Вопросы конференции
Больной человек не должен засиживаться возле кабинета врача. Систему электронной очереди во всех поликлиниках Минска планируется внедрить к концу 2015 года. В здравоохранении система электронной очереди будет действовать по аналогии с той, что применяется в банках. Это позволит упорядочить поток пациентов и снять нервную обстановку в ожидании очереди. Сегодня система электронной очереди по аналогии с банковской уже функционирует в 39-й поликлинике Минска. Пациент на терминале выбирает функциональное подразделение и ждет своей очереди. В ближайшее время к системе будут подключены еще три столичные поликлиники. Дальше этот процесс в зависимости от финансовых возможностей распространится на все поликлиники Минска и многие поликлиники регионов.
Информатизация белорусских поликлиник продолжается не первый год. Разработан комплекс мер для получения талонов к врачу. Пациент может записаться на прием к врачу не только через многоканальную телефонную связь, но и посредством интернет-технологий. Для заказа талонов практически во всех столичных поликлиниках функционируют терминалы, инфокиоски. Практически все поликлиники Минска и многих областных центров имеют сайты. Около 10 столичных поликлиник работают в онлайн-режиме, то есть пациенты через интернет могут получить ответы на определенные волнующие их вопросы, не приходя на прием к врачу. В некоторых столичных поликлиниках функционирует программно-аппаратный комплекс по приглашению пациентов на диспансеризацию, различные обследования. Кроме того, усовершенствована работа по выписке рецептов. 15 поликлиник Минска подключены к компьютерной технике по выписке электронных рецептов. Есть возможность получить по электронной почте результаты лабораторных анализов и заказать по интернету выписки из медицинской документации. К концу года электронный рецепт начнет функционировать практически по всей стране.
В следующем году мы будем разрабатывать новую лабораторную карту больного - с чипом. Она будет внедряться не локально для одного только Минска, а работать по всей стране, чтобы пациента могли принять без проблем в любом учреждении здравоохранения и увидеть его историю болезни.
В соответствии со ст.27 закона "О здравоохранении" в организациях здравоохранения созданы условия для проведения предабортного психологического консультирования, и врач-специалист имеет право отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, предварительно поставив в известность руководителя организации здравоохранения и если отказ непосредственно не угрожает жизни и (или) здоровью женщины.
В Беларуси 78% учреждений здравоохранения проводят искусственное прерывание беременности, которое обеспечивается психологическим предабортным и послеабортным сопровождением. Психологическое консультирование проводят врачи - акушеры-гинекологи, психотерапевты и психологи.
Практика психологического предабортного консультирования была начата в городе Новополоцке Витебской области вместе с Православной церковью. Уже в первый месяц произошло снижение количества абортов на 20%. Эта практика получила распространение во всей стране. Когда женщине дается время осмыслить тот шаг, на который она идет, решаясь прервать новую жизнь, многие принимают правильное решение. Возвращаясь через две недели, 20-30% женщин оставляют беременность. Предабортное консультирование позволяет сохранить жизнь многих детей. Ведь женщина могла принять решение об аборте в угнетенном эмоциональном состоянии, а поговорив после консультирования в своей семье, зачастую она его меняет. В Беларуси созданы все условия для материнства и детства, наша страна занимает четвертое место в рейтинге стран с низким уровнем материнской и младенческой смертности. Мы этим гордимся.
Мы только недавно начали развивать нашу фармацевтическую промышленность. На сегодняшний день развитие идет хорошими темпами – 130% к прошлому году. Задачи по освоению детских форм перед нами стоят, но не в текущем году. Это особое производство, особые дозировки, они идут небольшими объемами. Сначала мы должны просчитать и лечебную, и экономическую составляющую. В первую очередь мы осваиваем лекарственные средства, которые входят в перечень основных и жизненно необходимых, а уже потом все остальные. Все сразу не охватишь. В будущем – да, для этого мы и развиваем фармацевтическую промышленность.
"Детские формы" лекарственных средств для приема внутрь, такие как растворы, сиропы, суспензии, капли, в республике достаточно широко используются врачами-педиатрами. Все указанные лекарственные формы включены в республиканский формуляр, и закупка их организациями здравоохранения осуществляется через РУП "Белфармация".
В настоящее время на рынке страны представлен широкий спектр "детских форм" следующих лекарственных средств: противокашлевых, жаропонижающих, антигистаминных, сульфаниламидов, противогрибковых, антивирусных, средств для лечения туберкулеза, препаратов железа, противоглистных. Также широко представлены и антибиотики всех групп: пенициллины, защищенные пенициллины (в сочетании с клавулановой кислотой), макролиды, цефалоспорины. Сегодня в педиатрии этим лекарственным формам отдается предпочтение, особенно при амбулаторном лечение детей.
Там есть специалист. Почему я должен его ограничивать? Он ставит диагноз, назначает лечение, человек потом идет в поликлинику и просит: "Дай больничный лист, потому что мне назначили лечение". Я сказал: "Повторно начинайте эту работу. Это снимет очень большую нагрузку на нашу сферу". Да, были подходы разные. Не все центры были готовы. Но мы определимся. Нужно, чтобы в каждом таком центре кто-то отвечал за контроль, за обоснованность выдачи больничного листа, чтобы не было злоупотреблений.
По поручению Совета Министров Беларуси Минздравом был проработан вопрос о целесообразности разрешения выдачи листков нетрудоспособности организациям, оказывающим платные медицинские услуги, независимо от формы собственности, на основании соответствующей аттестации Минздрава. В рамках реализации данного поручения Минздравом был подготовлен пакет нормативных документов. Вместе с тем в ходе обсуждения указанного вопроса с заинтересованными государственными органами (Минтруда и соцзащиты, Министерство экономики и др.) были высказаны различные мнения, в том числе прямо противоположные. Единым было мнение о нецелесообразности наделения в настоящее время правом выдачи листков нетрудоспособности организаций здравоохранения негосударственной формы собственности. Вернуться к рассмотрению данного вопроса запланировано во втором полугодии 2015 года.
Если брать Кодекс о здоровье нации, как вы его называете, то он практически во всех нормативных документах разработан: часть Минздрава, Минспорта, Мининформа. Сделать один Кодекс о здоровье из различных документов можно, он будет более удобен для работы, но не принесет ничего нового. Он станет просто аккумуляцией тех нормативных актов, которые у нас есть на сегодняшний день.
Вклад системы здравоохранения составляет в решение этой проблемы не более 10%. Поэтому независимо от названия этой программы основная цель ее должна быть в консолидации всего сообщества в целом и самого гражданина в сохранении и укреплении здоровья белорусского народа.
Приказ - это один из методов продвижения. Мы сами, наши врачи должны знать про белорусские лекарственные средства. А приказ в первую очередь нацелен на это: чтобы каждый медицинский работник знал, что у нас выпускается, осваивается. Мы освоили новое лекарство и сразу доводим до медицинского работника, что оно у нас прошло клиническое испытание, зарегистрировано и надо применять в практике. Показываем производства, проводим семинары, во врачебные коллективы идут фармацевтические работники, рассказывают о наших лекарствах. А как по-другому? Мы должны говорить: у нас есть лекарственные средства. Одно действующее вещество и эффективность, качество, безопасность одни и те же. Почему мы должны зарубежное пропагандировать, а свое нет? Пациент имеет право выбора, по какой цене взять - за 20 тыс. или 220 тыс.
Мы их не ограничиваем. Пожалуйста. Хочешь рассказать - приди на врачебную конференцию и расскажи. По кабинетам ходить нечего.
Министерство здравоохранения совместно со всеми заинтересованными продолжает работу над одним из важнейших блоков Национальной программы демографической безопасности Беларуси на 2016-2020 годы - подпрограммой "Здоровье населения, профилактика и контроль неинфекционных заболеваний". Она практически разработана и включает в себя комплекс мероприятий и мер по снижению вреда от неинфекционных заболеваний. Мероприятия разработаны с учетом сложившейся ситуации как по заболеваемости, так и по смертности населения от основных причин. Вектор усилий направлен на болезни БСК, онкологические заболевания, сахарный диабет и обструктивные заболевания легких, а также наиболее распространенные факторы риска - алкоголь, табак, неправильное питание и недостаточную физическую активность.
Что касается содержания мероприятий, направленных на сохранение здоровья здоровых и укрепление здоровья тех, кто имеет с ним проблемы, мы охватываем весь жизненный цикл человека - от рождения до пожилого возраста.
Учитывая, что воздействию факторов риска неинфекционных заболеваний подвержены абсолютно все категории населения: дети, взрослые, пожилые люди - в программе широко представлены профилактические мероприятия, основанные на совместной работе всех заинтересованных министерств с обязательным привлечением общественных организаций, мероприятия, направленные на охрану здоровья матери и ребенка, сохранение репродуктивного здоровья, трудоспособного населения и пожилых людей.
Кроме того, в рамках программы будет осуществляться стажировка наших медицинских кадров за границей. Когда наши специалисты приезжают со стажировок, они привозят новые технологии. Без них мы бы не смогли в 2014 году сжать демографические ножницы.
У нас реализована программа борьбы с онкологическими заболеваниями. Мы практически переоснастили все наши онкологические диспансеры по всей территории страны, которые сейчас позволяют проводить лучевую терапию и обеспечивают доступность химиотерапии. Создали практически во всех областях (за исключением Гродненской, где нет самостоятельного онкологического диспансера, отделение расположено на базе областной больницы) самостоятельные онкодиспансеры. Диспансер в Гродно будет открыт года через два-три. Все остальные диспансеры модернизированы.
Кроме того, в Минской области идет строительство диспансерного отделения на базе Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова, которое будет принимать жителей Минска и всей республики, что снизит напряженность.
В первую очередь, мы обеспечили доступность. Во вторую очередь, мы оснастили и создали базу (еще завершаем). Увеличили мощности, поставили хорошее и диагностическое, и лечебное оборудование для лучевой, контактной терапии. У нас выделяется достаточно средств для закупки и проведения химиотерапии.
Диагностикой онкологических заболеваний занимается первичное звено. Когда участковый терапевт или хирург, например, увидит признак онкологического заболевания, тогда он для углубленного исследования и дальнейшей тактики определения лечения отправляет к онкологу. Онкологи в каждом районе есть. Но еще раз повторяю, что этим занимается первичное звено. Оно на это и нацелено.
Раньше у нас был низкий процент смертности от онкологических заболеваний, когда мы начинали - это было 6-8%. Сейчас - 12-14%. А из-за чего? Из-за улучшения диагностики. Мы выявили более реальную картину онкологической заболеваемости. Раньше не знали. Раньше все умирали от чего? В связи с сердечно-сосудистой недостаточностью или еще чем-нибудь. А сейчас реально видим, что есть ежегодный прирост онкологической заболеваемостью. На это мы реагируем, к этому мы готовы. Раньше диагноз онкология был приговор. Сейчас - нет.
Это непростая ситуация. Всех пустить под один шаблон, давать всем разрешение - тогда непонятная ситуация будет в центрах занятости и у работодателей. Поэтому подход должен быть взвешенным, и мы с Министерством труда и социальной защиты в данном вопросе работаем и выработаем такой подход, который бы не ограничивал ни самого инвалида, не ставил бы в неудобное положение работодателя.
С этой целью с 15 июля по 15 декабря 2014 года Минздравом совместно с Минтруда и соцзащиты проведен 1-й этап пилотного проекта в Заводском районе Минска, в соответствии с которым в индивидуальной программе реабилитации инвалида МРЭК не указывала конкретный перечень профессий (специальностей) для трудоустройства, а только противопоказанные неблагоприятные факторы или необходимость организации специальных условий труда для инвалида. По итогам 1-го этапа совместного пилотного проекта отмечены как положительные результаты (отпала необходимость многократных повторных обращений инвалидов в МРЭК с целью коррекции трудовых рекомендаций), так и возникли определенные трудности со стороны центров занятости, на которые легла нагрузка по подбору профессий (специальностей) для инвалидов. Принято решение о проведении 2-го этапа совместного проекта по 31 декабря 2015 года в Бресте, Витебске, Гомеле, Волковысском районе и трех районах Минска (Первомайском, Советском, Центральном). На основании полученных результатов пилотного проекта и будет принято окончательное совместное решение о целесообразности отмены указаний в ИПР (индивидуальной программе реабилитации) конкретного перечня профессий и специальностей для трудоустройства инвалидов.
Сейчас, когда человек умирает раньше, чем 80 лет, говорят, что он рано уходит. То, что увеличивается продолжительность жизни, - хорошо. К этому мы стремимся и к этому должны идти. Человек родился для того, чтобы прожить долгую, плодотворную, хорошую жизнь. У нас увеличивается средняя продолжительность жизни. Надо этим гордиться. За последние 10 лет практически больше чем в 10 раз сократилась естественная убыль. Это достижение не только здравоохранения, но в целом власти и общества. Это истинно социально ориентированное государство, где все делается для человека, чтобы он жил, работал и имел защищенность.
В связи с укреплением международного сотрудничества, увеличением миграции населения, расширением спектра туристических услуг не исключен завоз ближневосточного респираторного синдрома коронавируса (БВРС-КоВ) на территорию Беларуси. Вводить какие-либо ограничения на поездки или торговлю в связи с этой ситуацией ВОЗ не рекомендует. Вместе с тем ВОЗ настоятельно рекомендует всем государствам-членам продолжать эпидемиологический надзор за тяжелыми острыми респираторными инфекциями и внимательно изучать какие-либо их необычные проявления.
Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по БВРС-КоВ в нашей стране усилен санитарно-карантинный контроль лиц, прибывающих на территорию Беларуси, в том числе из стран, неблагополучных по этой инфекции. Обеспечена готовность организаций здравоохранения к выявлению лиц с симптомами, не исключающими БВРС-КоВ, их своевременной изоляции и оказанию им медицинской помощи с соблюдением необходимых мер биологической безопасности, а также проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий. Этот вопрос находится под постоянным контролем со стороны Министерства здравоохранения Беларуси.