделия.
Если устанавливаются нарушения в субъекте торговли и имеется информация о том, что поставщик поставил новую партию товаров по новой цене, то разбирательство идет на уровне поставщика и концерна, в который входит поставщик.
Если же поставщик – импортер, он должен представить документы, на основании чего он прибегает к повышению цены на товар. При выявлении нарушений либо объект торговли будет наказан, а этого не хочет, либо цена будет приведена в русло, установленное постановлением Совмина.
Комитет госконтроля жестко реагирует на нарушения на потребительском рынке.
В ряде объектов контрольными мероприятиями выявлены нарушения. Так, в магазине "Стройматериалы" ООО "КолоритСтрой" отсутствовали ценники более чем на половину товаров, а некоторые цены были исправлены маркером. В салоне-магазине УЧТСП "Салби-Гродно" продавцы отказались продавать товар (бытовую технику), ссылаясь на то, что будут новые цены от поставщиков. В магазине ЧТУП "Технопрофиль" цены по сравнению с ценами на 18 декабря выросли, а также вообще не было отечественных товаров. В Лиде отмечено повсеместное нарушение утвержденного ассортиментного перечня в целом ряде объектов частной формы собственности. На горячую линию КГК и Лидского межрайонного КГК 19-22 декабря массово поступали звонки от граждан об увеличении цен на товары длительного пользования. Все эти факты проверялись.
Нарушения по росту цен на продовольственные товары установлены лишь на рыночных образованиях – фиксировалось увеличение стоимости чая, кофе и растительного масла, а также в торговых объектах ООО "Караван 21 века" поднялись цены на сухофрукты и орехи.
По состоянию на 22 декабря спрос стабилизировался.
Мой личный совет – не поддаваться настроениям, анализировать предложения в торговых объектах и делать приобретения рационально, исходя из ваших потребностей и планов.
Кроме того, рабочей группой по результатам контрольно-аналитических мероприятий на протяжении последнего месяца были установлены нарушения при реализации импортного товара. В момент повышения спроса непорядочные торговцы могут попытаться реализовывать такой товар, который вернуть будет непросто. Зафиксирован ряд таких случаев.
Большое количество обращений поступает как в КГК, так и в другие органы, в Общество защиты потребителей. Как правило, незапланированная покупка не приносит удовлетворения, и желание вернуть товар сопровождается временными и материальными (при необходимости проведения экспертизы) затратами, а также испорченным предновогодним настроением.
Хотим предостеречь граждан от совершения валютно-обменных операций вне официальных пунктов обмена. Это может оказаться очень дорогим решением.
Изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах. Прежде всего, это наименование товара, дата изготовления и срок годности, срок хранения, условия хранения (если они отличаются от обычных условий хранения либо требуют специальных условий). Должны быть обязательно указаны наименование и место нахождения изготовителя (при наличии – импортера), сведения о подтверждении качества и соответствия товаров. И, конечно же, состав.
Это требование регламентировано ст. 7 закона "О защите прав потребителей", техническими регламентами Таможенного союза, п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением правительства от 22 июля 2014 г. № 703, техническими нормативными правовыми актами на конкретную продукцию.
На реализуемую весовую пищевую продукцию требование также распространяется – продавец обязан предоставить потребителю всю необходимую информацию.
Предусмотренная техническими нормативными правовыми актами информация для покупателя должна быть нанесена на товаре производителем - на белорусском или русском языке технологическим способом, обеспечивающим ее сохранность и трудноудаляемость в течение всего срока годности.
Нет, это нарушение. Не допускается наклеивание стикеров с информацией о товаре в местах, где указаны наименование продукции, пищевая ценность, срок годности, дата изготовления, условия хранения, состав товаров, а также непосредственно на неупакованные продовольственные товары. Стикер должен размещаться на свободном поле потребительской упаковки и не нарушать ее эстетический вид. Вы вправе потребовать надлежащую информацию либо сообщить о нарушении контролирующим организациям.