Вопросы конференции
На руководимой мною кафедре "Тепловые электрические станции", которая готовит инженеров по трем специальностям, включая и "паротурбинные установки атомных электрических станций", имеется хорошо оснащенная лабораторная база, физические лабораторные стенды, аналитический тренажер "Турбинное отделение АЭС с ВВЭР-1000", который безвозмездно передан нам МАГАТЭ, учебная литература, учебно-методические комплексы.
Наши преподаватели прошли повышение квалификации в зарубежных ядерных центрах и преподают новые для них дисциплины. Каких-либо ограничений по закупке современной учебно-методической литературы у нас нет. Закупаем изданные в Москве учебники и учебные пособия, выпускаем свои в издательстве "Вышэйшая школа" - 12 книг с 2010 по 2017 год. Кроме того, выпускаем учебно-методическую литературу в издательстве "Техническая литература" нашего университета.
Возможности для подготовки специалистов для АЭС есть и в БГУ. В частности, на физическом факультете создан ряд учебных лабораторий: по моделированию работы атомных реакторов, нейтронная, дозиметрическая и спектрометрические лаборатории, лаборатория "Элементы систем автоматики и управления ядерно-энергетических установок".
Что касается преподавательского состава, то помимо собственных мы приглашаем ведущих специалистов из российских вузов, например, из Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (НИЯУ МИФИ), Обнинского института атомной энергетики, Ивановского государственного энергетического университета
В нашем университете в распоряжении студентов-ядерщиков дополнительно есть две специализированные лаборатории: систем контроля и управления на АЭС и радиационного контроля. Первая из них оснащена тем же оборудованием, которое будет установлено на БелАЭС: реальным базовым блоком технологического оборудования АСУ ТП (автоматизированная система управления технологическим процессом). На нем студенты выполняют лабораторные работы. Именно такие системы будут использоваться на БелАЭС для управления режимом работы станции при нормальной эксплуатации. Наши студенты занимаются в этой лаборатории на многофункциональном анализаторе реакторной установки, разработанном НИЯУ МИФИ. Это устройство моделирует работу оборудования в объеме реакторной установки, включая полный перечень эксплуатационных режимов с отказами в работе оборудования и полный перечень аварийных ситуаций.
Вторая лаборатория оснащена реальным оборудованием предприятия "Атомтех". Это спектрометры, предназначенные для идентификации радионуклидов, определения мощности дозы излучения.
Подготовка высококвалифицированного персонала для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации АЭС - неотъемлемая часть контракта на сооружение Белорусской АЭС. В соответствии с этим контрактом российская сторона должна подготовить 600 белорусских специалистов, в том числе 431 человека оперативного персонала, 128 человек персонала технического обслуживания и ремонта, 41 человека персонала инженерной поддержки и инструкторов.
Проведение обучения (теоретическое обучение, стажировка, практика) запланировано как на территории России, так и в Беларуси. К настоящему времени около 100 специалистов уже закончили подготовку.
Одним из важных этапов подготовки является стажировка эксплуатационного персонала на действующих атомных электростанциях. Для данной стажировки выбран энергоблок проекта ВВЭР-1200 поколения "3+" на Нововоронежской АЭС - самый современный из введенных в эксплуатацию. Стажировки на Нововоронежской АЭС были запланированы в 2016-2017 годах для 261 специалиста Белорусской АЭС. Так, в 2016 году в полном объеме прошли стажировку 72 специалиста, в 2017-м - 139. В настоящее время стажируются 47 специалистов, а 4 декабря состоялся заезд последней группы из 3 человек. Стажировка эксплуатационного персонала Белорусской АЭС на Нововоронежской АЭС в 2017 году выполнена в запланированном объеме.
Адаптация российских образовательных программ в вузах Беларуси, по нашему мнению, должна вестись и ведется в рамках межуниверситетского сотрудничества на основе четко прописанных целей и утвержденной сторонами дорожной карты. Уже сейчас мы наблюдаем, как вузы делают важные и правильные шаги в целях обеспечения качества предлагаемого образования.
Таким образом, могу сказать, что сохранить высокий уровень качества образования для нужд атомной отрасли можно. И у Беларуси есть для этого все предпосылки: хорошие университеты, включаемые в международные рейтинги, понимание важности этой задачи и готовность ее решать, но все зависит от самого исполнения. Здесь мы всегда готовы помогать.
Мы знаем, что подготовку специалистов для атомной отрасли в Беларуси осуществляют Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. Эти учебные заведения предлагают образовательные программы, связанные как с вопросами сооружения АЭС, так и с потребностями безопасной эксплуатации станции.
Российские университеты тесно сотрудничают с белорусскими вузами и напрямую, и по различным программам. Так, активно развивается региональная сеть "Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий (STAR-NET)", в которую входят три белорусских университета. В STAR-NET преподаватели обмениваются опытом по сохранению и развитию системы ядерных знаний, находят общие интересы. Действует рамочная программа сотрудничества государств - участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года "Сотрудничество "Атом-СНГ", в которую входят белорусские вузы.
Приведу некоторые примеры сотрудничества. Нижегородский государственный технический университет (НГТУ) им. Р.Е.Алексеева в последние пять лет ежегодно принимает четырех студентов специальности "паротурбинные установки атомных электрических станций" БНТУ на преддипломную практику. Практика продолжительностью один месяц проходит на экспериментальных стендах кафедры "Атомные и тепловые станции". Будущие выпускники проводят работы на исследовательском оборудовании и консультируются с российскими преподавателями по преддипломному проектированию. Важно отметить и белорусского аспиранта, который сейчас учится в НГТУ и в 2020 году вернется в БНТУ как преподаватель. Студенты специальности "ядерные физика и технологии" приезжают из БГУ по программе "Термогидродинамика". Ежегодно 10-15 человек слушают лекции, выполняют лабораторные работы под руководством профессорско-преподавательского состава НГТУ.
В поддержку развития учебных материалов НГТУ совместно с издательством "Вышэйшая школа" (Минск) издало пособие "Основное оборудование АЭС", которое может использоваться белорусскими вузами в учебной деятельности.
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ является ответственным исполнителем за подготовку кадров для мирной атомной энергетики государств - участников СНГ в соответствии с программой "Сотрудничество "Атом-СНГ". С этой целью НИЯУ МИФИ взаимодействует с БГУ, БГУИР и БНТУ по разработке и реализации дистанционных технологий совместной подготовки кадров для национальных программ развития мирных ядерных технологий; совместных образовательных программ, двойных дипломов на уровне бакалавриата и магистратуры, по результатам освоения которых выдаются дипломы обоих вузов; олимпиад и других конкурсных мероприятий с возможностью учета их результатов при поступлении на обучение по совместным программам.
На данный момент 15 студентов МГЭИ им. Сахарова уже обучаются по программам двойных дипломов. Проводятся мероприятия интернет-школы "Международное ядерное образование".
Также по проекту "Атом-СНГ" ведется переподготовка специалистов атомной отрасли Беларуси.
Подробную информацию о свободных местах можно получить в отделе кадров государственного предприятия "Белорусская АЭС", оставив обращение на официальном сайте.
Отбор претендентов проводится по существующему банку резюме на предприятии. Основным критерием при рассмотрении кандидата на трудоустройство является профильное образование и опыт работы в атомной или энергетической отрасли.
Кандидат на трудоустройство обязательно проходит индивидуальное собеседование с начальником структурного подразделения и руководством АЭС, после чего резюме направляется в службу безопасности предприятия для специальной проверки. После положительного результата принимается окончательное решение о трудоустройстве.
Прием на работу осуществляется конкурсным путем в соответствии со штатным расписанием согласно процедурам, установленным на Белорусской АЭС.
Сейчас мы комплектуем в основном первый энергоблок, параллельно идет комплектование второго энергоблока. Первый блок укомплектован оперативным персоналом практически на 90%.
После окончания университета наши выпускники имеют возможность трудоустроиться на Белорусскую АЭС. Приведу статистику по годам: в 2014 году на БелАЭС мы распределили 10 человек, в 2015-м - 11, в 2016-м - 8, в 2017-м - уже 18, то есть практически весь выпуск по специальности "паротурбинные установки атомных электрических станций". 22 марта 2018 года состоится новое распределение, и, по предварительной информации, практически всех наших выпускников по этой специальности примет к себе на работу БелАЭС.
Конечно, реально: в 2016 году на БелАЭС было распределено 14 человек (по двум специальностям - "промышленная электроника" и "электронные и информационно-управляющие системы физических установок"), а в 2017 году - 10 человек по специальности "электронные и информационно-управляющие системы физических установок".
БелАЭС каждый год берет в реакторный цех 5-7 человек. И это при том, что станция еще не запущена.
Психологическое обследование проводится для всего оперативного персонала АЭС, в том числе для персонала блочного пункта управления АЭС, с учетом степени ответственности при принятии решений. Обязательным требованием является присутствие психологов и при проведении занятий на полномасштабном тренажере.
Этот вопрос находится под пристальным вниманием на уровне правительства и Министерства энергетики Беларуси. Сейчас же в первую очередь необходимо приложить все усилия для опережающей подготовки принимаемого персонала и допуска его к самостоятельной работе на всех этапах сооружения Белорусской АЭС.
Социальные гарантии и компенсации установлены коллективным договором Белорусской АЭС. Например, работникам АЭС предоставляется оплачиваемый отпуск, выплачивается материальная помощь, производятся единовременные выплаты ко Дню энергетика, юбилейным дням рождения сотрудников предприятия, в связи с непредвиденными материальными затруднениями и т.д.
Все работники обеспечиваются жильем в зависимости от состава семьи, вопросы его предоставления рассматриваются на совещании жилищной комиссии БелАЭС.
Нашим студентам, которые распределялись на БелАЭС, сразу предоставляли квартиры. Тем, кто ехал с семьей и детьми, предоставляли двух-, трехкомнатные. Они очень довольны. В Минске таких условий нет. И важно, что это именно новые дома.
Плата за арендное жилье минимальная. Думаю, такой подход с арендным жильем правильный, и за рубежом в основном жилье арендное.
К тому же сейчас на АЭС работают более 5 тыс. строителей, после окончания строительно-монтажных работ они уедут, и эти квартиры освободятся.
Жилье - это, конечно, замечательная мотивация для наших молодых специалистов и выпускников. Не знаю, какое еще из предприятий, может сразу обеспечивать жильем выпускников вузов. Плюс хорошая зарплата. Поэтому, безусловно, это хорошая мотивация.
Могу рассказать на своем опыте, я не из Островца, родом из Слуцка Минской области. На станцию в 2015 году приехал уже с женой (поженились после четвертого курса). Она тоже была студенткой, учились в одной группе, но на разных специальностях. Нас распределили на одно предприятие. В день приезда и оформления на работу нам предоставили комнату в общежитии. Общежитие было полностью обустроено: кровати, шкафы, стулья, столы, тумбочки, холодильник, плита и др. После двух недель работы моей семье предоставили двухкомнатную квартиру с ремонтом и сантехникой. Так что все решается очень оперативно и эффективно.
Также мне как молодому специалисту выплатили средства на переезд, за которые мы приобрели мебель.
В городе есть поликлиника, в которой отдельно выделили специалистов для "участка АЭС". Рядом строится (идет внутренняя отделка) новый медицинский комплекс (больница, поликлиника, лаборатории и др.). Недавно открылся еще один садик с бассейном, рядом школа, почта, кафе. Строятся супермаркеты. Обустраиваются детские площадки с полями для футбола, баскетбола, волейбола. Все в шаговой доступности.
На нашей кафедре с первого по четвертый курс обучается 80 студентов. На пятом курсе в этом учебном году готовится к выпуску 21 человек. В итоге на данный момент обучается 101 студент по специальности "паротурбинные установки атомных электрических станций". Многие выпускники этой специальности повышают свой профессиональный уровень, обучаясь в магистратуре. Кстати, начиная с 2018 года по инициативе Белорусской АЭС эта специальность будет преобразована в новую - "проектирование и эксплуатация атомных электрических станций", что в большей степени будет соответствовать реальности и расширит область использования знаний и навыков наших выпускников.
К атомным специальностям очень большой интерес у нашей молодежи. В моей практике были моменты, когда студенты со специальности "тепловые электрические станции" переводились на специальность "паротурбинные установки атомных электрических станций". Сейчас просятся распределиться на БелАЭС студенты других специальностей нашей кафедры.
Заинтересованность большая как у студентов, так и у школьников - об этом можно судить по дням открытых дверей. Белорусская АЭС - это новый, перспективный объект, поэтому и специальность востребованная.
Набор на специальность "ядерные физика и технологии" - 30 человек в год. Интерес к данной специальности достаточно высок. Это показывает высокий конкурс абитуриентов при поступлении и проходной балл.
Для повышения интереса и уровня знаний белорусов в области ядерных технологий в БГУ разработан сайт широкого профиля "Ядерные знания".
Естественно, что станция к моменту пуска будет обеспечена всеми необходимыми специалистами, это входит в контракт по строительству АЭС.
Как уже упоминалось, в настоящее время станция берет 5-7 наших выпускников. Остальные ребята, обучавшиеся по специальности "ядерные физика и технологии", распределяются в другие организации ядерной отрасли Беларуси.
Сегодня в БГУИР такая специальность одна - "электронные и информационно-управляющие системы физических установок". По ней обучаются 96 студентов.
О том, что интерес к "атомке" достаточно велик, свидетельствуют проходные баллы на специальность "электронные и информационно-управляющие системы физических установок". В 2016 году проходной балл составлял 241, в 2017-м - уже 252. Я уверена, что с вводом в эксплуатацию БелАЭС и распространением информации о специальности (которая пока относительно новая - в этом году состоялся первый выпуск специалистов) и конкурентных не только на белорусском пространстве выпускниках конкурс на поступление существенно возрастет.
Перед нашими выпускниками открывается возможность работать на предприятиях Минэнерго, в Госатомнадзоре, на предприятиях - разработчиках специфического оборудования: "Атомтех", "Полимастер", "Пеленг", компаниях Парка высоких технологий, радиопрофиля и т.д. Поэтому специальность перспективна, пользуется соответствующим интересом со стороны абитуриентов. Спрос на наших выпускников, а также количество желающих пройти обучение по этой специальности, будет только возрастать.
В данный момент на Белорусской АЭС работает около 130 зарубежных специалистов (в основном из России и Украины), чьи знания, опыт и навыки активно перенимаются белорусскими коллегами. Эти специалисты занимают такие важные должности, как начальник смены станции, начальник смены блока, начальник смены реакторного цеха и др.
Учитывая, что для пуска энергоблока №1 Белорусской АЭС оперативный персонал БПУ практически набран, пока нет необходимости в дополнительном привлечении кадров из-за рубежа. Но не исключена возможность комплектации зарубежными специалистами при дефиците опытных кадров и для заполнения позиций ответственных должностей. Основной упор в настоящее время делается на подготовку белорусских специалистов.
Первое - это организация практики, второе - мы приглашаем ведущих специалистов по атомной энергетике из технических вузов и ядерных центров, экспертов МАГАТЭ для чтения лекций нашим студентам. Курс лекций у нас читал даже лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов. Чтобы пригласить специалиста из-за границы, уходит несколько месяцев: на согласование, решение финансовых вопросов и организацию занятий. Тем не менее при поддержке российской стороны и руководства нашего университета мы это делаем.
В первую очередь это сотрудничество выражается в прохождении практики нашими студентами на объектах, расположенных в России. Четыре выпускника БГУИР прошли обучение в магистратуре НИЯУ МИФИ. Еще одно направление сотрудничества - это стажировки профессорско-преподавательского состава. Эти стажировки организованы в тех же местах, где проходят практику студенты, а также в Томском политехническом университете, Уральском федеральном университете им. Б.Н. Ельцина, технической академии "Росатома" (Обнинск) и др.
Кроме того, БГУИР, наряду с НИЯУ МИФИ и Нижегородским государственным техническим университетом, выступил инициатором создания региональной сети "Образование и подготовка специалистов в области ядерных технологий (STAR-NET)", о которой уже упоминал российский коллега. В настоящее время в эту образовательную сеть входят 12 университетов из 6 стран, в которых осуществляется подготовка специалистов по ядерным технологиям. Совместные мероприятия помогают развивать и укреплять сферу образования и подготовки специалистов в области ядерных технологий в странах - членах сети.
В рамках STAR-NET ежегодно проводится международная студенческая олимпиада по ядерной физике и ядерным технологиям, и наши студенты ежегодно занимают призовые места.
В настоящее время идет дистанционная разработка совместных электронных образовательных ресурсов на электронной платформе, предоставленной и поддерживаемой МАГАТЭ, с использованием облачных технологий. Т.е. у студентов появляется уникальная возможность проходить обучение по лучшим учебно-методическим пособиям, разработанными интернациональными командами преподавателей и разработчиков ядерных технологий.