Вопросы конференции
В частности:
постановлением Совета Министров от 24 июня 2014 г. № 613 определены основания и порядок включения организаций в реестр страховых агентов Министерства финансов;
постановлением Совета Министров от 7 августа 2014 г. № 763 определен порядок и условия специальной аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю временной администрации по управлению страховой организацией, в том числе основания и порядок выдачи и аннулирования специального аттестата руководителя временной администрации по управлению страховой организацией;
постановлением Министерства финансов от 6 июня 2014 г. № 29 установлены формы заявления и бланка страхового свидетельства по двум новым видам обязательного страхования, введенным указом № 165 - по обязательному страхованию гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, и по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов;
постановлением Министерства финансов от 19 июня 2014 г. № 35 установлен объем и порядок раскрытия информации о деятельности страховых организаций, в том числе осуществляющих деятельность по перестрахованию, зарегистрированных на территории Республики Беларусь;
постановлением Министерства финансов от 20 июня 2014 г. № 36 определен порядок и условия заключения договора страхования в форме электронного документа, а также порядок назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению страховой организацией;
постановлением Министерства финансов от 20 июня 2014 г. № 38 установлены нормативы безопасного функционирования для страховых организаций, а также определен порядок расчета, применения и оценки выполнения нормативов безопасного функционирования для страховых организаций;
постановлением Министерства финансов от 25 июня 2014 г. № 42 определен порядок ведения Министерством финансов реестра иностранных страховых (перестраховочных) организаций, с которыми страховые организации Республики Беларусь вправе заключать договоры перестрахования;
постановлением Министерства финансов от 10 июля 2014 г. № 50 установлены предельные размеры вознаграждения страховым агентам, страховым брокерам;
в связи с предоставлением Минфину права отстранять от должности руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров страховщиков, руководителей, заместителей страховых брокеров, а также руководителей их обособленных подразделений и требовать внеочередного подтверждения их профессиональной пригодности внесены изменения в постановление Министерства финансов от 7 февраля 2002 г. № 17 в отношении определения порядка проведения внеочередного подтверждения профессиональной пригодности указанных лиц.
Работа по реализации указа № 165 продолжается.
Основания и порядок включения в реестр (исключения из него) организаций, а также порядок его ведения определены Положением о реестре страховых агентов Министерства финансов, утвержденным постановлением Совета Министров от 24 июня 2014 года № 613.
Так, организация может быть включена в реестр при одновременном соблюдении следующих условий:
осуществление деятельности не менее одного года;
наличие в течение календарного года не более трех административных взысканий за совершение административных правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности.
По состоянию на 22 сентября 2014 года в реестр страховых агентов Министерства финансов включено 130 страховых агентов - организаций.
Со сведениями о страховых агентах - организациях (наименовании и местонахождении, регистрационном номере, перечне страховых организаций, от имени которых страховые агенты - организации вправе осуществлять посредническую деятельность по страхованию) можно ознакомиться на официальном сайте Министерства финансов.
Создание в республике системы страховых историй позволит противодействовать страховому мошенничеству, что особенно важно по видам добровольного страхования (таким как транспортное страхование, страхование имущества, финансовых рисков), а также формировать справедливую тарифную политику в отношении конкретных субъектов хозяйствования во избежание занижения страховых тарифов и рисков нарушения финансовой устойчивости страховых организаций.
По итогам трех лет пятилетки стала очевидной более высокая динамика развития страхового рынка по сравнению с теми прогнозами, которые формировались в 2010 году. Кроме того, уточнились прогнозные макроэкономические параметры развития экономики республики до 2015 года. Данные факторы обусловили внесение изменений в Республиканскую программу развития страховой деятельности в части корректировки целевых показателей развития рынка – темпов роста страховых взносов и их суммы на душу населения. Постановлением правительства №1003 они увеличены более чем вдвое. В настоящее время ожидаем, что сумма страховых взносов в действующих ценах в 2015 году по сравнению с 2010 годом вырастет в 7,3-7,6 раза (ранее прогнозировался рост в 3,6-3,9 раза), а их размер на душу населения превысит Br1 млн (ранее – Br513-553 тыс.).
В Беларуси до недавнего времени онлайн-страхование в его классическом виде, предполагающем заключение договора страхования без контактов с представителем страховщика, не развивалось, в том числе из-за законодательных ограничений. Сегодня все страховщики, работающие на белорусском рынке, представлены в сети Интернет. Однако выход потенциального страхователя на сайт страховщика не завершается заключением договора страхования. Для совершения сделки ему необходимо встретиться со страховым агентом или нанести визит в офис страховщика, чтобы оплатить и получить страховой полис.
Для того чтобы Интернет стал полноценным новым каналом продаж страховых услуг, указом №165 страхователю предоставлена возможность, не выходя из дома (офиса), заключить договор страхования в виде электронного документа. Для урегулирования взаимоотношений сторон при заключении договора страхования в форме электронного документа 20 июня 2014 года принято постановление Министерства финансов №36, которым определен порядок и условия заключения договора страхования в форме электронного документа.
В целях усиления защиты интересов страхователей документом установлено, что договор добровольного страхования может быть заключен в форме электронного документа путем составления одного документа, подписанного электронными цифровыми подписями сторон этого договора, а также путем обмена документами посредством электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Это изменение обусловлено необходимостью максимально учесть принцип эквивалентности взаимоотношений страхователя и страховщика. В частности, страховые выплаты при наступлении страхового случая с застрахованным лицом тоже рассчитываются из заработка, который не может быть меньше 60% средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь (если реальный заработок застрахованного лица меньше этой суммы, то для расчета страховых выплат он берется в данном минимальном размере, т.е. индивидуальный коэффициент заработка (дохода) потерпевшего берется равным 0,6).
Давайте рассмотрим на примере. Если у работника сложилась заработная плата в сентябре 2014 года в размере Br3500000, и это меньше 60% средней заработной платы рабочих и служащих за август 2014 года, которая составила Br6382452, то в качестве минимальной базы для исчисления страховых взносов следует брать Br3829471 (6382452 х 60/100). Этот минимальный размер объекта для начисления взносов должен применяться в отношении данного работника пропорционально отработанному им времени.
Условие об обязательном минимуме не применяется, если отсутствует объект для начисления взносов, а также при их исчислении с выплат, начисленных в пользу застрахованных лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам; находящихся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ; работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях); являющихся в соответствии со статьей 30 Кодекса об образовании обучающимися и привлекаемых к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, являющихся клиническими ординаторами.
С разъяснением порядка начисления страховых взносов и примерами расчета можно ознакомиться на сайте страховой организации "Белгосстрах".
Что касается страхования рисков в строительстве, то эти риски страхуются в добровольном порядке в соответствии с правилами добровольного страхования. Страхованием рисков в строительной сфере в той или иной части занимаются практически все страховщики, а на текущий момент в Беларуси работает 19 страховых компаний. Более предметную консультацию можно получить, обратившись в Министерство финансов.