ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 21 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Полыко Леонид, Столин
В Беларуси действительно многое делается для привлечения туристов. А как это отражается на предпочтениях самих белорусов? Увеличилось ли число тех, кто планирует отдых провести именно в своей стране? Может, стоит для белорусов сделать льготы, снизить цены? Заранее спасибо. С уважением.
Количество белорусов, планирующих отдохнуть на родине, растет. Это видно и по путешествиям наших граждан на экскурсионных маршрутах, и по посещениям музеев. За последние три года количество посещений музеев увеличилось почти в два раза – было продано более 6 млн билетов в музейные учреждения. Характерным примером может быть агротуризм, где большинство отдыхающих (практически 82%) – это наши граждане. Остаются востребованными и санаторно-курортные учреждения, повышается спрос отдыха на природе – у водоемов, рек. В текущем году мы уделили внимание караванингу, проведено несколько международных туристических слетов. И мы видим, что у наших граждан зарегистрировано около 600 прицепов и 40 автодомов. То есть они приобретают данный вид техники для путешествий как внутри страны, так и за рубежом.

Основная причина, почему у нас высокий выезд из страны туристов, она на поверхности – люди любят отдыхать на море. У нас ассоциации оздоровления, семейного отдыха связаны именно с посещением морского побережья. Мы видим, что где-то 70% выезда – это отдых на море. Желательно, чтобы цифры были примерно такими: на четыре путешествующих внутри страны только один должен быть выезжающим.   

Валерия Клицунова: Интересная тенденция возникла в агротуризме в этом сезоне – развитие тесных взаимоотношений с туроператорами. Мы когда едем в районы оценить потенциал, обязательно берем с собой туроператоров, таких как "Пан Шляху", "Трэвел", "Колесо путешествий", и они смотрят вместе с нами, как составить туристический маршрут определенной темы, завязать побольше усадеб, побольше местных объектов. Такой маршрут они продают гораздо легче и нашим людям, и россиянам. Это хорошо и местной инфраструктуре, и музеям, и, конечно, усадьбам. Такие маршруты уже действуют по Воложинским гостинцам, и в Мотоль, и в Дрибинский район.

Что касается второй части вопроса, то в усадьбах у нас нет дифференциации цен для белорусов и заграничных туристов. И это принципиальная позиция. Есть усадьбы разной комфортности и категории. Есть усадьбы более дешевые, есть подороже. И так вот обижать иностранцев, я считают, неправильно. Изначально одна цена для всех. Тем более что у нас отдыхают в агроусадьбах 82-85% белорусов. Им, к слову, хозяева усадеб могут уступить в цене, это всегда вопрос переговоров, особенно если ехать не на выходные, а в том числе в будние дни.

Вадим Кармазин: Практика деления туристов на иностранных и своих пришла еще из Советского Союза, хотя, как мне кажется, она не обоснована. Ведь турфирмы, которые занимаются внутренним туризмом, имеют льготы по НДС. Кроме того, в стране нет государственного регулирования цен на туризм, мы должны исходить из этого. А то часто просят нас: снизьте цены на гостиницы. У нас нет механизма регулирования государством этих цен. Цены определяет рынок. Например, раньше в Минске можно было по пальцам перечесть звездные гостиницы, и тогда бизнесмены были готовы заселяться и платить по любой цене, какую ни выставь. Это создавало нездоровую конкуренцию на рынке. В 2012-2013 годах в Минске цены на гостиницы упали на 16%. Гостиниц стало больше, и они поняли, что цены надо снижать, вести более гибкую ценовую политику.

Возможно, иногда цены завышены. Хотя санатории постоянно предоставляют статистику в Минспорта, по которой средняя цена приемлема для белорусского потребителя – около Br260 тыс. в сутки. Для иностранных граждан наши здравницы, кстати, на 40% дороже, то есть здесь дифференциация есть. Есть определенные льготы по профсоюзной линии, по линии социального страхования. Кроме того, сами санатории освобождены от уплаты НДС, то есть у них есть возможность снижать издержки на путевку. Это тоже одна из мер, которые приняты в Республике Беларусь.

Может быть, вопрос о социальном туризме? О том, что отдых должен компенсироваться со стороны бюджета, как это есть в ряде стран? Пока у нас нет механизма субсидирования туристической путевки.
Шутич, Chechersk
Уважаемый господин Кармазин! Бывая весьма часто в командировках по Беларуси и Польше, не могу не высказать недоумения. Посмотрите на Брест- город с богатейшей и интереснейшей историей и достаточно неблагоустроенной туристической инфраструктурой. В частности, почему бы не пустить автобус с аудиогидом на нескольких языках. Посмотрите, как это сделано в Кракове, например. Теперь Гродно, об этом городе можно писать исторические романы, а в центре города трудно в час пик найти пункт питания с приемлемыми ценами! А в Люблине, например, с 12 до 4 работают кафе, где за умеренную плату можно вкусно и быстро поесть. Я уже не упоминаю, что даже обслуживающий персонал священного, по моему мнению, музея Брестская крепость, мягко говоря, не очень жалует туристов. Я сам был неоднократно свидетелем подобного рода сцен, когда человек, находящийся в музее в качестве, видимо, работника (судя по его значку), отвечал буквально следующее: Что я вам экскурсовод что ли? Думается, что можно и необходимо превратить или возродить туристическую инфраструктуру Беларуси! Это кроме неоценимых моральных преимуществ принесёт ощутимый доход государству!
Что касается Минска, то по городу ездят двухэтажные экскурсионные автобусы, проводят "Минск Сити Тур". К чемпионату мира по хоккею был закуплен еще один автобус – сейчас на маршруте действуют два автобуса. Были попытки организовать нечто подобное в регионах. Например, в Гомеле на вокзале пытались организовывать сборные группы, но их наполнение было довольно низкое. Мне кажется, это одна из основных причин, почему такое направление недостаточно распространено. Хотя я считаю, что в областных центрах должна быть возможность организации сборных групп. Причем необязательно это должен быть постоянно курсирующий автобус.

Последние два года мы видим, что так называемые сборные группы начинают возрождаться. Назначается определенное место, определенное время для проведения экскурсий, и желающие приходят. Сборные экскурсии существуют в Бресте. К сожалению, там пока нет такого автобуса, как в Минске, но в перспективе, когда привьется культура отдыха именно такого плана, он может появиться и в крупных городах.

Валерия Клицунова: Я бы хотела добавить о регионах и об инфраструктуре. Сейчас турист любит путешествовать независимо, а не группой в автобусе. Для этого он должен быть уверен, что там, куда он приедет, будет кафе, сувенирный магазин, будет звучать музыка, все будет красиво. 98% всякого рода услуг, необходимых туристу, в Европе обеспечивается за счет малого, мелкого и микробизнеса.

А как у нас? Например, поселок Мир. Приезжают автобусы, выходят туристы, посещают замок и тут же уезжают. Поселок остается в стороне. Но если бы в этом замечательном поселке работал рынок, если бы в каждом здании было маленькое кафе, звучала музыка, сидели бы художники, автобусы заезжали бы в Мир, поселок бы развивался.
Корр. БЕЛТА
Перспективным направлением для Беларуси, в том числе с точки зрения въездного туризма, является агроэкотуризм. Валерия Анатольевна, по вашему мнению, насколько задействован этот потенциал сейчас и каковы перспективы? Сможет ли Беларусь составить конкуренцию, например, Польше, где это направление развивается давно, что нужно для этого?
У нас не может быть, как в Польше, мы должны отличаться. У нас туристы получат то, чего нет в Польше. Аутентичность, например, экологическую еду. Ведь и в Литве, и в Польше очень жесткие евросоюзовские ограничения по питанию, в усадьбах там магазинные яйца, мясо. А я все-таки предпочту съесть в усадьбе что-то натуральное, выращенное и приготовленное здесь.

В наших деревнях все это есть. У нас сохранились такие неоценимые качества, как сердечность, гостеприимство. Очень многие люди развивают агротуризм не только для того, чтобы заработать деньги, это само собой, но и для того, чтобы самореализоваться, доказать миру, что белорусская деревня имеет глубокое содержание.

Очень часто в Польше красивый интерьер, все прекрасно, но это - ночлег плюс завтрак (Bed and Breakfast). И все. Мы же можем создавать в каждой усадьбе маленькие туристические продукты, белорусские по своему содержанию, наполненные эмоциями, оставляющие необыкновенные впечатления. К примеру, однажды польская делегация экспертов приехала в белорусскую деревню. Местные бабушки встретили их в красивых нарядах и спели песни. У поляков из глаз потекли слезы... В пятизвездочном отеле вы не заплачете, если только от цены.

Беларусь одной из последних среди европейских стран стала развивать агроэкотуризм. Днем рождения этого направления в нашей стране условно считается 20 ноября 2002 года - дата создания специализированной общественной организации. Сразу было понимание, что мы не можем копировать то, что есть у европейцев, иначе никто сюда не поедет. Чем привлечь? Своей душевностью, теплотой.

Из зарубежного опыта мы взяли концепцию тематических зеленых маршрутов (green ways). Это американская модель, она соединяет многих участников агротуризма в районе. Мы стали использовать туристические кластеры, давать им тему и бренд. Кластер объединяет людей, инфраструктуру региона и, конечно, представителей власти. В других европейских странах нет такого комплексного подхода к развитию территории, потому что каждый развивает свой маленький объект. К нашему опыту проявляют интерес россияне, литовцы, латыши.

Конечно, это только начало. Для дальнейшего развития туризма хотелось, чтобы в стране не было визы, чтобы все знали английский, чтобы были хорошие указатели и многое другое. Но думаю, что мы уже стоим на правильном пути и будем двигаться по нему дальше.
Евгений Петрович
Какие перспективы развития туристического бизнеса вдоль построенной несколько лет назад окружной дороги вокруг Беловежской пущи? Сейчас агро- и экоусадьбы данного региона, чтобы привлечь туриста, проводят небольшие фестивали, наподобие "Совиного феста", "Прызба-фэста". Планируется ли проведение масштабных мероприятий, а также строительство санаториев и лечебниц ввиду наличия там уникальной можжевеловой долины, способствующей лечению болезней дыхательных путей, и других полезных для здоровья экосистем?
Существует схема развития окружной дороги вокруг Беловежской пущи. Например, Брестским облисполкомом определены площадки, которые в будущем станут предоставляться инвесторам. При развитии данной территории стоит учитывать транспортный поток, поскольку при его небольшой интенсивности придорожный сервис будет развиваться достаточно медленно. Про санатории пока сложно сказать, но Минспорта и туризма крайне заинтересовано в развитии сети оздоровительных учреждений, особенно в создании спа-центров. Нужно строить современные спа-комплексы, тем более они сейчас у нас востребованы. Программа по развитию региона Беловежской пущи была рассчитана до 2015 года, но, думаю, мы продолжим работу над этим проектом и после 2015 года.

Валерия Клицунова:
В последние годы наблюдается повышенный интерес и к развитию агроэкотуризма в данном регионе. Этот проект, конечно, дело не одного года, но туристический потенциал территорий, которые находятся возле Беловежской пущи, очень высок.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси