Вопросы конференции
Оплата дополнительных расходов на создание рабочего места для застрахованного осуществляется при наличии следующих документов:
заявления страхователя (с указанием подлежащей компенсации суммы затрат, банковских реквизитов для зачисления оплаты и обязательства страхователя по использованию созданного рабочего места для обеспечения занятости застрахованного);
документа, подтверждающего факт наступления страхового случая;
программы реабилитации, в которой определена нуждаемость застрахованного в создании ему рабочего места;
письменного согласия застрахованного на работу на созданном страхователем рабочем месте; копий платежных документов, смет (калькуляций) затрат, актов выполненных работ, актов о приеме-передаче основных средств по форме, утвержденной Министерством финансов, иных документов, подтверждающих расходы.
Страховщик рассматривает заявление страхователя с изучением на месте и составлением акта, подтверждающего создание рабочего места для застрахованного, и принимает решение о назначении или отказе в назначении оплаты дополнительных расходов на создание рабочего места.
Указом ведены два новых вида обязательного страхования: гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, и гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.
Введение обязательного страхования гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, призвано обеспечить защиту имущественных интересов потерпевших в случае причинения вреда их жизни, здоровью и (или) имуществу при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера на потенциально опасных объектах. К таким объектам относятся здания и сооружения с массовым пребыванием людей, объекты атомной энергетики, опасные производственные и иные объекты, создающие повышенную опасность для окружающих.
Перевозка опасных грузов в Беларуси осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом. Эксплуатация данных видов транспорта сопряжена с большим количеством участвующих в транспортном процессе людей, что в значительной мере увеличивает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций по причинам, связанным с человеческим фактором. Кроме того, опасные грузы обладают свойствами, проявление которых при перевозке может послужить причиной взрыва, пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей, животных, а также вызвать повреждение сооружений, транспортных средств, иных объектов перевозки, нанести вред окружающей среде.
В этой связи обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов позволит пострадавшим получить реальную финансовую компенсацию причиненного вреда при наступлении страховых случаев.
Срок заключения договора страхования указом установлен до 1 января 2015 года. На текущий момент факты заключения договоров носят единичные случаи. По опыту осуществления других видов обязательного страхования можно ожидать, что основная масса договоров будет заключена в четвертом квартале, то есть ближе к установленному сроку.
Если ответственность такого лица застрахована по договорам добровольного или обязательного страхования, исполнение его обязательства по указанному требованию может быть возложено на страховую организацию, застраховавшую ответственность, на условиях этих договоров в пределах страхового возмещения.
Информация об установленных страхователям надбавках и (или) скидках на очередной календарный год размещается на официальном сайте страховщика (Белгосстрах) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 1 декабря текущего года.
К сожалению, сегодня мы вынуждены констатировать, что отдельные страховые организации не могут реализовать недвижимое имущество, приобретенное за счет средств страховых резервов, в краткосрочный период. Такая ситуация увеличивает степень риска неспособности страховой организации своевременно и в полном объеме произвести выплаты страхователям – физическим и юридическим лицам – при наступлении страховых случаев ввиду отсутствия реальных денежных средств, а значит, нарушает их законные права и интересы.
Отмена права страховых организаций частной формы собственности вкладывать средства страховых резервов в недвижимое имущество призвана обеспечить полное обеспечение соблюдения всеми страховыми организациями страны условий ликвидности и возвратности средств страховых резервов.
Относительно предстоящих процессов гармонизации законодательства в рамках Единого экономического пространства считаю необходимым отметить, что сближение национального законодательства о страховании с законодательствами стран–участниц ЕЭП не предполагает слепого копирования опыта других стран. Любые изменения белорусского законодательства должны и будут осуществляться с учетом особенностей становления, развития и функционирования страхового рынка у нас в стране.
Со своими предпочтениями белорусские граждане определились давно и уже на протяжении многих лет основным приоритетом видят страховую защиту своего движимого и недвижимого имущества. Ежегодный прирост количества договоров страхования складывается на уровне 5%. За январь-август текущего года страховые организации заключили свыше 1,3 млн договоров добровольного страхования имущества граждан.
К сожалению, страхование главной ценности – жизни и здоровья граждане ставят на второе место. Количество заключенных договоров страхования за январь-август 2014 года составило 0,8 млн.
Нужно отметить высокий уровень сознательности граждан при страховании своей ответственности как владельцев транспортных средств. Уровень охвата автовладельцев страхованием автогражданской ответственности с 2010 года составляет 97% всех эксплуатируемых в Республике Беларусь транспортных средств (за 2013 год – 3,8 млн единиц). Это одно из самых высоких значений показателя среди европейских стран. За январь-август 2014 г. заключено свыше 3,2 млн договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Наличие договора медицинского страхования, заключенного с иностранной страховой организацией, может подтверждаться страховым полисом, страховой карточкой или иным документом, содержащим информацию о договоре медицинского страхования, определенную Положением о страховой деятельности.
Проверка наличия у иностранных граждан договора медицинского страхования, соответствующего установленным критериям, осуществляется при выдаче виз, а у иностранных граждан, которым разрешен безвизовый въезд – в пограничных пунктах пропуска.
Результаты работы зарубежных страховых рынков свидетельствуют, что распространение страховых продуктов, например, через банки значимо в общем объеме продаж страховщиков. Удельный вес страховых премий, полученной банками в качестве агентов, в общем объеме страховой премии доходит до 25%, а по отдельным видам страхования – до 90%.
В Беларуси этот канал продаж получил развитие относительно недавно и пока не настолько значим. В первом полугодии текущего года через юридических лиц – страховых агентов получено около 15% всего объема страховых взносов по заключенным и вступившим в силу договорам страхования.
Вместе с тем уже сделаны достаточно серьезные шаги как в целом по развитию продуктового наполнения для клиентов, так и по расширению географии продаж, совершенствованию их технологий. Это подтверждают и цифры. Страховые премии, полученные страховыми агентами-юридическими лицами за первое полугодие 2014 года, составили Br384,4 млрд и увеличились в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
Приход на рынок страхования жизни новых страховщиков усилит здоровую конкуренцию в этом сегменте страхового рынка, следствием чего станет повышение качества и расширение спектра страховых продуктов, а также снижение тарифов.