Печерская Ирина, специалист ООО "ЮрСпектр"
Производственная организация ввозит в республику из России сырье, используемое только в собственном производстве готовой продукции. В августе ввезено сырье (принято к учету в августе, с отражением на счете учета материалов), которое используется в производстве в течение августа-октября (в учете материалы списываются в производство в течение августа-октября). Имеет ли право организация принять к вычету в августе уплаченный по сроку до 20 сентября текущего года ввозной НДС?
Да, имеет. Положения указа №361 в рассматриваемой ситуации не применяются. Исходя из пункта 11 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, сумма ввозного НДС, уплаченная в установленный срок (до 20 сентября), может быть принята к вычету в августе 2014 года.
Печерская Ирина, специалист ООО "ЮрСпектр"
Организация ввозит в республику сырье для производства готовой продукции. Оно как давальческое сырье передается на территории республики в неизменном виде другой организации для переработки на давальческих условиях. Собственником готовой продукции является организация – заказчик переработки давальческого сырья, которая ввезла сырье. Может ли организация, которая ввезла сырье для использования в производстве продукции, принять к вычету ввозной НДС в порядке, установленном статьей 107 НК, без учета норм указа № 361?
Да, может.
Жуковская Инга, специалист ООО "ЮрСпектр"
Норма подп. 1.5 п.1 указа №361 имеет определенный срок - она действует в отношении ввезенных товаров с 25.07.2014 по 31.12.2014 включительно. Планируется ли в 2015 году продлить действие подп. 1.5 п.1 указа или внести данную норму в НК?
На данном этапе норма подпункта 1.5 пункта 1 указа №361 имеет временный характер. Комментарии относительно продления срока действия данной нормы преждевременны.
Марина И.
Применяется ли отсрочка на вычет ввозного НДС при передаче лизингодателем импортированного предмета лизинга лизингополучателю по договору финансового лизинга, предусматривающему выкуп предмета лизинга?
Лизинг, при котором лизинговые платежи в течение срока лизинга продолжительностью не менее 1 года обеспечивают возмещение лизингодателю не менее 75% стоимости предмета лизинга независимо от того, предусмотрен ли договором лизинга выкуп предмета лизинга или его возврат лизингодателю, определяется как финансовый лизинг (пп.4.1 пункта 4 Правил осуществления лизинговой деятельности, утвержденных постановлением правления Нацбанка 18 августа 2014 г. №526).
Принимая во внимание сущность финансового лизинга, передачу товара в финансовый лизинг в целях применения норм указа №361 следует рассматривать как способ реализации товара потребителю. При передаче импортером - лизингодателем ввезенного товара в финансовый лизинг вычет сумм ввозного НДС производится с учетом положений подпункта 1.5 пункта 1 указа № 361.
Дружинина Наталья, Минск
Наше предприятие импортирует запасные части, которые используются и для оказания услуг по ремонту автомобилей, и для перепродажи. В момент оприходования ТМЦ неизвестно, каким образом они будут использованы, на момент окончания квартала имеются остатки импортированных запчастей. Каким образом распределить сумму ввозного НДС, чтобы соблюсти условия указа №361? Как определить сумму ввозного НДС, который можно взять в вычету в месяце оприходования ТМЦ, и сумму ввозного НДС, который можно учесть в составе налоговых вычетов в отчетном периоде, в котором истекло 90 дней с даты выпуска с заявленной таможенной процедурой?
Если плательщик наряду с торговой осуществляет производственную деятельность, и на дату оприходования ввезенного товара невозможно определить направление его дальнейшего использования (ввезенный товар может быть как реализован в неизменном состоянии, так и использован при выполнении работ), то в таком случае следует руководствоваться нормой части 4 подпункта 1.5 пункта 1 указа № 361.
Если в течение установленного указом № 361 срока (90 дней) ввезенные товары будут использованы при выполнении работ, то сумма ввозного НДС по таким товарам принимается к вычету в том отчетном периоде, в котором они направлены на указанные цели. Иначе говоря, по таким товарам вычет сумм ввозного НДС ограничен до момента их использования в выполнении работ, но не позднее 90 дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Для этих целей плательщику следует наладить раздельный учет сумм ввозного НДС в зависимости от направлений использования импортированных запчастей.
Елена М.
Согласно подп. 1.1. указа №361 освобождаются от подоходного налога фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения при оплате нанимателем работнику расходов по командировкам как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы. Данная норма вступила в силу с 25.07.2014г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2014. Подлежит ли возврату подоходный налог, исчисленный и удержанный налоговыми агентами до вступления в силу указа с сумм превышения расходов по найму жилого помещения над размерами, установленными законодательством?
Согласно указу №361 освобождаются от подоходного налога с физических лиц фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения при оплате нанимателем работнику расходов по командировкам как на территории Беларуси, так и за ее пределы. При непредставлении работником документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, освобождению от подоходного налога с физических лиц подлежат суммы такой оплаты в пределах норм (размеров), установленных законодательством.
Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым организацией членам органа управления, прибывающим (выезжающим) для участия в работе соответствующего органа управления этой организации, а также к выплатам, производимым организацией физическим лицам не по месту основной работы.
Эта норма вступила в силу с 25 июля 2014 года и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2014 года.
С учетом требований указа № 361 наниматель имеет право произвести в установленном порядке возврат или зачет подоходного налога с физических лиц, который был излишне удержан с сумм превышения расходов по найму жилого помещения над размерами, установленными законодательством, при выплате в 2014 году работнику таких расходов на командировки.
Печерская Ирина, специалист ООО "ЮрСпектр"
Указом № 361 установлено, что при непредставлении работником документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, освобождению от подоходного налога подлежат суммы такой оплаты в пределах норм (размеров), установленных законодательством. Законодательством определено, что при служебных командировках за границу в этих случаях оплата расходов по найму жилого помещения осуществляется в размере 5% от предельной нормы расходов по найму жилого помещения. Работникам коммерческих организаций такая оплата может осуществляться в размере, не превышающем 20 % от предельной нормы расходов по найму жилого помещения. Конкретный размер оплаты расходов по найму жилого помещения устанавливается нанимателем.
В каком размере подлежит льготированию оплата расходов по найму жилого помещения без подтверждающих документов в отношении работников коммерческих организаций: в размере 5 % от предельной нормы расходов по найму жилого помещения или в размере, не превышающем 20 % от предельной нормы расходов по найму жилого помещения?
Согласно указу №361 при непредставлении работником документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, освобождению от подоходного налога с физических лиц подлежат суммы такой оплаты в пределах норм (размеров), установленных законодательством.
Порядок возмещения расходов по найму жилого помещения при служебных командировках за границу регулируется постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30 июля 2010 года №115. В частности, пунктом 16 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением №115 определено, что работникам коммерческих организаций оплата расходов по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов может осуществляться в размере, не превышающем 20% от нормы расходов по найму жилого помещения. Конкретный размер оплаты этих расходов устанавливается нанимателем.
Таким образом, если работник коммерческой организации не представил документы, подтверждающие оплату расходов по найму жилого помещения, то освобождению от подоходного налога с физических лиц подлежит лишь часть этой суммы в размере, установленном нанимателем, но не более 20% от нормы расходов по найму жилого помещения.
Игнат Семенович, Минск
Работник был направлен в командировку в г.Минск с 29 июля по 31 июля 2014 года. До отъезда в командировку ему был выдан аванс на предстоящие расходы, в т.ч. на расходы по найму жилого помещения в размере 2400000 руб. 4 августа работник представил авансовый отчет, к которому был приложен только счет за проживание в гостинице на общую сумму 2400000 руб. Документ, подтверждающий оплату указанного счета, приложен не был, т.к. работник его утерял. Согласно решению руководителя организации расходы по найму жилого помещения работнику возмещены в полном размере - 2400000 руб. Сумма возмещения расходов по найму жилого помещения без представления подтверждающих документов в размере, установленном законодательством, по данной командировке составляет 60000 руб. Сумма превышения возмещения над размером, установленным законодательством, – 2340000 руб. Для целей определения налоговой базы по подоходному налогу, в доходы какого месяца включается данная сумма превышения? Каким образом производится удержание подоходного налога, исчисленного в данной ситуации?
Особенности исчисления, порядок и сроки уплаты подоходного налога с физических лиц налоговыми агентами регулируются статьей 175 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Для целей исчисления подоходного налога с физических лиц сумма превышения расходов по найму жилого помещения над размером, установленным законодательством, включается в доходы того месяца, в котором плательщик представил авансовый отчет, - в данном случае в доходы за август 2014 года. Налог удерживается за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом плательщику, при их фактической выплате плательщику либо по его поручению третьим лицам.
Командирова Евгения Валерьевна, Минск
Организация (подрядчик, субподрядчик) ввозит в Республику Беларусь импортные товары, которые реализуюся заказчику (генподрядчику) в качестве оборудования при выполнении строительно-монтажных работ. Стоимость оборудования не включается в стоимость строительных работ по монтажу оборудования, а указывается (справочно) в акте сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ за итогом стоимости выполненных работ. Кроме того, стоимость оборудования, поставка которого осуществляется подрядчиком (субподрядчиком), отражается в разделе 3 справки о стоимости выполненных работ и затратах формы С-3 (п. 38 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.05.2007 N 10, приложение 2 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.10.2011 N 48 "Об установлении форм документов и утверждении Инструкции о порядке заполнения и применения дефектного акта на гарантийный ремонт"). Распространяется ли на данную ситуацию положение указа №361 в части отсрочки налоговых вычетов на 90 календарных дней?
Как определено пунктом 31 Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете (Инстукция № 10), затраты на приобретение оборудования, требующего монтажа, может нести либо заказчик, застройщик, либо подрядная организация, которая в соответствии с условиями договора строительного подряда обязана выполнить работы по монтажу оборудования.
Как следует из пункта 38 Инструкции №10, требующее монтажа оборудование, приобретенное подрядчиком, реализуется заказчику подрядчиком. Подтверждением факта реализации является товарная накладная, выписываемая подрядчиком с указанием сумм НДС. В акте сдачи-приемки выполненных работ по монтажу оборудования за итогом стоимости выполненных работ наименование, количество и стоимость установленного оборудования указываются справочно. Таким образом, на суммы ввозного НДС, уплаченные подрядной организацией по импортному оборудованию, в данной ситуации распространяются нормы указа № 361.
Новик Е.П., Молодечно
Наше предприятие занимается комиссионной торговлей цемента. Предприятие импортирует мешки бумажные и фасует цемент. Как осуществлять вычет предприятию, импортирующему мешки бумажные для использования в производстве или торговле?
Как правило, по договору комиссии комитент обязан возместить комиссионеру расходы, понесенные им в связи с выполнением поручения. Возможно предположить, что белорусский комитент - производитель цемента поручил белорусскому комиссионеру реализовать его цемент в расфасованном виде. В таком случае, расходы по приобретению мешков бумажных предъявляются комиссионером к возмещению комитенту. Сумма ввозного НДС, уплаченная комиссионером по импортированным мешкам, вычету у комиссионера не подлежит (п.19.9 ст.107 НК, п.17 ст.107 НК).
Гиль Светлана, Брест
Коммерческая организация, осуществляющая розничную торговлю, ввезла торговое оборудование по частям: полки, кроншнейны, зеркала, стяжки и т.д. Дата прихода на склад 26.08.14г., которое будет использована ею для собственного потребления - монтаж в торговом объекте стеллажей для выкладки товара. Следует ли организации соблюдать 90-дневное ограничение на вычет ввозного НДС в такой ситуации, если это оборудование поставлено на учет 26.08.2014г. на счет "Материалы"? И если впоследствии будет введено как объект основных средств?
В рассматриваемой ситуации положения указа №361 не применяются, поскольку части ввезенного торгового оборудования предназначены для использования их (после монтажа) в качестве основного средства.