Вопросы конференции
Александр Федорович, расскажите, пожалуйста, как изменилась структура взаимной торговли Беларуси с Казахстаном и Россией с созданием ЕЭП?
Согласно статистике взаимной торговли государств-членов ТС и ЕЭП, экспорт Беларуси в Казахстан в 2013 году увеличился по сравнению с 2011 годом (до создания Единого экономического пространства) на 28,8% и составил $868,2 млн. Преимущественно это тракторы и седельные тягачи, шины, машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, вагоны грузовые железнодорожные или трамвайные, молоко и сливки сгущенные и сухие, автомобили грузовые, мебель, нефтепродукты, говядина замороженная, сахар, плиты древесностружечные и другие товары.
Белорусский экспорт в Россию в 2013 году по сравнению с 2011 годом увеличился на 16% и составил более $16,8 млрд. Экспортируются автомобили грузовые, нефтепродукты, тракторы и седельные тягачи, автомобили легковые, сыры и творог, масло сливочное, говядина свежая или охлажденная, шины и др.
При этом импорт из Казахстана и России в Беларусь сократился за этот же период на 38% и 11,3% соответственно.
Рост экспорта в страны-партнеры по ЕЭП свидетельствует о существенной выгоде для Беларуси и получении эффекта от реализации интеграционного потенциала.
Белорусский экспорт в Россию в 2013 году по сравнению с 2011 годом увеличился на 16% и составил более $16,8 млрд. Экспортируются автомобили грузовые, нефтепродукты, тракторы и седельные тягачи, автомобили легковые, сыры и творог, масло сливочное, говядина свежая или охлажденная, шины и др.
При этом импорт из Казахстана и России в Беларусь сократился за этот же период на 38% и 11,3% соответственно.
Рост экспорта в страны-партнеры по ЕЭП свидетельствует о существенной выгоде для Беларуси и получении эффекта от реализации интеграционного потенциала.
В конце прошлого года принято решение о передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных товарных рынках Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Предполагалось, что уже в первом полугодии текущего года комиссия сможет в полном объеме выполнять эту функцию и рассматривать заявления о нарушении правил конкуренции. Так ли это? Поступают ли такие заявления в комиссию?
В настоящее время завершаются внутригосударственные процедуры в трех странах по Соглашению о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции. Также комиссией разрабатывается порядок работы с документами ограниченного распространения. С момента подписания этих документов ЕЭК в полном объеме будет осуществлять функции по контролю за соблюдением единых правил конкуренции.
Заявления о нарушении правил конкуренции на трансграничных товарных рынках в настоящее время рассматриваются в рамках взаимодействия с национальными антимонопольными органами Беларуси, Казахстана и России.
Заявления о нарушении правил конкуренции на трансграничных товарных рынках в настоящее время рассматриваются в рамках взаимодействия с национальными антимонопольными органами Беларуси, Казахстана и России.
Чтобы обеспечить равные условия конкуренции для товаров из Беларуси, России и Казахстана на рынке ЕЭП, необходимо гармонизировать соответствующее законодательство трех стран. Какова сегодня ситуация с гармонизацией конкурентного законодательства государств-членов ЕЭП?
Антимонопольное законодательство трех стран гармонизировано с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции. В Беларуси в 2013 году принята новая редакция закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". В Казахстане 6 марта 2013 года принят закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции". Антимонопольное законодательство Российской Федерации также приведено в соответствие с положениями Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции.
В прошлом году главами Беларуси, России и Казахстана подписан модельный закон "О конкуренции". Как идет процесс имплементации норм модельного закона в законодательство Республики Беларусь? Какие нормы по защите внутреннего рынка, продвижению товаров на внешние рынки, развитию бизнеса необходимо принять в Беларуси?
Как я уже говорил, в целях совершенствования антимонопольного законодательства в 2013 году в Беларуси принят антимонопольный закон в новой редакции, который гармонизирован с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции
Кроме того, постановлением Министерства экономики от 5 сентября 2013 года №66 расширены права антимонопольного органа при проведении проверок.
Для создания более благоприятных условий для развития бизнеса в Беларуси необходимо имплементировать в национальное антимонопольное законодательство такие прогрессивные нормы модельного закона, как контроль участия государства в предпринимательской деятельности, антимонопольные требования к торгам, порядок предоставления государственных преференций. Это позволит обеспечить недискриминационные условия доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки, создать прозрачное и предсказуемое правовое поле для добросовестного ведения бизнеса.
Кроме того, постановлением Министерства экономики от 5 сентября 2013 года №66 расширены права антимонопольного органа при проведении проверок.
Для создания более благоприятных условий для развития бизнеса в Беларуси необходимо имплементировать в национальное антимонопольное законодательство такие прогрессивные нормы модельного закона, как контроль участия государства в предпринимательской деятельности, антимонопольные требования к торгам, порядок предоставления государственных преференций. Это позволит обеспечить недискриминационные условия доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки, создать прозрачное и предсказуемое правовое поле для добросовестного ведения бизнеса.
В модельном законе "О конкуренции" предусмотрены антимонопольные требования к торгам и запросу котировок цен на товары. Могли бы Вы разъяснить эти положения? Насколько актуально это для Беларуси?
Согласно модельному закону защита конкуренции при проведении торгов обеспечивается путем определения открытого перечня действий, на совершение которых устанавливается запрет, так как это приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. К таким действиям относится, например, создание участнику торгов, запроса котировок преимущественных условий; нарушение порядка определения победителей торгов, запроса котировок; ограничение доступа к информации об этих торгах, запросе котировок и другие.
За такие нарушения суд может признать соответствующие торги и заключенные по их результатам сделки недействительными.
В настоящее время в белорусском антимонопольном законодательстве практически отсутствуют нормы, направленные на предотвращение сговоров на торгах, за исключением нормы ст.6 закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", запрещающей необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах. Имплементация в белорусское антимонопольное законодательство запрета на действия, направленные на ограничение конкуренции при проведении торгов, позволит сделать процедуру торгов более прозрачной для всех участников, будет способствовать честной и открытой конкуренции при проведении торгов и расширит права антимонопольного органа в части рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов.
За такие нарушения суд может признать соответствующие торги и заключенные по их результатам сделки недействительными.
В настоящее время в белорусском антимонопольном законодательстве практически отсутствуют нормы, направленные на предотвращение сговоров на торгах, за исключением нормы ст.6 закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", запрещающей необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах. Имплементация в белорусское антимонопольное законодательство запрета на действия, направленные на ограничение конкуренции при проведении торгов, позволит сделать процедуру торгов более прозрачной для всех участников, будет способствовать честной и открытой конкуренции при проведении торгов и расширит права антимонопольного органа в части рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов.
Одним из направлений работы ЕЭК является исследование трансграничных товарных рынков. Какие рынки находятся в настоящее время в поле зрения комиссии, и какие проблемы выявлены?
В настоящее время Евразийская экономическая комиссия осуществляет мониторинг различных товарных рынков, как монополизированных, так и с развитой конкурентной средой. Это рынки грузовых и легковых автомобилей, тракторов и комбайнов, нефтепродуктов, газа, электроэнергетики, железнодорожных и авиаперевозок, фосфатного сырья, лифтов, почтовой связи, телекоммуникаций, синтетических моющих средств, целлюлозы, продовольственных товаров (сахара, соли, подсолнечного масла, гречневой крупы) и др.
Если говорить об уже проведенных исследованиях и выявленных проблемах, то вопросы имеются на монополизированном трансграничном рынке железнодорожных перевозок. К примеру, цена купейного билета на проезд поездом №26 по маршруту Минск-Москва увеличилась за два года (с марта 2012 по март 2014 года) на 56%. Цена плацкартного билета на проезд поездом №8 по маршруту Минск-Москва только за год (с марта 2013 по март 2014 года) возросла на 69%.
Кроме того, существенно отличаются внутренние тарифы на проезд железнодорожным транспортом от межгосударственных тарифов. Так, если стоимость проезда поездом №26 Орша-Смоленск (расстояние около 127 км) равна в плацкартном вагоне Br206 200 (Br213 400), то проезд этим же поездом в плацкарте на такое же приблизительно расстояние по территории Беларуси (Борисов-Орша) стоит Br28 100. А цена купейного билета Минск-Москва практически сравнима с авиабилетом на это же расстояние.
В Беларуси стоимость проезда железнодорожным транспортом регулируется Министерством экономики. Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в рамках государств-участников СНГ регулируются Соглашением о межгосударственном пассажирском тарифе (1995 г., Одесса).
Следует отметить, что, заключив договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, Беларусь, Казахстан и Россия определили, что на территории сторон функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах, существует единая инфраструктура и проводится согласованная политика, обеспечивающая свободное движение граждан, товаров и услуг.
Кроме того, пункт 3 статьи 3 Соглашения о межгосударственном пассажирском тарифе (МГПТ) не исключает возможности предоставления льгот и скидок при применении МГПТ.
В этой связи целесообразно рассмотреть со всеми заинтересованными органами власти и железнодорожными администрациями Беларуси, Казахстана и России вопрос об отмене МГПТ при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом между государствами – членами ТС и ЕЭП, либо о предоставлении льгот и скидок при применении МГПТ, позволяющих снизить стоимость проезда при перевозке пассажиров между тремя государствами до его стоимости внутри государства. Эти меры будут способствовать увеличению объемов пассажирских перевозок и развитию конкуренции на товарном трансграничном рынке перевозок пассажиров железнодорожным транспортом.
На рынке услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов на территории государств – участников единого экономического пространства действуют более 2,5 тыс. операторов (владельцев подвижного состава).
Анализ арендной платы за одну единицу грузового подвижного состава за сутки показал, что арендная плата, взимаемая российскими операторами (владельцами вагонов), ниже, чем взимаемая рядом белорусских и казахстанских операторов. Такая ситуация обусловлена в основном различиями действующего в России, Беларуси и Казахстане законодательства по вопросам установления размеров арендной платы. Так, для оператора Республики Беларусь ГО "БЖД" и оператора Республики Казахстан АО "Казтемиртранс" размер арендной платы утверждается уполномоченными органами, в то время как операторы Российской Федерации устанавливают его самостоятельно.
При этом в Беларуси для потребителей услуг железнодорожного транспорта действует различный порядок установления арендной платы. Для резидентов он устанавливается постановлением Совета Министров, для нерезидентов - определяется по соглашению сторон.
Также комиссией выявлены факты применения повышающего коэффициента к действующим тарифам при перевозках грузов с территории одного государства – члена ЕЭП на территорию другого.
Если говорить об уже проведенных исследованиях и выявленных проблемах, то вопросы имеются на монополизированном трансграничном рынке железнодорожных перевозок. К примеру, цена купейного билета на проезд поездом №26 по маршруту Минск-Москва увеличилась за два года (с марта 2012 по март 2014 года) на 56%. Цена плацкартного билета на проезд поездом №8 по маршруту Минск-Москва только за год (с марта 2013 по март 2014 года) возросла на 69%.
Кроме того, существенно отличаются внутренние тарифы на проезд железнодорожным транспортом от межгосударственных тарифов. Так, если стоимость проезда поездом №26 Орша-Смоленск (расстояние около 127 км) равна в плацкартном вагоне Br206 200 (Br213 400), то проезд этим же поездом в плацкарте на такое же приблизительно расстояние по территории Беларуси (Борисов-Орша) стоит Br28 100. А цена купейного билета Минск-Москва практически сравнима с авиабилетом на это же расстояние.
В Беларуси стоимость проезда железнодорожным транспортом регулируется Министерством экономики. Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в рамках государств-участников СНГ регулируются Соглашением о межгосударственном пассажирском тарифе (1995 г., Одесса).
Следует отметить, что, заключив договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, Беларусь, Казахстан и Россия определили, что на территории сторон функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах, существует единая инфраструктура и проводится согласованная политика, обеспечивающая свободное движение граждан, товаров и услуг.
Кроме того, пункт 3 статьи 3 Соглашения о межгосударственном пассажирском тарифе (МГПТ) не исключает возможности предоставления льгот и скидок при применении МГПТ.
В этой связи целесообразно рассмотреть со всеми заинтересованными органами власти и железнодорожными администрациями Беларуси, Казахстана и России вопрос об отмене МГПТ при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом между государствами – членами ТС и ЕЭП, либо о предоставлении льгот и скидок при применении МГПТ, позволяющих снизить стоимость проезда при перевозке пассажиров между тремя государствами до его стоимости внутри государства. Эти меры будут способствовать увеличению объемов пассажирских перевозок и развитию конкуренции на товарном трансграничном рынке перевозок пассажиров железнодорожным транспортом.
На рынке услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов на территории государств – участников единого экономического пространства действуют более 2,5 тыс. операторов (владельцев подвижного состава).
Анализ арендной платы за одну единицу грузового подвижного состава за сутки показал, что арендная плата, взимаемая российскими операторами (владельцами вагонов), ниже, чем взимаемая рядом белорусских и казахстанских операторов. Такая ситуация обусловлена в основном различиями действующего в России, Беларуси и Казахстане законодательства по вопросам установления размеров арендной платы. Так, для оператора Республики Беларусь ГО "БЖД" и оператора Республики Казахстан АО "Казтемиртранс" размер арендной платы утверждается уполномоченными органами, в то время как операторы Российской Федерации устанавливают его самостоятельно.
При этом в Беларуси для потребителей услуг железнодорожного транспорта действует различный порядок установления арендной платы. Для резидентов он устанавливается постановлением Совета Министров, для нерезидентов - определяется по соглашению сторон.
Также комиссией выявлены факты применения повышающего коэффициента к действующим тарифам при перевозках грузов с территории одного государства – члена ЕЭП на территорию другого.
Примерно такая же ситуация и на рынке авиаперевозок?
В ходе анализа трансграничного рынка авиационных пассажирских перевозок усматривается зависимость цен на авиабилеты от количества назначенных авиационными властями государств – участников ЕЭП авиаперевозчиков на маршрутах.
Так, на маршруте Москва-Астана, который эксплуатируется двумя назначенными авиаперевозчиками - АО "Эйр Астана" (Казахстан) и ОАО "АК "Трансаэро" (Россия), цены выше, чем на сопоставимых по расстоянию маршрутах, эксплуатируемых большим количеством перевозчиков. Разница в стоимости авиабилетов на сопоставимых по расстоянию маршрутах с высоким и низким уровнями конкуренции доходит до 40 %.
Всего действует около 50 регулярных маршрутов перевозок пассажиров воздушным транспортом между Беларусью, Россией и Казахстаном, каждый из которых является отдельным трансграничным рынком. При этом на 37 маршрутах усматривается монопольное положение одного авиаперевозчика, на 11 - объемы распределены между двумя перевозчиками и лишь на маршруте Москва-Минск осуществляют деятельность четыре авиакомпании.
По количеству перевезенных пассажиров регулярными рейсами между сторонами наиболее крупными авиаперевозчиками являются "Белавиа" (Беларусь), "Трансаэро" (Россия), "Эйр Астана" (Казахстан).
Так, на маршруте Москва-Астана, который эксплуатируется двумя назначенными авиаперевозчиками - АО "Эйр Астана" (Казахстан) и ОАО "АК "Трансаэро" (Россия), цены выше, чем на сопоставимых по расстоянию маршрутах, эксплуатируемых большим количеством перевозчиков. Разница в стоимости авиабилетов на сопоставимых по расстоянию маршрутах с высоким и низким уровнями конкуренции доходит до 40 %.
Всего действует около 50 регулярных маршрутов перевозок пассажиров воздушным транспортом между Беларусью, Россией и Казахстаном, каждый из которых является отдельным трансграничным рынком. При этом на 37 маршрутах усматривается монопольное положение одного авиаперевозчика, на 11 - объемы распределены между двумя перевозчиками и лишь на маршруте Москва-Минск осуществляют деятельность четыре авиакомпании.
По количеству перевезенных пассажиров регулярными рейсами между сторонами наиболее крупными авиаперевозчиками являются "Белавиа" (Беларусь), "Трансаэро" (Россия), "Эйр Астана" (Казахстан).
В апреле на встрече члена коллегии (министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлана Алдабергенова с главами антимонопольных органов государств - членов ТС и ЕЭП было заявлено о необходимости поэтапного снижения и последующего обнуления тарифа на услуги международной сотовой связи (роуминга) в Едином экономическом пространстве по аналогии с Европейским союзом. Что делается в этом направлении?
ЕЭК также изучает рынок телекоммуникаций, в частности международный роуминг. Действительно, тарифы на мобильную связь при выезде за пределы Беларуси, даже в Россию и Казахстан, неоправданно высокие. Олигополистическая структура рынка порождает антиконкурентные действия операторов связи в рамках ЕЭП. В результате разница базовых тарифов на международные звонки и исходящие звонки в роуминге с сетей сотовых операторов составляет от 2 до 16,8 раза.
К примеру, при поездке в Россию за одну минуту вызова в Беларусь абонент Life в роуминге заплатит от Br5520 (Мегафон) до Br39540 (BaykalWestCom), абонент МТС - от Br9660 (российский МТС) до Br31812 (YeniseyTelecom), абонент Velcom - от Br11760 (VimpelCom) до Br30000 (российский МТС). Аналогичная ситуация, если гражданин России приезжает в Беларусь. За звонок из Беларуси в Россию в роуминге с российского МТС он заплатит 33 российских рубля, с "Мегафона" - 19 российских рублей, с "Билайна" - 34 российских рубля. Более того - внутри самой России, например при переезде из Смоленска в Москву, звонки по мобильной связи оплачиваются по роуминговому тарифу.
Однако в Едином экономическом пространстве так быть не должно. По мнению комиссии, одна из причин такой ситуации - различия в законодательстве стран ЕЭП в сфере телекоммуникаций по вопросам установления тарифов сотовых операторов. Так, в России тарифы устанавливаются оператором связи самостоятельно, а в Беларуси и Казахстане они регулируются государством.
Комиссия изучила международный опыт регулирования роуминга. Успешно решается эта проблема в Европе, где с 2007 года действует Единая директива Европарламента и Совета Еврокомиссии "О регулировании роуминга в общественных мобильных телефонных сетях в пределах Европейского союза". В результате стоимость услуг в роуминге в ЕС с 2006 года уменьшилась более чем в 10 раз - с 2,9 евро до 0,24 евро на исходящие и с 0,8 евро до 0,07 евро на входящие звонки.
Опираясь на опыт Евросоюза, мы полагаем, что и на территории Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России необходима поэтапная отмена роуминга. Это позволит существенно сократить расходы потребителей на услуги связи в командировках, путешествиях, на отдыхе.
Поэтому комиссией совместно с национальными антимонопольными органами будет создана рабочая группа по проведению анализа рынка сотовой связи и проработке вопроса о подготовке проекта решения Высшего Евразийского экономического совета о плате за роуминг на территории ЕЭП, предусматривающего поэтапное снижение платы за роуминг и уравнивание ее на территории ЕЭП.
К примеру, при поездке в Россию за одну минуту вызова в Беларусь абонент Life в роуминге заплатит от Br5520 (Мегафон) до Br39540 (BaykalWestCom), абонент МТС - от Br9660 (российский МТС) до Br31812 (YeniseyTelecom), абонент Velcom - от Br11760 (VimpelCom) до Br30000 (российский МТС). Аналогичная ситуация, если гражданин России приезжает в Беларусь. За звонок из Беларуси в Россию в роуминге с российского МТС он заплатит 33 российских рубля, с "Мегафона" - 19 российских рублей, с "Билайна" - 34 российских рубля. Более того - внутри самой России, например при переезде из Смоленска в Москву, звонки по мобильной связи оплачиваются по роуминговому тарифу.
Однако в Едином экономическом пространстве так быть не должно. По мнению комиссии, одна из причин такой ситуации - различия в законодательстве стран ЕЭП в сфере телекоммуникаций по вопросам установления тарифов сотовых операторов. Так, в России тарифы устанавливаются оператором связи самостоятельно, а в Беларуси и Казахстане они регулируются государством.
Комиссия изучила международный опыт регулирования роуминга. Успешно решается эта проблема в Европе, где с 2007 года действует Единая директива Европарламента и Совета Еврокомиссии "О регулировании роуминга в общественных мобильных телефонных сетях в пределах Европейского союза". В результате стоимость услуг в роуминге в ЕС с 2006 года уменьшилась более чем в 10 раз - с 2,9 евро до 0,24 евро на исходящие и с 0,8 евро до 0,07 евро на входящие звонки.
Опираясь на опыт Евросоюза, мы полагаем, что и на территории Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России необходима поэтапная отмена роуминга. Это позволит существенно сократить расходы потребителей на услуги связи в командировках, путешествиях, на отдыхе.
Поэтому комиссией совместно с национальными антимонопольными органами будет создана рабочая группа по проведению анализа рынка сотовой связи и проработке вопроса о подготовке проекта решения Высшего Евразийского экономического совета о плате за роуминг на территории ЕЭП, предусматривающего поэтапное снижение платы за роуминг и уравнивание ее на территории ЕЭП.
А проводились ли исследования по социально значимым товарам?
В феврале-марте 2014 года комиссия провела мониторинг цен на отдельные социально значимые продовольственные товары на приграничной территории Беларуси и России: в Витебске, Гомеле, Брянске, Смоленске.
Установлено, что российские продовольственные товары в розничной торговле Беларуси представлены в весьма ограниченном объеме. Это в основном масло растительное, крупа гречневая, рис, рыба мороженая, макароны, мука.
Мониторинг показал, что на такие товары, как молоко, масло сливочное, творог, говядина тушеная, масло подсолнечное, соль пищевая, рис, розничные цены в Беларуси ниже, чем в России. В то же время мясо куриное, рыба свежемороженая (хек, минтай), яйцо куриное, сахар-песок, макароны, мука пшеничная, крупа гречневая в Беларуси стоят дороже, чем в России. Так, разница в ценах на мясо куриное достигает 4,5%, яйцо куриное - 9,4%, сахар-песок - 8%, макароны - 16%, муку пшеничную - 2,5%.
При этом, как известно, в Беларуси масло подсолнечное, масло сливочное, рыба свежемороженая (хек, минтай), макаронные изделия, соль (поваренная пищевая), рис шлифованный, гречневая крупа, сахар-песок, мука пшеничная, яйцо куриное, мясо кур и цыплят-бройлеров, молоко коровье пастеризованное, творог внесены в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством.
Проанализированные рынки продовольственных товаров являются в основном региональными или локальными. При этом большинство из них относятся к рынкам с развитой конкуренцией. В этой связи актуален вопрос о целесообразности государственного ценового регулирования на конкурентных рынках. В целях контроля за ценами на товары, реализуемые на рынках с развитой конкурентной средой, необходимо широко применять методы антимонопольного регулирования.
Установлено, что российские продовольственные товары в розничной торговле Беларуси представлены в весьма ограниченном объеме. Это в основном масло растительное, крупа гречневая, рис, рыба мороженая, макароны, мука.
Мониторинг показал, что на такие товары, как молоко, масло сливочное, творог, говядина тушеная, масло подсолнечное, соль пищевая, рис, розничные цены в Беларуси ниже, чем в России. В то же время мясо куриное, рыба свежемороженая (хек, минтай), яйцо куриное, сахар-песок, макароны, мука пшеничная, крупа гречневая в Беларуси стоят дороже, чем в России. Так, разница в ценах на мясо куриное достигает 4,5%, яйцо куриное - 9,4%, сахар-песок - 8%, макароны - 16%, муку пшеничную - 2,5%.
При этом, как известно, в Беларуси масло подсолнечное, масло сливочное, рыба свежемороженая (хек, минтай), макаронные изделия, соль (поваренная пищевая), рис шлифованный, гречневая крупа, сахар-песок, мука пшеничная, яйцо куриное, мясо кур и цыплят-бройлеров, молоко коровье пастеризованное, творог внесены в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством.
Проанализированные рынки продовольственных товаров являются в основном региональными или локальными. При этом большинство из них относятся к рынкам с развитой конкуренцией. В этой связи актуален вопрос о целесообразности государственного ценового регулирования на конкурентных рынках. В целях контроля за ценами на товары, реализуемые на рынках с развитой конкурентной средой, необходимо широко применять методы антимонопольного регулирования.
Какова сегодня ситуация с ценами на продовольственные товары в приграничных регионах стран – членов ЕЭП?
Евразийская экономическая комиссия на постоянной основе проводит мониторинг цен на продовольственные и отдельные непродовольственные товары на приграничных территориях Беларуси и России, Казахстана и России. Фактов, подтверждающих демпинг со стороны тех или иных производителей товаров, не выявлено. К примеру, есть ряд товаров, розничные цены на которые в Беларуси ниже, чем в России. Это молоко, масло сливочное, творог, говядина тушеная, масло подсолнечное, соль пищевая, рис. А по некоторым видам товаров, таких как мясо куриное, рыба свежемороженая (хек, минтай), яйцо куриное, сахар-песок, макароны, мука пшеничная, крупа гречневая, цены в Беларуси уже выше российских.
В целях недопущения вывоза отечественных продуктов питания на рынки сопредельных государств и предотвращения создания дефицита необходимо сближать цены на продовольственные товары. Однако при этом нужно учитывать покупательную способность населения на соответствующих территориях.
С другой стороны, одновременное повышение цен производителями (поставщиками) и их поддержание на определенном уровне может свидетельствовать о возможных фактах антиконкурентных соглашений, что должно стать сигналом для национального антимонопольного органа для проверки соблюдения антимонопольного законодательства.
В целях недопущения вывоза отечественных продуктов питания на рынки сопредельных государств и предотвращения создания дефицита необходимо сближать цены на продовольственные товары. Однако при этом нужно учитывать покупательную способность населения на соответствующих территориях.
С другой стороны, одновременное повышение цен производителями (поставщиками) и их поддержание на определенном уровне может свидетельствовать о возможных фактах антиконкурентных соглашений, что должно стать сигналом для национального антимонопольного органа для проверки соблюдения антимонопольного законодательства.
Какие, по вашему мнению, товары в Беларуси подвержены риску недобросовестной конкуренции?
На наш взгляд, риску недобросовестной конкуренции могут быть подвержены любые товарные рынки, особенно с развитой конкурентной средой. Это, например, молочная продукция, кондитерские изделия, консервная продукция, растительное масло, синтетические моющие средства, парфюмерно-косметические изделия, лекарственные средства, швейные и трикотажные изделия, вино-водочная продукция, соки и напитки, автозапчасти.
По мнению некоторых экспертов, запрет на параллельный импорт (запрет на ввоз известных брендовых товаров без разрешения официальных дилеров и производителей) порождает рост цен и дефицит этих товаров, например, автозапчастей, спорттоваров, парфюмерии и др. А его отмена позволит значительно снизить цены. Действительно ли это так? Какие меры может предпринять ЕЭК по разрешению сложившейся ситуации?
Сегодня в Таможенном союзе, так же как и в Европейском союзе, действует так называемый региональный принцип исчерпания права, то есть ввоз оригинальных товаров иностранного происхождения возможен только с ведома правообладателей. Евразийская экономическая комиссия усматривает в этом определенные угрозы для конкуренции.
Легальный монополист (правообладатель), получая право устанавливать объем импорта, ассортимент импортируемых товаров, а также влиять на процессы ценообразования, имеет полную свободу действий при установлении тех или иных дискриминационных условий в отношении разных стран. Разница между полной ценой у официального поставщика и параллельного импортера велика и составляет, к примеру, по автокреслам – до 50%, автозапчастям – от 60% до 80%, спорттоварам – 30-45%, фотоаппаратам – до 20%, велосипедам – до 40%, по парфюмерии – от 20% до 60%.
Распространение международного принципа исчерпания права производителя (правообладателя) на территории Таможенного союза, согласно которому исключительное право на продукцию производитель теряет в момент продажи товара, позволит сдерживать цены на ввозимую и продаваемую внутри Единого экономического пространства продукцию. Для поддержания конкуренции, безусловно, лучше, когда один и тот же товар продают несколько игроков.
В разрешении параллельного импорта в пределах Таможенного союза есть здравый смысл: это будет способствовать снижению цены товаров и, соответственно, благоприятно отразится на потребителе.
Легальный монополист (правообладатель), получая право устанавливать объем импорта, ассортимент импортируемых товаров, а также влиять на процессы ценообразования, имеет полную свободу действий при установлении тех или иных дискриминационных условий в отношении разных стран. Разница между полной ценой у официального поставщика и параллельного импортера велика и составляет, к примеру, по автокреслам – до 50%, автозапчастям – от 60% до 80%, спорттоварам – 30-45%, фотоаппаратам – до 20%, велосипедам – до 40%, по парфюмерии – от 20% до 60%.
Распространение международного принципа исчерпания права производителя (правообладателя) на территории Таможенного союза, согласно которому исключительное право на продукцию производитель теряет в момент продажи товара, позволит сдерживать цены на ввозимую и продаваемую внутри Единого экономического пространства продукцию. Для поддержания конкуренции, безусловно, лучше, когда один и тот же товар продают несколько игроков.
В разрешении параллельного импорта в пределах Таможенного союза есть здравый смысл: это будет способствовать снижению цены товаров и, соответственно, благоприятно отразится на потребителе.