Вопросы конференции
Такая возможность законодательством предусмотрена, но при соблюдении определенных условий. Так, законом "О занятости населения Республики Беларусь" предусмотрено назначение гражданам досрочной пенсии по возрасту, но не ранее чем на один год до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Причем граждане должны быть признаны в установленном порядке безработными, имеющими право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель (такое право предоставляется женщинам, у которых стаж работы составляет не менее 33 лет, мужчинам, у которых стаж работы - не менее 38 лет).
Таким гражданам - при отсутствии возможности для трудоустройства - вместо пособия по безработице с их согласия может быть предложено назначение досрочной пенсии по возрасту.
Согласно законодательству пенсия за выслугу лет не выплачивается в период работы, дающей право на эту пенсию. Работа в детской школе искусств права на пенсию за выслугу лет не дает. Соответственно в период работы в этой школе выплата пенсии за выслугу лет будет производиться.
Перерасчет назначенных пенсий по возрасту, в том числе досрочных, с учетом стажа работы, протекавшей после их назначения, производится при условии неполучения пенсий за этот период. Поэтому если в период работы вы пенсию получали, то оснований для ее перерасчета не имеется.
Обязательным условием для включения в специальный стаж, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по спискам №1 и №2, периодов работы после 1 января 1992 года является подтверждение особых условий труда результатами аттестации рабочих мест.
Законодательство Республики Казахстан не связывает предоставление права на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту по спискам №1 и №2 с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Соответственно аттестация для целей пенсионного обеспечения за работу с особыми условиями труда в Казахстане не проводится.
Поэтому оснований для включения в специальный стаж работы, дающей в Беларуси право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по спискам №1 и №2, периода работы на территории Казахстана после 1 января 1992 года не имеется.
В соответствии со ст. 53 закона "О пенсионном обеспечении" в специальный стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на такую пенсию, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата.
Таким образом, время работы на 0,5 ставки не включается в специальный стаж.
Согласно ст. 20 закона "О пенсионном обеспечении" отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет (из них не менее 5 лет с уплатой обязательных страховых взносов), если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не воспользовалась приобретенным ею правом на досрочную пенсию по возрасту по данному основанию.
Поскольку ваша жена воспользовалась своим правом на досрочную пенсию по возрасту как мать ребенка-инвалида, то нет оснований для назначения вам пенсии по нормам ст. 20 закона "О пенсионном обеспечении".
Согласно ст. 53 закона "О пенсионном обеспечении" при исчислении специального стажа для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в этот стаж засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата.
Поскольку в трудовой книжке нет полных сведений о факторах, определяющих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (например, о занятости на работах в течение полного рабочего дня, о выполнении работ определенным способом и др.), в подтверждение специального стажа работы принимаются уточняющие справки работодателей по форме, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30 октября 2006 года №134.
Требование управления по труду, занятости и соцзащите о предоставлении уточняющей справки правомерно.
Вопросы пенсионного обеспечения в Беларуси регулируются законом "О пенсионном обеспечении". Согласно этому закону в республике право на пенсионное обеспечение предоставляется только гражданам, постоянно проживающим на ее территории. При назначении пенсии по нормам этого закона стаж работы за пределами Беларуси не учитывается.
Иной порядок пенсионирования граждан, в частности, устанавливающий назначение пенсий каждым государством за стаж работы на его территории, может быть предусмотрен международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Беларусь с другими государствами в области социального (пенсионного) обеспечения.
Такого договора в области пенсионного обеспечения у Беларуси с Великобританией нет. И его заключение в ближайшее время не планируется.
В настоящее время доплату к пенсии получают 608,3 тыс. пенсионеров. Изменения по кругу лиц для установления доплаты не планируются.
Статус "ветеран труда" устанавливается в зависимости от продолжительности трудового стажа. Продолжительность стажа оказывает непосредственное влияние на размер пенсии. В этой связи дополнительные выплаты по указанному основанию законодательство не предусматривает.
Вопрос об установлении новой (отдельной) возрастной надбавки лицам, достигшим 90 летнего возраста, не рассматривается.
Да, такой вопрос в настоящее время прорабатывается с заинтересованными государственными органами и общественными объединениями.