Вопросы конференции
Основной документ, который определяет стратегию территориального развития, функционального зонирования, - это генплан и соответствующие проекты детального планирования на отдельных территориях. Так вот по генплану у нас шесть этапов развития всего парка. Напомню, что весь парк - это 90 кв. км, а то, что сейчас мы построили и ввели в эксплуатацию - это на 3,5 кв. км.
Это очень большая территория, поэтому было решено разделить на шесть этапов, которые будут идти в чем-то параллельно друг с другом. Так, в этом году хотим достичь конкретных договоренностей с одним из наших основных инвесторов в области социально-туристической направленности - Гонконгской корпорацией по развитию туризма. Если это произойдет, то приступим ко второму этапу - строительству инфраструктуры для возведения парка развлечений. Предположительно, он расположится на берегу водохранилища и займет территорию около 220 га.
У нас подписано соглашение с Гонконгской корпорацией по развитию туризма, определена очень схематичная дорожная карта, первый шаг из которой мы должны выполнить в начале года - зарегистрировать компанию и создать представительство в Беларуси. Оно будет работать как по нашему проекту, так и в целом содействовать развитию туризма в стране. Представительство должно будет определить, что же конкретно в нашем регионе можно сделать с точки зрения привлечения туризма, развития услуг развлекательного характера. Другими словами, предстоит сказать, что это должен быть за парк - или подобие Диснейленда, или тропический парк, или еще что-то. Причем это должны быть развлечения, которые притянут туристов не только из Беларуси, но и из других стран. Именно в этом продукте очень важен анализ рынка, потому что мы понимаем, что небольшого населения Беларуси недостаточно для того, чтобы окупить такой масштабный развлекательный проект. Поэтому нужно понять, что предложить пользователям, чтобы сюда приезжали.
В генплане серьезное внимание уделено инженерной инфраструктуре: как развивать парк и регион в целом. Мы знаем, что расширяется аэропорт, строится вторая взлетно-посадочная полоса аэропорта. Это не просто проект - это огромное количество инженерных сетей, дорог, и этот комплекс нужно увязать с существующими вопросами, в том числе с парком. Поэтому одно из направлений - взаимоувязка этих территориальных проектов. Например, стоки, которые будет образовывать аэропорт, мы будем принимать на свои очистные сооружения. Это тоже элемент развития региона. То же с поселком Сокол, который располагается в километре от парка. Мы его рассматриваем как один из источников трудовых ресурсов для парка. Также мы начинаем связываться инфраструктурой по хозяйственно-бытовым стокам, которые сейчас идут за 16 км в Смолевичи на очистку, государство тратит огромные ресурсы на перекачку, это электричество, канализация, которую нужно обслуживать. Мы предлагаем перенести их на те очистные сооружения, которые строит парк. То есть это не только парк - это территория.
Что касается непосредственно развития парка, то это два этапа: стартовый, который мы практически реализовали, и этап развития, к которому мы приступаем в этом году. Будет дальше строить дороги, улицы, сооружения, чтобы освоить до 2020 года первый этап - 850 га. Приступить к полному освоению всего парка планируем до 2030 года. Это будет происходить параллельно, но исходя из ситуации. Что-то может меняться, корректироваться.
Генпланом предусмотрено, что парк - это не просто территория, где будет развиваться промышленность, это такой индустриальный город со своим населением, социальными объектами. На первом этапе, согласно измененному генплану, речь идет о городе с населением около 10 тыс. человек. Сейчас на территории около 50 га мы ведем разработку проекта жилой застройки, чтобы в 2017 году начать строительство первого жилого дома. Это будет арендное жилье, около 150 квартир. По стратегии жилищного развития парка есть связи с Минском, Смолевичами, Соколом, чтобы обеспечить приток трудовых ресурсов, предусмотреть трудовую миграцию.
В 2017 году значительное внимание будет уделено созданию необходимых для работающих в парке объектов торговли, общественного питания и сервиса. Помимо жилья планируется начать строительство поликлиники на 250 посещений в смену, а также автостанции в Смолевичах. Уже сейчас по этим объектам ведется подготовка документов для передачи на рассмотрение китайской стороной. Кроме того, будет организовано автобусное движение между парком и Минском, Смолевичами.
Необходимо понимать, что новый экономический пояс Шелкового пути - это не просто дороги и движение товаров, как некоторые упрощенно себе представляют. В работе по подключению к этой инициативе Китая должна участвовать вся страна, она должна проводиться во всех сферах. Это не только территория индустриального парка, но и инфраструктурные проекты, и магистральные направления движения товаров с точки зрения железнодорожного, воздушного, автомобильного транспорта.
Важным постулатом является то, что нет неких установленных "путей" нового экономического пояса Шелкового пути. В представлении инициатора этого мегапроекта Китайской Народной Республики - это прежде всего определенные точки экономического развития, главные из которых - индустриальные парки, такие как "Великий камень". И китайская сторона вкладывается в их создание.
Так, вдоль нового экономического пояса Шелкового пути Китаем в 20 странах создано либо создается 46 индустриальных парков и зон торгово-экономического сотрудничества, в которые эта страна уже инвестировала около $18 млрд, а в целом в создание инфраструктурных и производственных объектов в странах пояса - около $100 млрд.
Почему мы говорим, что "Великий камень" - это узловая платформа экономического пояса Шелкового пути? Потому что это точка экономического применения, экономических интересов многих агентов - и КНР, и страны, в которой создается эта территория развития, и так далее. К тому же это один из крупнейших проектов экономического пояса Шелкового пути.
Для того чтобы стать такой важной точкой нового Шелкового пути, его узловой платформой, нам важно реализовать три задачи. Необходимо обеспечить приход в "Великий камень" крупных компаний и открытие ими там своих производств, создать максимально комфортные условия для ведения бизнеса (законодательные, экономические, организационные, административные, логистические и т.д.) и построить современную инфраструктуру.
Исходя из опыта развития китайских промышленных парков, любая особая экономическая зона начинает полноценно функционировать и включаются внутренние механизмы ее роста, позволяющие притягивать новые компании, если в такой зоне работают не менее 50 резидентов. К такому количеству мы рассчитываем прийти через два-три года.
Что касается инфраструктуры, то в полном объеме ее создание планируется завершить в 2022 году. Это не только автомобильные и железные дороги, инженерные сети, но и крупнейший транспортный узел, позволяющий осуществлять мультимодальные перевозки. Он замкнет на себе авто-, авиа- и железнодорожный транспорт.
Одновременно будет вестись работа по упрощению в парке таможенного, валютного регулирования, процедур по сертификации продукции, в области проектирования и строительства и так далее - то, о чем мы уже сегодня говорили.
Только реализовав весь перечисленный комплекс задач, мы сможем с полной уверенностью сказать о том, что парк действительно стал узловой платформой экономического пояса Шелкового пути.
С точки зрения прикладных процессов формирования экономического пояса Шелкового пути, мы включились во все, что только было можно: строим опорную точку по генерированию потоков, логистический парк, развиваем логистику и прочее. Но идея экономического пояса тоже постоянно совершенствуется, обрастает какими-то новыми направлениями. Недавно, например, в Китае было заявлено о научно-техническом наполнении Шелкового пути и развитии соответствующей инфраструктуры. И Китайско-белорусский центр коммерциализации инноваций, который был открыт в Минске в конце декабря, создавался также с учетом этой политики.
Поэтому сфера охвата расширяется. Но я не исключаю, что возможно формирование некоего союза тех стран, которые включены в проекты экономического пояса Шелкового пути. И нам нужно активно в эти процессы включаться. В этой связи важно выстроить с этими странами хорошие отношения по всем направлениям.
И мы над этим работаем - как на азиатском, так и на европейском направлении. Например, прорабатываем совместные проекты с немецким портом Дуйсбург - одним из крупнейших речных портов в Европе, приглашаем немецких коллег оценить парк с точки зрения соответствия всем европейским стандартам экологической безопасности. Выстраиваем связи с государствами Балтии, с Польшей и другими странами.
Действительно, это интересы не только Китая или Беларуси, но и всех стран, которые вовлечены в эту цепочку. И эти интересы должны быть взаимовыгодными. Я думаю, это главный аспект самой идеи. Потому что выстроить такое движение экономических процессов внутри огромного территориального коридора - это глобальный проект, и чрезвычайно важно, что Беларусь является частью этого проекта.
Готов на цифрах ответить. Надо понимать, что пока в парке работают только строительные организации. Причем они выбираются по конкурсу. Но, например, передвижная механизированная колонна №72 из Смолевичей получила от нас контракты на $1,5 млн. Думаю, это очень неплохо. Есть и косвенные связи, люди, которые работают на других подрядчиков. Но отследить это крайне сложно, да и задачи такой нет.
Что касается налогов: повторюсь, что никто из резидентов еще не начал деятельность. На сегодняшних день два основных юрлица - это "Компания по развитию индустриального парка" и "Чайна Мерчантс Логистикс" - инвестируют. И мы заплатили $1,1 млн налогов, что тоже, думаю, неплохо, учитывая, что это свободная экономическая зона и специальный режим.
Что касается перспективы. В скором времени введется логистический субпарк, в котором будет от 100 до 500 рабочих мест. Мы ввели свои сооружения и начинаем работу по поиску кадров. Первые заявки в ближайшее время будут размещены в базах данных, в источниках в интернете, через кадровые агентства. Поэтому жителей близлежащих районов призываю смотреть информацию.
Поэтому говорить о том, что влияния на регион нет, неправильно.
Инвесторы обращаются с разными вопросами. Например, необходимо зарегистрировать юрлицо. И это происходит в течение нескольких часов. Последний пример: к нам обратилась компания "Чайна Телеком" за регистрацией как юридического лица и вхождением в наш парк. Мы ей в течение часа при наличии всех необходимых документов эту процедуру осуществили. Сейчас продолжается работа с данной корпорацией, чтобы получить соответствующие разрешительные документы по прокладке оптоволоконного кабеля. Процедура оказалась трудоемкая. Но инвестор пришел к нам, и мы работаем. Это принцип одного окна.
Что касается предложений по тому или иному улучшению, то есть инвесторы, которые бы хотели снизить потолок вхождения в парк и получения льгот, который в настоящее время составляет минимум $5 млн (хотя, подчеркну, для китайских инвесторов такие просьбы не свойственны). С юридической точки зрения мы не можем пойти на это, потому что потолок определен указом, который регулирует деятельность парка. Но мы понимаем, что есть компании, которые не имеют суммы в $5 млн, но при этом их продукция является действительно инновационной и высокотехнологичной. Это может быть даже стартап, который здесь и сейчас хотел бы начать деятельность. И мы бы хотели внести изменения в законодательство, чтобы у администрации парка была возможность рассматривать такие проекты и самим принимать решения.
Есть и другие предложения инвесторов, которые мы стараемся аккумулировать и в будущем реализовать на практике. Некоторые считают необходимым расширить виды экономической деятельности, занимаясь которыми можно стать резидентом парка.
При этом подчеркну, что высокотехнологичность, конкурентоспособность, экспортная ориентированность, инновационность продукта - это критерии, от которых мы не должны отходить. Мы можем рассмотреть проекты индивидуально, но по этим критериям. Мы не гонимся за количеством, вопрос в качестве, в прорыве.
Управляющая компания как девелопер, застройщик, инвестор всей территории несет расходы. Чтобы их окупить, мы должны искать инвесторов для того, чтобы сдать им в аренду земли, помещения, оказать коммунальные услуги. Соответственно, компания кровно заинтересована в том, чтобы в парк приходили инвесторы. Это элемент бизнеса, без этого невозможно. Поэтому основной мотив совместной компании предопределен экономическими механизмами. Но здесь есть система противовесов: мы как субъект хозяйствования могли бы привести в парк всех, кто просится, лишь бы там бизнес развивался, осваивалась территория и т.д., но есть администрация, которая представляет государство, и она говорит, что не нужно всех - нужны только определенные виды деятельности. И это побуждает компанию действовать в конкретном направлении и привлекать резидентов, работающих в определенных отраслях. Другими словами, на передовой - управляющая компания, которая находит резидентов, а администрация отбирает тех, кто достоин.
Работу по привлечению инвесторов управляющей компанией можно разделить на три группы. Есть акционеры СЗАО - инвесторы, которые вкладывают деньги в развитие инфраструктуры. Это "Чайна Мерчантс Групп", "Синомач" (бывшее Министерство машиностроения Китая, огромная машиностроительная корпорация, которая буквально на днях отметила 20-летие, производит все, в том числе космические корабли), САМС и Харбинская инвестиционная группа. От них прямых инвестиций поступило $80 млн. Эта работа будет продолжена, мы постоянно увеличиваем наш уставный фонд, привлекаем новые ресурсы.
Второй блок - это сопутствующие компании, которые не являются резидентами, но крайне важны. Например, "Чайна телеком", которая уже инвестировала $1 млн только для организации работы на территории парка. Такие компании появятся в других областях: в социальном обслуживании, в общественном питании. Какая-то доля будет иностранного капитала. Но все это прямые инвестиции в страну.
Но основной блок - компании, для которых, собственно, и задумывался парк. Это будущие резиденты. Здесь СЗАО вырабатывает всевозможные меры для того, чтобы привлечь их в Беларусь. Традиционная работа - это выставки, презентации, роад-шоу, когда рассказываем о стране, о парке, о преимуществах, показываем и собираем тех, кто сам готов прийти, но пока не решается, нужен толчок. В рамках этого механизма функционирует представительство в Пекине, которое создано для того, чтобы заниматься привлечением инвесторов на месте. Ведь инвестору важно, чтобы в его стране кто-то был, кто бы мог оперативно предоставить информацию, при необходимости помочь решить проблемные моменты. В этом году мы начинаем делать ставку и на западный вектор - Европу и США, создаем специальное подразделение, которые начнет работать с февраля. Оно будет заниматься поиском инвесторов с учетом специфики, ментальности этого рынка. Естественно, все это работает в совокупности с деятельностью наших госорганов, диппредставительств, НАИП.
Второй элемент - это проекты, которые мы сами генерируем, чтобы подсказать инвесторам, что можно в Беларуси с учетом конкурентных преимуществ делать. Т.е. мы не просто говорим о льготах, а говорим о том, какие продукты можно создавать в парке, чтобы они были востребованы и имели хорошую экономику. Например, рынок фармпродукции. С этого года открылся единый евразийский рынок, значит, есть возможность заместить тот импорт, который идет на территорию ЕАЭС. Подготовлен специальный буклет, в котором все предлагаемые нами проекты обозначены - их около 50. Любой можно взять за основу. Этот продукт мы будет совершенствовать, ведь рынки развиваются, приходят новые технологии, надо показывать, какие у Беларуси есть возможности. Ведь многие не знают про Беларусь вообще, не говоря уже о частностях.
И еще один элемент, новый, который хотим реализовать в этом году, - это переход к проактивному поиску и, собственно, "выращиванию" резидентов. Есть много наработок, идей. Но их нужно коммерциализировать. Для этого мы и говорили, что должен быть создан Центр коммерциализации инноваций, но самое главное - капитал, венчурный фонд. По сути, венчурного финансирования в Беларуси нет. А для парка оно крайне важно, чтобы развивать территорию. Поэтому мы с нашими акционерами - "Чайна Мерчантс" и их инвестфондом проговорили, что создадим такой фонд с объемом инвестиций около $20 млн, который будет финансировать проекты, которые можно реализовать в парке - на площадях, которые мы строим, или greenfield-проекты. Но главное, чтобы в тех отраслях, которые нужны стране, с теми ноу-хау, которые есть в стране, но под которые ищут финансирование за рубежом и уходят за границу. Мы хотим собрать, агрегировать, что-то вернуть, что-то вырастить, чтобы создать новых резидентов. Главное, чтобы были идеи с коммерческим потенциалом.
В настоящее время ведется активная работа по совершенствованию законодательства о парке в части создания новых стимулов для привлечения инвесторов. Изменения как раз будут касаться тех сфер, которые я уже озвучил и которые волнуют потенциальных инвесторов. Будут также пересмотрены действующие критерии вхождения в парк.
Многие резиденты говорят о необходимости упрощения таможенного законодательства. Это серьезный аспект, особенно для китайских инвесторов. У них существует такое понятие, как бондовая зона. У нас такой режим также нарабатывается - свободная таможенная зона, которую мы будем реализовывать по Таможенному кодексу Евразийского экономического союза с присоединением к территории "Великого камня" Национального аэропорта Минск, что даст нам возможность иметь специальную зону с упрощенным таможенным регулированием. Эти вопросы мы хотим отразить в новом законодательстве, которое сейчас разрабатывается.
Вообще там закладываются вопросы практически по всем направлениям - и валютного регулирования, и привлечения рабочей силы. Ведь есть национальное законодательство, которое мы старались сделать комфортным для инвестора, но, приходя в парк, инвестор все равно в той или иной степени сталкивается с определенными трудностями. Например, адаптация строительного проекта к белорусским нормам. И процесс этот достаточно трудоемкий. Но мы уже прошли определенную стадию по упрощению и хотели бы двигаться дальше, еще больше упрощать с тем, чтобы у нас инвестор имел большую свободу действий и возможностей, но соблюдая основополагающие нормы, которые касаются и экологической составляющей, и безопасности конструкции, и т. д.
Предполагается также упрощение с налоговой точки зрения. Сейчас 10-летний период, в течение которого инвестор имеет налоговые льготы, то есть освобождается от корпоративных налогов (на прибыль, на землю, на недвижимость), начинается с момента регистрации. Между тем непосредственно производственную деятельность, когда появляется налогооблагаемая база, он может начать лишь через год-два. Таким образом, фактически период преференций у него сокращается. Поэтому мы рассматриваем вопрос, чтобы право на освобождение от налогов у него возникало не с момента регистрации, а с момента появления налогооблагаемой базы. Тогда он сможет пользоваться этой льготой все 10 лет.
Таких наработок много. И в проекте указа мы хотели бы максимально учесть все моменты, по которым есть вопросы.
Но один из основных аспектов, как я уже неоднократно говорил, это полноценное внедрение принципа одного окна. Простота, скорость и прозрачность административных процедур - очень важный фактор для инвесторов. То, что сейчас мы можем в этом плане предоставить, по мнению инвесторов, все-таки недостаточно. Администрация должна стать полноценным органом управления, способным решить все вопросы инвестора.
Нам прежде всего не хватает полномочий для полноценной работы именно как одно окно (или "одна станция"). Нам необходимы те функции, которые позволили бы нам часть процедур осуществлять самим, пока же мы таких функций почти не имеем. Одно окно, в принципе, работает, но сейчас мы в большей степени являемся ретрансляторами, работая с органами госуправления по всем вопросам, связанным с инвесторами. А это время.
Эти функции мы тоже стараемся максимально прописать и зафиксировать в проекте указа.
Если речь идет о функциях, которые все-таки могут осуществлять только органы госуправления, то необходимо, чтобы в парке работал сотрудник этого госоргана и мог осуществлять необходимые процедуры на месте. То есть фактически мы говорим о двойном подчинении. Для этого администрации необходимы соответствующие полномочия, в том числе по взаимодействию с этими органами госуправления. Если администрации для привлечения инвестора необходимо решить тот или иной вопрос - он должен решаться. Естественно, в рамках закона.
Поэтому предусматривается утверждение перечня конкретных административных процедур с минимальными сроками их исполнения, координация и контроль сроков рассмотрения республиканскими органами государственного управления, задействованными в обслуживании резидентов и инвесторов парка.
Одновременно будут пересмотрены полномочия администрации парка, сама администрация преобразована в полноценно функционирующую организацию, выполняющую все необходимые процедуры для резидентов.
Проект указа в принципе готов. Мы постарались учесть все возможные моменты, в том числе с учетом тех установок, которые дал Президент, назначая меня на должность главы администрации парка.
Мы рассчитываем, что уже в феврале, этот документ будет представлен в правительстве.
Нас больше волнуют вопросы практикоприменимости тех положений, которые мы заложили в этот документ. Проект новый, и постоянно возникают моменты, когда то или иное действие или процедура не предусмотрены национальным законодательством. Есть какие-то отсылки, противоречия.
Проект развивается, появляются определенные новации. Плюс необходимо учитывать процессы, происходящие в ЕАЭС, чтобы не потерять конкурентоспособность. Особенно с учетом поставленной задачи о том, что парк должен стать одной из лучших площадок для привлечения инвесторов на территории ЕАЭС. Чтобы это поручение выполнить, нужно постоянно мониторить, что происходит у соседей. Наши действия направлены на решение этих задач.
Индустриальный парк - развивающаяся структура. Начинаются первые сделки по частной собственности, эксплуатация инфраструктуры и создание соответствующих служб - появляются определенные неурегулированные вопросы. Поэтому процесс совершенствования законодательства на этом не закончится, это процесс постоянный.