Вопросы конференции
В текущем году в случаях, установленных законодательством, декларации по подоходному налогу обязаны представить граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, которые относятся к налоговым резидентам и получали доходы, подлежащие налогообложению. К налоговым резидентам относятся лица, находившиеся в 2017 году на территории Беларуси свыше 183 календарных дней.
Поскольку еще в 2009 году совокупное декларирование было отменено, декларировать все доходы не нужно. Налогообложению в налоговом органе подлежат только некоторые виды доходов. Например, полученные от граждан при продаже второй и более в течение последних пяти лет квартиры, жилого дома, гаража, земельного участка, садового домика. При этом декларация представляется только при возмездном отчуждении двух объектов недвижимости, относящихся к одному виду (например, двух квартир, двух жилых домов и т.п.); доходы от продажи в течение календарного года второго и более легкового автомобиля; доходы от продажи нежилых объектов (офисов, торговых помещений и т.п.).
Также подлежат декларированию доходы, полученные от продажи в течение календарного года хотя бы одного автобуса (транспортного средства, число сидячих мест которого, помимо водительского, более восьми) или автомобиля, технически допустимая общая масса которого превышает 3500 кг.
Представить декларацию обязаны и те, кто, признаваясь в 2017 году налоговыми резидентами Республики Беларусь, получал доходы за границей или из-за границы - в виде заработной платы или иного аналогичного вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, выигрышей в онлайн-казино, иностранных букмекерских конторах, полученные от иностранных операторов рынка Форекс и иные.
Ставка подоходного налога единая в отношении всех доходов, будь то заработная плата, дивиденды, доходы от продажи имущества или другие, и равняется 13%.
Декларация представляется в налоговый орган по месту жительства не позднее 1 марта 2018 года. Налоговый орган произведет расчет подоходного налога и до 1 мая вручит извещение на его уплату. Уплатить подоходный налог необходимо не позднее 15 мая 2018 года.
Бланк налоговой декларации размещен на официальном сайте МНС nalog.gov.by, и при необходимости его можно распечатать, также бланк декларации можно вывести на печать из справочно-поисковых систем либо приобрести в пунктах продажи "Белсоюзпечати", размещенных в помещениях налоговых органов, или в специализированных магазинах.
Декларация может быть представлена любым удобным для гражданина способом: лично или через уполномоченное лицо, по почте, а также в электронном виде.
Напомню, что с 1 января текущего года граждане могут заполнять и представлять декларации в электронном виде через личный кабинет плательщика на портале МНС с помощью учетной записи и пароля, без использования ключа электронной цифровой подписи.
Для регистрации в качестве пользователя личного кабинета плательщика необходимо предварительно выполнить ряд процедур, с которыми можно ознакомиться на портале МНС (http://www.nalog.gov.by/ru/kak-polychit-elektronnie-izvescheniya-podohodny-nalog/). В частности, гражданину следует обратиться в любую налоговую инспекцию с паспортом или видом на жительство, где ему будет бесплатно предоставлен логин и пароль для входа в личный кабинет.
За январь текущего года налоговые декларации представили 4,3 тыс. граждан, из них 88 деклараций (или 2,1 %) представлено в электронном виде.
Как я уже говорил, возможность представления декларации в электронном виде через личный кабинет плательщика с помощью учетной записи и пароля (без использования ключа электронной цифровой подписи) реализована только с 1 января текущего года. Поэтому вести речь о значительном количестве плательщиков, представляющих декларации в электронном виде, преждевременно. Полагаю, что уже в следующем году при проведении очередной кампании по декларированию доходов их число возрастет на порядок, учитывая удобство такого способа подачи декларации (нет необходимости посещать налоговый орган, достаточно наличия персонального компьютера и сети Интернет).
Возможность представления налоговой декларации в электронном виде через недавно запущенное мобильное приложение в настоящее время не рассматривается, так как отображение значительного объема табличных данных на экране мобильного телефона довольно проблематично, что, соответственно, затрудняет их просмотр и заполнение декларации.
Представить декларацию о полученных доходах могут и граждане, которые получали в 2017 году доходы не по месту основной работы (по договорам подряда) и имеют право на получение налоговых льгот в виде стандартного, социального, имущественного или профессионального налогового вычета.
Право на социальный налоговый вычет имеют плательщики, оплатившие обучение (свое или близкого родственника) в учреждении образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, имущественный – состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и понесшие расходы на приобретение или строительство жилья, профессиональный – авторы произведений науки, литературы, искусства и т.п.
Иными словами, если человек, имеющий место основной работы, получает также доходы не по месту основной работы, то в отношении таких доходов, при наличии права на соответствующие налоговые вычеты, он может обратиться за их получением в налоговый орган. Для этого необходимо представить налоговую декларацию, указать в ней доходы, полученные не по месту основной работы, а также приложить документы, подтверждающие право на налоговый вычет.
Налоговыми органами анализируются доходы и имущественное положение физических лиц. По результатам анализа выявляются лица, чьи расходы значительно превышают официально полученные ими доходы. У таких лиц налоговые органы истребуют декларации о доходах и имуществе.
Если установлено, что расходы гражданина превышают его доходы, и представленные им пояснения не позволяют установить источник доходов, за счет которых понесены расходы, то доходы такого лица, исчисленные налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению подоходным налогом.
Так, в 2017 году налоговыми органами проанализирована информация о доходах и расходах более чем 17 тыс. граждан. Более 3 тыс. из них по требованию налогового органа не смогли подтвердить источники своих доходов, израсходованных на приобретение имущества и на иные цели, в связи с чем им предъявлен к уплате подоходный налог на сумму Br 4,8 млн (с учетом деноминации).
Если декларация представляется в налоговый орган по почте, то днем подачи считается дата почтового отправления. В том случае, если в отправленной по почте декларации заполнены не все реквизиты или не приложены необходимые документы, налоговый орган может предложить плательщику представить дополнительно необходимую информацию или документы. При этом днем подачи декларации считается дата ее первоначального представления.
Следует обратить внимание, что если недостающие сведения или документы так и не будут представлены в налоговый орган и это повлечет неуплату или неполную уплату подоходного налога, к плательщику могут быть применены меры административной ответственности.
Если излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату, плательщик может обратиться в налоговый орган с письменным заявлением. Возврат налога производится в течение месяца со дня подачи заявления при отсутствии у плательщика неисполненных налоговых обязательств. Обращаю внимание, что подать заявление о возврате налога можно не позднее трех лет со дня уплаты налога.
Возврат налога осуществляется одним из двух способов: наличными денежными средствами в определенном отделении банка либо на счет физического лица, в том числе на карт-счет, открытый в любом банке Беларуси (при условии указания в заявлении на возврат реквизитов такого счета).
Если нарушен срок представления декларации, то в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях гражданин может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Так, при наличии подлежащей к уплате суммы налога и просрочке представления декларации более чем на три рабочих дня штраф составит от двух до десяти базовых величин (в настоящее время одна базовая величина – Br24,5). Такая же ответственность предусмотрена, если налога к уплате нет, но срок представления декларации нарушен более чем на 12 месяцев.
Может сложиться ситуация, когда декларация представлена вовремя, но налог не уплачен или уплачен не в полном объеме. Если неуплаченная сумма налога превышает базовую величину (Br24,5), штраф составит 15% от этой суммы, но не менее 0,5 базовой величины (то есть не менее Br12,25).
Налоговыми органами республики проводится работа по выявлению доходов физических лиц, сокрытых от налогообложения, и контролю за уплатой такими лицами подоходного налога.
В этих целях налоговые органы анализируют сведения о получении физическими лицами доходов, налогообложение которых производится на основании налоговой декларации. В частности, сведения о доходах, полученных из-за границы, о продаже физическими лицами имущества (недвижимости, транспортных средств) и иные.
По результатам проведенных контрольных мероприятий лица, не представившие налоговые декларации, привлекаются к налогообложению.
Так, по итогам работы за 2017 год 6 370 граждан, своевременно не представивших налоговые декларации и не уплативших в установленный срок подоходный налог, привлечены к налогообложению. Сумма дополнительно предъявленного налога составила Br4,4 млн (с учетом деноминации).
Проводятся проверки в отношении физических лиц, осуществляющих незарегистрированную деятельность, а также лиц, чьи расходы не соответствуют получаемым доходам.
В случае установления факта неполной уплаты или неуплаты налога применяется административная ответственность.
Вместе с тем в случае указания в первоначально представленной налоговой декларации неполных сведений о доходах, подлежащих налогообложению, гражданину следует представить уточненную налоговую декларацию и произвести доплату подоходного налога. При этом если уточненная сумма налога будет уплачена не позднее 15 мая, то административная ответственность не будет применяться.
В рамках вступившего в силу декрета №1 основная работа по содействию гражданам в трудоустройстве, созданию рабочих мест, обучению граждан востребованным на рынке труда профессиям возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы.
Вопросы содействия занятости населения не относятся к компетенции налоговых органов. Вместе с тем следует отметить, что отдельные виды самостоятельной деятельности физических лиц, не требующие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, стимулируются в том числе через налоговое законодательство. Например, в целях развития ремесленной деятельности и деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма ставка сбора за осуществление таких видов деятельности установлена в размере 1 базовой величины за год.
Кроме того, Министерство по налогам и сборам являлось непосредственным разработчиком указа № 337 "О регулировании деятельности физических лиц", которым существенно расширены виды самостоятельной деятельности граждан, не требующие регистрации в качестве предпринимателя.
Налоговыми органами на постоянной основе проводится анализ информации в СМИ, сети Интернет о рекламе оказываемых услуг. Информация поступает также от граждан, которым оказываются такие услуги, от ЖЭСов, ТСЖ, контролирующих и правоохранительных органов.