Вопросы конференции
Стажировки организуются не только для молодых специалистов, прибывающих на АЭС после распределения, но и для других работников атомной электростанции. Они проходят специальную подготовку на действующих станциях за рубежом, в учебно-тренировочных центрах и ведущих вузах. Это Нововоронежская АЭС, Обнинский институт атомной энергетики, Ивановский государственный энергетический университет и др. Этими вопросами занимается дирекция строящейся БелАЭС. Мы также направляем своих преподавателей на стажировки в МАГАТЭ, Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Нижегородский государственный технический университет и др. Ранее была организована стажировка в компании AREVA (Франция), в этом году два преподавателя получили сертификаты в Петербургском энергетическом институте повышения квалификации.
Преподаватели кафедры проходили стажировки на Балаковской АЭС, Калининской АЭС, а также в Центральном институте повышения квалификации госкопорации "Росатом" в области ядерной энергетики (Обнинск), в региональной сети "Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий (STAR-NET)".
Как я уже говорила, как студенты, так и профессорско-преподавательский состав проходят практику и стажировки на Калининской и Ростовской АЭС.
Производственную и преддипломную практики за пределами республики студенты проходят на четвертом и пятом курсах соответственно. АО "Концерн Росэнергоатом" для прохождения практики нашими студентами закреплены четыре действующие атомные электростанции: Смоленская, Калининская, Ростовская и Нововоронежская. Также по четыре человека ежегодно мы отправляем на преддипломную практику в Нижегородский государственный технический университет.
Кроме того, в 2016 году студенты проходили практику в Институте управления ядерными знаниями (МАГАТЭ, Вена). В этом году пятеро наших студентов прошли производственную практику на атомной электростанции "Моховце" (Словакия).
Наши студенты четвертого курса проходят практику на базах Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (Москва), НГТУ (Нижний Новгород), ИГЭУ (Иваново), пятикурсники - в учебно-тренировочном центре Калининской АЭС, региональной сети STAR-NET (Вена), шестикурсники - на Калининской АЭС.
Уровень знаний, которые получают студенты после окончания университета, очень высокий. Многие желают продолжить обучение на уровне магистратуры и аспирантуры, и у них есть такая возможность. Так, сейчас в МИФИ проходят обучение аспирант и магистрант, которые в дальнейшем будут работать в БГУ.
Для студентов БГУИР предусмотрены два вида практики: производственная и преддипломная. Производственную практику они проходят в Институте управления ядерными знаниями (Вена), Всероссийском научно-исследовательском институте автоматики имени Н.Л.Духова, Московском инженерно-физическом институте, Объединенном институте ядерных исследований (Дубна), на Ростовской и Калининской АЭС, а также на предприятии "Атомтех" (Минск).
Что касается преддипломной практики, то студенты проходят ее по месту будущего распределения. Те, кто распределен на БелАЭС, туда же идут и на практику.
БелАЭС заинтересована в создании системы непрерывной подготовки кадров. Когда наши выпускники распределяются на атомную станцию, их сразу нацеливают на тот или иной цех, на ту или иную деятельность, они имеют возможность пройти переподготовку и повысить свою квалификацию. Так, несколько наших выпускников прошли переподготовку в Ивановском государственном энергетическом университете и перепрофилировались на работу в реакторном цехе.
При поставке оборудования на АЭС наши выпускники осуществляют его приемку, ездят на заводы-изготовители, изучают проектную документацию и выполняют другие виды работ. Нареканий на качество подготовки кадров за то время, что мы распределяем молодых специалистов на БелАЭС, не было.
Конечно, заинтересована, поскольку вопрос закрепления молодых специалистов важен не только для БелАЭС, но и для любой серьезной организации. Для АЭС это станет особенно актуальным через 5-6 лет.
Что касается системы адаптации, то после окончания вуза молодые специалисты обязательно должны пройти подготовку в учебно-тренировочном центре при БелАЭС.
Подготовка персонала - одно из условий безопасности атомной электростанции. Как и МАГАТЭ, и Всемирная ассоциация операторов атомных электростанций, мы особое внимание уделяем культуре безопасности.
Для достижения и сохранения высокого уровня безопасности необходимо, чтобы АЭС была обеспечена достаточным числом высококвалифицированных и опытных работников. С этой целью и наш учебно-тренировочный центр введен в эксплуатацию задолго до пуска АЭС - в 2016 году, а подготовка первых атомщиков на станции началась еще раньше - с 2014 года. Мы прививаем культуру безопасности во время занятий в учебно-тренировочном центре БелАЭС.
Абсолютно все сотрудники станции проходят соответствующий 40-часовой курс в учебно-тренировочном центре и потом сдают по нему экзамен.
В вузах при подготовке атомщиков тоже уделяется внимание культуре безопасности, охране труда, грамотному поведению на рабочем месте. Есть и специальная дисциплина - "Принципы обеспечения безопасности АЭС". Мы даже к простейшим лабораторным работам не допускаем студентов, пока они не пройдут инструктаж по технике безопасности.
Кроме того, установлена компьютерная обучающая система "Основы политики атомной станции", там, безусловно, тоже рассматриваются вопросы безопасности. С помощью этого тренажера мы проверяем в том числе готовность наших преподавателей к проведению занятий, в частности, по культуре безопасности.
Что касается нашей кафедры, то по специальности "паротурбинные установки атомных электрических станций" в 2017 году мы выпустили 124 человека, из них 53 распределены на БелАЭС, остальные - в энергетическую отрасль республики.
Из первого выпуска 2013 года два человека распределены в Госатомнадзор, а на БелАЭС тогда никто не распределялся. Прошло время, и сегодня из того выпуска восемь человек, пройдя "боевую подготовку" на действующих энергетических объектах, работают на Белорусской АЭС.
Хочу отметить, что такие специалисты востребованы во всем мире, они получают стабильную хорошую зарплату и всегда гарантированно работают.
В учебно-тренировочном центре (УТЦ) сформирована нормативная база, необходимая для обеспечения подготовки персонала Белорусской АЭС на данном этапе сооружения с учетом требований международных стандартов. Разработанные локальные документы регламентируют деятельность УТЦ в части организации обучения персонала, применения технических средств обучения и разработки учебных материалов.
Учебные классы и аудитории УТЦ в полном объеме укомплектованы необходимой техникой (компьютеры, проекторы, магнитно-маркерные доски), техническими средствами обучения и учебно-методическими материалами. Организовано три компьютерных класса для подготовки вновь принимаемых работников по курсу "Основы безопасности АЭС" с применением компьютерных обучающих систем (КОС), предоставленных МАГАТЭ в рамках технического сотрудничества. В состав КОС входит 15 обучающих модулей по общему курсу подготовки персонала в области норм и правил эксплуатации АЭС. Недавно от МАГАТЭ получен еще один обучающий модуль по курсу "Реакторное оборудование и системы", который в ближайшее время будет включен в программу обучения персонала. В разработке находится обучающий модуль "Турбинное оборудование и системы".
Также приняты в опытную эксплуатацию и используются для обучения персонала блочного пункта управления (БПУ) полномасштабный и аналитический тренажеры. В ближайшее время планируется внедрить в учебный процесс локальные тренажеры систем контроля и управления пожарной защиты и водоподготовки (СКУ ПЗ и СКУ ВП). Оборудование СКУ ПЗ находится в стадии монтажа, а СКУ ВП - в разработке на заводе-изготовителе. Локальные тренажеры используются для подготовки персонала узких специальностей: СКУ ВП - это для химического цеха, СКУ ПЗ - в основном для электроцеха. Мы выставляем требования своим поставщикам, чтобы эти локальные тренажеры также соединялись с полномасштабным тренажером. Это позволит в последующем проводить станционные тренировки и задействовать весь персонал (как блочного щита управления, так и персонал электрического и химического цехов).
Используя оборудование тренажеров в ходе учебного процесса, можно создавать любые учебные аварийные ситуации, связанные с самыми различными видами отказов оборудования, и выводить на дисплеи таблицы и графики контролируемых параметров, фрагменты технологических схем ядерной установки. При этом имеется возможность зафиксировать действия обучаемых операторов и их переговоры, а затем воспроизвести весь процесс подготовки в замедленном режиме для детального анализа с помощью системы анализа действий оператора (САДО).
Полномасштабные и аналитические тренажеры позволяют моделировать в реальном масштабе времени все режимы эксплуатации АЭС. Программное обеспечение этих тренажеров базируется на высокоточных физико-математических моделях технологических систем и дает возможность корректировки характеристик основного технологического оборудования и систем, изменения установок срабатывания защит, блокировок и сигнализации, настроек регуляторов.