Вопросы конференции
Государственное регулирование торговли предполагает в том числе не просто хаотичное размещение, где хотите, магазина. В законе пропишут, что местный орган власти наделяется правом и зоной ответственности - он должен нарисовать схему своего района, где какой объект должен быть. Нужно сказать, что на сегодняшний день объекты, которые имеют площадь до 400 кв.м, не должны размещаться на схеме. Это как раз и есть магазины шаговой доступности. А вот более крупные объекты должны быть только там, где местные органы власти скажут. Появляется сразу вопрос поглощения: как быть, чтобы сильный не задавил маленькие магазины?
Анализируя инфраструктуру магазинов в разрезе площадей, то у нас более 70% составляют магазины до 100 кв.м. Сегодня главное не потерять этот процент. Дальше идут магазины от 100 до 400 кв.м. Объектов от 650 до 1 тыс. кв.м - 1%, от 1 тыс. до 3 тыс. - 0,4%, свыше 3 тыс. кв.м (это наши гипермаркеты) - 0,1%. В законе о госрегулировании заложен механизм схем размещения, контроля и права местных исполнительных органов власти, которые приближены к народу. Здесь же преференциальный подход для магазинов шаговой доступности, для субъектов малого бизнеса. Очень хочется, чтобы органы местного управления, местные исполкомы создавали преференциальный подход, который они могут применять. В том числе речь идет об уменьшении арендной платы и определенных налогов для тех объектов торговли, которые делают, например, скидки для малообеспеченных граждан. Мы надеемся, что местные органы власти в соответствии с законом будут этот инструментарий развивать. Это уже экономическое регулирование подходов - обеспечивать низкие цены для того контингента, который должен их получить. Это хорошая тема.
В законодательстве этот блок прописан впервые, это антимонопольный блок, касающийся подходов к недобросовестной конкуренции. Это больше касается антимонопольного законодательства, и у нас впервые было принято решение в отраслевом законе прописать эти подходы. Там расписан понятийный аппарат аффилированных лиц.
С одной стороны говорят два ларька - это уже сеть магазинов, но там свою доля на рынке. Сегодня есть новые темы, например, франчайзинг. Сегодня на тему франчайзинга уже может работать и сам розничный объект, который имеет свой раскрученный бренд. Здесь нужно будет все продумать, чтобы не было завуалированного подхода на рынке, поэтому в законе эти подходы прописаны. Дальше уже будет практика применения, наблюдение, мониторинг и проверки антимонопольного органа.
Виолетта Брезовская: Совет Министров по предложениям Минторга определит перечень сетей, которые будут отслеживаться. Наше министерство уже достаточно давно наблюдает за торговыми сетями, которые развиваются очень активно, и нами будут сформированы эти предложения.
Ирина Наркевич: В развитие этой темы нужно сказать, что методику и подходы помимо закона еще определит правительство страны. И это будет коллективный труд министерств торговли и экономики, и я полагаю, что Комитет госконтроля, имея в этом плане богатую практику, тоже внесет свои предложения. Это подходы будут касаться недобросовестной конкуренции.
Я хочу перейти к теме процентного соотношения и сказать, что закон в отличие от прежнего закона называется "О государственном регулировании торговли и общественного питания". Государство регулирует эту сферу через институт государственного управления, государство определяет и расставляет акценты. Предельное значение доли, после достижения которой субъект торговли не сможет покупать или арендовать дополнительную торговую площадь в определенных административно-территориальных границах, которое было принято сейчас в размере 20%, это и есть государственное регулирование. Понятно, что можно было бы дать эту сферу на откуп рыночного стихийного развития, но что бы мы могли получить? Президент вчера на совещании об этом сказал. Мы не должны быть зависимы от кого-то, например, от крупного недобросовестного игрока. Да, есть огромное количество субъектов торговли, которые не используют элементы недобросовестной конкуренции, но важно создать конкурентную среду и ограничить сильного, который будет довлеть над белорусским отечественным производителем, поэтому сделан такой процент. Кроме того, не нужно забывать о малом бизнесе, магазинах шаговой доступности. Нужно защищать интересы малого бизнеса, потребителей, белорусского изготовителя продуктов питания и сельского населения, где в основном работает потребкооперация. Иногда потребкооперация заведомо работает на невыгодных условиях, когда везет товар и открывает магазины в малых населенных пунктах и деревнях.
Что касается сильных игроков, то можно задать вопрос: они же вложили инвестиции и открыли объект, что же будет 22 июля, когда вступит в силу закон? В настоящее время, например, по Минскому району у нас есть превышение по крупным игрокам на рынке розничной торговли (22%). Этот показатель пока останется на этом рубеже, потому что закон вступит в силу в июле. Местные органы власти видят эти проценты и будут на них ориентироваться, когда будут согласовывать открытие или строительство каких-то объектов. Местные власти не допустят того, чтобы к 22 июля какой-то крупный игрок занял 30-50%.
20% - это ограничение в сфере торговли продуктами питания. Если субъект хозяйствования, имея магазин, занял долю больше, он может перепрофилироваться. Или же на рынок войдет еще какой-то игрок, и его доля снизится - это и есть конкуренция.
Магазин должен предоставлять возможность приобрести товар через безнал, чтобы потребитель мог купить его дистанционно. Недавно были введены мобильные кассовые аппараты, чтобы весь наличный расчет проходил через кассовый аппарат.
Прорабатывается вопрос, касающийся момента, когда человек заказывает товар за пределами Беларуси, не в зоне .by, а на иностранных торговых интернет-площадках. Мы продумываем, как это обезопасить. Хотя мне кажется, что даже Россия использует опыт нашей страны в вопросе регулирования сферы торговли IT-продукцией. Несмотря на то, что мы ее урегулировали, к сожалению, нарушения пока остаются.
По поводу ассортиментного перечня товаров для интернет-магазина, торгующего IT-продукцией... В интернет-торговле не требуется ассортиментный перечень, и пока не предусматривается его введение. Ассортиментный перечень не вносится еще в разносную, развозную, комиссионную торговлю и там, где нет торгового объекта. В автолавках ассортиментный перечень есть, несмотря на то, что нет торгового объекта. Объясню почему: человек, проживающий на селе, должен получить определенные товары, поэтому здесь важен ассортиментный перечень. Минторг совместно с потребкооперацией разрабатывает ассортиментный перечень для автолавок.
Речь идет не только о создании безбарьерной среды. В первую очередь хотелось бы, чтобы местные исполнительные и распорядительные органы приняли решения об освобождении магазинов, обслуживающих малообеспеченных граждан, от отдельных платежей или уменьшении их размера (аренда, коммунальные платежи и т.д.). Развитию сети таких магазинов послужило бы также предоставление их собственникам объектов недвижимости без аукциона.
В законе заложены механизмы для повышения самостоятельности субъектов малого и среднего бизнеса, направленные на то, чтобы барьеры при вхождении на рынок для них были минимальными.
Законом определены права субъектов торговли на самостоятельное принятие ряда решений при организации и ведении торговли: выбор вида и форм торговли, вида и типа объекта, определение ассортимента, перечня оказываемых услуг и др. Административная процедура согласования режима работы теперь будет осуществляться одновременно с внесением сведений в Торговый реестр по принципу одного окна.
Отменено согласование местными исполнительными и распорядительными органами ассортиментных перечней товаров. Вместе с тем субъект торговли при составлении такого ассортиментного перечня должен принимать во внимание перечень, разработанный Минторгом. Таким образом, административный барьер снижается, но повышается ответственность субъекта торговли за соблюдение законодательства. И это правильно.
Много это или мало? Может быть, для индивидуального предпринимателя, который держит маленький магазин, – это серьезная ответственность, поскольку у него нет больших оборотных средств. А что для сетевого гипермаркета эти 10 базовых величин? Здесь должен быть специализированный подход разделения "за что?". Это разделение есть и сейчас. Например, за повторное нарушение уже предусмотрено от 10 до 30 базовых величин, а, например, за реализацию и предложение просроченного товара введена ответственность от 30 до 500 базовых величин.
Тема ответственности за нарушения правил торговли важна. С учетом того, что у нас появился дополнительный инструмент - торговая инспекция, мы будем анализировать опыт и вносить поправки в законодательство. Всегда должна быть дифференциация ответственности: для тех, у кого нарушение было незначительное, чтобы у нарушителя была возможность исправиться, если он добросовестный, и для тех, кто делает это системно и умышленно.
Про перечень Президент сказал: "Повесьте на видном месте, чтобы самоконтроль был потребителя". Чтобы потребитель понимал: там, куда он пришел, такие-то товары должны быть в наличии. Эта тема очень важна, в особенности она уходит в плоскость отечественного товара. Смотрите: предприятие выпускает какой-то товар под потребности населения, потом граждане приходят в объект торговли и не находят этот товар. Разве это нормально? Ассортиментный перечень расставит все на свои места и скажет: столько-то отечественных товаров таких-то моделей должно быть в наличии. Вот это и есть механизм, инструментарий государственного регулирования продажи отечественной продукции на полках белорусских магазинов.
Ассортиментный перечень будет включать и импортные товары. Кофе или цитрусовые у нас никогда расти не будут. Но если человек хочет купить в крупном магазине обезжиренное молоко, так предоставьте ему это право.
При этом сверх ассортиментного перечня субъект хозяйствования имеет право иметь любую группу товаров, особенно это касается специализированных магазинов. Например, мясная лавка: там может быть молоко, но основная тема – мясо, и линейка таких продуктов должна быть широчайшая. Взять хлебный магазин: там должно быть не три вида хлеба, а и бездрожжевой, и диетический, и диабетический, и практически все, что вообще выпускается.
То же касается общественного питания, где тоже есть ассортиментный перечень. В частности, в пиццерии ассортимент пицц будет максимальным, а супов может быть одна или две позиции. Эта тема важна для страны, для белорусских изготовителей, нашей розницы и Министерства торговли. Как профессионально мы подготовим документ, конечно, играет очень важную роль. Поэтому мы приглашаем поучаствовать в этом процессе бизнес, чтобы документ был понятным, прозрачным и исполнимым.
Что такое закон? Нужно не просто создать закон, важно, чтобы его исполняли. А чтобы так было, институт государственного управления создает нормы контроля и ответственности.
В законе о торговле появляется механизм открытого объекта торговли. Продавец обязан, если хочет приобрести какой-то товар, эту информацию публично выставить у себя на сайте или сообщить о своем намерении другим образом. Все выгодные условия покупки должны быть публичными. Если объект торговли отказывает, это должно быть чем-то мотивировано. Прозрачность информационной структуры магазина вводится в закон.
Вклад торговли в ВВП растет, и следует понимать, что торговля - проводник изготовителя. Конечно, фирменный магазин должен изучать спрос. Зачем тогда фирменный магазин, который не ориентируется, что нужно от той или иной марки населению? Это мировая практика, потому что изготовитель через свою фирменную сеть узнает, что востребовано, чего хочет потребитель, какой размер, цвет, какая тенденция. Это и есть фирменный магазин, это основа.
Что касается формы собственности фирменных магазинов, то, разумеется, нормы закона распространяются на все магазины независимо от формы собственности.
Но я хочу обратить внимание на другое. Законом впервые определяется, что фирменный магазин может быть организован не только производителем, но и субъектом торговли, получившим право продажи товаров конкретного товаропроизводителя с использованием товарного знака или фирменного наименования производителя, в том числе на условиях франчайзинга. Это же будет касаться и иностранных производителей.
Изучая мировую практику в отношении парковок, могу отметить, что этот вопрос решается по-разному. Есть и платные парковки, и бесплатные. Другое дело, что не должна быть сумасшедшая стоимость за парковочное место. Кроме того, следует понимать, что бесплатная парковка - это дополнительное конкурентное преимущество. И мы это приветствуем. Если уходить вглубь этого вопроса, то можно здесь вспомнить платные и бесплатные мешки в магазине. Здесь очень широкий спектр вопросов, который нам нужно урегулировать. Они все дискуссионные, потому что, например, в отношении тех же мешков мы сталкиваемся с такими понятиями, как загрязнение окружающей среды, устойчивое потребление. Должны появиться бумажные оборачиваемые пакеты.
В общем, это огромная сфера, которая затрагивает интересы многих. Хочу сказать в целом, что данная область очень важна, и вчерашнее выступление главы государства подчеркивает это. Ведь наш гражданин, наш потребитель везде - и в маленьком удаленном селе, и в крупном центре. Это все наши люди, и с торговлей они сталкиваются больше, чем с какой-либо другой сферой, практически ежедневно. А ведь это еще и их здоровье. Поэтому государство должно создавать механизмы, чтобы потребитель имел возможность купить качественный товар, тот, который полезен ему для здоровья. Здесь опять мы возвращаемся к теме государственного регулирования, ассортиментного перечня. Например, должны быть не только молочные продукты определенной жирности, но и продукты для категорий населения, больных определенными заболеваниями, например, диабетом, охлажденные продукты, а не только замороженные. Таким образом, это очень большая тема, которая уходит в плоскость даже здоровья населения.
В законе заложены новые подходы для интернет-площадок. Ведь интернет-площадка - это не магазин и не собственник товара, его функция - аккумулировать на своей площадке виртуальных продавцов. Когда мы начали совершенствовать законодательную базу в этой сфере, то уже знали, что есть нарушения. Люди жалуются, иногда даже возбуждаются уголовные дела, потому что пропал продавец с интернет-площадки и его невозможно найти. Они обращаются к интернет-площадке, Министерству торговли, но приходится отвечать, чтобы граждане обращались в суд, так как интернет-площадка не имеет никакого отношения к деятельности продавца.
Минторг предложил интернет-площадкам, чтобы бизнес развивался в нормальном цивилизованном русле и если они заинтересованы в том, чтобы у них размещались добросовестные участники, поучаствовать в разработке закона.
В законе заложено, что площадка будет обязана делать. Добросовестные участники рынка еще до введения закона, а точнее в течение года, с нами сотрудничали. Они заложили механизм в договоре, предусмотрели определенные атрибуты в полях для заполнения интернет-магазином. В них необходимо указать, зарегистрирован ли ты в торговле, разместил ли ты информацию в соответствии с законодательством, ту, которую положено указывать на первой странице. Обозначено, каким должен быть документ, который будет выдаваться потребителю. Все поля должны быть заполнены в соответствии с законодательством. Если поля не заполнены, то договор не будет рассматриваться. Цены должны быть указаны в белорусских рублях, после можно указывать в другой валюте. Вот это инструменты, которые многие ведущие добросовестные площадки уже давно ввели. Но, к сожалению, есть и те, которые не хотят соблюдать законодательство.
Ответственность перед законом по продаже товара лежит на собственнике товара, который его продает. В законе о защите прав потребителя указано, что ответственность несет продавец, потому что это конечное звено перед потребителем. Если это производственный брак, кто будет нести ответственность? В итоге - изготовитель, но через розничного продавца. Площадка же будет создавать условия, чтобы было соблюдение законодательства субъектами, но она не будет отвечать перед потребителем. Другое дело - жалоба потребителя, который не может достучаться до какого-то интернет-магазина и его найти: искать его будет в том числе площадка. И когда говорят, что интернет-площадкам придется расширять штат людей для выполнения этой работы, то это не так, потому что в штате всегда есть юристы, которые должны будут участвовать в процессе по соблюдению законодательства.
Сейчас 6,5 тыс. интернет-магазинов, а начинали с 3 тыс. Число интернет-магазинов увеличилось и за счет выхода их в правовое поле, они ранее не регистрировались в торговом реестре. Минторг продумает вопрос, касающийся интернет-площадок, возможно, они также будут регистрироваться в торговом реестре. Это все создается для граждан, чтобы они могли узнать, у кого купили товар и на какой площадке. Все должно быть понятно.