Вопросы конференции
Согласно данным Госпогранкомитета, за первые шесть месяцев года границу Беларуси на въезд с туристическими, служебными и частными визитами пересекли 1,9 млн. человек. Транзитом проехали через нашу страну 550 тыс. человек.
По оперативным данным, количество организованных иностранных туристов (обслуженных турфирмами) составило около 90 тыс., что на 25% больше, чем в 2013 году.
В первом полугодии 2014 года экспорт туристических услуг в Республике Беларусь составил 113,1% к такому же периоду прошлого года, или $120,4 млн., что на $13,9 млн. больше, чем за аналогичный период 2013 года.
Прорывным мероприятием текущего года в спортивной и туристической жизни стал чемпионат мира по хоккею. Общее количество иностранных туристов, гостей и участников ЧМ, с учетом приехавших в Беларусь через восточную границу, оценивается в более чем 80 тыс. человек. Полностью себя оправдало введение безвизового режима для участников и болельщиков чемпионата. Так, через пункты пропуска на границе с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной, а также через пункт пропуска в Национальном аэропорту Минск в Беларусь прибыли свыше 31,3 тыс. иностранных болельщиков.
В гостиницах Минска проживали 88,7 тыс. человек, средняя загрузка гостиниц составила 81,3%, а в некоторых, таких как "Президент-Отель", "Минск" и др., была 100-процентная загрузка.
Ситуация в Украине внесла свои коррективы в выездные туристические потоки. За первое полугодие выездов в данном направлении белорусских граждан уменьшилось более чем в два раза. Вместе с тем увеличен поток в Грецию, Турцию, Болгарию, Египет, Тунис, курорты Краснодарского края.
Вопрос туристической привлекательности страны - это комплексная задача, которую я бы разделил на следующие глобальные составляющие: инфраструктура, доступность, безопасность и продвижение.
В 2014 году будет продолжена работа по реализации Государственной программы развития туризма на 2011-2015 годы. Планируется введение в эксплуатацию более 80 объектов туристической индустрии. Будет уделено внимание развитию сети бюджетных средств размещения кемпингов, хостелов, стоянок для караванеров.
В текущем году будет утверждена Генеральная схема развития объектов туристской инфраструктуры, курортов и зон отдыха в Республике Беларусь до 2030 года.
Главой государства 2014 год объявлен Годом гостеприимства. Реализуется план мероприятий по его проведению.
2014 год объявлен годом туризма в СНГ, в рамках которого предусмотрен ряд мероприятий с государствами участниками СНГ.
Дальнейшее развитие экспорта туристических услуг видится в первую очередь через освоение новых рынков. Целевыми перспективными рынками на сегодня являются рынки Европы и Юго-Восточной Азии. Для этого Минспорта запланировано проведение ознакомительных туров по Беларуси для представителей турбизнеса и средств массовой информации стран-соседей, регионов Западной Европы, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
По данным Белстата, на начало 2014 года туристическую деятельность осуществляли более 900 туроператоров и турагентов. Их количество за год увеличилось на 130. Только въездным туризмом занимаются около 15% субъектов туристической деятельности, около 35% совмещают въездной и выездной туризм. Кроме этого, активно въездным туризмом занимаются национальные парки, Березинский биосферный заповедник, охотхозяйства страны, туротделы гостиниц, агроэкоусадьбы.
Что касается мер поддержки, то для организаций, занимающихся внутренним и въездным туризмом, расширен перечень туристических услуг в пределах Республики Беларусь, и услуг по въездному туризму, обороты по реализации которых освобождаются от НДС. В целом туристические фирмы получили право применять упрощенную систему налогообложения.
На данном этапе наше внимание будет сконцентрировано на повышение доступности страны, чтобы увеличить въездные потоки в страну.
Всего в стране аттестовано более 1,4 тыс. экскурсоводов и гидов-переводчиков, что в полной мере обеспечивает потребность в данных специалистах. Задача состоит в том, чтобы привлечь в эту сферу молодых специалистов. Зачастую квалифицированные экскурсоводы имеют преклонный возраст.
Так, в Брестской области реализуется около 25 программ сотрудничества с Польшей и Украиной.
В Витебской области на 2014 год заключено 42 договора о сотрудничестве с зарубежными странами, ежегодно реализуются проекты приграничного сотрудничества. В 2013 году реализовано 6 проектов. Как результат, в 2013 году проект международной технической помощи "Белла Двина – путешествуя через границы, открывая культуру, наслаждаясь природой региона Западной Двины/Даугавы" признан лучшим в номинации "Туризм" на конкурсе "Лучший проект трансграничного сотрудничества в рамках Конгресса Инициатив Восточной Европы".
На 2015 – 2020 годы запланирован перечень проектов, таких как "Формирование возможностей по развитию лыжного туризма и зимних видов спорта в Полоцком регионе и сотрудничеству с регионами Литвы, Латвии и Польши", "Позиционирование инициатив по развитию ностальгического туризма между белорусскими и еврейскими гражданами" и другие.
В настоящее время в Гродненской области реализуются 6 проектов международной технической помощи.
До 2017 года планируется создание трансграничного проекта "Создание парка средневековой культуры". (Украина/Беларусь). Проект направлен на создание привлекательного имиджа региона с привлечением крупного потока туристов посредством создания Парка средневековой культуры на базе Лидского замка.
С 2016 года планируется запустить проект "Северный вектор Гродненщины" (Литва/Беларусь), которым предусмотрено создание стоянок для плавсредств на реке Вилия.
До 2017 года в Могилевской области планируется реализовать трансграничный проект "От истоков к развитию".
По поводу включения Беларуси в международные маршруты не соглашусь, что их нет. Большинство поляков или литовцев посещают Беларусь по линии трансграничных и комбинированных маршрутов. Есть примеры, когда Беларусь была включена к посещению туристами из Новой Зеландии. Одна британская турфирма заключила договор с белорусской усадьбой в Воложинском районе, куда туристы заезжают, путешествуя по миру. На одной из усадеб они проводят целый день. Такая практика существует уже более трех лет.
Очень много российских туристов посещают Беларусь во время комбинированных маршрутов. То же самое можно сказать про немцев.
В прошлом году одно из турпредприятий Беларуси по индивидуальному заказу делало тур для 100 обеспеченных американских туристов, которые посещали Восточную Европу и три дня провели в нашей стране. Поэтому эти маршруты есть, но, возможно, их не столь афишируют, т.к. они формируются за границей.
Валерия Клицунова
Давайте поговорим про EuroVelo. Понятно, что вся Европа покрыта велодорожками. Наша страна сейчас в эту сеть также включается. У нас есть общественные организации, связанные с развитием велосипедного движения, государство вкладывает деньги в инфраструктуру. Думаю, когда это белое пятно на карте восполнится для велосипедистов, страна привлечет огромное количество путешествующих.
Еще один международный маршрут - гастрономический, который свяжет Латвию и Беларусь, а точнее Витебскую область и Латгалию. Этот трансграничный гастрономический маршрут уже готов - изданы карты, уже прошли пробные рекламные туры. Думаю, это подвигнет кого-нибудь попробовать уникальные блюда.
Прямое авиасообщение является важным фактором увеличения туристических потоков. Как правило, открытие прямых рейсов увеличивает потоки в 2-3 раза.
В настоящее время отсутствует прямое авиасообщение с основными странами-донорами международных туристов – Китай, США, страны Персидского залива (кроме рейсов Etihad Airways) и с региональными аэропортами, являющимися крупными транспортными артериями Европы – Мюнхен, Цюрих и т.д.
По мнению профессионалов турбизнеса, полетные программы по различным направлениям будут востребованы при условии гибкой тарифной политики. Также для этого необходимо наличие соответствующих авиалайнеров.
Что касается рейса Минск – Пекин – Минск, то туристические фирмы считают возможным его использование при условии стоимости билета, не превышающей стоимость перелета Москва – Пекин рейсами ”Аэрофлота“ и AirChina.
Минспорта рекомендует гражданам всегда тщательно и взвешенно подходить к выбору тура, собрав наиболее полную и достоверную информацию о туристической компании, предлагающей услугу, а также внимательно изучив договор оказания туристических услуг.
В случае недобросовестного исполнения условий договора для разрешения спора турист вправе предъявить соответствующие требования туристической компании.
Если не достигнуто согласие сторон, защиту прав и законных интересов потребителя осуществляют уполномоченные государственные органы (Министерство торговли, местные исполнительные и распорядительные органы) и общественные объединения.
Помимо этого, туристы вправе обратиться за консультацией к специалистам Департамента по туризму Минспорта.
Правила направлены на увеличение прозрачности взаимоотношений между сторонами договора оказания туристических услуг и повышение правовой определенности во взаимоотношениях между ними.
Их целью, в частности, является достижение высокого уровня защиты прав туристов как потребителей услуг путем надлежащего исполнения обязательств сторонами по договору оказания туристических услуг.
Есть такое фермерское хозяйство "Белые луга" в Кореличском районе. Человек купил когда-то 8 домов, при этом не снес их, а восстановил, да еще 9 домов туда перевез. Сейчас там деревня состоит из 17 домов с большой корчмой. Вот это пример того, как деревне была дана вторая жизнь. Это один из вариантов. Есть также интересный молодежный проект, например, в Каменецком районе - так называемая совиная деревня. Туда переехали любители птиц, они охраняют сов, делают совиные лагеря. Было восстановлено несколько домов, благодаря чему в это место возвращается жизнь. Другой пример - "Арт-вёска" в Гомельской области. Еще одна молодежная группа приехала в деревню, обосновалась. Молодые люди завели хозяйство, родили детей. Сейчас там живут и делают креативные проекты. То есть существует 3 варианта восстанавливаемых деревень.
Около г.п. Видзы сейчас создается фермерское хозяйство. Кстати, в начале прошлого века там насчитывалось 60 грязевых ванн и минеральных источников, то есть был, скажем так, мини-санаторий. Сейчас здесь планируется восстановить усадьбу и включить деревню в обслуживание туристов, то есть привлечь местных жителей в сферу туризма. При этом большая инфраструктура создаваться не будет. Например, кто-то примет гостей на постой, кто-то продаст что-то вкусное, а кто-то будет торговать на местном рынке. Все это создаст красивую атмосферу. Мне кажется, чем строить в чистом поле деревню, лучше восстановить то, что уже есть. И в этом есть перспектива.
Тема эта очень актуальна. Она прописана в госпрограмме развития туризма. Формулировка "когда получат собственные бренды" немного не уместна, т.к. это продукт, который, прежде всего, должна принять общественность. Допустим, те же "Мотальскiя прысмакi" (кулинарный фестиваль) в Брестской области население приняло как бренд.
Если говорить про Минск, здесь брендирование региона идет тяжело. Тем не менее, каждый город старается себя позиционировать в экскурсионных программах. Например, Гродно считается королевским городом, а Дисна - самым маленьким. Города и регионы должны быть узнаваемыми - за этим будущее. Собственно, для того бренды и существуют. В этой сфере уже есть определенные наработки. В регионах понимают, что от них хотят. Например, три года назад мы делали в городах запрос насчет бренда. Ответы были самые неожиданные: соревнования по футболу, концерт симфонической музыки. Т.е. люди принимали регулярно проводимые мероприятия за бренд.
Валерия Клицунова: Очень важно поговорить и о бренде территории или дестинации. Взять, к примеру, Сморгонский район. Само по себе это название неинтересно. А если назвать "Северные Афины" - уже звучит иначе. За этим стоит Огинский, есть какая-то тайна или романтика.
Про Дрибинский район тоже мало кто знает. Но, когда его называешь "Страной шаповалов" - другой разговор. Столинский район - это же "Полесская Амазония"! Можно так завлекать туристов: испытай болотный драйв! Такие слоганы должны цеплять.
Мы работаем над концепцией государственной программы развития туризма на 2016-2020 годы. В документе будут заложены перспективные направления развития туристической сферы.
Одно из приоритетных направлений - дальнейшее развитие экспорта туристических услуг. Что касается мировых тенденций, то происходит переход от пляжного туризма к созерцательному. Таким образом, становятся более востребованными экскурсионные маршруты. В целом мы планируем делать упор на использование принципов "зеленой экономики", которые сегодня пропагандирует Всемирная туристическая организация. В том числе будет уместно сделать уклон в сторону экологизации туризма. Такой туризм сегодня развивается в мировом масштабе большими темпами. Ежегодно его доля прирастает примерно на 20%. Не менее перспективное направление - развитие в Беларуси агротуризма.
Мы видим, что появляются пятизвездочные отели, при этом в республике недостаточно объектов, предлагающих бюджетный семейный отдых (в кемпингах, караванингах и т.д.). Поэтому мы будем обращать внимание на развитие бюджетных средств размещения туристов. Уже сегодня начата работа по хостелам, набирает обороты кемпинговое движение.
Туризм постепенно уходит в глобальную сеть интернет - там рекламируются туруслуги, осуществляется бронирование билетов и т.д. В этой связи будет уделяться внимание развитию информационных технологий в туристической сфере.
Весной 2015 года в Беларуси будет организован международный форум по экологическому туризму.
Валерия Клицунова: На мероприятие приедет множество экспертов, в нем будут принимать участие белорусские специалисты. Думаю, что будущее туристической сферы - за региональным туризмом. И нам есть, что показать гостям в плане развития туризма в регионах.
Валерия Клицунова: Да, наша страна богата на объекты нематериального наследия. Для внесения в список предлагаются, например, традиция шаповальства, колокольный звон храмов, колядная игра "Жанiцьба Цярэшкi".
А вот в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО - у нас всего 4 объекта. Для сравнения, в Испании, Италии и США - более 40. В этом смысле у нас не очень много объектов. Содержать их в порядке, который соответствует требованиям ЮНЕСКО, тоже очень сложно. Это должна быть совсем другая реставрация, чем делается у нас, но мы пока еще в списке.
Анализируя неприятные ситуации с туроператорами, возникшие в течение последних трех лет, в том числе ситуацию с Египтом, мы видим, что все жалобы, поступающие от белорусских туристов, были урегулированы. Так что белорусский турбизнес ответственно относится к своим обязанностям. На протяжении последних пяти лет явных трудностей в туристической сфере не возникало и в дальнейшем мы их не прогнозируем.
Планируется вернуться к теме введения в Беларуси реестра туристических организаций (такой реестр уже создан в России). Также будет унифицирован понятийный аппарат и разработано положение о туристско-информационных центрах.
Нуждаются в урегулировании некоторые вопросы оказания услуг экскурсоводов и гидов-переводчиков на территории Единого экономического пространства. Каждое из государств защищает свой рынок. Получается, что белорусский экскурсовод не может оказывать услуги в России и Казахстане. А в Беларуси более лояльные требования. Экскурсовод должен обязательно проживать на территории республики, при этом он необязательно является гражданином Беларуси.