ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Какие юридические рычаги есть у Беларуси для того, чтобы повлиять на ситуацию с поставками белорусской продукции в Россию? Есть ли соответствующие нормы в договоре о ЕАЭС?
Я не буду долго комментировать этот вопрос, потому что он лежит не в правовой сфере. Более того скажу, что та ситуация, которая развивается, противоречит всем нашим юридическим договоренностям. Достаточно напомнить, что главная цель создания нашего союза - это обеспечить на его территории свободный рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. В данной ситуации, когда ограничивается движение наших товаров в рамках союза, то, безусловно, можно сказать, что такая ситуация противоречит всем достигнутым договоренностям, поэтому вопрос лежит не в правовой сфере. Повторюсь, что тот договор, который подписан с нашими российскими и казахскими коллегами, предусматривает свободу движения наших товаров. Недружественные действия, которые в данной ситуации мы наблюдаем, безусловно, должны разрешиться в самый короткий период на политическом уровне. По имеющейся информации, в ходе вчерашнего правительственного визита в Россию дорожная карта по выходу из этой ситуации определена, и в течение 10 дней мы ожидаем, что вопрос будет урегулирован.

Корр. БЕЛТА
Нынешний год прошел под знаком реформы нотариата. Насколько удачной она была, на ваш взгляд? Повысило ли это уровень качества обслуживания?
В первом полугодии этого года главные управления юстиции облисполкомов и Мингорисполкома через анкетирование провели мониторинг общественного мнения о работе нотариата в новых условиях. В целом населением дана положительная оценка деятельности нотариата.

За первое полугодие 2014 года нотариусами совершено около 734 тыс. нотариальных действий. Почти год работы нотариата в условиях самоуправления и самофинансирования свидетельствует об отсутствии системных сбоев. Нет и острой критики со стороны граждан. Преемственность действовавшего порядка оказания нотариальных услуг и порядка организации нотариальной деятельности позволила сохранить имеющиеся квалифицированные кадры нотариусов, сэкономить финансовые и временные ресурсы на подготовку специалистов в данной сфере, обеспечить доступность нотариального обслуживания на всей территории страны, а грамотная тарифная политика исключила необоснованное удорожание нотариальных услуг для населения.

Что касается льгот, то законодательством предусмотрен их широкий спектр. Нотариальные услуги оказываются бесплатно или со скидкой 50% услуг для таких категорий, как пенсионеры, инвалиды I и II групп, инвалиды и участники Великой Отечественной войны. То же самое касается родителей и организаций при удостоверении согласий на выезд детей на оздоровление и так далее. В целом около 18% нотариальных действий в 2014 году совершено нотариусами без оплаты, а ведь нотариат - самофинансируемый институт.

Кроме того, все нотариусы заключили договоры страхования гражданской ответственности на случай причинения ими вреда другим лицам в результате неправильно совершенного нотариального действия либо неправомерного отказа в его совершении. Такой подход, безусловно, способствует повышению качества совершаемых нотариальных действий, поскольку обеспечивает гражданам возможность возмещения вреда от неправильно совершенного нотариального действия.

Немаловажно и то, что в 2014 году нотариусы республики продолжили осуществлять нотариальное обслуживание населения в агрогородках и малых поселениях. В первой половине этого года там совершено свыше 7,5 тыс. нотариальных действий. Больше всего в агрогородки выезжали нотариусы Брестского нотариального округа.

В ближайшей перспективе основными задачами развития нотариата должны стать модернизация материально-технической базы, внедрение современных информационных технологий нотариального обслуживания.
Сергей Кононович, Минск
Продолжит ли государство безвозмездно предоставлять помещения нотариальным конторам? Или будет введена плата?
В переходный период становления нотариата как самоуправляемого и самофинансируемого института указом Президента № 523 от 27 ноября 2013 года Белорусской нотариальной палате на один год в безвозмездное пользование были предоставлены помещения, занимаемые нотариальными конторами и нотариальными архивами. Всего таких помещений более двухсот. С удовлетворением можно сказать, что реформа нотариата состоялась, нотариат содержит себя, не требуя бюджетного финансирования. Осталась невостребованной бюджетная ссуда, предоставленная правительством Белорусской нотариальной палате для обеспечения перехода на новые условия финансирования. Только за первое полугодие 2014 года отчисления в бюджет от нотариальной деятельности составили около Br16 млрд. Сегодня источник формирования финансовых ресурсов палаты - это средства, поступающие от членских взносов более 800 нотариусов. Как считают в Министерстве юстиции, начальный и самый сложный период становления нотариата на условиях самоуправления и самофинансирования свидетельствует о дееспособности данной системы. С 1 января 2015 года Белорусская нотариальная палата будет заключать договоры аренды помещений для размещения нотариальных контор и территориальных палат.
Алесь, Витебск
Минюст получил в подчинение объединенную систему принудительного исполнения. Каковы предварительные итоги ее работы?

В соответствии с Указом Президента № 530 от 29 ноября 2013 года "О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов" с 1 января 2014 года в Беларуси начала функционировать единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, которая объединила судебных исполнителей общих судов и службы судебных исполнителей хозяйственных судов. Первые итоги работы судебных исполнителей свидетельствуют о повышении эффективности исполнения исполнительных документов.

За 9 месяцев этого года в отделы принудительного исполнения республики на исполнение поступило около 1,5 млн исполнительных документов, что на 7% больше, чем в аналогичном периоде 2013 года. Среднемесячная нагрузка судебного исполнителя районного отдела принудительного исполнения составила 143,8 исполнительных документа, что на 9,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а нагрузка судебного исполнителя областного отдела принудительного исполнения - 96,2 исполнительных производства (увеличение составило 38%). В пользу граждан, юридических лиц и государства взыскано свыше Br385 млрд (рост 14%). В целом благодаря принимаемым судебными исполнителями мерам в этом году на 11% сократилось количество исполнительных производств о взыскании в доход государства, оконченных из-за невозможности взыскания.

Ядвига Лазовская, Брест
Планируется ли наделить судебных исполнителей какими-то новыми полномочиями? Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
Министерство юстиции подготовило законопроекты "О судебных исполнителях" и "Об исполнительном производстве". Предполагается расширить компетенцию судебного исполнителя, наделив его новыми полномочиями. Некоторые из прав получили закрепление впервые, в частности судебный исполнитель будет вправе: выносить постановление о задержании и принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства должника, подлежащего аресту, на охраняемую стоянку в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь; выносить постановления о приводе должника и иных лиц; получать сведения (документы) по совершенному нотариальному действию; осуществлять осмотр и обследование территорий, мебели, сейфов и других возможных мест хранения имущества, в том числе денежных средств, ценностей и документов, иных объектов, используемых должником; требовать от представителей должника проведения инвентаризации имущества, а также проверять ее результаты; подавать ходатайства в компетентные органы для рассмотрения вопросов о высылке из Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства в порядке, установленном законодательством. Также судебным исполнителям планируется передать полномочия по временному ограничению права гражданина, являющегося должником по исполнительному производству, на выезд из Республики Беларусь, временному ограничению права гражданина, являющегося должником, на управление механическим транспортными средствами, на охоту. В настоящее время указанными полномочиями наделен суд. Наделение судебных исполнителей этими полномочиями позволит повысить эффективность принудительного исполнения. Это будет способствовать полноте и оперативности исполнения требований документов.
Александр, Гомель
Можно ли сказать, что в Беларуси улучшаются условия вхождения в бизнес? Если да, то как это отражается на статистике регистрации субъектов хозяйствования.
За январь-октябрь этого года в республике было зарегистрировано около 54 тыс. субъектов хозяйствования: 11 тыс. юридических лиц и 43 тыс. индивидуальных предпринимателей. За такой же период прошлого года зарегистрировано около 65 тыс. субъектов хозяйствования (17 тыс. юрлиц и 48 тыс. ИП). Полагаем, что снижение связано с ужесточением ранее действовавшего порядка льготного ввоза на территорию страны имущества, вносимого в качестве неденежного вклада в уставный фонд, установленного декретом № 6 от 7 мая 2012 года "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (изменения в него внесены декретом №5 от 11 сентября 2013 года). То есть можно говорить, что основанием повышения или понижения уровня бизнес-активности в обществе может являться принятие того или иного нормативного правового акта, изменяющего экономические условия ведения бизнеса в стране.

Вместе с тем с уверенностью можно сказать, что с 2009 года условия вхождения в бизнес в нашей стране значительно улучшились. Так, с 1 февраля 2009 года декретом №1 от 16 января 2009 года "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" введен заявительный принцип госрегистрации субъектов хозяйствования, упразднивший обязанность по проверке регистрирующим органом представленных для регистрации документов на предмет их соответствия законодательству. Ответственность за достоверность указанных в них сведений и за соответствие учредительных документов законодательству возложены на заявителя.

Минимизирован и сам перечень представляемых для госрегистрации документов. До одного дня сокращен срок регистрации субъектов хозяйствования.

Для дальнейшего упрощения процесса вхождения заинтересованных в бизнес с 1 мая 2013 года с учредителей создаваемой коммерческой организации снята обязанность по формированию уставного фонда до подачи в регистрирующий орган документов для госрегистрации. А с 30 ноября этого года процедура государственной регистрации субъектов хозяйствования стала еще проще, так как расширились функциональные возможности веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).

Например, документы на согласование наименования юрлица можно направлять с помощью веб-портала без использования ключа электронной цифровой подписи. В интернете доступен и сервис, позволяющий интерактивно заполнять различные формы заявлений о госрегистрации, которые потом можно будет распечатать для личного представления в регистрирующий орган. Портал дает и другие возможности.
Петр Минченко, Солигорск
Каковы перспективы появления в Беларуси суда присяжных? Как вы лично относитесь к такому институту?
Сейчас ст.2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей установлено, что судебная власть в Беларуси принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями. Судебная власть в Беларуси осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных Кодексом о судоустройстве и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей.

Эти положения Кодекса о судоустройстве в полной мере согласуются с предписаниями модельного Кодекса о судоустройстве и статусе судей для государств - участников СНГ, который был утвержден постановлением МПА СНГ 16 мая 2011 года.
 
Конечно, этот вопрос периодически становится темой обсуждения среди юристов-практиков и предметом дискуссии в научном сообществе. В качестве аргументов в защиту позиции введения в национальную судебную систему института присяжных заседателей лично я считаю состязательность, равноправие сторон в процессе, презумпцию невиновности, признание недопустимыми доказательств, полученных с нарушением закона. Практика других стран показывает, что институт присяжных заседателей способствует повышению уровня правосознания и смягчает нравы в обществе. Но нужно понимать, что этот проект весьма дорогостоящий. Для введения его в национальную судебную систему и распространения его действия на всю страну потребуются значительные финансовые ресурсы, которые в последующем будут направлены, помимо укрепления материально-технической базы судебной системы, на выплату присяжным заседателям причитающихся им вознаграждений, а также на возмещение командировочных расходов (по аналогии с народными заседателями). Кроме того, введение подобного института связано с необходимостью привлечения к правосудию людей, не обладающих практическим опытом и компетентностью, что не может не отразиться на эффективности и беспристрастности процесса. Есть вероятность, что вердикт будет основан не столько на имеющихся доказательствах, сколько на эмоциональном восприятии личности обвиняемого, потерпевшего, обстоятельств совершения преступления и так далее.

Корр. БЕЛТА
По вашему мнению, оправдано ли введение понятия "досудебное соглашение"? Не будет ли это лазейкой для сделок со следствием?
Палатой представителей в первом чтении 4 ноября был принят проект закона "О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях". Он предусматривает, в частности, введение в уголовный процесс института досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым (обвиняемым) в целях получения органами предварительного следствия помощи в расследовании преступления.

Досудебное соглашение о сотрудничестве заключается в письменном виде между подозреваемым (обвиняемым) и прокурором. В нем определяются обязательства подозреваемого (обвиняемого) по оказанию содействия предварительному следствию и условия наступления ответственности подозреваемого (обвиняемого) при выполнении им указанных обязательств.

Институт досудебного соглашения направлен в первую очередь на получение органами предварительного следствия от лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, помощи в расследовании преступления и изобличении его соучастников. При заключении соглашения подозреваемый или обвиняемый добровольно принимает на себя ряд обязательств, способствующих установлению истины по делу, розыску похищенного имущества, изобличению соучастников, возмещению вреда, причиненного преступлением, и других.  При выполнении лицом, совершившим преступление, предусмотренных в досудебном соглашении о сотрудничестве обязательств по содействию предварительному следствию в расследовании преступления и изобличении других участников преступления ему гарантируется снижение максимально возможного срока наказания или применение иных более мягких мер уголовной ответственности.

Следует отметить, что полнота выполнения обвиняемым обязательств, предусмотренных досудебным соглашением, оценивается следователем при передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, прокурором или его заместителем при направлении уголовного дела в суд, судом при рассмотрении уголовного дела в отношении обвиняемого.

Кроме того, предусматривается исследование значения оказанного обвиняемым содействия предварительному следствию в раскрытии преступления, изобличении других участников преступления, розыске имущества, приобретенного преступным путем.

Также проектом закона закреплена возможность пересмотра приговора, вынесенного в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, в случае если после вступления приговора в законную силу будет обнаружено, что осужденный сообщил заведомо ложные сведения или умышленно скрыл от органа, ведущего уголовный процесс, обстоятельства, установление которых могло иметь существенное значение по уголовному делу.

Введение этого института в уголовный процесс направлено на повышение оперативности, экономичности правоохранительной деятельности, что в свою очередь упростит уголовное судопроизводство и позволит расширить возможности по возмещению ущерба, причиненного преступлением.
Николай, Сморгонь
Не следует ли вернуть в законодательство термин "подсудимый"? Все равно большинство продолжает называть так обвиняемых на уголовных процессах.
Уголовно-процессуальным кодексом 1960 года в качестве участника уголовного процесса выделялся обвиняемый. Так, обвиняемый - лицо, в отношении которого в установленном данным Кодексом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Однако после предания обвиняемого суду он именовался подсудимым, а после вынесения обвинительного приговора - осужденным. Таким образом, одно и то же лицо на разных стадиях уголовного процесса могло именоваться и обвиняемым, и подсудимым, и осужденным (в случае вынесения обвинительного приговора).

Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 1999 года участником уголовного процесса также признается обвиняемый (физическое лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого). При этом лицо, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда, именуется: осужденным, если приговор полностью или частично обвинительный; оправданным, если приговор полностью оправдательный.

Таким образом, термин "подсудимый" в действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уже не употребляется. Полагаю, это обусловлено тем, что обвиняемый может именоваться подсудимым лишь на стадии судебного заседания до вынесения приговора, то есть очень короткий промежуток времени, и правовых последствий статус подсудимого для такого лица фактически не несет.
Юлия, Витебск
Система права в Беларуси в послесоветский период претерпела множество изменений. В том числе не так давно были реформированы суды, прокуратура и так далее. На ваш взгляд, у нас по-прежнему континентальная система права или какая-то другая? Как можно ее назвать? Куда вообще движется традиционная для континентальной Европы система права, с учетом того, что решение о заключении под стражу теперь во многих странах принимают суды?
Для Беларуси, наряду с иными странами континентальной Европы, характерна романо-германская правовая система. Основным источником этой системы выступает закон, то есть нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Важное место среди законов занимают кодифицированные акты – кодексы, которыми являются законы, обеспечивающие полное системное регулирование определенных областей общественных отношений. Во исполнение законов принимается ряд иных нормативных правовых актов.

Судебная практика в этой правовой системе не имеет такого значения, как закон, однако ее влияние выражается в возможности принятия судьями конкретных решений, уточняющих положения закона. Согласно ст.2 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" акты Верховного суда (постановления его Пленума) являются нормативными правовыми актами, принятыми в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

В современном мире наблюдается тенденция сближения правовых систем. Процессы глобализации и интеграции ведут не только к взаимодействию, но и к взаимопроникновению правовых систем государств. В настоящее время эта тенденция характерна как для Республики Беларусь, так и для других европейских государств. Однако не следует делать вывод о том, что в Беларуси происходит смена правовой системы, поскольку основные признаки и характерные черты, присущие романо-германской правовой системе, в нашей стране присутствуют. В отношении принятия решения о заключении под стражу отмечу, что согласно Уголовно-процессуальному кодексу Республики Беларусь на стадии предварительного расследования меры пресечения в виде заключения под стражу могут применяться прокурором или его заместителем либо председателем Следственного комитета, председателем Комитета государственной безопасности или лицами, исполняющими их обязанности, либо органом дознания или следователем с санкции прокурора или его заместителя, а на стадии судебного разбирательства - судом.
Виталий, Полоцк
Что нужно сделать в законодательном плане, чтобы уменьшить уровень коррупции? Например, в ряде стран практикуется публикация деклараций о доходе определенных государственных служащих. Может ли такая мера быть принята в Беларуси?
Положительно отношусь к практике тех стран, которые публикуют декларации о доходах чиновников. Я считаю, что коррупции больше там, где мало прозрачности, где много непонятных витиеватых правовых норм, где есть возможность принимать решение не в соответствии с законодательством, а по личному усмотрению. В этой связи борьба с коррупцией должна носить комплексный характер. Одна из мер, предусмотренная в разрабатываемом законопроекте о борьбе с коррупцией, предполагает прозрачность доходов чиновников. Декларирование доходов имеет положительный эффект, поскольку в случае, если ты не можешь доказать, откуда у тебя то или иное имущество, за какие средства ты его приобрел, значит, оно приобретено за нелегальные доходы.

Работа госслужащих связана с целым рядом ограничений (например, госслужащий не может заниматься предпринимательской деятельностью). В этой связи неспособность доказать источники своего имущества и своих доходов должно влечь за собой соответствующие выводы.

При этом, на мой взгляд, необходимо в обязательном порядке минимизировать условия для совершения коррупционных правонарушений. Это можно сделать благодаря повышению прозрачности тех или иных административных процедур принятия решений со стороны государственных органов, со стороны чиновников. Сегодня в этом направлении также сделано немало. Достаточно упомянуть законодательство о государственных закупках, согласно которому заявка на приобретение имущества госорганами размещается в интернете, закупка проводится и на электронных торгах. То есть эта система сегодня прозрачна, и нужно продолжать двигаться в этом направлении. Полагаю, что эти меры должны сопровождаться мерами, направленными на повышение гарантий госслужбы.

Что касается законопроекта "О борьбе с коррупцией", то в настоящее время работа по его подготовке выходит на заключительную стадию. Этот документ - результат долгой и кропотливой работы целого ряда государственных органов, компетентное мнение которых по определенным вопросам легло в его основу. Новеллы законопроекта отвечают вызовам сегодняшнего времени, когда ежедневно изобретаются новые механизмы совершения преступлений в сфере коррупции. Законопроект в данном плане стал качественно иным документом.

Следует особо подчеркнуть превентивный характер многих норм, которые, безусловно, будут способствовать минимизации количества данных правонарушений. Одним из таких положений законопроекта является лишение государственных служащих, в том числе военнослужащих, права на пенсионное обеспечение, положенное им по статусу, в случае совершения в период прохождения государственной службы тяжкого или особо тяжкого преступления против интересов службы либо сопряженного с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Данная мера, даже в силу мотивов психологического характера, станет одним из сдерживающих факторов для многих не чистых на руку чиновников.

В качестве нормы, посредством которой реализуется скорее карательная функция, можно назвать положение законопроекта, согласно которому в случаях установления явного превышения стоимости принадлежащего чиновнику имущества и расходов над доходами, полученными из законных источников, имущество и расходы на сумму, явно превышающую подтвержденный доход, могут быть безвозмездно изъяты либо взысканы по решению суда в доход государства или взыскана стоимость такого имущества.

Представляется, что с учетом сегодняшних реалий наступил тот момент, когда меры такого характера должны предотвращать и противостоять угрозе коррупции. Таким образом, уже сейчас можно говорить о том, что обсуждаемый проект закона станет документом стратегического характера, призванным повысить эффективность борьбы с коррупцией. Общественное обсуждение законопроекта позволило максимально широко охватить аспекты проблемы коррупции и в итоге выработать такие подходы, которые будут способствовать системно и комплексно подойти к решению поставленной главой государства задачи.
Владимир, Минск
Минюст Беларуси участвует в разработке проекта декрета по усилению требований к руководящим кадрам и работникам организаций. Могли бы конкретизировать, о чем именно пойдет речь в этом документе и когда стоит ожидать данных нововведений?
Министерство юстиции являлось одним из разработчиков этого проекта, и если бы на сегодняшний день было достаточно норм законодательства, то, наверное, такой проект не готовился бы. Сегодня действительно бывают ситуации, когда руководителю нужно больше полномочий для принятия оперативных и безотлагательных мер по наведению порядка. К примеру, есть трудовые правоотношения между нанимателем и работником, а есть ответственные должностные лица, которые по отношению к конкретному работнику нанимателями не являются, но это должностное лицо, например, губернатор, министр, отвечает за все происходящие на территории области или в отрасли. В декрете закладывается норма, что соответствующее должностное лицо для устранения бесхозяйственности и для привлечения к ответственности руководителя либо работника может обратиться непосредственно к нанимателю с определенным требованием. И наниматель будет обязан предпринять меры по привлечению к ответственности этого работника либо руководителя, в отношении которого он является нанимателем. Проектом закладывается целый комплекс норм, которые возлагают ответственность на руководителя в случае, если он сам не должным образом исполняет свои обязанности. Учитывая, что руководитель несет всю полноту ответственности, у него должна быть и вся полнота полномочий по принятию управленческих решений по наведению порядка.
Больше результатов
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси