ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Климец Сергей, Гродно
С 1 января текущего года белорусские и российские предприниматели могут участвовать в государственных закупках Казахстана, а казахстанские – в закупках России и Беларуси. Какова ситуация в действительности, допускают ли бизнесменов Беларуси к участию в госзакупках Казахстана и России?
1 января 2014 года истек срок третьего, завершающего этапа реализации соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года. Этот этап предусматривает введение национального режима (равного, недискриминационного доступа для участия в закупках) всеми государствами - членами ТС и ЕЭП в сфере  государственных закупок.

Информация о завершении государствами - членами ТС и ЕЭП этапов реализации соглашения пока в ЕЭК не поступала, в том числе и в части обязательств по введению национального режима. Но проводимый  ЕЭК мониторинг показывает присутствие субъектов хозяйствования Беларуси на соответствующих рынках госзакупок.

Так, по информации на 1 марта 2014 года, в России с белорусскими субъектами хозяйствования заключено 537 контрактов на сумму 524,8 млн российских рублей (Br145,9 млрд), а в Казахстане на 1 апреля 2014 года - три контакта на сумму 29,3 млн тенге (Br1,6 млрд). В настоящее время в ЕЭК прорабатывается вопрос введения официальной статистики по данным показателям.

Корр. БЕЛТА
Вы сказали, что в ЕЭК пока не поступала информация об обеспечении государствами-членами ТС и ЕЭП национального режима для поставщиков Беларуси, Казахстана и России. Между тем этот процесс должен был завершиться до 1 января 2014 года. Какие меры в этой связи принимает ЕЭК?
В этих целях комиссия осуществляет мониторинг исполнения  Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, рассматривает обращения государств - членов ТС и ЕЭП.

Так, по решению коллегии ЕЭК российской стороной было отменено изъятие из национального режима в отношении белорусских поставщиков вещевого имущества. Также российская сторона по предложению ЕЭК устранила нарушения, связанные со сроком действия изъятий из национального режима  в сфере закупок вещевого имущества.

При непосредственном участии ЕЭК в ноябре 2012 года было найдено решение вопроса, связанного с доступом белорусских и российских поставщиков к электронным закупкам, а именно выработан механизм подтверждения государством - членом ТС и ЕЭП электронной цифровой подписи, выданной в другом государстве  - члене ТС и ЕЭП. Например, субъект хозяйствования Беларуси, аккредитованный на любой из двух белорусских электронных торговых площадок, которые определены для проведения электронных аукционов по государственным закупкам, может участвовать в российских электронных аукционах, используя белорусскую электронную цифровую подпись. По аналогичной схеме решается вопрос участия в электронных аукционах, проводимых в Казахстане.
Бужинский А.Н., Минск
В конце прошлого года премьер-министр Беларуси на совещании по проблемным вопросам в строительной отрасли заявил, что ни Россия, ни Беларусь не готовы к применению механизма электронных торгов при госзакупках в строительстве, и что ситуация будет исправлена. Какова ситуация в настоящее время?
Практика электронных торгов пришла в Беларусь с подписанием между Россией, Беларусью и Казахстаном Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года, в основу которого  был положен имевшийся на тот период российский опыт электронных закупок.

Соглашение обязывает осуществлять широкий перечень государственных закупок, в том числе в строительстве, посредством открытого электронного аукциона. Такой способ закупок предусматривает  не только электронный формат, но и ряд требований к выбору победителя торгов (например, единственный критерий оценки предложений, запрет на квалификационный отбор). Практика действительно показала нецелесообразность такого подхода при сложных закупках, в том числе в строительстве.

В этой связи в Беларуси в соответствии с указами Президента от 31 декабря 2013 года №590 и №591 принято решение в течение 2014-2015 годов не применять законодательство о государственных закупках, в частности открытый электронный аукцион, при закупках в строительстве. Как и ранее (до приведения белорусского законодательства о госзакупках в соответствие с Соглашением о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года), в этой сфере закупок в 2014-2015 годах будут применяться такие процедуры, как подрядные торги и переговоры.

Как известно, в настоящее время завершается работа над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе, который предусматривает и регулирование в сфере госзакупок. В проекте в основном сохранены подходы, закрепленные в Соглашении о государственных (муниципальных) закупках, но с некоторыми изменениями. В частности, скорректирован перечень аукционных товаров, работ и услуг: из него исключены некоторые закупки, в том числе связанные со строительством.
Щеглов Николай, Павлодар
Где потенциальный поставщик может получить полную, официальную информацию о госзакупках, осуществляемых в государствах - членах ТС и ЕЭК?
Соглашением о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 года установлено, что государства - члены ТС и ЕЭП обеспечивают информационную открытость и прозрачность государственных закупок посредством создания национальных веб-порталов с открытым доступом к размещаемой на нем информации, а также к нормативным правовым актам в сфере госзакупок.

На национальном веб-портале в обязательном порядке размещается извещение о государственной закупке, документация об условиях ее осуществления, включая проект договора (контракта), составленные в процессе закупки протоколы, а также сведения о договоре (контракте) и его исполнении. В Беларуси такая информация размещается на портале http://www.icetrade.by, в Казахстане - http://www.goszakup.gov.kz, в России - http://www.zakupki.gov.ru.   

Информацию по электронным аукционам также можно найти в открытом доступе в сети Интернет. В Беларуси - на электронных торговых площадках ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" (www. zakupki.butb.by) и РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен" (www.goszakupki.by). В России - на электронных торговых площадках ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (www.etp.zakazrf.ru), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (www.etp.roseltorg), ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (www.sberbank-ast.ru), ООО "РТС-тендер" (www.rts-tender.ru) и ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" (www.etp-micex.ru). В Казахстане электронная  торговая площадка и веб-портал имеют единый адрес.
Крет Дмитрий, Северодвинск, Россия
За какие нарушения комиссия будет накладывать штрафы? Может ли пожаловаться на действия субъекта-монополиста другого государства физическое лицо?
Обратиться с заявлением  в департамент антимонопольного регулирования ЕЭК могут как юридические, так и физические лица. Также сами антимонопольные органы могут передать материалы в ЕЭК, если рассматриваемое ими дело выходит за пределы одного государства.

После рассмотрения заявления при наличии достаточных оснований проводится расследование, затем специально созданная комиссия возбуждает и рассматривает дело о нарушении правил конкуренции с участием пострадавшей стороны, нарушителя и заинтересованных.

Речь идет о таких нарушениях, как антиконкурентные соглашения, злоупотребление доминирующим положением и недобросовестная конкуренция. Например, если субъекты разных государств договорились  о поддержании цен, разделе рынка по территориальному принципу. Или если субъект-монополист навязывает субъекту другого государства невыгодные или необоснованные условия договора, отказывается от заключения договора. Нарушением правил конкуренции является также ситуация, когда субъект одного государства вводит в заблуждение относительно места производства товара, распространяет ложные сведения о своем конкуренте - субъекте другого государства, тем самым причиняя ущерб его деловой репутации.

За нарушение правил конкуренции ЕЭК будет применять штрафные санкции. При этом будут приниматься во внимание смягчающие и отягчающие обстоятельства. Например, если нарушитель добровольно прекратил нарушение и (или) возместил причиненный ущерб, оказал содействие ЕЭК при рассмотрении дела, размер штрафа будет уменьшен. И наоборот - если субъект повторно нарушает законодательство или является организатором такого нарушения, размер штрафа для него будет увеличен. Важно подчеркнуть, что соглашением также предусмотрены штрафы за непредставление информации в ЕЭК или за представление заведомо ложной информации.
Шкулепа Михаил, Минск
Можно ли обжаловать решения и действия заказчика из государств – членов ТС и ЕЭП в досудебном порядке? Если да, то назовите, куда можно обращаться. Спасибо.
Наличие государственного органа, в функции которого входит досудебное рассмотрение жалоб на решения и действия заказчиков при осуществлении государственных закупок, является одним из принципов Соглашения о государственных (муниципальных) закупках. В Беларуси таким органом является Министерство торговли, в Казахстане – Комитет финансового контроля Министерства финансов, в России – Федеральная антимонопольная служба.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси