Вопросы конференции
Указ №240 представляет новую систему государственной поддержки. Это не значит, что прежнее все разрушается, отменяется. Это дополнительный механизм, который направлен на то, чтобы привлечь дополнительные кредитные ресурсы, потому что как таковых чисто льготных кредитов с каждым годом становится меньше. Сейчас они формируются только из возвратных кредитов Беларусбанка (по ранее выданным), и бюджет уже напрямую не производит вливаний финансовых ресурсов в эту кредитную систему, поэтому для того, чтобы добавить, был принят такой указ. Просто напомню цифры, о которых уже не раз говорили: если у нас сейчас порядка 188 млн кредита, то в сравнении с предыдущими годами это в несколько раз меньше. И для того чтобы эту разницу восполнить, во-первых, было принято решение о компенсации коммерческих кредитов в размере половины ставки рефинансирования (это 80 млн в общей сложности), и сейчас на 135 млн (пока найдена такая сумма, мы надеемся, будет больше) будет оказываться субсидия. И субсидия будет адресная.
Предложена, разработана система, которая позволяет привлечь кредиты коммерческих банков в жилищный сектор, но сделать эти кредиты доступными для граждан за счет субсидирования. Условно, если кредит сегодня в банке дают под 17-20% на жилищное строительство на общих условиях, а этот кредит будет брать гражданин, который имеет право на субсидию, ему будет компенсироваться в зависимости от категории ставка рефинансирования плюс 3% (это, например, для многодетных семей с четырьмя детьми), ставка рефинансирования плюс 2% (просто для многодетных семей), для остальных категорий ставка рефинансирования минус 2%. И еще будет компенсироваться основной долг: для многодетных, четверо детей и больше 100% основного долга компенсируется, для тех, у кого трое детей, - 95%, для детей-сирот - 35%, для молодых семей при рождении первого ребенка будет компенсироваться 10% от остатка кредита, 20% - на второго ребенка. Вот такая схема.
Если говорить обобщенно, то платежи по кредиту близки и не намного будут превышать платежи, которые предоставляются по кредитам 13-го указа. В этой системе будут работать не только Беларусбанк и Белагропромбанк, как сейчас (пока мы видим вот эти 135 млн, они формируются из двух банков). Но будут и другие, коммерческие банки. Получается, что 135 млн - это средства банков, кредиты на чисто коммерческих условиях. Беларусбанк и Белагропромбанк определили, что именно эту сумму они могут выдать до конца года. У иных банков тоже есть свободные кредитные ресурсы. Мы работали с крупнейшими банками Беларуси в процессе подготовки этого указа, прислушивались к ним, они нам что-то подсказывали как разработчикам. И вообще над этим работала целая рабочая группа - полтора десятка специалистов еженедельно, каждодневно занимались этим документом.
Если говорить о коммерческих банках, они пока присматриваются к этой системе. И мы понимаем определенные сложности. У них нет структур, которые существуют у Беларусбанка и частично у Белагропромбанка для работы именно с такими системными кредитами с государственной поддержкой. Им надо создавать эти структуры.
Нет, указ №13 остается, он работает, но работает на возвратных ресурсах банка. Это уже тоже его собственные деньги, но учитывая, что объемы льготных кредитов уменьшаются, то и возвратные ресурсы уменьшаются. То есть если кредитование по указу №13 начиналось с порядка Br130-140 млн, сейчас оно уже около Br120 млн и дальше будет из года в год снижаться. И будет замещаться коммерческими кредитами по указу №240.
Можно сказать, что указ №240 систематизировал различные элементы об этом злободневном указе №585. Он вобрал в себя те субсидии государства, которые были по указу №585. Они аналогичны, сопоставимы с субсидиями, которые по указу №240 существуют. Поэтому указ №585 и был отменен.
Он создал механизм, который позволяет получить ресурсы для жилищного строительства и получения кредитов гражданами. Это одна из важнейших составляющих этого указа. Потому что 13-й указ базировался сугубо на бюджете, а здесь уже есть элементы коммерциализации.
Почему указ №585 был ограничен в действии до 6 августа? Скажем откровенно, что таких льготных ресурсов в государстве меньше, чем хотелось бы их получить гражданам. Поэтому искались варианты, как их увеличить. По этому указу помощь на погашение коммерческих кредитов не была привязана к очередности. Получалось так, что когда исчерпывался лимит кредита за год, первые стоящие в очереди не получали уже средств. А в это время граждане, стоящие значительно дальше в очереди, имели возможность получить государственную поддержку. Поэтому возникал некий дисбаланс. Система была сформирована в те времена, когда денег, вроде бы, на все хватало и не было этого конфликта интересов, а сейчас он начал проявляться. Как следствие - ограничения были введены по указу №585. В то же время было понимание, что некоторое количество граждан окажется в сложной ситуации. Надо было это дополнительно оценить, и эта работа продолжается. Министр архитектуры и строительства Анатолий Черный, посмотрев на сложившуюся ситуацию, высказал позицию министерства о продлении действия указа №585.
Хотелось бы напомнить, что сейчас рассматривается вариант сохранения действия этого указа на те объекты жилищного строительства, которые начаты до вступления в действие указа №240. Нужно учесть еще один момент, что не просто начаты эти объекты и люди уже заключили договоры на получение коммерческих кредитов, рассматривается вариант с внесением предложения в Администрацию Президента о том, чтобы дать возможность до 6 августа заключать такие договоры. Нужно посмотреть, насколько это будет поддержано, какой период займет реализация таких предложений в случае поддержки. Это будет видно, когда мы четко определимся и по количеству семей, и по объему средств, ведь средства нужно еще дополнительно изыскать. Сейчас в исполкомах уточняют эту информацию, которая впоследствии будет аккумулироваться у нас.
Даже в рамках действующей формы указа у всех, кто обратится до 6 августа в исполком с соответствующим пакетом документов на получение субсидии, они будут приняты. Эти люди будут потом рассматриваться для предоставления субсидии. Иной вопрос, что немало объектов, которые не введены, и человек сейчас просто не может собрать пакет документов для того, чтобы предоставить его в исполком. Там он рассматривается после ввода объекта в эксплуатацию, регистрации права собственности семьи на жилое помещение и регистрацию членов семьи в построенном помещении. В этой связи понятны и сложности исполкомов, которым фактически нужно проверить каждого человека в каждом жилом доме: имеет ли он право на субсидию, пойдет он за кредитом или нет, какой возьмет размер коммерческого кредита, который дается под платежеспособность. Исполкомам установлен срок до конца текущей недели, в который требуется проверить сведения. Надеемся, что работу удастся провести оперативно, возможно, потребуется еще несколько дней. Однако нужно отметить, что это будет оценочная цифра, не абсолютная. Дальше все уже уточнит сама жизнь.
В первом полугодии построена практически половина тех объектов, которые запланированы на 2017 год. В принципе, все расписано по домам, по деньгам, по квартирам, мы управляем этим процессом.
Если эта семья взяла кредит с компенсацией 50% ставки рефинансирования, то она уже получила государственную поддержку - в размере этих 50%. Получить господдержку можно один раз. Поэтому иных вариантов уже не будет. Но для многодетных семей определено: если необходимость в улучшении жилищных условий возникла в связи с рождением еще одного ребенка, то государственная поддержка может быть предоставлена повторно. То есть семья опять становится на учет, признается необеспеченной по нормативам жилой площадью.
Если дом сдан, то надо оформлять документы. А если нет, то надо ожидать, как разрешится ситуация с предложением о продлении действия указа №585. Под действие указа №240 они уже не попадают, потому что получили кредит на иных условиях.
Необходимо обязательно дождаться очереди. Но имейте в виду, что многодетные семьи в первоочередном порядке обеспечиваются государственной поддержкой. В любом случае это будет значительно быстрее, чем по номеру обозначенной очереди.
Пока граница действия указа №585 - 6 августа. Если будет принято решение о корректировке, тогда нужно будет смотреть на конкретные сроки его продления. Может быть предложено, например, ограничить 2017 годом период завершения возведения домов, строительство которых начато до принятия указа №240. Возможны варианты.
Как только подойдет очередь, исполкомом будет предложено строительство, тогда предоставляются соответствующие документы, начисляются субсидии и т.д. Прежде всего, должна подойти очередь. Стоит пойти в исполком и поинтересоваться своим местом в ней, условиями указа №240 и т.д.
На ранее выданные кредиты субсидии не распространяются. Если имеется в виду указ №585, то он распространяется только на многодетные и молодые семьи. Причем, чтобы относиться к понятию "молодая семья", не обязательно иметь детей. Однако в таком случае указ №585 не действует, поскольку согласно ему субсидия выделяется на детей. А если граждане становились на учет как молодая семья без детей, а дети появились, то тогда они будут иметь право на получение помощи от государства. Ведь этот механизм и создан для стимулирования демографической ситуации.
В соответствии с указом №240 на одного ребенка также предусмотрена субсидия на погашение основного долга. Прежде всего, надо дождаться, когда подойдет очередь. Люди массово восприняли, что раз речь идет о коммерческих кредитах, то субсидии будут предоставляться без очереди. Но это не так. Господдержка подразумевает очередность.
Если вы будете обеспечены по нормам жилой площади и вас снимут с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, то в таком случае субсидия по указу №240 не положена. Что касается возможности воспользоваться государственной поддержкой по указу №585, то здесь действуют обязательные условия: малообеспеченность, очередность, наличие детей.