Вопросы конференции
Лидер сегодня БелАЗ, у них средняя зарплата около Br1,4 тыс. На втором месте - БМЗ. Вышел на Br1 тыс. у нас "Амкодор", приближается МТЗ, завод им. Козлова, БелОМО. Есть небольшие предприятия, где зарплата небольшая.
Задача по выходу на Br1 тыс. - это общая установка, и мы к ней идем. Главное, чтобы производительность превышала заработную плату. Мы это выполняем.
Этим вопросом мы занимались давно, даже отмечалось, что должен появиться такой закон. Но какая цель этого нормативно-правового акта? Вчера на коллегии мы рассматривали этот вопрос. Хочу сказать, что в законе ради закона смысла нет. Сегодня ничто не мешает промышленности развиваться. У нас есть государственная программа развития машиностроения, есть у каждого холдинга определенные направления строительства.
Россия приняла закон "О промышленной политике". Дальше что? Что мешает сегодня работать? Ничего не мешает. Поэтому мы не видим необходимости в разработке такого нормативно-правового акта. Потому что если сегодня серьезно этим заниматься, то нужно рассматривать вопрос, кто эту политику будет осуществлять.
Речь идет. Но есть заключение Министерства экономики на этот счет, МИД, Минфина - все сегодня считают, что этого делать не нужно. Сегодня в стране созданы все условия, не надо заниматься перестройкой. Нельзя просто поменять вывеску.
И об этом мы говорим. Но тот же вопрос: что дальше? Я это к чему: сделаем мы Министерство промышленной политики. Что поменяется? Давайте возьмем почитать российский закон "О промышленной политике" и наши Основные направления развития промышленного комплекса до 2020 года - они практически ничем не отличаются.
А что сегодня мешает внедрять эти элементы? Зачем изобретать велосипед. Мы говорим о том, что ОАО должны созреть, чтобы стать эффективными собственниками. То есть наблюдательные советы акционерных обществ должны быть не просто статистами, а должны реально управлять предприятиями. Если они не могут это делать, нужно пригласить того, кто сможет. Может быть, даже из другой страны. Это должен быть тот, кто покажет, как нужно делать. Но для этого нужна законодательная база, возможность оплатить услуги менеджера.
Было бы неправильно и нечестно с моей стороны, если бы я не сказал, что №1 - это продукция Минского завода колесных тягачей. №2 - это техника БелАЗа. №3 для меня - МТЗ. Продукция мне ближе, потому что моя специальность - автомобили и тракторы.
Но у нас есть еще масса предприятий. Не хотелось бы обидеть ни "Интеграл", ни "БелОМО", никого. Нам есть чем гордиться.
Праздновать будем масштабно. В этом году праздник пройдет на территории Минского тракторного завода, на площади Ванеева даже растяжка будет висеть. Пройдет выставка машиностроительной продукции, где будут выставлены новинки. Будет организована продажа продукции Министерства промышленности со скидками. Можно будет купить и трактор, и холодильник, и даже замок навесной. Будет концерт. Поэтому всех приглашаем посетить этот праздник.
К празднику приурочили еще одно событие - открытие музея МТЗ. У каждого завода есть история. Обычно, когда приходят молодые специалисты, у них есть такой месячник адаптации, когда им рассказывают об истории предприятия и объясняют, куда они пришли на работу. А в музее он поймет, как богата история предприятия, продолжателем которой он может стать.
Я считаю, что День машиностроителя - это серьезный праздник, наше государство - это машиностроительная держава, и, повторю, нам есть чем гордиться.
Праздник организуем для того, чтобы будущее поколение понимало, что машиностроение нужно развивать и приумножать, что нужны новые идеи для того, чтобы машиностроение Беларуси занимало достойное место в международном разделении труда.
Я бы хотел, прежде всего, пожелать здоровья работникам и их семьям. Желаю, чтобы возрождались династии. Чтобы все работники гордились тем, что они делают. Если они будут гордиться, они не будут делать продукцию плохого качества. Желаю, чтобы уважали свой труд и стремились к лучшему. Чтобы понимали, что если они делают автомобиль, то они как минимум сами должны быть готовы его купить. Я верю, что все мы патриоты своей страны, что мы делаем товар, который нужен в том числе и нам, что мы будет его покупать, рекламировать и поставлять на внешние рынки.