Вопросы конференции
Согласно ст.2 Бюджетного кодекса бюджетная организация - организация, созданная (образованная) Президентом Беларуси, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Функционирование данной организации финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, ее бухгалтерский учет ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством.
Исходя из приведенной нормы, открытые и закрытые акционерные общества бюджетными организациями не являются.
Согласно п.4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Беларуси, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты №13, для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы в организациях Беларуси (бюджетных и организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций).
Учитывая изложенное, периоды регистрации в качестве безработных в региональных центрах занятости населения и осуществления ухода за инвалидами 1-й и 2-й групп в стаж работы в бюджетных организациях не засчитываются.
Нет, заработная плата работника уменьшиться не может, так как в соответствии с пунктом 12 указа №27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается.
Таким образом, возможное снижение размеров отдельных выплат (например, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях по сравнению с повышением тарифного оклада за работу по специальности) должно быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.
В соответствии с этим указом работникам бюджетных организаций ежегодно, как правило, при уходе в трудовой отпуск осуществляется единовременная выплата на оздоровление из расчета 0,5 оклада. Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты на оздоровление определяются согласно положениям, утверждаемым руководителем бюджетной организации.
При этом полагаем, что в положении может быть предусмотрен порядок единовременной выплаты на оздоровление в различных ситуациях (например, работникам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и в связи с этим проработавшим неполный календарный год, вновь принятым работникам, а также работникам, не использовавшим трудовой отпуск, и в других случаях).
Напомним, порядок выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях определен Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13.
Включение периодов работы в организациях Департамента охраны, которые содержатся за счет средств, поступающих по договорам об осуществлении охранной деятельности, и не относящихся к бюджетным организациям, в стаж работы в бюджетных организациях нормами инструкции не предусмотрено.
В соответствии с вышеупомянутой инструкцией для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы в бюджетных организациях Беларуси независимо от их ведомственной подчиненности; в организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Таким образом, периоды военной службы и службы в военизированных организациях Республики Беларусь в зачет стажа работы в бюджетных организациях не подлежат.
В настоящее время подготовлен проект постановления Минтруда и соцзащиты "Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 года №13", которым предусматривается, что для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы будут засчитываться периоды военной службы (службы) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и военизированных организациях Республики Беларусь. После согласования проекта постановления заинтересованными государственными органами, проведения юридической экспертизы и официального опубликования соответствующего постановления указанные периоды службы будут засчитываться в стаж работы в бюджетных организациях.
Администрация свободной экономической зоны является юридическим лицом, которое создается Советом Министров в форме учреждения и содержится за счет средств республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством. Таким образом, период работы в администрации СЭЗ "Гомель-Ратон" засчитывается в стаж работы в бюджетных организациях.
Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990 года № 193-XII, определившая полный государственный суверенитет Республики Беларусь, вступила в силу 19 сентября 1991 года.
Как использовать экономию по 5-процентному премиальному фонду, общую экономию по фонду оплаты труда?
Можно ли применять новые условия оплаты труда в отношении внебюджетных работников?
Как сохранить уровень оплаты труда низкооплачиваемым категориям работников: за счет установления доплаты до минимальной заработной платы или стимулирующей надбавкой?
В таблице 1 постановления №13 установлены тарифные разряды заведующим по строке 6, как установить тарифный разряд заведующей прачечной, так как данная должность отсутствует в таблице 1.
Вопросы планирования фонда оплаты труда на 2020 год не относятся к компетенции Минтруда и соцзащиты. По второму вопросу, в соответствии с нормами указа от 18 января 2019 года №27 на премирование направляются средства в размере 5% от суммы окладов работников. Соответственно, все эти средства направляются на премирование. Средства, сэкономленные по фонду оплаты труда за отчетный период, можно направлять на выплату надбавок и доплат, размер которых определяет руководитель бюджетной организации.
Ответ на третий вопрос - да. В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13), условия оплаты труда, установленные законодательством для работников бюджетных организаций, применяются в отношении всех работников этих организаций независимо от источника их финансирования.
В соответствии с нормами указа №27 руководители бюджетных организаций наделяются полномочиями по установлению порядка и размеров стимулирующих и компенсирующих выплат за счет средств, выделенных в бюджете на оплату труда работников бюджетных организаций, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.
Реализация данного указа позволит исключить для работников бюджетных организаций такой вид выплаты, как доплаты до минимальной заработной платы, а поддержание уровня заработной платы работников не ниже МЗП производить за счет стимулирующих и компенсирующих выплат, в пределах средств, предусмотренных на оплаты труда (с учетом средств, выделяемых в настоящее время на доплаты до МЗП).
В случае, если должность руководителя структурного подразделения не поименована в таблице 1 постановления Минтруда и соцзащиты №13, то тарификация руководителей структурных подразделений определяется в соответствии с подпунктом 2.1.4 пункта 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением №13.
Порядок установления тарифных разрядов определен Инструкцией о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 №13.
Наименование должности служащего "методист" содержится в выпуске 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД). Квалификационной характеристикой по должности служащего "методист" предусмотрено наличие высшего профессионального (по профилю выполняемой работы) образования, а также внутридолжностное квалификационное категорирование. Таким образом, тарифные разряды по должности служащего "методист" устанавливаются в диапазоне в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 тарифной сетки, установленной в приложении 1 к постановлению Совета Министров от 28 февраля 2019 №138, с соблюдением требований подпункта 2.2.2 пункта 2 вышеуказанной Инструкции.
2. Согласно Закону "О нормативных правовых актах" - приостановление, возобновление, продление действия, отмена и признание нормативного правового акта (его структурных элементов) утратившим силу осуществляются принявшим (издавшим) его нормотворческим органом, в данном случае Министерством культуры.
3. Частью 2 пункта 5 Общих положений, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты от 2 января 2012 года №1, определено, что наименование производной должности "старший" предусматривается для должностей специалистов (код категории - 2), по которым не установлено квалификационное категорирование. Выпуск 1 ЕКСД содержит квалификационную характеристику по должности другого служащего "кассир" с кодом категории - 3. Следовательно, применение производной "старший" по должности "кассир" не допускается.
Нет. Согласно статье 19 Трудового кодекса, в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. Таким образом, внесение изменений, связанных с вступлением в силу указа №27, в трудовые договоры (контракты) с работниками является приведением их в соответствие с законодательством и не является изменением существенных условий труда.
Должностными обязанностями квалификационной характеристики по должности "главный бухгалтер" определено, что он осуществляет постановку и ведение бухгалтерского учета в организации, исходя из структуры и особенностей ее деятельности. Обеспечивает формирование учетной политики организации, подготовку и утверждение плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов в случаях, предусмотренных законодательством, формирование и своевременное представление бухгалтерской отчетности. Тарификация главного бухгалтера организации определена подпунктом 2.1.5 пункта 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 №13) - на два-четыре разряда ниже тарифного разряда, установленного по должности руководителя организации. В рассматриваемом случае требуется уточнить наименование должности, поскольку "группа бухгалтерского учета" - это наименование структурного подразделения.