Вопросы конференции
Значительное повышение заработной платы медицинским работникам было осуществлено в 2014 году. Приняты два постановления Совета Министров Беларуси по этому вопросу: тарифные оклады терапевтам и участковым педиатрам, службе скорой медицинской помощи повышены на 60%, всем другим врачам - на 50%, средним медицинским работникам первичного звена и скорой медицинской помощи - на 50%, всем другим средним медицинским работникам - на 40%, санитаркам - на 30%. Принятые меры позволили за 2014 год сократить разрыв между среднемесячной заработной платой в здравоохранении и в целом по народному хозяйству на 10 пунктов: с 25,0% в январе до 13,0% в декабре.
В 2015 году осуществляются мероприятия по сохранению достигнутого уровня оплаты труда в здравоохранении. В соответствии с полномочиями местной исполнительной власти, определенными Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", во всех регионах, исходя из их финансовых возможностей, планируются бюджетные средства на оплату труда и материальное стимулирование работников во исполнение декрета №29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины".
Так, в Гродно и Гродненской области с 2014 года повышены на 30% тарифные оклады работникам скорой медицинской помощи. В Минской области с 2015 года запланированы средства на повышение тарифных окладов медицинским работникам на 20%. Наиболее значительные в денежном выражении для каждого работника и охватывающие наибольшее количество работников решения приняты в Минске: планируются бюджетные средства на повышение тарифных окладов медицинских работников согласно декрету №29 и на выплату ежемесячных доплат.
Количество вакантных ставок должностей специалистов с высшим медобразованием на 1 января 2015 составило 2080 с медицинским и 388 с фармацевтическим образованием. После окончания интернатуры в 2015 году с 1 августа приступят к работе 2381 специалист. Выпуск 2015 года составит 3320 человек. С учетом молодых специалистов, приступающих к работе в текущем году, и выпускников, направленных на интернатуру, практически все вакантные должности будут заполнены.
Для закрепления кадров на местах руководители учреждений здравоохранения по мере надобности ходатайствуют перед райисполкомами в оказании содействия в предоставлении служебного жилья, мест в общежитиях молодым специалистам, прибывшим на работу, о внеочередном включении их в ЖСК, а также перед руководителями СПК о выделении домов в агрогородках специалистам, прибывшим на работу в сельскую местность. Молодым специалистам повышается тарифная ставка по контракту на 20% и более. Предоставляется возможность работать по совместительству. Для первичного бытового обустройства оказывается материальная помощь в размере 5 базовых величин. При проживании на условиях найма на частных квартирах ежемесячно оказывается материальная помощь в размере до 3 базовых величин. Руководители и специалисты учреждений здравоохранения проводят профориентационную работу по привлечению выпускников школ района на учебу в высшие и средние специальные медицинские учреждения образования для их дальнейшего закрепления в районе. Во всех управлениях (главном управлении) здравоохранения облисполкомов, комитете по здравоохранению Мингорисполкома, в каждой организации здравоохранения разработаны и утверждены планы по закреплению специалистов, определены лица, ответственные за их выполнение, источники финансирования.
Принятие декрета №3 "О социальном иждивенчестве" в какой-то мере способствует притоку кадров младшего медицинского персонала. Но на сегодняшний день значительных изменений, связанных с принятием декрета, в кадровой ситуации по отрасли нет.
Разработан комплекс мер для получения талонов к врачу. Пациент может записаться на прием к врачу через многоканальную телефонную связь. Для заказа талонов практически во всех столичных поликлиниках функционируют терминалы, инфокиоски. При укомплектованности поликлиник врачами-специалистами к ним можно будет заказать талон через интернет.
Ведомственные поликлиники чаще закрывают сами предприятия, так как их содержание бывает им не под силу. Чаще мы видим дублирование функций ведомственными поликлиниками территориального здравоохранения. Поэтому мы нацеливаем их работу на профилактику заболеваний, в том числе профессиональных, что позволит снять часть объемов медицинской помощи и разгрузить государственное здравоохранение.
Позиция Министерства здравоохранения по поводу введения оплаты первых трех дней листка нетрудоспособности за счет средств нанимателя с изменением при этом объема отчислений нанимателем в Фонд социальной защиты Минтруда и соцзащиты, а также предоставления нанимателем работнику в случае его болезни трех дней освобождения от работы без оформления листка нетрудоспособности в эпидемический период неоднократно высказывалась и отражалась в письмах в адрес Минтруда и соцзащиты и других заинтересованных. Однако данные предложения не были поддержаны. Минздрав по-прежнему считает, что принятие этой меры способствовало бы заинтересованности нанимателя в формировании надлежащих условий труда и формировании здоровьесохраняющего поведения населения.
Число бригад скорой медицинской помощи (СМП) в Беларуси соответствует минимальным социальным стандартам. В соответствии с профилем вызовов и востребованностью бригад за период с 2011 по 2015 год в общей структуре увеличилось число специализированных бригад с 164 до 170. В связи с высоким уровнем неотложных вызовов и необходимостью оптимального использования кадров и материально-технических ресурсов увеличилось число фельдшерских бригад с 575 до 586.
В работу службы СМП активно внедряются современные информационные технологии. Усовершенствована работа диспетчерской службы СМП за счет компьютеризации рабочих мест диспетчеров по приему и передаче вызовов и повсеместного внедрения автоматизированной системы управления службой СМП. Во всех регионах проходит внедрение системы дистанционной передачи ЭКГ по средствам стационарной и мобильной связи от бригад СМП к врачу консультанту для консультирования и определения тактики действий в отношении пациента. С 2011-2012 годов для повышения оперативности бригад начата работа по оснащению автомобильного парка службы СМП системами GPS-навигации. В настоящий момент оборудовано более половины (54%) имеющихся автомобилей.
Кроме того, активно осуществляются закупки медицинской техники (дефибрилляторы, электрокардиографы, аппараты ИВЛ, аппараты для проведения оксигенотерапии и др.) для службы СМП. Ведется работа по постоянному обновлению автомобильного парка службы СМП. Число реанимобилей, имеющихся на оснащении службы СМП, за 2011-2015 годы увеличилось с 18 до 55.
Приказом Минздрава Беларуси от 7 апреля 2014 года №732 "Об утверждении индикаторов качества оказания медицинской помощи населению в амбулаторных условиях" поручено начальникам управлений здравоохранения облисполкомов, председателю комитета по здравоохранения Мингорисполкома обеспечить систематический анализ деятельности врачей-специалистов (включая руководителей), оказывающих медицинскую помощь пациентам в амбулаторных условиях, в том числе и деятельности участковых врачей специалистов.