Вопросы конференции
Туроператор (резидент Республики Беларусь, комиссионер) заключил с иностранным туроператором (комитентом) договор комиссии на реализацию тура. Тур состоит из комплекса туристических услуг, в который включены: услуга по размещению туриста в гостинице, по организации его питания, трансфер (перевозка). Является ли объектом обложения налогом на доходы доход иностранного туроператора от реализации тура? Следует ли каждую из услуг, включенных в тур, рассматривать отдельно на предмет возникновения объекта налогообложения, в частности трансфер (перевозка)?
Обязанность по уплате налога возникает, если договор позволяет идентифицировать объект налогообложения, определенный в статье 146 НК. Туристические услуги не включены в перечень доходов, поименованных в ст. 146 НК. Из указанного списка услуг налогообложению подлежит перевозка, так как она подпадает под определение "международная перевозка" в названной статье Налогового кодекса. В то же время при наличии налогового соглашения и предъявлении справки о налоговом резидентстве налог по данному виду дохода не удерживается.
Белорусская организация поставила товары резиденту оффшорной зоны. В то же время этот же резидент оффшорной зоны оказал белорусской организации услуги, облагаемые налогом на доходы в Республике Беларусь. Подтверждение постоянного местонахождения в иностранном государстве, с которым Беларусью заключен международный договор по вопросам налогообложения, не представлено, в связи с чем белорусской организацией удержан налог на доходы. Между белорусской организацией и резидентом оффшорной зоны заключено соглашение о зачете встречных однородных требований. Каким образом белорусская организация должна определить налоговую базу оффшорного сбора – с учетом суммы удержанного налога на доходы или без учета этой суммы?
Согласно п.3 ст. 232 НК при исполнении обязательства в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах налоговая база определяется исходя из цены договора, из которого вытекают эти обязательства. Таким образом, оффшорный сбор исчисляется исходя из всей суммы договора по оказанию услуг, то есть без вычета суммы налога на доход.
С 2014 г. подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации может быть представлено в виде электронного документа. Расскажите, пожалуйста, подробнее о данной процедуре.
В СЭД для плательщиков реализован режим "запрос-ответ в свободной форме", который позволяет направить документы, в том числе указанные подтверждения.
Подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации представлено в налоговый орган по форме, установленной в иностранном государстве, которая не предусматривает один из трех обязательных реквизитов. К примеру, Кипр не указывает юридический адрес резидента. Будет ли принята такая справка? Нужно ли брать дополнительно какую-либо справку с указанием недостающего реквизита?
В данной ситуации МНС направляет запрос в компетентный орган иностранного государства с просьбой пояснить причины отсутствия реквизита - юридического адреса ее налогового резидента. Если окажется, что форма подтверждения налогового резидентства, установленная в иностранном государстве, не предусматривает данный реквизит, то белорусская налоговая инспекция примет подтверждение.
Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Республикой Беларусь, могут содержать иные критерии признания деятельности иностранной организации на территории РБ постоянным представительством, чем это предусмотрено белорусским законодательством. Так, подобным соглашением с РФ не оговорен период, в течение которого деятельность иностранного подрядчика не приводит к образованию постоянного представительства. С какого момента строительная деятельность российского подрядчика на территории РБ будет рассматриваться как деятельность через постоянное представительство?
Деятельность российского подрядчика на территории РБ будет рассматриваться как деятельность через постоянное представительство после истечения периода, превышающего 180 дней в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде.
В случае включения в договор, заключенный с иностранной организацией, положений, предусматривающих выплату другой иностранной организации доходов, которые признаются объектом налогообложения налогом на доходы, суммы такой компенсации подлежат обложению налогом в порядке и по ставкам, установленным для соответствующих видов доходов. Какие статьи международного договора применяются при налогообложении выплачиваемых сумм компенсаций: в рамках статей применительно к соответствующему виду доходов, к примеру, если проценты, то в рамках статьи «Проценты», если компенсация за оказание услуг, то в рамках статьи «Прибыль от коммерческой деятельности», - либо все компенсации рассматриваются в режиме налогообложения как «иные доходы»? Если рассматриваются в рамках статей применительно к виду доходов (роялти, проценты), то будет ли в данном случае означать, что положения указанных статей не могут быть применены, поскольку получатель не является фактическим владельцем дохода?
В изложенной ситуации применяются те статьи налогового соглашения, которые соответствуют видам дохода нерезидента, получаемого в качестве компенсации.
Резидент Кипра приобретает у резидента Литвы долю в уставном фонде белорусского ООО. Активы общества в основном состоят из недвижимого имущества. Согласно п.1 ст.13 соглашения с Литвой доходы резидента Литвы от отчуждения акций в компании, активы которой состоят в основном из недвижимого имущества, облагаются налогом в Беларуси. Применяются ли нормы соглашения между Беларусью и Литвой с учетом того, что вторая сторона сделки - резидент Кипра? Если применяются, то рассматриваемые доходы подлежат налогообложению согласно п.1 ст.13 соглашения или данная норма распространяется лишь на акционерные общества, поскольку речь идет о доходах от отчуждения акций, и тогда рассматриваемые доходы будут освобождаться по п. 4 ст. 13 соглашения?
В данном случае применяются нормы международного соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы между Беларусью с Литвой, т.е. будут облагаться в Беларуси согласно п.1 ст. 13 соглашения.
В некоторых международных договорах в статье «Доходы от отчуждения имущества (прирост капитала)» указано, что доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от отчуждения акций или других прав компании, активы которой более чем на 50 % состоят из недвижимого имущества, находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом государстве. Что подразумевается под доходами от отчуждения «других прав компании»? Подразумеваеться ли под этим доля в уставном фонде общества?
Примером отчуждения таких «других прав» компании является отчуждение долей в компании.
Организация выплачивает доход физическому лицу, не признаваемому налоговым резидентом Республики Беларусь. Физическим лицом представлено организации подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым у Беларуси имеется международный договор по вопросам налогообложения. Обязана ли организация (налоговый агент) представлять данное подтверждение в налоговый орган? Если да, то какова процедура его рассмотрения налоговым органом?
Согласно п.2 ст. 182 НК представление подтверждения в налоговый орган является основанием для освобождения от уплаты подоходного налога с физических лиц или уплаты подоходного налога с физических лиц по пониженным ставкам, установленным налоговым соглашением.
Иностранная организация, не имеющая в Республике Беларусь представительства и не состоящая на налоговом учете, при выплате другой иностранной организации (плательщику налога) определенных видов доходов должна удержать и перечислить в бюджет налог на доходы. Если иностранная организация (налоговый агент) не удержала налог с доходов иностранной организации (плательщика), несет ли какую-либо ответственность за это плательщик?
Чтобы исключить нарушения, плательщик должен оговорить с налоговым агентом вопросы исполнения налоговых обязательств, которые вытекают из норм международного налогового соглашения и белорусского законодательства. Если налоговый агент не удержал налог на доходы, налоговые органы Беларуси вправе использовать установленные законодательством механизмы, направленные, в первую очередь, на погашение недоимки, а также применить меры ответственности к налоговому агенту.