Вопросы конференции
Александр Владимирович, через несколько дней в Беларуси отмечается День строителя. Расскажите о результатах работы отрасли, с которыми работники подошли к профессиональному празднику, о планах на перспективу.
Сегодня строителям не стыдно показать результаты своей работы: проезжая по областным, районным центрам, Минску, мы видим, какие чудесные объекты создаются их руками. В частности, объекты, которые возводились к чемпионату мира по хоккею - "Чижовка-арена", "Минск-арена" и многие другие. Сейчас в Минске по ул.Сурганова строится Дворец фристайла, а недавно построенный аквапарк является для республики уникальным сооружением. Таким образом, строители вносят очень большой вклад в то, чтобы Беларусь выглядела достойно, имела свое лицо. Это ведь проявляется в том числе и через архитектурные решения. Что касается цифр, то статистика за полугодие показывает, что в валовом внутреннем продукте удельный вес строительства составил 9,9%. Это значимый результат. Министерством за шесть месяцев выполнены такие показатели, как экспорт услуг, товаров, выручка от реализации продукции, объем промышленного производства стройматериалов. При этом есть и некоторые недоработки. Так, сегодня по республике в целом отрицательное сальдо по экспорту строительных услуг. Вместе с тем по министерству оно положительное. На ситуацию оказали влияние определенные моменты, связанные с реализацией отдельных проектов - атомной электростанции (где часть работ идет как импорт), работ в Венесуэле (где своя специфика местного законодательства по учету прибыли). В целом же можно сказать, что по всем показателям мы сработали неплохо.
Неоднократно сообщалось, что Минск и Санкт-Петербург построят симметричные кварталы, то есть в северной столице России будет возведен Белорусский квартал, а в Минске - Санкт-Петербургский. Понятно, что для нас выгодно строить за рубежом и предлагать свои услуги на экспорт, но зачем нам Санкт-Петербургский квартал, с учетом того, что многие наши строительные компании говорят о неполной загрузке имеющихся мощностей? Где именно в Минске появится такой квартал? И каковы сроки реализации этого проекта?
Проект предполагает строительство Санкт-Петербургского квартала в Минске и Белорусского квартала в Санкт-Петербурге. Но при строительстве обоих кварталов будут задействованы белорусские строители, т. е. даже Санкт-Петербургский квартал в Минске будут строить наши белорусские специалисты. Предложение возвести такие кварталы озвучил губернатор Санкт-Петербурга, он заинтересован и готов оказывать поддержку реализации проекта. Минстройархитектуры также заинтересовано в продвижении этого проекта. Проектировщики РУП "Институт Белгоспроект" уже разработали предложения по Белорусскому кварталу. При реализации проекта в Санкт-Петербурге обязательно должна быть компания, которая выступит в качестве инвестора - это предусмотрено российским законодательством. Инвестором для реализации нашего проекта будет российская группа компаний "Эталон".
Ранее предполагалось начать реализацию этого проекта в Минске, а затем по мере готовности приступить к строительству квартала в Санкт-Петербурге, поскольку наше законодательство позволяет быстрее приступить к строительным работам. Но сейчас мы планируем, что работы в двух городах должны вестись одновременно. При этом кварталы не будут одинаковыми - каждый из них будет иметь национальную специфику. Так, в квартале, который построят в Санкт-Петербурге, появятся магазины, где обязательно будут продаваться продукты белорусского производства. Предполагается, что там также появятся жилые дома и детские сады. Причем есть заинтересованность российской стороны в том, чтобы это было жилье не экономкласса, а комфорт-класса. Для строительства квартала в Минске российской стороне было предложено несколько вариантов размещения, и в результате был выбран участок в районе улицы Филимонова. В Санкт-Петербурге тоже выбран земельный участок, для застройки нам предлагают около 10 га. Мы были готовы начать строительство уже в этом году, но участок в Санкт-Петербурге пока находится в федеральной собственности, перевод его в муниципальную собственность займет некоторое время. Сейчас мы активно работаем над проектом, но точные сроки строительства я пока не назову.
Ранее предполагалось начать реализацию этого проекта в Минске, а затем по мере готовности приступить к строительству квартала в Санкт-Петербурге, поскольку наше законодательство позволяет быстрее приступить к строительным работам. Но сейчас мы планируем, что работы в двух городах должны вестись одновременно. При этом кварталы не будут одинаковыми - каждый из них будет иметь национальную специфику. Так, в квартале, который построят в Санкт-Петербурге, появятся магазины, где обязательно будут продаваться продукты белорусского производства. Предполагается, что там также появятся жилые дома и детские сады. Причем есть заинтересованность российской стороны в том, чтобы это было жилье не экономкласса, а комфорт-класса. Для строительства квартала в Минске российской стороне было предложено несколько вариантов размещения, и в результате был выбран участок в районе улицы Филимонова. В Санкт-Петербурге тоже выбран земельный участок, для застройки нам предлагают около 10 га. Мы были готовы начать строительство уже в этом году, но участок в Санкт-Петербурге пока находится в федеральной собственности, перевод его в муниципальную собственность займет некоторое время. Сейчас мы активно работаем над проектом, но точные сроки строительства я пока не назову.
В начале года предприятия отрасли испытывали трудности с экспортом продукции во многом в связи с падением цен на стройматериалы на внешних рынках. Изменилась ли ситуация с началом строительного сезона?
Да, ситуация изменилась. Во-первых, это было связано с сезонностью - зимой, как вы понимаете, объемы несколько ниже, чем осенью, летом.
Что касается строительства жилья, то программа на этот год, утвержденная постановлением Совета Министров, предусматривает возведение 5 млн кв.м жилья за счет всех источников, в том числе с господдержкой - 2,5 млн кв.м. По полугодию эта программа выполнена - построено 2 млн 709 тыс. кв.м жилья. При этом на будущее рассматривается вопрос по сокращению строительства жилья с господдержкой. В частности, определенное сокращение будет уже в 2015 году.
Если затрагивать другие показатели, то по полугодию у нас инвестиции в основной капитал составили 90,3%, в том числе строительно-монтажные работы - 99,3% к аналогичному периоду 2013 года. Это снижение связано с тем, что в прошлом году были большие объемы промышленного строительства. Так, в частности, мы сдали крупный завод для ОАО "Кричевцементношифер", поэтому и был сильный скачок. Теперь же, если взять соотношение июня к маю, то мы имеем уже 121,5% по строительно-монтажным работам.
В целом все идет к тому, что надо думать на год-два вперед, чтобы задействовать строителей, потенциал, который создан в строительной отрасли (стратегические предприятия). Нужно его сохранить и загрузить. И одно из направлений - это экспорт. В данном направлении в этом году мы активизировали работу. Проработаны вопросы с Калининградской областью. В частности, по строительству завода по сборке автомобилей "БМВ", "Опель". В регионе хорошо зарекомендовали себя 8-й и 3-й стройтресты. Сейчас министерство готово предложить Калининграду построить стадион к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. Также Беларусь заинтересована в поставках железобетонных конструкций и строительстве жилья. Все наши домостроительные заводы модернизированы, нужно задействовать их мощности. В том числе за счет экспорта.
Что касается строительства жилья, то программа на этот год, утвержденная постановлением Совета Министров, предусматривает возведение 5 млн кв.м жилья за счет всех источников, в том числе с господдержкой - 2,5 млн кв.м. По полугодию эта программа выполнена - построено 2 млн 709 тыс. кв.м жилья. При этом на будущее рассматривается вопрос по сокращению строительства жилья с господдержкой. В частности, определенное сокращение будет уже в 2015 году.
Если затрагивать другие показатели, то по полугодию у нас инвестиции в основной капитал составили 90,3%, в том числе строительно-монтажные работы - 99,3% к аналогичному периоду 2013 года. Это снижение связано с тем, что в прошлом году были большие объемы промышленного строительства. Так, в частности, мы сдали крупный завод для ОАО "Кричевцементношифер", поэтому и был сильный скачок. Теперь же, если взять соотношение июня к маю, то мы имеем уже 121,5% по строительно-монтажным работам.
В целом все идет к тому, что надо думать на год-два вперед, чтобы задействовать строителей, потенциал, который создан в строительной отрасли (стратегические предприятия). Нужно его сохранить и загрузить. И одно из направлений - это экспорт. В данном направлении в этом году мы активизировали работу. Проработаны вопросы с Калининградской областью. В частности, по строительству завода по сборке автомобилей "БМВ", "Опель". В регионе хорошо зарекомендовали себя 8-й и 3-й стройтресты. Сейчас министерство готово предложить Калининграду построить стадион к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. Также Беларусь заинтересована в поставках железобетонных конструкций и строительстве жилья. Все наши домостроительные заводы модернизированы, нужно задействовать их мощности. В том числе за счет экспорта.
Недавно начался демонтаж здания автовокзала "Московский" в связи со строительством там комплекса ОАО "Газпром". А какая участь ожидает автовокзал "Восточный"?
Автовокзал "Восточный" имеет удачное месторасположение. Сегодня он достаточно востребован. Решения о том, будет ли здание сноситься или реконструироваться, в настоящее время нет. В будущем оно может быть принято, но заниматься этим будет Мингорисполком.
Средства на демонтаж здания автовокзала "Московский" в свое время выделил зарубежный инвестор. Строительство в стране нового объекта с привлечением иностранных инвестиций всегда является хорошим показателем. Ведь, что бы ни случилось, здание останется на территории республики, белорусские граждане смогут получить в нем рабочие места и зарабатывать, а субъекты предпринимательской деятельности будут платить налоги. Разве все это не является благом?
Средства на демонтаж здания автовокзала "Московский" в свое время выделил зарубежный инвестор. Строительство в стране нового объекта с привлечением иностранных инвестиций всегда является хорошим показателем. Ведь, что бы ни случилось, здание останется на территории республики, белорусские граждане смогут получить в нем рабочие места и зарабатывать, а субъекты предпринимательской деятельности будут платить налоги. Разве все это не является благом?
Вопрос с проблемными домами решен, все запланированные к вводу до 1 июля дома сданы в эксплуатацию, и решить эту задачу удалось в том числе благодаря постоянному и достаточно жесткому контролю со стороны министерства. Планируется ли продолжить эту работу?
Работа по контролю за сроками ввода домов продолжается, мы ее не останавливали. Но отмечу, что Минск и Минская область - это регионы, где традиционно выполняются большие объемы строительных работ, поэтому там еще остаются 7 домов. В настоящее время строительство этих объектов продолжается, никаких проблем не возникает, думаю, что все они будут введены в запланированные сроки. Что касается контроля непосредственно в Минстройархитектуры, то заместители министра были закреплены за регионами и персонально отвечали за ввод жилья в той или иной области. Такая практика сохранится. Думаю, что система по контролю за сроками ввода домов даст результат и позволит избежать затягивания сроков.
В последнее время было принято много нормативных правовых актов, которые внесли существенные изменения в законодательство, регулирующее деятельность строительного комплекса страны. Какого эффекта удалось добиться благодаря нововведениям и ожидаются ли еще какие-то изменения?
Принятые нормативные правовые акты позволили начать улучшать управление строительной отраслью, дать отсчет организации нормальной работы с положительной динамикой. Так, законодательство было значительно усовершенствовано благодаря принятию указа №26. В нем детально прописана программа действия предприятий строительной отрасли. Уверен, что по итогам полугодия мы ощутим первые результаты.
Около семи нормативных правовых актов сейчас находятся в разработке. Они оптимизируют работу, в том числе в части жилищного строительства.
Приведу несколько примеров. В указе №174 упоминалось, что облисполкомы и Мингорисполком смогут поменять застройщика при необходимости в порядке, устанавливаемом Советом Министров. Проект соответствующего постановления Совмина подготовлен. В документе определены критерии, в каких случаях возможна такая замена застройщика. Вопрос будет выноситься на рассмотрение специальной комиссии, которая уже будет предлагать исполкому заменить застройщика. Но если он не может вовремя исполнить свои обязательства из-за форс-мажора или проблемы несущественны, то местные власти могут и не искать ему замену. Мы тоже это предусмотрели, чтобы не рубить с плеча. Но за срыв застройщик отвечать будет.
Проектом постановления предусмотрено, что новым застройщиком должно быть управление капитального строительства района или организация, имеющая долю коммунальной формы собственности более 50%. Еще один существенный момент - новый застройщик не несет ответственности за действия предыдущего. Когда он приходит, то определяет незавершенные физические объемы строительства, просчитывает, сколько нужно, чтобы его закончить. Гражданам предлагается перезаключить договоры.
В Беларуси также поручено распространить действие 361-го указа о неизменной контрактной цене на бюджетные объекты. Так, в течение месяца планируем разработать постановление Совета Министров и методические рекомендации на уровне Минстройархитектуры. Объясню для чего: сейчас если по бюджетному объекту идет экономия, оплата осуществляется за выполненный объем работ. При этом может теряться интерес заказчика к применению новых технологий, ноу-хау, которые позволяли бы сократить срок и стоимость, не нарушая качества, технологических требований. В разрабатываемых документах мы предусматриваем стимулы для строителей, которые сэкономленные средства смогут направлять на развитие предприятия. Ищем компромисс между целевым использованием средств и интересами строителей.
Около семи нормативных правовых актов сейчас находятся в разработке. Они оптимизируют работу, в том числе в части жилищного строительства.
Приведу несколько примеров. В указе №174 упоминалось, что облисполкомы и Мингорисполком смогут поменять застройщика при необходимости в порядке, устанавливаемом Советом Министров. Проект соответствующего постановления Совмина подготовлен. В документе определены критерии, в каких случаях возможна такая замена застройщика. Вопрос будет выноситься на рассмотрение специальной комиссии, которая уже будет предлагать исполкому заменить застройщика. Но если он не может вовремя исполнить свои обязательства из-за форс-мажора или проблемы несущественны, то местные власти могут и не искать ему замену. Мы тоже это предусмотрели, чтобы не рубить с плеча. Но за срыв застройщик отвечать будет.
Проектом постановления предусмотрено, что новым застройщиком должно быть управление капитального строительства района или организация, имеющая долю коммунальной формы собственности более 50%. Еще один существенный момент - новый застройщик не несет ответственности за действия предыдущего. Когда он приходит, то определяет незавершенные физические объемы строительства, просчитывает, сколько нужно, чтобы его закончить. Гражданам предлагается перезаключить договоры.
В Беларуси также поручено распространить действие 361-го указа о неизменной контрактной цене на бюджетные объекты. Так, в течение месяца планируем разработать постановление Совета Министров и методические рекомендации на уровне Минстройархитектуры. Объясню для чего: сейчас если по бюджетному объекту идет экономия, оплата осуществляется за выполненный объем работ. При этом может теряться интерес заказчика к применению новых технологий, ноу-хау, которые позволяли бы сократить срок и стоимость, не нарушая качества, технологических требований. В разрабатываемых документах мы предусматриваем стимулы для строителей, которые сэкономленные средства смогут направлять на развитие предприятия. Ищем компромисс между целевым использованием средств и интересами строителей.
После ввода обязательной аттестации для специалистов и организаций стройотрасли белорусские архитекторы массово высказались против этой нормы. Удалось ли урегулировать этот вопрос? И оправдывает ли в принципе себя это нововведение?
Да, удалось. Вопросы аттестации были предметом неоднократного обсуждения в Минстройархитектуры с участием представителей проектных организаций, общественного объединения "Белорусский союз архитекторов", Союза строителей, иных заинтересованных.
1 марта текущего года в Минстройархитектуры состоялось совещание с участием премьер-министра по обсуждению вопросов аттестации руководителей и специалистов, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства. По его результатам и в целях реализации указа №26 от 14 января 2014 года "О мерах по совершенствованию строительной деятельности" и постановления правительства №252 от 21 марта 2014 года "О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства" Министерством архитектуры и строительства приняты постановления "О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений" (№15 от 26 марта 2014 года) и "О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений" (№25 от 2 мая 2014 года). В настоящее время аттестация, в том числе проектных организаций, проводится, проблемных вопросов не возникает.
1 марта текущего года в Минстройархитектуры состоялось совещание с участием премьер-министра по обсуждению вопросов аттестации руководителей и специалистов, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства. По его результатам и в целях реализации указа №26 от 14 января 2014 года "О мерах по совершенствованию строительной деятельности" и постановления правительства №252 от 21 марта 2014 года "О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства" Министерством архитектуры и строительства приняты постановления "О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений" (№15 от 26 марта 2014 года) и "О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений" (№25 от 2 мая 2014 года). В настоящее время аттестация, в том числе проектных организаций, проводится, проблемных вопросов не возникает.
Как проходит аттестация специалистов и организаций? Есть ли данные по организациям областей и Минска, которые уже получили аттестаты? А также сведения о том, сколько отсеялись при аттестации?
Аттестация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и специалистов, которая началась 1 апреля этого года, проводится довольно активно. Аттестуемые получают разрешение на строительство зданий и сооружений различных категорий (с первой по четвертую). По состоянию на конец июля аттестовано уже 1858 специалистов, 320 юридических лиц.
Для разрешения проблемных вопросов, возникающих при аттестации, создана специальная комиссия. Она работает, опираясь на квалификационные требования для организаций и специалистов.
Введение в Беларуси инструмента аттестации поможет очистить рынок строительных услуг от недобросовестных организаций. Ранее были случаи, когда фирма участвовала в тендерах на строительство зданий и сооружений, при этом предлагая свои услуги по необоснованно низким ценам. На стадии строительства организация брала у клиента денежные средства и исчезала. Теперь такого быть не может. Организации с сомнительной репутацией просто не будут допущены к участию в торгах.
Для разрешения проблемных вопросов, возникающих при аттестации, создана специальная комиссия. Она работает, опираясь на квалификационные требования для организаций и специалистов.
Введение в Беларуси инструмента аттестации поможет очистить рынок строительных услуг от недобросовестных организаций. Ранее были случаи, когда фирма участвовала в тендерах на строительство зданий и сооружений, при этом предлагая свои услуги по необоснованно низким ценам. На стадии строительства организация брала у клиента денежные средства и исчезала. Теперь такого быть не может. Организации с сомнительной репутацией просто не будут допущены к участию в торгах.
Сколько стоит сейчас построить квадратный метр для очередников в типовом панельном доме в Минске и, например, в Мозыре? Если цены отличаются, то чем это объясняется?
Средневзвешенная стоимость 1 кв.м общей площади квартир типовых потребительских качеств жилых домов, введенных во втором квартале 2014 года, составила: жилых домов КПД Br6 365,3 тыс. с учетом отделочных работ и Br5 708,3 тыс. без учета отделочных работ; жилых домов из кирпича и газосиликатных блоков - соответственно Br8 308,9 тыс. и Br7 324,7 тыс.; жилых домов других конструктивных схем - Br7 921,7 тыс. и Br7 068,5 тыс.; жилых домов всех конструктивных схем - Br7 418,7 тыс. с отделкой и Br6 598,8 тыс. без отделки. Средневзвешенная стоимость 1 кв.м общей площади квартир жилых домов, введенных во втором квартале текущего года, была сформирована с учетом стоимости 1 кв.м так называемых проблемных жилых домов со сверхнормативными сроками строительства, которая значительно ниже стоимости 1 кв.м жилых домов, введенных в эксплуатацию вовремя.
В целях снижения стоимости строительства жилого дома для граждан, имеющих право на льготный кредит, подписан указ №270 "О реализации программ государственного заказа на строительство жилья" (от 6 июня 2014 года). Согласно этому документу в порядке эксперимента в 2014-2016 годах по перечню жилых домов, включенных в программы государственного заказа, для определения стоимости строительства и размера кредита будет использоваться стоимость 1 кв.м общей площади жилого дома, равная прогнозному показателю номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников на месяц приемки дома в эксплуатацию, установленному с учетом нормативной продолжительности строительства, определенной проектной документацией, с применением коэффициента 1,2.
В целях снижения стоимости строительства жилого дома для граждан, имеющих право на льготный кредит, подписан указ №270 "О реализации программ государственного заказа на строительство жилья" (от 6 июня 2014 года). Согласно этому документу в порядке эксперимента в 2014-2016 годах по перечню жилых домов, включенных в программы государственного заказа, для определения стоимости строительства и размера кредита будет использоваться стоимость 1 кв.м общей площади жилого дома, равная прогнозному показателю номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников на месяц приемки дома в эксплуатацию, установленному с учетом нормативной продолжительности строительства, определенной проектной документацией, с применением коэффициента 1,2.
Сейчас в Беларуси активно строится арендное жилье. Но те, кто получает такое жилье, автоматически исключаются из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому многие, кто заинтересован в арендном жилье, отказываются от этой возможности, чтобы сохранить возможность улучшить свои жилищные условия, и вынуждены снимать жилье у частников, которое значительно дороже. По вашему мнению, это справедливо? Будет ли пересматриваться эта норма?
Мера, предусматривающая предоставление арендного жилья взамен на снятие с очереди, безусловно, справедлива. Государство у нас не очень богатое, и обеспечить каждого желающего очередника собственным жильем не представляется возможным. При этом замечу, что во всем мире доля арендного жилья преобладает над долей частного. Обратите внимание на то, что на очередь сегодня ставят только по показателю недостатка площади, но никак не учитываются текущие доходы граждан. Поэтому на очереди стоят часто даже те, кто имеет возможность с кредитом, пусть даже и коммерческим, улучшить жилищные условия. Однако рассуждают граждане так: зачем напрягаться, если через несколько лет построим дешево, без различных обременений и с 5-процентной прибылью застройщика. Именно поэтому предложена альтернатива: либо живи в арендном жилье и снимайся с очереди нуждающихся в жилье, либо ожидай своей очереди на строительство недорогого жилья. Как показывает анализ, желающих жить в арендном жилье сейчас, а не ожидать строительства своей квартиры, достаточно много.
За первое полугодие текущего года в Беларуси введено в эксплуатацию 96,9 тыс. кв.м общей площади жилых домов арендного типа (30,3% к заданию на год) на 1754 квартиры, в том числе в Минске почти 20,3 тыс. кв.м (19,8% к заданию) на 388 квартир, в Минской области - более 4,1 тыс. кв.м (11,1%) на 80 квартир, в Брестской - 12,3 тыс. кв.м (30,6%) на 232 квартиры, в Витебской - 6,4 тыс. кв.м (26%) на 120 квартир, в Гомельской - около 21,2 тыс. кв.м (60,8%) на 401 квартиру, в Гродненской - 22,6 тыс. кв.м (41,2%) на 372 квартиры, в Могилевской области - 10 тыс. кв.м ( 39,2%) на 161 квартиру.
Инвестиции в строительство арендного жилья в январе-июне составили почти Br504 млрд, в том числе Br178,6 млрд - за счет средств республиканского бюджета и Br324,8 млрд - из средств местных бюджетов. Всего в 2014 году на эти цели планируется направить около Br2,3 трлн.
За первое полугодие текущего года в Беларуси введено в эксплуатацию 96,9 тыс. кв.м общей площади жилых домов арендного типа (30,3% к заданию на год) на 1754 квартиры, в том числе в Минске почти 20,3 тыс. кв.м (19,8% к заданию) на 388 квартир, в Минской области - более 4,1 тыс. кв.м (11,1%) на 80 квартир, в Брестской - 12,3 тыс. кв.м (30,6%) на 232 квартиры, в Витебской - 6,4 тыс. кв.м (26%) на 120 квартир, в Гомельской - около 21,2 тыс. кв.м (60,8%) на 401 квартиру, в Гродненской - 22,6 тыс. кв.м (41,2%) на 372 квартиры, в Могилевской области - 10 тыс. кв.м ( 39,2%) на 161 квартиру.
Инвестиции в строительство арендного жилья в январе-июне составили почти Br504 млрд, в том числе Br178,6 млрд - за счет средств республиканского бюджета и Br324,8 млрд - из средств местных бюджетов. Всего в 2014 году на эти цели планируется направить около Br2,3 трлн.
Можно ли будет в перспективе выкупить арендное жилье?
Пока такой вопрос не рассматривается. Арендное жилье строится за государственные деньги и будет предоставляться только по договору найма.
В Беларуси планируется активно развивать города-спутники. Если я, будучи нуждающимся в улучшении жилищных условий, соглашусь на строительство жилья именно в таком городе, а не в столице, могу ли я рассчитывать на получение льготного кредита?
Льготные кредиты при строительстве жилья в городах-спутниках будут предоставляться в обязательном порядке гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на такой кредит. Указом №13 предусмотрено, что тем, кто предполагает строить жилье в городах-спутниках, кредиты предоставляются сроком на 20 лет. Проценты за пользование этими кредитами составят 10% ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков, но не менее 3% годовых. Например, сегодня это 3%.
К городам - спутникам Минска относятся Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, город-спутник Бреста - Жабинка, спутник Гродно - Скидель.
К городам - спутникам Минска относятся Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, город-спутник Бреста - Жабинка, спутник Гродно - Скидель.