Вопросы конференции
Что нужно поменять в законодательстве, чтобы более эффективно бороться с наркоторговлей?
Безусловно, наркоторговля является злом мирового масштаба, потому что те преступные организованные группировки, которые занимаются этим смертельным бизнесом, не ограничиваются территорией одного государства. Масштаб этой борьбы носит международный характер. Что касается правовых подходов в рамках белорусского законодательства, конечно же, мы должны максимально усиливать ответственность дельцов, которые хотят обогатиться за счет того, что серьезно влияет на здоровье граждан, и тем более того, что чревато смертельными исходами, которых даже по итогам этого года уже достаточно много.
Самое страшное, что это зло все больше проникает в среду нашей молодежи. Мы слышим много примеров, когда подростки, учитывая, что новые наркотические средства достаточно доступные, все чаще пытаются попробовать их, а им это предлагают. Я, как отец двоих сыновей, не могу равнодушно на это смотреть. И понимание должно быть у всего общества, что с этим злом нужно бороться широким фронтом. Это и усиление ответственности к лицам, которые торгуют наркотиками, это и разъяснительная работа, которая должна проводиться в среде, особенно молодежи, детей и школьников, которые, может быть, хотят из любопытства попробовать, не осознавая всех последствий. Мне кажется, что никто в обществе не должен оставаться равнодушным к подобным проблемам.
Нужно использовать и пробовать разные методы в борьбе с этим злом. Помимо работы по пресечению деятельности наркоторговцев, надо работать и с самими наркоманами. Необходимо более наступательно работать по предупреждению употребления наркотиков для того, чтобы те, кто не попробовал, не хотели это сделать, и с теми, кто употребляет наркотики уже в течение длительного времени. Выход из этой зависимости очень тяжелый, поэтому важно работать по совершенствованию методов, применяемых к излечению больных.
Самое страшное, что это зло все больше проникает в среду нашей молодежи. Мы слышим много примеров, когда подростки, учитывая, что новые наркотические средства достаточно доступные, все чаще пытаются попробовать их, а им это предлагают. Я, как отец двоих сыновей, не могу равнодушно на это смотреть. И понимание должно быть у всего общества, что с этим злом нужно бороться широким фронтом. Это и усиление ответственности к лицам, которые торгуют наркотиками, это и разъяснительная работа, которая должна проводиться в среде, особенно молодежи, детей и школьников, которые, может быть, хотят из любопытства попробовать, не осознавая всех последствий. Мне кажется, что никто в обществе не должен оставаться равнодушным к подобным проблемам.
Нужно использовать и пробовать разные методы в борьбе с этим злом. Помимо работы по пресечению деятельности наркоторговцев, надо работать и с самими наркоманами. Необходимо более наступательно работать по предупреждению употребления наркотиков для того, чтобы те, кто не попробовал, не хотели это сделать, и с теми, кто употребляет наркотики уже в течение длительного времени. Выход из этой зависимости очень тяжелый, поэтому важно работать по совершенствованию методов, применяемых к излечению больных.
Кого вы считаете тунеядцами? Как бороться с такими иждивенцами?
Конституцией Республики Беларусь гражданам гарантируется право на труд и отдых. При этом одной из конституционных обязанностей согласно статье 56 является обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. В целях выполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов, а также привлечения к трудовой деятельности лиц, уклоняющихся от участия в общественно полезном труде (тунеядцев), межведомственной рабочей группой, созданной во исполнение поручения главы государства, был подготовлен соответствующий проект нормативного правового акта. В проекте определены категории граждан, признаваемых участвующими в финансировании государственных расходов, установлены финансовые обязательства в отношении лиц, в течение продолжительного периода времени уклоняющихся от участия в финансировании государственных расходов, а также меры ответственности в отношении указанных лиц, в случае их уклонения от исполнения финансовых обязательств. В настоящее время проект находится на согласовании с заинтересованными государственными органами.
Тут важно понимать, в каком направлении идет подготовка проекта. Этим проектом не ставится задача и не закладывается такая норма, которая обязывала бы всех поголовно работать. В то же время государство затрачивает значительные бюджетные средства на социальную поддержку населения. Это доплаты за коммунальные услуги, ведь основную часть оплаты за ЖКУ несет на себе государство, точно также государство финансирует здравоохранение, образование, и на сегодняшний день нет каких-то различий между гражданами, которые могут получать эти социальные блага. Есть определенные льготные категории, у которых, возможно, большая компенсация понесенных расходов закладывается со стороны государства, но в целом подход такой, что этими социальными благами пользуются все граждане наравне. Основная масса населения работает и участвует в финансировании государственных расходов, уплачивая налоги в бюджет. Но есть категории, которые в этом финансировании не участвуют либо работают нелегально, а некоторые вообще свои доходы никак официально не показывают, но в то же время всем стандартным пакетом социальных благ пользуются. В этой связи сейчас, работая над проектом, предполагается установить, возможно, некую плату, либо ежегодную, либо будет какая-то другая периодичность (преждевременно пока об этом говорить, все в стадии разработки), которую лица, отнесенные к таким категориям, обязаны будут уплатить в бюджет. Неуплата этого платежа будет влечь применение административных санкций.
Есть также категории лиц, которые являются должниками по исполнительным документам. Не редки случаи, когда должники для того, чтобы уйти от уплаты долга, намеренно уклоняются от этой уплаты, совершая различные махинации со своим имуществом, переписывая его на кого-то, увольняясь с работы и получая нелегальные доходы для того, чтобы официально из его заработной платы ничего нельзя было взыскать. В таком случае, на мой взгляд, надо принимать более кардинальные меры. Если человек является еще и должником по исполнительным документам, его надо побуждать более активно к уплате долгов, в том числе посредством трудоустройства.
Тут важно понимать, в каком направлении идет подготовка проекта. Этим проектом не ставится задача и не закладывается такая норма, которая обязывала бы всех поголовно работать. В то же время государство затрачивает значительные бюджетные средства на социальную поддержку населения. Это доплаты за коммунальные услуги, ведь основную часть оплаты за ЖКУ несет на себе государство, точно также государство финансирует здравоохранение, образование, и на сегодняшний день нет каких-то различий между гражданами, которые могут получать эти социальные блага. Есть определенные льготные категории, у которых, возможно, большая компенсация понесенных расходов закладывается со стороны государства, но в целом подход такой, что этими социальными благами пользуются все граждане наравне. Основная масса населения работает и участвует в финансировании государственных расходов, уплачивая налоги в бюджет. Но есть категории, которые в этом финансировании не участвуют либо работают нелегально, а некоторые вообще свои доходы никак официально не показывают, но в то же время всем стандартным пакетом социальных благ пользуются. В этой связи сейчас, работая над проектом, предполагается установить, возможно, некую плату, либо ежегодную, либо будет какая-то другая периодичность (преждевременно пока об этом говорить, все в стадии разработки), которую лица, отнесенные к таким категориям, обязаны будут уплатить в бюджет. Неуплата этого платежа будет влечь применение административных санкций.
Есть также категории лиц, которые являются должниками по исполнительным документам. Не редки случаи, когда должники для того, чтобы уйти от уплаты долга, намеренно уклоняются от этой уплаты, совершая различные махинации со своим имуществом, переписывая его на кого-то, увольняясь с работы и получая нелегальные доходы для того, чтобы официально из его заработной платы ничего нельзя было взыскать. В таком случае, на мой взгляд, надо принимать более кардинальные меры. Если человек является еще и должником по исполнительным документам, его надо побуждать более активно к уплате долгов, в том числе посредством трудоустройства.
Скоро будет отмечаться День прав человека. Что в Беларуси делается для правового просвещения граждан, в том числе и по теме прав человека?
Тематика правового просвещения является одним из направлений работы нашего министерства, которому мы уделили много внимания в этом году. Министерством юстиции совместно с Республиканской коллегией адвокатов и Белорусской нотариальной палатой были организованы различные акции, приуроченные к знаменательным датам. В том числе к 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков по всей стране проходила акция, цель которой - бесплатно принять и проконсультировать максимальное количество желающих граждан по различным правовым тематикам. Были сформированы группы, которые включали специалистов различных направлений, чтобы можно было дать гражданам ответы на любые поставленные вопросы.
Кроме того, с осени этого года совместно с Белтелерадиокомпанией каждое утро (несколько минут) специалисты Министерства юстиции в специальной правовой рубрике дают консультации по вопросам, которые интересуют наших граждан. Вопросы поступают непосредственно в министерство или на электронный адрес Белтелерадиокомпании. Тем самым мы хотим сделать право более доступным.
При этом мне кажется, что в рамках правового просвещения мы все-таки должны идти несколько дальше. Правовое просвещение, на мой взгляд, необходимо выстраивать таким образом, чтобы в определенной степени влиять на сознание, правосознание граждан и воспитывать уважение к закону. Может быть, в этом вопросе я оптимист, но мне хотелось бы, чтобы посредством нашей работы, а также работы других государственных органов у граждан воспитывалось уважение к закону, даже не побоюсь этого слова - почитание закона как чего-то святого и нерушимого. К сожалению, есть еще такие настроения у граждан, что закон можно попытаться обойти, найти для этого какие-то лазейки. На мой взгляд, мы должны стремиться к искоренению таких настроений, ведь любая норма права - это своего рода компромисс между интересами различных социальных групп. Надо это понимать и прививать людям чувство почитания, уважения по отношению к праву с детских лет, со школьной скамьи.
Кроме того, с осени этого года совместно с Белтелерадиокомпанией каждое утро (несколько минут) специалисты Министерства юстиции в специальной правовой рубрике дают консультации по вопросам, которые интересуют наших граждан. Вопросы поступают непосредственно в министерство или на электронный адрес Белтелерадиокомпании. Тем самым мы хотим сделать право более доступным.
При этом мне кажется, что в рамках правового просвещения мы все-таки должны идти несколько дальше. Правовое просвещение, на мой взгляд, необходимо выстраивать таким образом, чтобы в определенной степени влиять на сознание, правосознание граждан и воспитывать уважение к закону. Может быть, в этом вопросе я оптимист, но мне хотелось бы, чтобы посредством нашей работы, а также работы других государственных органов у граждан воспитывалось уважение к закону, даже не побоюсь этого слова - почитание закона как чего-то святого и нерушимого. К сожалению, есть еще такие настроения у граждан, что закон можно попытаться обойти, найти для этого какие-то лазейки. На мой взгляд, мы должны стремиться к искоренению таких настроений, ведь любая норма права - это своего рода компромисс между интересами различных социальных групп. Надо это понимать и прививать людям чувство почитания, уважения по отношению к праву с детских лет, со школьной скамьи.
Насколько популярна в Беларуси медиация? Сколько свидетельств медиаторов выдано в этом году? Кто идет в эту профессию: это только юристы или есть также психологи?
Институт медиации в Беларуси появился относительно недавно, со вступлением в силу закона "О медиации" 24 января текущего года, то есть можно сказать, что медиация в Беларуси делает первые шаги.
Не так давно у нас прошла неделя медиации, где обсуждались вопросы, связанные с развитием этого института в Беларуси. Медиация предоставляет гражданам возможность самостоятельно и оперативно в ходе переговоров при содействии медиатора урегулировать имеющийся конфликт с учетом взаимных интересов и заключить соглашение. Преимуществами медиации являются добровольность, добросовестность, равноправие и сотрудничество сторон, беспристрастность и независимость медиатора, а также конфиденциальность. Медиация основывается на доверии, которое стороны оказывают медиатору как лицу, способному обеспечить эффективное ведение переговоров.
В 2014 году Министерство юстиции выдало 108 свидетельств медиаторов, причем 87 медиаторов проживают в Минске. Три центра на сегодняшний день проводят обучение в сфере медиации. Если за год у нас подготовлено достаточно большое количество медиаторов, то непосредственно соглашений о применении медиации на сегодняшний день, на мой взгляд, очень мало - только 11. Проведено 8 бесплатных медиаций, завершившихся подписанием медиативного соглашения. При таком количестве медиаторов видно, что пока этот институт у нас не слишком популярен, необходимо время для того, чтобы у общества сформировалось к нему доверие. Институт медиации должен показать свою дееспособность, наработать практику, авторитет. Но и этого тоже недостаточно. Для того чтобы активно работал институт медиации, она должна быть дешевле, чем разрешение споров в судебном порядке.
Разрешение конфликтов не в судебном порядке, а мирным путем, путем переговоров - очень прогрессивный путь, в этом направлении надо идти, потому что при всех плюсах рассмотрения споров в судах, как правило, одна из сторон в результате остается неудовлетворенной - проигравшая сторона. И в подавляющем большинстве случаев стороны выходят из судебного спора если не врагами, то уж точно дружеские отношения между ними в дальнейшем вряд ли сложатся. Разрешение споров посредством медиации подразумевает, что стороны находят компромисс, точки соприкосновения, идут на уступки и приходят к обоюдовыгодному решению. Соответственно, конфликт можно считать урегулированным и при этом у сторон остается больше шансов сохранить нормальные взаимоотношения. Я считаю, что это направление разрешения споров нужно рекламировать и развивать.
Конечно, вопрос придания медиативному соглашению большей значимости тоже надо изучать с тем, чтобы такой выход, результат разрешения спора предполагал определенные гарантии для сторон, которые в ходе проведения медиации договорились между собой.
Закон не содержит ограничений по профессиональному образованию медиатора, кроме того, что оно должно быть высшим. Медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство медиатора.
Допуск к осуществлению функций медиатора лиц с различной базовой профессией и установление для них единых квалификационных требований осуществляет Квалификационная комиссия по вопросам медиации.
Не так давно у нас прошла неделя медиации, где обсуждались вопросы, связанные с развитием этого института в Беларуси. Медиация предоставляет гражданам возможность самостоятельно и оперативно в ходе переговоров при содействии медиатора урегулировать имеющийся конфликт с учетом взаимных интересов и заключить соглашение. Преимуществами медиации являются добровольность, добросовестность, равноправие и сотрудничество сторон, беспристрастность и независимость медиатора, а также конфиденциальность. Медиация основывается на доверии, которое стороны оказывают медиатору как лицу, способному обеспечить эффективное ведение переговоров.
В 2014 году Министерство юстиции выдало 108 свидетельств медиаторов, причем 87 медиаторов проживают в Минске. Три центра на сегодняшний день проводят обучение в сфере медиации. Если за год у нас подготовлено достаточно большое количество медиаторов, то непосредственно соглашений о применении медиации на сегодняшний день, на мой взгляд, очень мало - только 11. Проведено 8 бесплатных медиаций, завершившихся подписанием медиативного соглашения. При таком количестве медиаторов видно, что пока этот институт у нас не слишком популярен, необходимо время для того, чтобы у общества сформировалось к нему доверие. Институт медиации должен показать свою дееспособность, наработать практику, авторитет. Но и этого тоже недостаточно. Для того чтобы активно работал институт медиации, она должна быть дешевле, чем разрешение споров в судебном порядке.
Разрешение конфликтов не в судебном порядке, а мирным путем, путем переговоров - очень прогрессивный путь, в этом направлении надо идти, потому что при всех плюсах рассмотрения споров в судах, как правило, одна из сторон в результате остается неудовлетворенной - проигравшая сторона. И в подавляющем большинстве случаев стороны выходят из судебного спора если не врагами, то уж точно дружеские отношения между ними в дальнейшем вряд ли сложатся. Разрешение споров посредством медиации подразумевает, что стороны находят компромисс, точки соприкосновения, идут на уступки и приходят к обоюдовыгодному решению. Соответственно, конфликт можно считать урегулированным и при этом у сторон остается больше шансов сохранить нормальные взаимоотношения. Я считаю, что это направление разрешения споров нужно рекламировать и развивать.
Конечно, вопрос придания медиативному соглашению большей значимости тоже надо изучать с тем, чтобы такой выход, результат разрешения спора предполагал определенные гарантии для сторон, которые в ходе проведения медиации договорились между собой.
Закон не содержит ограничений по профессиональному образованию медиатора, кроме того, что оно должно быть высшим. Медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее юридическое или иное высшее образование, прошедшее подготовку в сфере медиации либо имеющее опыт работы в качестве примирителя в соответствии с процессуальным законодательством, получившее свидетельство медиатора.
Допуск к осуществлению функций медиатора лиц с различной базовой профессией и установление для них единых квалификационных требований осуществляет Квалификационная комиссия по вопросам медиации.
Понятно, что институт медиации в Беларуси выстраивается не на пустом месте. Наверное, учитывался опыт каких-то зарубежных стран?
Когда изучается международный опыт, нормотворческие органы идут по пути собирательства самых лучших и подходящих для нашей правовой системы норм. Поэтому при разработке этого закона изучался опыт целого ряда стран. У нас свое развитие правовой системы, и мы должны использовать международный опыт - все его лучшие проявления - применительно к тем отношениям, которые складываются в нашем правовом пространстве.
В уголовное законодательство сейчас планируется ввести понятие оправданного (экономического) риска. Это довольно субъективная вещь. Как применять норму на практике?
Сегодня, действительно, в законодательстве необходимо эти подходы корректировать, поскольку порой принимаемые решения оправданы с экономической точки зрения, но нет гарантии, что их результат будет положительным. Риск он - и есть риск, в зависимости от различных факторов может принести как положительные, так и отрицательные результаты. Однако, жестко устанавливая ответственность руководителей за принятие таких решений, можно придти к ситуации, когда руководитель субъекта хозяйствования будет просто сидеть на рабочем месте и ничего не делать. По сути, развития никакого не будет, и предприятие придет в упадок. В этой связи необходимо понимать, что экономический риск должен присутствовать в деятельности предпринимательских структур и субъектов хозяйствования.
В части второй статьи 13 Конституции закрепляется, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. В развитие указанного конституционного принципа 31 декабря 2010 года принята Директива Президента №4 о развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности, создании благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в которой также отмечено, что максимальное использование частной инициативы должно стать основой высокой эффективности функционирования белорусской экономики.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса риск является одним из признаков предпринимательской деятельности. При этом в законодательстве не содержится положений, раскрывающих содержание понятия "экономический (деловой) риск". В результате представление об ответственности размывается в случаях, когда отрицательные последствия происходят, с одной стороны, вследствие обоснованного риска, а с другой - вследствие некомпетентности руководителей организаций.
Таким образом, в соответствии с положениями Директивы об обеспечении защиты права руководителей субъектов предпринимательской деятельности на деловой риск, в целях обеспечения соразмерности ответственности характеру правонарушений в области предпринимательской деятельности и степени причиненного вреда, а также стимулирования предпринимательской инициативы, проектом закона "О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", принятым 4 ноября 2014 года Палатой представителей в первом чтении, осуществлена корректировка соответствующих статей Уголовного и Кодекса об административных правонарушениях.
Другой вопрос - как определить, является ли конкретное решение оправданным экономическим риском или же лицо, которое принимало решение, действовало в личных интересах. На мой взгляд, в каждом конкретном случае оценить действия будет возможным, проект закона дает возможность добросовестным руководителям субъектов хозяйствования применять оправданные экономические риски.
В частности, в соответствии с названным мною проектом закона в Беларуси не является преступлением деяние (действие или бездействие), причиняющее вред правоохраняемым интересам, если это деяние было совершено в условиях обоснованного риска для достижения общественно полезной цели. Кроме того, предлагается соответствующую статью Уголовного кодекса дополнить нормой, предусматривающей, что экономический (деловой) риск может признаваться обоснованным, если поставленная цель могла быть достигнута и не рискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом. Изменения аналогичного характера вносятся в Кодекс об административных правонарушениях.
В части второй статьи 13 Конституции закрепляется, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. В развитие указанного конституционного принципа 31 декабря 2010 года принята Директива Президента №4 о развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности, создании благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в которой также отмечено, что максимальное использование частной инициативы должно стать основой высокой эффективности функционирования белорусской экономики.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса риск является одним из признаков предпринимательской деятельности. При этом в законодательстве не содержится положений, раскрывающих содержание понятия "экономический (деловой) риск". В результате представление об ответственности размывается в случаях, когда отрицательные последствия происходят, с одной стороны, вследствие обоснованного риска, а с другой - вследствие некомпетентности руководителей организаций.
Таким образом, в соответствии с положениями Директивы об обеспечении защиты права руководителей субъектов предпринимательской деятельности на деловой риск, в целях обеспечения соразмерности ответственности характеру правонарушений в области предпринимательской деятельности и степени причиненного вреда, а также стимулирования предпринимательской инициативы, проектом закона "О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", принятым 4 ноября 2014 года Палатой представителей в первом чтении, осуществлена корректировка соответствующих статей Уголовного и Кодекса об административных правонарушениях.
Другой вопрос - как определить, является ли конкретное решение оправданным экономическим риском или же лицо, которое принимало решение, действовало в личных интересах. На мой взгляд, в каждом конкретном случае оценить действия будет возможным, проект закона дает возможность добросовестным руководителям субъектов хозяйствования применять оправданные экономические риски.
В частности, в соответствии с названным мною проектом закона в Беларуси не является преступлением деяние (действие или бездействие), причиняющее вред правоохраняемым интересам, если это деяние было совершено в условиях обоснованного риска для достижения общественно полезной цели. Кроме того, предлагается соответствующую статью Уголовного кодекса дополнить нормой, предусматривающей, что экономический (деловой) риск может признаваться обоснованным, если поставленная цель могла быть достигнута и не рискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом. Изменения аналогичного характера вносятся в Кодекс об административных правонарушениях.