Вопросы конференции
Какие мощности производства стройматериалов в Беларуси?
Под наши программы 100% можем закрывать то, что производится в Беларуси, кроме тех материалов, которые нерациональные или не производятся в республике. В принципе, их объем небольшой. Мощности строительных организаций не позволяют полностью закрыть все потребности. Например, мы не закрываем оборудование, новые технологии. У нас есть свои наработки, исследовательские институты. Они неплохо отрабатывают свои деньги. Но есть технологии ноу-хау. И самое передовое оборудование мы стараемся получать откуда-то.
Цементом, как стратегическим материалом, мы обеспечены полностью. Мощности производства цемента в Беларуси составляют 9,5 млн т. У нас передовые технологии флоат-стекла. На "Гомельстекло" есть современное производство. Следующий шаг - промпереработка, то есть на базе сырья стекла производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Например, мощность "Гомельстекло" - 42 млн кв.м стекла, из них почти половина планируется на промпераработку. Это и стеклопакеты, и автомобильные стекла и др. При первоначальной разработке бизнес-плана по "Гомельстеклу" рассматривался вопрос всех тонких стекол - тех, что идут на планшеты, телефоны. Но их производить будет неэффективно, нерационально в связи с объемами.
Есть мощности по щебню, например микашевичский "Гранит". Дополнительно развиваем второй карьер - Ситницкое месторождение, где были разные варианты: и в концессию, и инвесторы. Кстати, на все проекты, которые реализуются, приглашаем инвесторов. Арматурная сталь - обеспечивает БМЗ, кроме позиций, которые по составу металла у нас не производятся. Дальше - керамическая плитка. У нас есть два сильнейших завода 0 "Керамин" и "Березастройматериалы". Сейчас строится объект фристайла (крытый центр фристайла на улице Сурганова в Минске). Там будет применяться плитка не 100%, но основная масса - чисто белорусская плитка, производства "Керамин" и "Березастройматериалы". Железобетонные конструкции. У нас есть сильнейшие заводы по различным направлениям, по ассортименту (от мелких конструкций до самых крупных). Например, Барановичский завод железобетонных конструкций работает на экспорт. Поставляет продукцию в Хабаровский край, и выгодно, с рентабельностью.
Цементом, как стратегическим материалом, мы обеспечены полностью. Мощности производства цемента в Беларуси составляют 9,5 млн т. У нас передовые технологии флоат-стекла. На "Гомельстекло" есть современное производство. Следующий шаг - промпереработка, то есть на базе сырья стекла производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Например, мощность "Гомельстекло" - 42 млн кв.м стекла, из них почти половина планируется на промпераработку. Это и стеклопакеты, и автомобильные стекла и др. При первоначальной разработке бизнес-плана по "Гомельстеклу" рассматривался вопрос всех тонких стекол - тех, что идут на планшеты, телефоны. Но их производить будет неэффективно, нерационально в связи с объемами.
Есть мощности по щебню, например микашевичский "Гранит". Дополнительно развиваем второй карьер - Ситницкое месторождение, где были разные варианты: и в концессию, и инвесторы. Кстати, на все проекты, которые реализуются, приглашаем инвесторов. Арматурная сталь - обеспечивает БМЗ, кроме позиций, которые по составу металла у нас не производятся. Дальше - керамическая плитка. У нас есть два сильнейших завода 0 "Керамин" и "Березастройматериалы". Сейчас строится объект фристайла (крытый центр фристайла на улице Сурганова в Минске). Там будет применяться плитка не 100%, но основная масса - чисто белорусская плитка, производства "Керамин" и "Березастройматериалы". Железобетонные конструкции. У нас есть сильнейшие заводы по различным направлениям, по ассортименту (от мелких конструкций до самых крупных). Например, Барановичский завод железобетонных конструкций работает на экспорт. Поставляет продукцию в Хабаровский край, и выгодно, с рентабельностью.
Когда в Беларуси найдется достаточное количество специалистов для строительства первого небоскреба? Какая у нас разрешена максимальная этажность зданий под офисы и жилье? И могут ли у нас в будущем появиться целые районы жилых небоскребов?
Архитектурный облик Минска определяется в соответствии с генеральным планом развития города, утвержденным указом главы государства. Документом, в частности, предусмотрено зонирование, то есть прописано, где лучше располагать те или иные объекты. Мингорисполком разрабатывает еще и планы детальной планировки, которые конкретизируют, какие именно здания будут строиться. Естественно, в процессе проводимой работы мы стремимся сохранить город как белорусскую столицу, в том числе за счет учета в процессе застройки аутентичных черт.
Высотные здания не должны стоять массово. В больших городах, где небоскребы расположены рядом друг с другом, в жаркое время просто нечем дышать. Хотя, не спорю, небоскребы смотрятся очень эффектно. Тот же Лондон, казалось бы - мировая столица, вовсе не застроен небоскребами. Среди невысоких, в основном четырехэтажных, зданий там можно увидеть только вкрапления высоток.
В настоящее время самое высокое здание Минска - жилой дом "Парус" (ул. Максима Танка), высотные здания строятся и на проспекте Победителей. На мой взгляд, сейчас, когда в городе появляются небольшие вкрапления небоскребов, они гармонично вписываются в облик столицы. Совсем по-другому смотрелось бы множество высоток, построенных в одном и том же месте.
В Минске появляются в том числе очень сложные объекты. У белорусских строителей нет ограничений по квалификации, и им под силу строительство зданий и сооружений любой сложности. Например, построить "Минск-Арену", в которой покрытия держатся на вантах, было совсем непросто. Можно отметить смелость, которую разработчик взял на себя, предлагая необычную задумку, а также способность ее реализовать. В результате получилось хорошо и красиво. При реконструкции Театра оперы и балета, который был введен в эксплуатацию относительно недавно, сохранен исторический облик здания, что также непросто реализовать на практике. А кто делал? Белорусские строители!
Высотные здания не должны стоять массово. В больших городах, где небоскребы расположены рядом друг с другом, в жаркое время просто нечем дышать. Хотя, не спорю, небоскребы смотрятся очень эффектно. Тот же Лондон, казалось бы - мировая столица, вовсе не застроен небоскребами. Среди невысоких, в основном четырехэтажных, зданий там можно увидеть только вкрапления высоток.
В настоящее время самое высокое здание Минска - жилой дом "Парус" (ул. Максима Танка), высотные здания строятся и на проспекте Победителей. На мой взгляд, сейчас, когда в городе появляются небольшие вкрапления небоскребов, они гармонично вписываются в облик столицы. Совсем по-другому смотрелось бы множество высоток, построенных в одном и том же месте.
В Минске появляются в том числе очень сложные объекты. У белорусских строителей нет ограничений по квалификации, и им под силу строительство зданий и сооружений любой сложности. Например, построить "Минск-Арену", в которой покрытия держатся на вантах, было совсем непросто. Можно отметить смелость, которую разработчик взял на себя, предлагая необычную задумку, а также способность ее реализовать. В результате получилось хорошо и красиво. При реконструкции Театра оперы и балета, который был введен в эксплуатацию относительно недавно, сохранен исторический облик здания, что также непросто реализовать на практике. А кто делал? Белорусские строители!
Не секрет, что в строительной отрасли остро не хватает квалифицированных рабочих и специалистов. Как вы считаете, почему? Ведь заработки в строительстве одни из самых высоких в стране. Сейчас завершается вступительная кампания в ПТУ и ссузы. Что делается, чтобы привлечь молодежь в профильные учебные заведения?
Анализ подготовки, распределения, трудоустройства и закрепления выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений строительного профиля, а также прогнозирование потребностей в трудовых ресурсах и формирование (уточнение) заказа показал, что в настоящее время успешно реализуется ряд программ различных уровней, направленных на подготовку и закрепление специалистов в строительных и проектных организациях, в том числе Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2014 год.
В 2014 году в белорусских организациях планируется трудоустроить 3745 молодых специалистов строительного профиля, в том числе 2118 с высшим образованием и 1627 - со средним образованием.
В марте текущего года в Минстройархитектуры утвержден комплекс мер, направленных на качественное обеспечение организаций строительной отрасли выпускниками учреждений образования и создание стимулирующих условий для их закрепления. Документ, рассчитанный на 2014-2018 годы, согласован с Минобразования и учитывает предложения областных и Минского городского исполнительных комитетов и других заинтересованных, в том числе общественных объединений. В частности, предусмотрено, что организации-заказчики независимо от формы собственности и отраслевой подчиненности должны обеспечить необходимые условия для закрепления молодых специалистов в этих организациях.
Также планируется в коллективные договоры организаций ввести дополнительные социальные гарантии для молодых работников в возрасте до 30 лет. Это, например, строительство ведомственного арендного жилья с малогабаритными квартирами (студиями), которые будут сдаваться молодым работникам строительной организации, создавшим семью, и только на время их работы в организации. Или продажа работникам строительных организаций жилых помещений в строящихся организацией жилых домах по себестоимости при условии их работы в данной организации не менее 10 лет, а при других способах строительства квартиры - предоставление доступных кредитов банка. Еще варианты – предусмотреть частичную оплату за счет средств предприятия проживания молодого специалиста в общежитии или выделять молодым работникам беспроцентные ссуды на бытовые нужды, покупку и строительство жилья. Предлагается также предусматривать в коллективных договорах организаций поощрение молодых работников в конце третьего года их работы.
Между Министерством архитектуры и строительства, Союзом строителей и Белорусским профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов, выступающим от имени членов профсоюза - работников организаций отрасли, заключено Тарифное соглашение на 2014-2015 годы, которое является обязательным документом для всех организаций отрасли независимо от форм собственности и предусматривает значительный ряд социальных гарантий, способствующих закреплению кадров в организациях.
В частности, рекомендовано сохранить социальные гарантии работникам, вышедшим на пенсию; предоставлять работникам, в пределах имеющихся у организаций средств, льготную оплату коммунальных услуг; выделять займы и оказывать материальную помощь молодым семьям на основании коллективных договоров; оказывать, при наличии средств, материальную помощь работникам в связи с призывом или приемом на военную службу, а также возвратившимся после военной службы; выдавать, при наличии средств, займы работникам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; предусматривать выделение денежных средств на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в оздоровительных учреждениях организаций министерства, республики, в детских оздоровительных лагерях; обеспечивать оказание материальной помощи работникам, семьи которых по объективным причинам оказались в категории малоимущих граждан; обеспечивать трудоустройство по полученной специальности выпускников вузов, ссузов, ПТУ, прибывающих для работы в организации по договорам и заявкам; сохранять за работниками, переведенными по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу, средний заработок в течение не менее одного месяца со дня перевода; развивать схемы добровольного страхования дополнительных пенсий и медицинских расходов, от несчастных случаев и заболеваний, в том числе за счет средств организации, добровольного дополнительного страхования в виде дополнительной пенсии работникам и руководителям организаций строительного комплекса; осуществлять материальные выплаты, дополнительные к пенсии, заслуженным работникам и руководителям, ранее работавшим у нанимателя, при наличии чистой прибыли на эти цели.
В 2014 году в белорусских организациях планируется трудоустроить 3745 молодых специалистов строительного профиля, в том числе 2118 с высшим образованием и 1627 - со средним образованием.
В марте текущего года в Минстройархитектуры утвержден комплекс мер, направленных на качественное обеспечение организаций строительной отрасли выпускниками учреждений образования и создание стимулирующих условий для их закрепления. Документ, рассчитанный на 2014-2018 годы, согласован с Минобразования и учитывает предложения областных и Минского городского исполнительных комитетов и других заинтересованных, в том числе общественных объединений. В частности, предусмотрено, что организации-заказчики независимо от формы собственности и отраслевой подчиненности должны обеспечить необходимые условия для закрепления молодых специалистов в этих организациях.
Также планируется в коллективные договоры организаций ввести дополнительные социальные гарантии для молодых работников в возрасте до 30 лет. Это, например, строительство ведомственного арендного жилья с малогабаритными квартирами (студиями), которые будут сдаваться молодым работникам строительной организации, создавшим семью, и только на время их работы в организации. Или продажа работникам строительных организаций жилых помещений в строящихся организацией жилых домах по себестоимости при условии их работы в данной организации не менее 10 лет, а при других способах строительства квартиры - предоставление доступных кредитов банка. Еще варианты – предусмотреть частичную оплату за счет средств предприятия проживания молодого специалиста в общежитии или выделять молодым работникам беспроцентные ссуды на бытовые нужды, покупку и строительство жилья. Предлагается также предусматривать в коллективных договорах организаций поощрение молодых работников в конце третьего года их работы.
Между Министерством архитектуры и строительства, Союзом строителей и Белорусским профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных материалов, выступающим от имени членов профсоюза - работников организаций отрасли, заключено Тарифное соглашение на 2014-2015 годы, которое является обязательным документом для всех организаций отрасли независимо от форм собственности и предусматривает значительный ряд социальных гарантий, способствующих закреплению кадров в организациях.
В частности, рекомендовано сохранить социальные гарантии работникам, вышедшим на пенсию; предоставлять работникам, в пределах имеющихся у организаций средств, льготную оплату коммунальных услуг; выделять займы и оказывать материальную помощь молодым семьям на основании коллективных договоров; оказывать, при наличии средств, материальную помощь работникам в связи с призывом или приемом на военную службу, а также возвратившимся после военной службы; выдавать, при наличии средств, займы работникам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; предусматривать выделение денежных средств на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в оздоровительных учреждениях организаций министерства, республики, в детских оздоровительных лагерях; обеспечивать оказание материальной помощи работникам, семьи которых по объективным причинам оказались в категории малоимущих граждан; обеспечивать трудоустройство по полученной специальности выпускников вузов, ссузов, ПТУ, прибывающих для работы в организации по договорам и заявкам; сохранять за работниками, переведенными по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу, средний заработок в течение не менее одного месяца со дня перевода; развивать схемы добровольного страхования дополнительных пенсий и медицинских расходов, от несчастных случаев и заболеваний, в том числе за счет средств организации, добровольного дополнительного страхования в виде дополнительной пенсии работникам и руководителям организаций строительного комплекса; осуществлять материальные выплаты, дополнительные к пенсии, заслуженным работникам и руководителям, ранее работавшим у нанимателя, при наличии чистой прибыли на эти цели.
Как заявил Президент, в Беларуси уже достаточно построено спортивных и других инфраструктурных объектов и больше их строить не будут. А ведь это значительная часть загрузки белорусских предприятий стройматериалов и строительных компаний. Куда пойдут излишки продукции и как собираетесь задействовать строителей?
В соответствии с Конституцией, Беларусь - социально ориентированное государство. Естественно, что интересы наших граждан будут учитываться. Но деньги нужно вкладывать с умом. Если мы вкладываем сегодня в технологии, новое производство, которые дадут отдачу и увеличат ВВП, поступления, то это будет благо и для той части бюджета, которая идет на социальное направление. Поэтому естественно, что проекты будут выдвигаться окупаемые, высокотехнологичные. Основная масса строителей на сегодня задействована (и это только начало) на АЭС. Вторая часть - это инвестиционные проекты, например, завод по производству автомобилей Geely под Борисовом. Да, там китайские кредиты, и будут участвовать китайцы, но участие наших строителей также будет большое. Также предусмотрено участие наших строителей при создании Китайского индустриального парка. По статистике, около 203-205 тыс. человек работает в строительной сфере, а вообще занятых в строительной отрасли с индивидуальными предпринимателями, различными физлицами, которые по итогам года отчитываются, - около 400 тыс.
Какие значимые проекты в ближайшее время планируют реализовать предприятия отрасли?
Среди крупнейших инвестиционных проектов, реализуемых в Минстройархитектуры, можно отметить организацию производств по промышленной переработке листового стекла в ОАО "Гомельстекло", где предполагается создать мощности по выпуску 8 млн кв.м энергосберегающего стекла, 3 млн кв.м ламинированного стекла (архитектурный триплекс) и 3,7 млн кв.м зеркального полотна. Реализация проекта позволит обеспечить промышленную переработку 50% производимого ОАО "Гомельстекло" листового стекла, обеспечить импортозамещение перечисленных видов продукции и довести долю экспортных поставок продукции завода до 70%.
Линия по производству ламинированного стекла запущена в мае текущего года. С момента запуска уже произведено около 8,3 тыс. кв.м ламинированного стекла, из которых реализовано 2,4 тыс. кв.м.
Хотел бы отметить также проект по строительству Ситницкого горно-обогатительного комбината (РУПП "Гранит") производительностью до 9 млн т щебня в год. Он реализуется за счет средств Банка развития, собственных средств организации и средств республиканского бюджета.
Крупный проект ориентировочной стоимостью более $650 млн - модернизация действующего производства ОАО "Белгипс" и строительство завода по выпуску строительных материалов на основе гипса в поселке Гатово Минского района. В результате планируется организовать производство гипсокартонных листов мощностью 30 млн кв.м в год, сухих строительных смесей мощностью 100 тыс. т, пазогребневых плит - на 550 тыс. кв.м в год, гипса - с годовой мощностью 500 тыс. т. Проект реализуется за счет привлечения средств российского инвестора - корпорации "Волма".
Линия по производству ламинированного стекла запущена в мае текущего года. С момента запуска уже произведено около 8,3 тыс. кв.м ламинированного стекла, из которых реализовано 2,4 тыс. кв.м.
Хотел бы отметить также проект по строительству Ситницкого горно-обогатительного комбината (РУПП "Гранит") производительностью до 9 млн т щебня в год. Он реализуется за счет средств Банка развития, собственных средств организации и средств республиканского бюджета.
Крупный проект ориентировочной стоимостью более $650 млн - модернизация действующего производства ОАО "Белгипс" и строительство завода по выпуску строительных материалов на основе гипса в поселке Гатово Минского района. В результате планируется организовать производство гипсокартонных листов мощностью 30 млн кв.м в год, сухих строительных смесей мощностью 100 тыс. т, пазогребневых плит - на 550 тыс. кв.м в год, гипса - с годовой мощностью 500 тыс. т. Проект реализуется за счет привлечения средств российского инвестора - корпорации "Волма".
Когда все-таки начнется настоящая работа по строительству жилья в городах-спутниках?
Правительством Беларуси ежегодно доводятся задания по строительству жилья в областях и Минске.
С 10 августа 2014 года вступает в силу указ №214 "О развитии городов-спутников". Он разработан в целях обеспечения комплексности развития административно-территориальных единиц, создания дополнительных условий для увеличения объемов жилищного строительства, сбалансированного развития населенных пунктов, их социальной, производственной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
В соответствии с указом городам областного или районного подчинения, поселкам городского типа, расположенным на расстоянии не более 60 км от Минска или областного центра, по решению Президента может быть придан статус города-спутника. Предложения о придании статуса города-спутника населенным пунктам вносятся на рассмотрение Президента Советом Министров на основании ходатайств Минского горисполкома, облисполкомов и с учетом государственной схемы комплексной территориальной организации.
Указом предусмотрено придание статуса города-спутника Минска Дзержинску, Заславлю, Логойску, Смолевичам, Фаниполю и городскому поселку Руденск. Статус города-спутника Гродно получил Скидель, а Бреста - Жабинка.
До 1 марта 2015 года Минстройархитектуры, Мингорисполком и Миноблисполком должны обеспечить разработку генеральных планов городов-спутников. До 30 декабря следующего года Совет Министров должен представить документы на утверждение Президента.
С 10 августа 2014 года вступает в силу указ №214 "О развитии городов-спутников". Он разработан в целях обеспечения комплексности развития административно-территориальных единиц, создания дополнительных условий для увеличения объемов жилищного строительства, сбалансированного развития населенных пунктов, их социальной, производственной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
В соответствии с указом городам областного или районного подчинения, поселкам городского типа, расположенным на расстоянии не более 60 км от Минска или областного центра, по решению Президента может быть придан статус города-спутника. Предложения о придании статуса города-спутника населенным пунктам вносятся на рассмотрение Президента Советом Министров на основании ходатайств Минского горисполкома, облисполкомов и с учетом государственной схемы комплексной территориальной организации.
Указом предусмотрено придание статуса города-спутника Минска Дзержинску, Заславлю, Логойску, Смолевичам, Фаниполю и городскому поселку Руденск. Статус города-спутника Гродно получил Скидель, а Бреста - Жабинка.
До 1 марта 2015 года Минстройархитектуры, Мингорисполком и Миноблисполком должны обеспечить разработку генеральных планов городов-спутников. До 30 декабря следующего года Совет Министров должен представить документы на утверждение Президента.
В строительной отрасли принято решение о привязке стимулирующих выплат руководителям предприятий к показателям экспорта, выполнения задания по разгрузке складов и выработке на одного работника. Можно ли уже сейчас говорить об эффективности этой меры?
В основу показателей премирования руководителей заложены параметры прогноза социально-экономического развития Беларуси и показатели эффективности, которые предусмотрены постановлением Совета Министров от 30.12.2012 №1262. В их числе и выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на одного среднесписочного работника. Этот показатель наряду с ростом экспорта имеет наибольшую стоимость в формировании общей суммы премии.
Тем самым в контрактах руководителей организаций, входящих в систему Минстройархитектуры, при определении размеров премии в достаточной мере предусмотрена заинтересованность руководителей в обеспечении высокопроизводительного труда и выполнении прогнозных показателей.
С целью обеспечения равной степени заинтересованности руководителей организаций и их заместителей, а также иных работников, как правило, в локальных нормативных правовых актах предусмотрена зависимость заработной платы от выполнения показателей прогноза социально-экономического развития.
Прямое назначение показателей, которые легли в основу премирования руководителей, - мотивация работать на результат, что дает возможность более эффективным руководителям зарабатывать больше, а также создать прозрачную, объективную систему оценки каждого руководителя и повысить эффективность организации за счет эффективности работы ее сотрудников.
Тем самым в контрактах руководителей организаций, входящих в систему Минстройархитектуры, при определении размеров премии в достаточной мере предусмотрена заинтересованность руководителей в обеспечении высокопроизводительного труда и выполнении прогнозных показателей.
С целью обеспечения равной степени заинтересованности руководителей организаций и их заместителей, а также иных работников, как правило, в локальных нормативных правовых актах предусмотрена зависимость заработной платы от выполнения показателей прогноза социально-экономического развития.
Прямое назначение показателей, которые легли в основу премирования руководителей, - мотивация работать на результат, что дает возможность более эффективным руководителям зарабатывать больше, а также создать прозрачную, объективную систему оценки каждого руководителя и повысить эффективность организации за счет эффективности работы ее сотрудников.