Вопросы конференции
Скажите, как часто людей лишают статуса безработного и за что?
Согласно статьи 25 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» снятие с учета безработных, в том числе безработных, не получающих пособия по безработице, производится в случае:
признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст. 2 Закона о занятости (кроме случаев, предусмотренных Законом о занятости);
направления его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
подачи им письменного заявления об отказе от услуг органов по труду, занятости и социальной защите;
неявки безработного более трех месяцев с даты последней явки в органы по труду, занятости и социальной защите без уважительных причин;
попытки получения либо получения им пособия по безработице обманным путем;
назначения ему в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по возрасту, за выслугу лет, профессиональной пенсии;
отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
переезда безработного на другое место жительства;
смерти безработного;
истечения 36 календарных месяцев со дня регистрации безработного;
осуждения его по приговору суда к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы или пожизненному заключению;
направления на лечение в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
За январь-март 2012 г. органами по труду, занятости и социальной защите снято с учета 14,5 тыс. безработных, из них:
5 тыс. – направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации,
4,9 тыс. – неявка в органы по труду, занятости и социальной защите более трех месяцев.
признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст. 2 Закона о занятости (кроме случаев, предусмотренных Законом о занятости);
направления его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
подачи им письменного заявления об отказе от услуг органов по труду, занятости и социальной защите;
неявки безработного более трех месяцев с даты последней явки в органы по труду, занятости и социальной защите без уважительных причин;
попытки получения либо получения им пособия по безработице обманным путем;
назначения ему в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по возрасту, за выслугу лет, профессиональной пенсии;
отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
переезда безработного на другое место жительства;
смерти безработного;
истечения 36 календарных месяцев со дня регистрации безработного;
осуждения его по приговору суда к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы или пожизненному заключению;
направления на лечение в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
За январь-март 2012 г. органами по труду, занятости и социальной защите снято с учета 14,5 тыс. безработных, из них:
5 тыс. – направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации,
4,9 тыс. – неявка в органы по труду, занятости и социальной защите более трех месяцев.
Довольно часто по ТВ слышу информацию о переселении семей безработных? А как практически это сделать? Существуют ли обязательства переселенцев перед госслужбой занятости и нанимателем? И чем грозит их невыполнение? Применялись ли такие меры к кому-нибудь?
Переселение безработных и членов их семей на новое место жительства производится в соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27 июня 1996 г. № 51 «Об утверждении инструкции о порядке и условиях переселения безработных по направлениям государственной службы занятости населения Республики Беларусь».
Переселению подлежат безработные (с их согласия) в возрасте: мужчины от - 18 до 60 лет, женщины - от 18 до 55 лет - и их семьи.
Безработному, заключившему договор о переселении на новое место жительства и работы, производится выплата денежных средств в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума.
При переселении на новое место жительства безработного, в составе семьи которого несколько безработных, семикратная величина бюджета прожиточного минимума выплачивается каждому из них при условии заключения с ними договора и предоставлении гарантированного рабочего места. При этом с представлением ознакамливают одного из безработных.
Дополнительно производится выплата денежных средств безработным в размере двукратной величины бюджета прожиточного минимума при переселении безработных из городов на новое место жительства и работы в малые,средние городские поселения, в сельскую местность, а также города–спутники.
Выплата денежных средств осуществляется органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя в срок до 5 дней с даты трудоустройства безработного в соответствии с договором.
В случае неисполнения договорных обязательств:
наниматель возмещает в двухнедельный срок органу по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя все расходы, связанные с переездом безработного и членов его семьи на новое место жительства (в том числе и выплаченные органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя Гражданину и членам семьи денежные средства).
Если гражданин, переселившийся на новое место жительства, в течение двух недель с момента заключения договора, не приступит к работе, а также проработает у нанимателя менее 12 месяцев, он обязан вернуть органу по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя расходы, связанные с переездом самого гражданина и членов его семьи на новое место жительства (в том числе и денежные средства, выплаченные органом по труду, занятости и социальной защите гражданину и членам семьи), и уплатить штраф нанимателю в размере пятикратной величины бюджета прожиточного минимума.
Гражданин, отказавшийся от выполнения подписанного им договора без уважительных причин, возмещает органу по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя все расходы, связанные с переездом безработного и членов его семьи на новое место жительства, предусмотренные договором.
Переселению подлежат безработные (с их согласия) в возрасте: мужчины от - 18 до 60 лет, женщины - от 18 до 55 лет - и их семьи.
Безработному, заключившему договор о переселении на новое место жительства и работы, производится выплата денежных средств в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума.
При переселении на новое место жительства безработного, в составе семьи которого несколько безработных, семикратная величина бюджета прожиточного минимума выплачивается каждому из них при условии заключения с ними договора и предоставлении гарантированного рабочего места. При этом с представлением ознакамливают одного из безработных.
Дополнительно производится выплата денежных средств безработным в размере двукратной величины бюджета прожиточного минимума при переселении безработных из городов на новое место жительства и работы в малые,средние городские поселения, в сельскую местность, а также города–спутники.
Выплата денежных средств осуществляется органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя в срок до 5 дней с даты трудоустройства безработного в соответствии с договором.
В случае неисполнения договорных обязательств:
наниматель возмещает в двухнедельный срок органу по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя все расходы, связанные с переездом безработного и членов его семьи на новое место жительства (в том числе и выплаченные органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя Гражданину и членам семьи денежные средства).
Если гражданин, переселившийся на новое место жительства, в течение двух недель с момента заключения договора, не приступит к работе, а также проработает у нанимателя менее 12 месяцев, он обязан вернуть органу по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя расходы, связанные с переездом самого гражданина и членов его семьи на новое место жительства (в том числе и денежные средства, выплаченные органом по труду, занятости и социальной защите гражданину и членам семьи), и уплатить штраф нанимателю в размере пятикратной величины бюджета прожиточного минимума.
Гражданин, отказавшийся от выполнения подписанного им договора без уважительных причин, возмещает органу по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя все расходы, связанные с переездом безработного и членов его семьи на новое место жительства, предусмотренные договором.
Добрый день, Петр Петрович! Какие изменения вносятся в законодательство о занятости?
В мае 2012 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь одобрен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». Проект Закон направлен на совершенствование норм Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» с учетом практики его применения, предусматривает реализацию отдельных поручений Главы государства и Правительства по вопросам занятости населения, решения Конституционного Суда Республики Беларусь, а также корректировку его норм с учетом ранее принятого Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» и Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Вносимые изменения касаются сужения перечня оснований прекращения трудового договора, вследствие которых безработному может быть отказано в назначении пособия по безработице, а также из-за которых стипендия безработному назначается в минимальном размере. В частности граждане, уволенные по собственному желанию, но по уважительной причине, смогут реализовать право на получение стипендии в увеличенном размере и назначение пособия по безработице.
Кроме того, во исполнение поручений Президента Республики Беларусь, данных на VI съезде Федерации профсоюзов Беларуси, а также в целях повышения социальной поддержки безработных, потерявших работу, предусмотрено увеличение размеров стипендий.
Для граждан утративших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности при направлении их органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональное обучение предлагается установить стипендию в размере 8 базовых величин.
Для остальных категорий безработных предлагается сохранить дифференцированный размер стипендии в зависимости от причин потери работы,установил её размер от 2 до 5 базовых величин.
В Закон о занятости вводится статья, определяющая обязанности безработных.
Установление обязанностей безработных призвано закрепить систему взаимоответственности службы занятости, нанимателей и граждан в решении вопросов трудоустройства, а также позволит увязать выполнение обязанностей безработного с его правом на получение социальных выплат (например, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи безработному и др.).
Одновременно проектом уточняются обязанности нанимателей. Предлагается, чтобы наниматели письменно, в течение 3-дней, информировали органы по труду, занятости и социальной защите о введении режима неполного рабочего времени, а также образования свободных рабочих мест (вакансий), что позволит оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда.
С принятием проекта Закона возможность пройти профессиональное обучение и за счет средств, выделяемых на мероприятия по обеспечению занятости населения, получат женщины, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3-х лет, с выплатой в период обучения стипендии.
Законопроектом предлагается полностью или частично производить оплату расходов нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение своих работников находящихся, под угрозой увольнения. Одновременно определяются и категории работников, находящихся под угрозой увольнения.
Помимо этого, проектом Закона урегулированы пробелы, выявленные в практике применения Закона о занятости.
Вносимые изменения касаются сужения перечня оснований прекращения трудового договора, вследствие которых безработному может быть отказано в назначении пособия по безработице, а также из-за которых стипендия безработному назначается в минимальном размере. В частности граждане, уволенные по собственному желанию, но по уважительной причине, смогут реализовать право на получение стипендии в увеличенном размере и назначение пособия по безработице.
Кроме того, во исполнение поручений Президента Республики Беларусь, данных на VI съезде Федерации профсоюзов Беларуси, а также в целях повышения социальной поддержки безработных, потерявших работу, предусмотрено увеличение размеров стипендий.
Для граждан утративших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности при направлении их органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональное обучение предлагается установить стипендию в размере 8 базовых величин.
Для остальных категорий безработных предлагается сохранить дифференцированный размер стипендии в зависимости от причин потери работы,установил её размер от 2 до 5 базовых величин.
В Закон о занятости вводится статья, определяющая обязанности безработных.
Установление обязанностей безработных призвано закрепить систему взаимоответственности службы занятости, нанимателей и граждан в решении вопросов трудоустройства, а также позволит увязать выполнение обязанностей безработного с его правом на получение социальных выплат (например, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи безработному и др.).
Одновременно проектом уточняются обязанности нанимателей. Предлагается, чтобы наниматели письменно, в течение 3-дней, информировали органы по труду, занятости и социальной защите о введении режима неполного рабочего времени, а также образования свободных рабочих мест (вакансий), что позволит оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда.
С принятием проекта Закона возможность пройти профессиональное обучение и за счет средств, выделяемых на мероприятия по обеспечению занятости населения, получат женщины, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3-х лет, с выплатой в период обучения стипендии.
Законопроектом предлагается полностью или частично производить оплату расходов нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение своих работников находящихся, под угрозой увольнения. Одновременно определяются и категории работников, находящихся под угрозой увольнения.
Помимо этого, проектом Закона урегулированы пробелы, выявленные в практике применения Закона о занятости.
Если во время нахождения в очередном отпуске работадатель в приказном порядке вызывает на конференцию продолжительностью 12 часов, будет ли продлен отпуск и на какое количество дней?
В Вашем вопросе речь идет об отзыве из трудового отпуска, что регулирует статья 174 Трудового кодекса.
Согласно указанной норме трудовой отпуск может быть прерван по предложению нанимателя и с согласия работника (отзыв из отпуска). Отзыв из отпуска предполагает перерыв в его использовании, о котором работник и наниматель заранее не договаривались. Необходимость в отзыве работника возникает в процессе использования трудового отпуска и должна быть отражена приказе об отзыве работника из отпуска.
Согласно части третьей статьи 174 Трудового кодекса неиспользованная в связи с отзывом часть отпуска по договоренности между работником и нанимателем компенсируется одним из трех способов:
предоставляется в течение текущего рабочего года в срок, определяемый соглашением между работником и нанимателем;
по желанию работника присоединяются к отпуску за следующий рабочий год;
по желанию работника компенсируется в денежной форме.
Не допускается отзыв из отпуска работников моложе восемнадцати лет и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Таким образом, наниматель может отозвать Вас из трудового отпуска только с Вашего согласия и на определенное количество календарных дней, но не часов. Способ компенсации неиспользованных в связи с отзывом дней отпуска Вы вправе определить самостоятельно.
Согласно указанной норме трудовой отпуск может быть прерван по предложению нанимателя и с согласия работника (отзыв из отпуска). Отзыв из отпуска предполагает перерыв в его использовании, о котором работник и наниматель заранее не договаривались. Необходимость в отзыве работника возникает в процессе использования трудового отпуска и должна быть отражена приказе об отзыве работника из отпуска.
Согласно части третьей статьи 174 Трудового кодекса неиспользованная в связи с отзывом часть отпуска по договоренности между работником и нанимателем компенсируется одним из трех способов:
предоставляется в течение текущего рабочего года в срок, определяемый соглашением между работником и нанимателем;
по желанию работника присоединяются к отпуску за следующий рабочий год;
по желанию работника компенсируется в денежной форме.
Не допускается отзыв из отпуска работников моложе восемнадцати лет и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Таким образом, наниматель может отозвать Вас из трудового отпуска только с Вашего согласия и на определенное количество календарных дней, но не часов. Способ компенсации неиспользованных в связи с отзывом дней отпуска Вы вправе определить самостоятельно.
Парадоксальная ситуация: наши строители пашут за рубежом (в первую очередь, в России), а в Минске на стройобъектах работают турки, таджики... Может, если бы белорусским строителям платили, как зарубежным, то и профессиональные кадры сохранились бы?! Как Вы считаете?
И вообще, что рекомендует Минтруда и соцзащиты для сохранения кадров строителей, водителей, врачей, чтобы предотвратить отток рабочих рук и мозгов в сопредельные страны?
И вообще, что рекомендует Минтруда и соцзащиты для сохранения кадров строителей, водителей, врачей, чтобы предотвратить отток рабочих рук и мозгов в сопредельные страны?
Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», вступившим в силу 12 июля 2011 года, определено, что трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан, постоянно проживающих в Республике Беларусь, может осуществляться при содействии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей либо самостоятельно.
Из Республики Беларусь граждане для временного трудоустройства выезжают преимущественно в Российскую Федерацию в рамках договоренностей Союзного государства, Соглашений о формировании единого экономического пространства, в соответствии с которыми предусмотрена свобода перемещений рабочей силы.
Действительно, в определенной степени несколько увеличились объемы трудовой миграция наших граждан в сопредельные страны, и преимущественно в Россию. По официальным данным МВД о внешней трудовой миграции в 2011 году на основании трудовых договоров и контрактов выехало из республики 5522 человека (в 2010 году – 5066 человек), из них в Россию - 4237 человек, в США - 828, в Польшу - 224, Германию - 68 и т.д. Въехало для работы в республику 8434 человека (в 2010 г. – 6816 человек).
За первый квартал текущего года выехало из страны 1177 человек, что в 1,9 раза больше, чем в первом квартале 2011 года, въехало 1593 человека, что в 1,2 раза меньше, чем в прошлом году.
При этом основным мотивом выезда является привлекательный уровень оплаты труда за рубежом. В связи с этим мы видим необходимость, прежде всего, повышения мотивации труда наших работников.
В настоящее время в республике в реальном секторе экономики законодательством о труде создана система, позволяющая организациям самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда работников. Многие коммерческие организации достаточно успешно используют предоставленные им возможности в данной области.
Принятие Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 и Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 позволило снять государственное регулирование в области оплаты труда и предоставить возможность нанимателям применять гибкие системы оплаты труда, направленные на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда, увеличении реализации продукции, снижении запасов готовой продукции и повышении ее конкурентоспособности.
Повышение заработной платы не может быть без роста производительности труда. Законодательство о труде позволяет нанимателям с учетом финансового состояния организации формировать размеры оплаты труда работников, соблюдая опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.
Таким образом, в республике создана система, позволяющая коммерческим организациям самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда, и многие организации достаточно успешно используют этот механизм. Большое количество в основном градообразующих, валообразующих организаций имеют достаточно высокий уровень оплаты труда работников.
С другой стороны, нельзя забывать, что трудовая миграция несет и определенный положительный эффект. В частности, снижается давление на национальный рынок труда, сокращается потенциальная база роста безработицы.
Кроме того, трудящиеся-мигранты зарабатывают валюту, что способствует увеличению её поступлений из-за рубежа. Одновременно выезжающие приобретают опыт работы, знания, осваивают новые технологии, повышают свою конкурентоспособность.
При этом миграционные процессы - объективная реальность, в особенности в нынешних условиях, когда границы стран ЕЭП открыты.
Отток и приток кадров происходил во все времена, как в нашей стране, так и в других странах, и мы считаем, что отток кадров не носит угрожающего характера для экономики республики.
Намеченные и реализуемые меры позволят стабилизировать миграционную ситуацию в Республике Беларусь.
Что касается объемов внешней трудовой миграции, то в определенной степени о них можно судить по динамике списочной численности работников организаций республики, которая в январе-апреле текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизилась на 79,1 тыс. человек.
Из Республики Беларусь граждане для временного трудоустройства выезжают преимущественно в Российскую Федерацию в рамках договоренностей Союзного государства, Соглашений о формировании единого экономического пространства, в соответствии с которыми предусмотрена свобода перемещений рабочей силы.
Действительно, в определенной степени несколько увеличились объемы трудовой миграция наших граждан в сопредельные страны, и преимущественно в Россию. По официальным данным МВД о внешней трудовой миграции в 2011 году на основании трудовых договоров и контрактов выехало из республики 5522 человека (в 2010 году – 5066 человек), из них в Россию - 4237 человек, в США - 828, в Польшу - 224, Германию - 68 и т.д. Въехало для работы в республику 8434 человека (в 2010 г. – 6816 человек).
За первый квартал текущего года выехало из страны 1177 человек, что в 1,9 раза больше, чем в первом квартале 2011 года, въехало 1593 человека, что в 1,2 раза меньше, чем в прошлом году.
При этом основным мотивом выезда является привлекательный уровень оплаты труда за рубежом. В связи с этим мы видим необходимость, прежде всего, повышения мотивации труда наших работников.
В настоящее время в республике в реальном секторе экономики законодательством о труде создана система, позволяющая организациям самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда работников. Многие коммерческие организации достаточно успешно используют предоставленные им возможности в данной области.
Принятие Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 и Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 позволило снять государственное регулирование в области оплаты труда и предоставить возможность нанимателям применять гибкие системы оплаты труда, направленные на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда, увеличении реализации продукции, снижении запасов готовой продукции и повышении ее конкурентоспособности.
Повышение заработной платы не может быть без роста производительности труда. Законодательство о труде позволяет нанимателям с учетом финансового состояния организации формировать размеры оплаты труда работников, соблюдая опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.
Таким образом, в республике создана система, позволяющая коммерческим организациям самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда, и многие организации достаточно успешно используют этот механизм. Большое количество в основном градообразующих, валообразующих организаций имеют достаточно высокий уровень оплаты труда работников.
С другой стороны, нельзя забывать, что трудовая миграция несет и определенный положительный эффект. В частности, снижается давление на национальный рынок труда, сокращается потенциальная база роста безработицы.
Кроме того, трудящиеся-мигранты зарабатывают валюту, что способствует увеличению её поступлений из-за рубежа. Одновременно выезжающие приобретают опыт работы, знания, осваивают новые технологии, повышают свою конкурентоспособность.
При этом миграционные процессы - объективная реальность, в особенности в нынешних условиях, когда границы стран ЕЭП открыты.
Отток и приток кадров происходил во все времена, как в нашей стране, так и в других странах, и мы считаем, что отток кадров не носит угрожающего характера для экономики республики.
Намеченные и реализуемые меры позволят стабилизировать миграционную ситуацию в Республике Беларусь.
Что касается объемов внешней трудовой миграции, то в определенной степени о них можно судить по динамике списочной численности работников организаций республики, которая в январе-апреле текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизилась на 79,1 тыс. человек.
Не пора ли отменить Декрет 18 в части трудоустройства обязанных лиц? Толку от этого никакого (они прогуливают, деньги не зарабатывают все равно). Только напряг всем - и милиции, и службе занятости, и нанимателю, и трудовому коллективу...
Реализация норм Декрета Президента Республики Беларуси от 24 ноября 2006 г. №18 № О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях показала, что профилактическая работа с семьями в случае своевременного вмешательства позволяет достаточно эффективно решать проблемы выявления семей из социально опасного положения и создании условий, необходимых для жизни и воспитания детей, сдерживать рост социального сиротства.
Целенаправленная системная работа с родителями, уклоняющимися от исполнения родительских обязанностей, позволила обеспечить возмещение 66,4 процентов расходов, затраченных в 2011 году государством на содержание детей на государственном обеспечении.
К обязанным лицам, уклоняющихся от работы принимаются меры по привлечению их к уголовной ответственности, направляются в лечебно-трудовые профилактории.
Имеется множество фактов, когда родителям, имеющим постоянное место работы, возвращаются дети. Наверное, это и есть самое главное.
К обязанным лицам, уклоняющихся от работы принимаются меры по привлечению их к уголовной ответственности, направляются в лечебно-трудовые профилактории.
Имеется множество фактов, когда родителям, имеющим постоянное место работы, возвращаются дети. Наверное, это и есть самое главное.
Здравствуйте. У меня такой вопрос. Мой сын в следующем году заканчивает школу. К сожалению, никак не может определиться
с выбором будущей профессии. Подскажите, пожалуйста, есть ли возможность пройти тестирование на склонность к определенной специальности и насколько точны его результаты?
В соответствии с законодательством граждане Республики Беларусь имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах государственной службы занятости населения в целях выбора рода занятий, трудоустройства, возможности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Органы по труду, занятости и социальной защиты в целях оказания практической помощи гражданам в выборе сферы деятельности, профессии с учетом личных способностей и наклонностей, а также потребностей рынка труда бесплатно предоставляют консультации специалистов по профессиональной ориентации. Граждане могут ознакомиться с информацией о состоянии рынка труда, потребностях региона в кадрах, со спецификой и требованиями, предъявляемыми к той или иной профессии. На основании оценки психофизиологических качеств граждан специалисты-профконсультанты помогают им определить наиболее приоритетные сферы деятельности, с учетом их профессиональной пригодности к тому или иному роду деятельности и выбрать профессию и учреждение образования для прохождения профессионального обучения.
Кроме того, для получения такой помощи можно обратиться в центры профессиональной ориентации молодежи, которые расположены в г. Минске, г. Гродно и г. Витебске.
Органы по труду, занятости и социальной защиты в целях оказания практической помощи гражданам в выборе сферы деятельности, профессии с учетом личных способностей и наклонностей, а также потребностей рынка труда бесплатно предоставляют консультации специалистов по профессиональной ориентации. Граждане могут ознакомиться с информацией о состоянии рынка труда, потребностях региона в кадрах, со спецификой и требованиями, предъявляемыми к той или иной профессии. На основании оценки психофизиологических качеств граждан специалисты-профконсультанты помогают им определить наиболее приоритетные сферы деятельности, с учетом их профессиональной пригодности к тому или иному роду деятельности и выбрать профессию и учреждение образования для прохождения профессионального обучения.
Кроме того, для получения такой помощи можно обратиться в центры профессиональной ориентации молодежи, которые расположены в г. Минске, г. Гродно и г. Витебске.
Здравствуйте! Каков в Беларуси период поиска работы в среднем (и для мужчин, и для женщин)? Чем это обусловлено? Каковы аналогичные цифры предыдущих лет?
Результатом предпринимаемых мер в области политики занятости, в том числе реализации мероприятий Государственной программы содействия занятости населения является снижение продолжительности безработицы.
В 2011 году средняя продолжительность безработицы по республике составляла 3.7 месяца. При этом продолжительность безработицы у мужчин - 3.1 месяца, у женщин - 4.2 месяца , молодежи - 3 месяца.
Справочно: в 2005 году средняя продолжительность безработицы по республике составляла 5.8 месяца, у мужчин - 4.9 месяца, у женщин - 6.2 месяца, у молодежи - 5.1 месяца.
Справочно: в 2005 году средняя продолжительность безработицы по республике составляла 5.8 месяца, у мужчин - 4.9 месяца, у женщин - 6.2 месяца, у молодежи - 5.1 месяца.
Какие специальности в дефиците на рынке труда, какие – в избытке? Когда, наконец в Беларуси будет набор на специальности в вузы и ссузы соответствовать перспективной потребности в кадрах?
Министерство труда и социальной защиты дважды в год (по состоянию на 1 июня и 1 декабря отчетного года) проводит мониторинг спроса и предложения рабочей силы на основании сведений нанимателей о наличии свободных рабочих мест и численности безработных по профессиям (специальностям), зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите.
Наиболее востребованными на рынке труда являются строительные профессии, а именно: арматурщик, плотник-бетонщик, каменщик, штукатур, производитель работ (прораб), монтажник строительных конструкций, кровельщик, электрогазосварщик.
Наряду со строительными профессиями, востребованы на рынке труда: врач-специалист, зоотехник, животновод, швея, портной, кондитер, водитель, дорожный рабочий, тракторист, электромонтер и др.
Наименее востребованными на рынке труда: оператор ЭВМ бухгалтер, менеджер, секретарь, учитель, экономист, юрист.
Данные, полученные в ходе мониторинга спроса и предложения рабочей силы направляются в республиканские органы государственного управления, в том числе и в Министерство образования Республики Беларусь для учета в формировании контрольных цифр приема в учебные заведения.
Наиболее востребованными на рынке труда являются строительные профессии, а именно: арматурщик, плотник-бетонщик, каменщик, штукатур, производитель работ (прораб), монтажник строительных конструкций, кровельщик, электрогазосварщик.
Наряду со строительными профессиями, востребованы на рынке труда: врач-специалист, зоотехник, животновод, швея, портной, кондитер, водитель, дорожный рабочий, тракторист, электромонтер и др.
Наименее востребованными на рынке труда: оператор ЭВМ бухгалтер, менеджер, секретарь, учитель, экономист, юрист.
Данные, полученные в ходе мониторинга спроса и предложения рабочей силы направляются в республиканские органы государственного управления, в том числе и в Министерство образования Республики Беларусь для учета в формировании контрольных цифр приема в учебные заведения.
Сколько в Беларуси насчитывается неработающих граждан в трудоспособном возрасте? Какова структура этой категории населения?
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в 2010 году численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, незанятого в экономике, составляла 1412,6 тыс. человек. В том числе: безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите – 39,2 тыс. человек, лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет – 228,3 тыс. человек, лица, обучающиесяв учреждениях образования, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью– 554,9 тыс. человек, граждане, находящиеся на профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите– 8,4 тыс. человек, граждане, получающие пособие по уходу за ребенком-инвалидом, инвалидом Iгруппы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста– 46,0 тыс. человек, лица, содержащиеся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах– 17,7 тыс. человек, граждане Республики Беларусь, работающие за границей(по данным переписи населения Республики Беларусь 2009 года) – 41,8 тыс. человек, другие – 476,3 тыс. человек.
Данные за 2011 год будут представлены Белстатом в июне текущего года.
Данные за 2011 год будут представлены Белстатом в июне текущего года.
Доброе утро, Петр Петрович! Как Вы считаете, что нужно предпринять для повышения престижа рабочих профессий? Крупные предприятия уже начинают испытывать дефицит квалифицированных рабочих рук?
Рынок труда Республики Беларусь сегодня испытывает потребность в рабочих различных профессий.
Из общего числа заявленных нанимателями в службу занятости вакансий почти 80 процентов – по рабочим профессиям.
В целях формирования намерений молодежи на приобретение рабочих профессий, востребованных на рынке труда необходимо развивать и совершенствовать систему профессиональной ориентации молодежи.
При этом должны быть объединены усилия всех заинтересованных структур - органы госуправления, объединения нанимателей, профсоюзы, общественные объединения, наниматели.
Значительную роль здесь должны сыграть СМИ, деятельность которых должна быть направлена на популяризацию рабочих профессий (публикации в печати, передачи, документальные и художественные фильмы, реклама и т.д.) и ориентацию на высококвалифицированных специалистов, добившихся вершин мастерства в своей профессии, сумевших передать свое мастерство по наследству, и как следствие - сложившиеся рабочие династии.
Это системная работа по формированию знаний о ситуации на рынке труда, мире профессий и требованиях к ним, умений ориентироваться в этом мире профессий. Это помощь в выборе профессий с учетом личностных особенностей каждого.
Это внедрение новых высокоэффективных технологий производства, создание достойных условий труда, т.е. модернизация производства. Это система мер, направленная на закрепление кадров на рабочем месте, достойная заработная плата, хороший социальный пакет и др.
Из общего числа заявленных нанимателями в службу занятости вакансий почти 80 процентов – по рабочим профессиям.
В целях формирования намерений молодежи на приобретение рабочих профессий, востребованных на рынке труда необходимо развивать и совершенствовать систему профессиональной ориентации молодежи.
При этом должны быть объединены усилия всех заинтересованных структур - органы госуправления, объединения нанимателей, профсоюзы, общественные объединения, наниматели.
Значительную роль здесь должны сыграть СМИ, деятельность которых должна быть направлена на популяризацию рабочих профессий (публикации в печати, передачи, документальные и художественные фильмы, реклама и т.д.) и ориентацию на высококвалифицированных специалистов, добившихся вершин мастерства в своей профессии, сумевших передать свое мастерство по наследству, и как следствие - сложившиеся рабочие династии.
Это системная работа по формированию знаний о ситуации на рынке труда, мире профессий и требованиях к ним, умений ориентироваться в этом мире профессий. Это помощь в выборе профессий с учетом личностных особенностей каждого.
Это внедрение новых высокоэффективных технологий производства, создание достойных условий труда, т.е. модернизация производства. Это система мер, направленная на закрепление кадров на рабочем месте, достойная заработная плата, хороший социальный пакет и др.
Готовится ли проект госпрограммы содействия занятости населения на 2013 год? Каковы ее
приоритеты?
Прежде чем выделить приоритеты государственной программы содействия занятости на 2013 год, в настоящее время осуществляется прогнозирование рынка труда на следующий год.
Ряд мер активной политики занятости апробированной на практике останется. Прежде всего, останутся меры содействия нанимателям в структурной перестройке экономики, повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда через направление их на переподготовку, повышение квалификации, содействие в организации самозанятости, переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы, содействие в трудоустройстве целевым группам населения – создание рабочих мест для трудоустройства на них инвалидов, адаптация инвалидов к трудовой деятельности, трудоустройство в счет брони приема и многое другое.
Ряд мер активной политики занятости апробированной на практике останется. Прежде всего, останутся меры содействия нанимателям в структурной перестройке экономики, повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда через направление их на переподготовку, повышение квалификации, содействие в организации самозанятости, переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы, содействие в трудоустройстве целевым группам населения – создание рабочих мест для трудоустройства на них инвалидов, адаптация инвалидов к трудовой деятельности, трудоустройство в счет брони приема и многое другое.