ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 22 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Екатерина Войтовская
Какие новые специальности, специализации и направления будут открыты в белорусских вузах в этом году?
- В нынешнем году открывается набор на совершенно новые для вузов специальности "техническое обеспечение эксплуатации спортивных объектов" - в Белорусском национальном техническом университете, "биология, фитодизайн ландшафта и интерьера", - в Белорусском государственном педагогическом университете им.М.Танка, "технология лекарственных препаратов" - в Белорусском государственном технологическом университете и две новые специальности откроются в Белорусском государственном университете "социальные коммуникации" и "экономическая информатика".

Система высшего образования Беларуси выходит на новый виток развития, когда вузы, внедряя инновационные формы обучения, открывая новые специальности, работают по сути на упреждение тех проблем, которые могут возникнуть перед экономикой страны в будущем. Правовая основа для этого была заложена Кодексом об образовании, который вступил в силу в прошлом году.
Михаил Баранов
Можно ли будет в будущем году подавать документы в несколько вузов и сдавать ЦТ не три предмета, а больше?
Эта тема пока обсуждается.
Дмитрий Уткин
Будут ли принимать на дневную платную форму обучения без прохождения отработки?
Если у него среднее специальное образование есть, то он может поступить на бюджетную форму без отработки, успешно пройдя вступительное испытание. Если же он планирует поступать на платную форму обучения, то в настоящее время отработка предусматривается. Те деньги, которые уже вложило государство в обучение, человек должен вначале отработать, а потом поступать.
Юрий
Слышал, что белорусские банки испытывают дефицит квалифицированных кадров по некоторым направлениям, несмотря на большие объемы подготовки экономистов в стране. Речь идет о специалистах в инвестиционном бизнесе, в IT-бизнесе, международном бизнесе. Как на это отреагировали наши вузы? Планируют ли они открывать новые специальности в банковской и финансовой сферах или пересмотреть существующую систему подготовки?
Этот вопрос не столько по количеству подготовки специалистов, сколько по качеству. Не сказал бы, что мы довольны качеством, уровнем подготовки специалистов по всем направлениям. У нас действительно есть потребность в высококвалифицированных специалистах по многим, я бы сказал, по всем направлениям. Всегда хочется, чтобы специалист умел сделать больше, чем есть на самом деле. Это хочется работодателю. Поэтому мы усиливаем внимание к магистратуре. Открытие с этого года практико-ориетированной магистратуры решит проблему подготовки высококвалифицированных кадров в рамках узкой специализации. То есть нужно действительно брать лучших выпускников, а затем направлять их в магистратуру, оформить их на работу для того, чтобы человек смог, специализируясь на конкретном рабочем месте, уже глубоко изучить проблемы и со своими идеями дальше продолжить работу. Для этого и нужна магистратура.

Новые же специальности у нас появляются. Например, "экономическая информатика", "социальные коммуникации", "защита информации", в том числе и для банковской сферы - это те специальности, которые буквально в последние два года появились. То есть вузы реагируют на потребности. Но большинство задач, которые возникают, нужно решать с помощью магистратуры.
Оксана Сушко
Как изменятся цифры приема в этом году? Есть ли у вас данные о количестве оканчивающих базовую и среднюю школу и планах набора в вузы и ссузы? Изменится ли структура набора по формам обучения: дневная, заочная, бюджетная, платная?
Контрольные цифры приема для бюджетной формы обучения на этот год будут уточнены в ближайшее время. Особого уменьшения не произойдет. В программе развития высшего образования на 2011-2015 годы предполагается незначительное уменьшение - в пределах 5%. Что касается количества выпускников, то в этом году их будет почти на 10 тыс. меньше по сравнению с прошлым годом. В 2012 выпуск будет 65 тыс. человек. В прошлом году он был около 74 тыс. Как видно, выпускников будет значительно меньше, в связи с этим, думаю, число бюджетных мест уменьшится незначительно. Сокращение будет по отдельным специальностям, которые не так востребованы. Минобразования уже довел до вузов скорректированные планы приема по специальностям экономического, юридического профиля, целому ряду педагогических специальностей. Вместе с тем увеличены контрольные цифры приема на новые специальности. В частности технические, связанные в первую очередь с IT-отраслью. По структуре набора по формам обучения. Прием на заочное будет уменьшаться. В государственных вузах пропорция между дневным и заочным составит примерно 50 на 50. В коммерческих вузах - 55 для заочного, 45 - для дневного отделения. Обычно у частников значительно превалировала заочная форма.
Алла
Почему нельзя сдавать четыре теста для поступления, чтобы после определиться - в технический или гуманитарный вуз?
Конечно же, есть уникальные люди, которые во всех направлениях талантливы, и в гуманитарных знаниях, и в естественнонаучных, но таких не много. Мы полагаем, что нужно определяться с поступлением, записываясь на тестирование. Если же сомнения есть, то идите, к примеру, на техническую специальность, а гуманитарную можете получить параллельно.
Ольга
Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к предложениям о том, что студенты должны работать уже с 3-го курса? Ведь на Западе все студенты работают. Есть ли такая возможность у наших студентов, чтобы это было не в ущерб учебе?
Судя по этому и другим вопросам, у нас действительно есть некоторое недопонимание нашей государственной политики в вузах. Мы ориентируем вузы на то, чтобы они создавали условия для того, чтобы студенты, обучаясь, могли работать прямо в вузе, чтобы создавались рабочие места в вузе непосредственно, чтобы студенческие и профсоюзные организации, БРСМ реально занимались поиском рабочих мест, чтобы помочь людям. Более того, мы ориентируем на создание бизнес-инкубаторов в вузах. Эта работа должна вестись серьезно. Уже в ряде вузов открылись такие бизнес-инкубаторы. У нас в программе развития высшего образования отдельно поставлена такая задача.

Подстраивать учебный процесс под того или иного студента, который работает, создавая ему индивидуальный учебный план - это тоже можно. Для этого есть конкретные процедуры. Ученый совет факультета может принять такое решение, если студент отличник, если он хорошо успевает. Кроме того, вот этот индивидуальный план может быть, если он все же работает по специальности. Те, кто учатся на специальностях, связанных с информационными технологиями, многие работают. После третьего курса, может быть, даже абсолютное большинство работает.

Мы также ориентируем кафедры, чтобы они внимательно относились к этому и считали, что очень здорово, когда человек востребован на рынке и занимается по своей специальности. Их можно и нужно переводить на индивидуальные планы, давать им задания. Они должны, в первую очередь, работать, а во вторую - учиться. Более того, надо темы их курсовых и дипломных работ максимально подстраивать под практический опыт, чтобы они сами давали результаты, внедряли их.
Константин Сергеев
Сергей Александрович, вы неоднократно заявляли, что нужно уходить от льгот для абитуриентов (поступать нужно со знаниями, а не с льготами), а переносить их на студентов. О каких льготах, кроме оплаты обучения, идет речь? Как и когда это может быть воплощено? Спасибо.
Что-то конкретное можно будет сказать только тогда, когда будет принята новая редакция правил приема. Но, думаю, это будет поддержка по социальному признаку. То есть поступившему на платную форму обучения при отсутствии льгот студенту будут предоставляться льготы в оплате, предоставлении общежития. Это общепринятые нормы. В любом случае все изменения будут отражены в специальных решениях, а также в постановлении Совета Министров, который занимается вопросами льготирования.
Наталья
Будут ли меняться условия назначения стипендий? Правда ли, что учащимся ПТУ стипендия будет назначаться при среднем балле успеваемости не ниже "4"?
Стипендия в ПТУ назначается при среднем балле "4". Мы подкорректировали нижние баллы для получения стипендии.
иван
Будут ли меняться сроки обучения в вузах и по каким специальностям?
Я очень надеюсь, что мы справимся с этим вопросом, и уже с сентября этого года те, кто будет поступать на первый курс, будут обучаться четыре года на первой ступени высшего образования за редким исключением. Что касается второй ступени, в магистратуре, она будет от одного до двух лет.
Цифры и факты
В Беларуси в 2011/2012 учебном году получают образование более 2 млн. учащихся и студентов, в том числе в  ПТУ - 106 тыс., ссузах - 167 тыс., вузах - 450 тыс. студентов.

Всего в учреждения профессионального образования Беларуси (вузы, ссузы, ПТУ) в 2011 году принято более 170 тыс. человек.

На уровень высшего образования приняты 89,7 тыс. человек. В государственные вузы зачислены 78,2 тыс. студентов, что на 2,3 тыс. меньше, чем в 2010 году, в том числе на дневную форму обучения - 44 тыс. человек (на 3,1 тыс. меньше); на заочную форму - 33,9 тыс. (на 500 человек больше); на вечернюю форму - 300 человек (в 2010 году - 140 чел.). В вузы частной формы собственности зачислены 11,5 тыс. человек, что на 900 человек меньше, чем в 2010 году, в том числе на дневную форму - 2,8 тыс. человек (в 2010 году - 3,4 тыс.); на заочную форму - 8,7 тыс. человек (в 2010 году - 9 тыс.). Прием осуществляли 45 государственных и 10 частных высших учебных заведений.

Проходной балл на бюджетные места в вузах по сравнению с предыдущим годом вырос на 10-150 единиц. К примеру, на самые востребованные специальности в БГУ проходной балл составил: международное право - 369, мировая экономика - 363, актуарная математика - 361, компьютерная безопасность - 340; БГУИР: информатика и технология программирования - 345, проектирование и производство радиоэлектронных средств - 332, программное обеспечение информационных технологий - 326; БГМУ: стоматология - 323, фармация - 321, лечебное дело - 318; Академия управления при Президенте РБ: управление информационными ресурсами - 300; государственное управление и право - 294.

В структуре приема в вузы приоритет преобладали специальности технико-технологического (около 25%), медицинского (11%), педагогического (11%), сельскохозяйственного (8%), естественно-научного (6,8%), экономического (6,6%) и архитектурно-строительного профилей (6%). Прием по целевой подготовке (медики, аграрии и др.) в вузы составил 1,8 тыс. человек, что несколько выше уровня 2010 года. Увеличен прием на специальности, обеспечивающие кадровую потребность инновационного производства (программное обеспечение, атомная энергетика, наноматериалы и нанотехнологии, биотехнологии, космические исследования (прием на I курс - 1,7 тыс. человек). Одновременно сокращен прием на юридические и экономические специальности. В 15 гражданских вузах на юридические специальности набрали только по 1 группе (300 человек, или менее 1% от общего приема). На экономические специальности прием на бюджетную форму обучения сокращен на 120 мест, или на 8%. Приняты меры по оптимизации приема на заочное обучение (в 2010 году в отдельных частных вузах число заочников-первокурсников доходило до 90% от общей численности приема).

Прием выпускников средних специальных учебных заведений для получения высшего образования в сокращенный срок осуществлен: по 61 специальности в 21 вузе (из 23) Министерства образования; по 5 специальностям в вузах Минкультуры, по 13 специальностям в вузах Минсельхозпрода; по 1 специальности в Белорусском государственном университете физической культуры, по 3 специальностям в Полесском государственном университете; по 4 специальностям в Высшем государственном колледже связи, по 2 специальностям в Высшем государственном авиационном колледже; по 1 специальности в Минском государственном высшем радиотехническом колледже, а также по 10 специальностям в 7 частных вузах.

Кроме того, около 2 тыс. студентов обучаются в вузах по целевому направлению предприятий и за их счет.

Общее среднее образование

В 2011/2012 учебном году функционируют 3 тыс. 484 учреждения общего среднего образования, в том числе 215 гимназий, 29 лицеев, 44 вечерние школы. В них учатся около 920 тыс. человек.

Профессионально-техническое образование

В республике функционирует 217 учреждений профессионально-технического образования. Из общего количества учебных заведений профтехобразования: профессионально-технических колледжей - 69, профессиональных лицеев - 111, профессионально-технических училищ - 37, из них 14 профессионально-технических училищ при исправительных учреждениях Министерства внутренних дел и 3 специальных профессионально-технических училища закрытого типа. Кроме того, подготовка на уровне профессионально-технического образования осуществляется в 12 учреждениях образования других уровней. В Могилевской области для обеспечения кадрами рабочих строящейся новой очереди цементного завода создано государственное учреждение образования "Костюковичский профессиональный лицей № 8".

Количество учащихся на уровне профессионально-технического образования составляет 106 тыс. чел. В учебных заведениях профтехобразования обучается 2 тыс. 328 лиц с особенностями психофизического развития, из них 466 инвалидов, 5 тыс. 699 сирот и учащихся, оставшихся без опеки родителей. Образовательный процесс в учебных заведениях профтехобразования обеспечивают 12,8 тыс. руководящих и педагогических работников, из них 4,2 тыс. преподавателей и 5,4 тыс. мастеров производственного обучения.

Среднее специальное образование

Среднее специальное образование (ССО) обеспечивают 214 учреждений образования, в том числе 132 учреждения среднего специального образования, а также профессионально-технические колледжи, учебно-педагогические комплексы, вузы, имеющие в своей структуре колледжи. За последнее десятилетие количество учреждений, реализующих образовательные программы среднего специального образования, увеличилось (2001 год - 156, 2011 год - 214), в основном за счет создания профессионально-технических колледжей. Учреждения ССО подчинены 12 республиканским органам государственного управления, облисполкомам (Мингорисполкому). В частной собственности находятся 12, в их числе 6 колледжей Белкоопсоюза.

В 2011/2012 учебном году среднее специальное образование получают 167 тыс. человек (в 2001 году - 150,4 тыс. человек), из них на дневной форме обучаются 116 тыс. человек, образование за счет средств бюджета получают 58% учащихся. Ежегодный выпуск специалистов со средним специальным образованием составляет свыше 40 тыс. человек.

Структура подготовки в учреждениях ССО имеет следующие пропорции в разрезе профилей образования: Техника и технология – 32%; Экономика. Право. Коммуникации – 21%; Сельское хозяйство – 16%; Строительство и архитектура – 10%; Здравоохранение – 9%; Культура – 4%; Педагогика – 4%; Общественное питание – 2%; иные – 2%. Все учреждения ССО работают только под заказ. На все бюджетные места по дневной форме получения образования представлены заявки (договора) от организаций-заказчиков кадров. В результате повышения адресности подготовки за последние пять лет значительно увеличился процент распределения выпускников - с 86% до 94%. Распределение выпускников учреждений ССО, подчиненных Министерству здравоохранения, Министерству архитектуры и строительства, Министерству спорта и туризма, Управлению Белоруской железной дороги, составляет 100%.

Высшее образование

Подготовку специалистов с высшим образованием по всем направлениям экономики и социальной сферы обеспечивают 55 учреждений высшего образования (УВО) - 45 государственных и 10 частных. За последние пять лет численность студентов увеличилась на 46 тыс. человек и составила 470 студентов на 10000 человек населения, что соответствует показателям европейских стран.

Подготовка осуществляется по 15 профилям, включающим более 400 специальностей и направлений специальностей высшего образования, более 1000 специализаций. За последние четыре года открыта подготовка по 22 специальностям, обеспечивающим кадровую потребность таких отраслей, как программное обеспечение, атомная энергетика, наноматериалы и нанотехнологии, биотехнологии, космические исследования. В 2011 году началась подготовка специалистов с высшим образованием по 7 новым для республики специальностям и направлениям специальностей: Физика наноматериалов и нанотехнологий, Биохимия, Микробиология, Информатика и технологии программирования, Природоохранная деятельность, Космоаэрокартография, Социальное проектирование.

В системе высшего образования: закреплена законодательно и нормативно двухступенчатая система высшего образования, соответствующая международным стандартам и требованиям инновационного развития; введены образовательные стандарты нового поколения, в которых реализуется компетентностная модель подготовки специалиста, обеспечивается оптимальный баланс фундаментальной, специальной и практико-ориентированной составляющих подготовки; в образовательный процесс УВО внедрены информационные технологии; создаются электронные средства обучения; разрабатываются и внедряются новые образовательные технологии; университеты имеют развитую сеть международных связей. Утверждена Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 годы.

С учетом проведенного анализа содержания образовательного процесса для различных специальностей, работы по формированию стандартов нового поколения сокращены сроки подготовки по 78 специальностям, из них для 55 специальностей срок обучения составляет 4 года, для 23 – 4,5 года.

В настоящее время широко распространена практика создания на предприятиях с высокотехнологичными производствами учебно-научно-производственных комплексов и филиалов кафедр технических вузов. Подобная интеграция позволяет максимально приблизить учебный процесс к реалиям и потребностям производства за счет проведения на предприятиях учебной, производственной и преддипломной практик, практических занятий, выполнения курсового и дипломного проектирования по реальным производственным заданиям и способствует закреплению будущих специалистов на производстве. Так, например: Белорусский национальный технический университет имеет 68 филиалов кафедр на предприятиях; Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники – 25 филиалов кафедр; Белорусский государственный технологический университет – 4 филиала кафедр и 29 учебно-научно-производственных центров. Активно работают в этом направлении и региональные вузы. Могилевским государственным университетом продовольствия открыто 18 филиалов кафедр на производствах, Брестским государственным техническим университетом – 6. Всего к 2015 году планируется увеличить их количество в 3 раза.

Централизованное тестирование

Тестирование - это форма вступительных испытаний, которая проводится на основе педагогических тестов. Она используется для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего и среднего специального образования. По результатам ЦТ участники получают сертификаты установленного образца с указанием количества набранных баллов.

Впервые тестирование прошло в Беларуси в 1998 году. Тогда тесты принимались по отдельным специальностям в качестве оценки при поступлении в некоторые вузы. В 2011 году его можно было сдать по 14 предметам учебного цикла: белорусскому и русскому языкам, математике, физике, химии, биологии, истории Беларуси, Всемирной истории новейшего времени, обществоведению, географии, английскому, немецкому, испанскому, французскому языкам.

Во время вступительной кампании 2011 года на централизованное тестирование зарегистрировались почти 150,2 тыс. абитуриентов. Самый массовый предмет ЦТ – математика.

На прохождение профессионально-психологического собеседования в 2011 году зарегистрировались 13,4 тыс. абитуриентов. Собеседование должны пройти абитуриенты, которые поступают впервые, и те, кто собирается получать второе и последующее высшее образование, при поступлении на специальности "государственное управление", "государственное управление и право", "государственное управление и экономика", "международные отношения", "международное право", "правоведение", "экономическое право", "журналистика" (в том числе если она является дополнительной специальностью), "международная журналистика", "таможенное дело". Лидером среди специальностей стала группа специальностей "правоведение, экономическое право и государственное управление и право" - 9 тыс. 263 заявлений (в 2010 году - 8,8 тыс.).
Ольга Ивановна
Ровно год назад была утверждена госпрограмма развития профессионально-технического образования на 2011-2015 годы. Как воплощается программно-целевой метод? Что изменилось в системе профессионально-технической подготовки? Какие новые специальности открыты? Изменились ли образовательные стандарты? Как оптимизируется сеть ПТУ? Как обновляется учебное оборудование?
В 2011 году была открыта подготовка по таким профессиям, как "проходчик на поверхностных работах", "машинист расфасовочно-упаковочных машин" в хлебопекарном производстве, "водитель автомобиля" со специализацией "международные перевозки", "укладчик напольных покрытий", "составитель поездов". Сегодня учреждения профессионального образования достаточно оперативно реагируют на потребности экономики.

Кроме того, непосредственно на производствах сейчас создается много учебных центров по подготовке рабочих профессий в сокращенные сроки, то есть за несколько месяцев. Это актуально там, где возникает локальная потребность. Например, на предприятиях, где осуществляется техническое перевооружение, в процессе которой срочно требуются освоить те или иные операции, функции и профессии. А поскольку это высокотехнологичное производство, профессионально-технические учреждения образования и образовательные центры на производствах постоянно совершенствуют учебные и материальные базы.

Кроме того, мы делаем акцент на развитие ресурсных центров, которые укомплектованы современной техникой. В прошлом году таких центров было создано 8, надо признать, что техническое оснащение все же отстает. Когда подводились итоги выполнения программы на коллегии Комитета государственного контроля Беларуси, было сказано, что необходимо больше внимания уделить именно вопросам технического оснащения системы профтехобразования.

В этом году мы также ставим задачу существенно увеличить объем платных услуг, оказываемых профессионально-техническими учреждениями образования. Они должны заниматься производственной деятельностью, так как это тот резерв, за счет которого можно улучшить материальную базу.
Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси