Вопросы конференции
Материалы печатного СМИ, которому присвоен знак возрастной категории "18+", могут размещаться на официальном сайте в любой его составной части. При этом предпочтительно, чтобы данный сайт также был промаркирован таким же знаком возрастной категории.
Знак возрастной категории, присвоенный газете или любому другому печатному СМИ, должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационного сообщения и (или) материала, распространяемого в данном выпуске печатного СМИ.
Понимая невозможность полного ограничения детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию, изначально суть закона сводилась к закреплению комплекса превентивных мер, позволяющих минимизировать возможность негативного воздействия информации на позитивное развитие несовершеннолетних.
Одной из таких мер и является маркировка информационной продукции, предназначение которой - в предупреждении родителей и иных лиц, ответственных за воспитание детей, о содержании информационной продукции и возможном ее негативном воздействии на детей.
А лица, ответственные за воспитание детей, обязаны научить детей правильно воспринимать и оценивать информацию, а также принять все возможные меры по ограждению ребенка от информации, которая может причинить вред его здоровью и развитию. Форму и способы реализации данных ограничений выбирают родители.
Особенность присвоения знака возрастной категории печатным СМИ, в том числе газетам, заключается в том, что данный знак присваивается не каждому информационному сообщению и (или) материалу в отдельности, а в целом средству массовой информации, и должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационного сообщения и (или) материала, распространяемого в данном выпуске печатного СМИ.
Законодательство не содержит ограничений по распространению печатных СМИ со знаком "18+" на рекламных акциях, за исключением продукции эротического содержания, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, в отношении которой постановлением Министерства культуры от 8 мая 2007 года введены определенные ограничения.
В частности, рекламирование вышеназванной продукции может осуществляться только при наличии экспертного заключения об отсутствии в продукции элементов пропаганды порнографии, насилия и жестокости на каждое наименование такой продукции.
Кроме того, продажа печатной эротической продукции осуществляется в запечатанных непрозрачных упаковках в специально предназначенных для этого местах и помещениях, определяемых для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами.
При показе, прокате, продаже и рекламировании эротической продукции данная продукция должна содержать информацию о принадлежности ее к эротической.
Законодательство не содержит особых требований к порядку реализации печатных СМИ, в том числе газет, со знаком возрастной категории "16+", "18+". Исключение составляет продукция эротического содержания, продукция, содержащая элементы эротики, насилия и жестокости, продукция по сексуальному образованию и половому воспитанию, в отношении которой введены соответствующие ограничения, о которых мы уже упоминали.
Также законодательство не содержит мер ответственности продавцов за реализацию такой продукции детям, возраст которых не соответствует присвоенному информационной продукции знаку. В данной ситуации это задача родителей и иных лиц, ответственных за воспитание детей, - не допустить их к такой продукции.
Сейчас есть инструкция, что фильмы категории **** ("18+") должны показываться не ранее 23.00 и не позднее 4.00.
С 1 июля 2017 года нельзя будет показывать продукцию "18+" с 6.00 до 24.00. Фильмов с маркировкой "16+" это не касается.
Сейчас на все фильмы, которые выходят у нас в публичный показ, получается государственное регистрационное удостоверение, где ставится индекс возрастного ограничения. Т.е. у нас не карточки, а государственное регистрационное удостоверение, и киновидеопрокаты заранее получают необходимую информацию по ограничениям.
Если фильм имеет возрастное ограничение "16+", то зритель младше 16 не проходит - такие правила действуют уже сейчас. Это на совести кинотеатра - он не должен пропускать лиц младше указанного возраста.
Принятие закона направлено прежде всего на широкую информационную кампанию для родителей и законных представителей детей, которые должны знать и понимать, что на государственном уровне сегодня проблема защиты детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, является наиболее актуальной в вопросах защиты детства. Сегодня развиваются айти - технологии, дети активны в интернет-пространстве, поэтому важна широкая информационная кампания среди родительской общественности. Эта тема будет подниматься не единожды на родительских собраниях во всех учреждениях образования: начиная с учреждений общего среднего, профессионально-технического образования и заканчивая дошкольным.
Безусловно, это имеет значение в вопросах подготовки педагогических работников. На всех курсах повышения квалификации, подготовки, переподготовки кадров идет массовое информирование сотрудников отрасли о том, что есть такой закон и в его развитие постановления приняты, что нужно проводить в соответствии с законодательством разъяснительную работу. И я думаю, что к началу следующего учебного года у нас будут спланированы тематические классные часы в учреждениях образования, собрания групп молодежи, может быть, какие-то объединения даже в интернет-пространстве среди одноклассников и обучающихся в учреждении, например, системы профессионально-технического образования, где будет обсуждаться тема защиты от вредной информации, разъясняться нормы законодательства. Министерство образования принимало непосредственное участие в разработке закона и продолжит широкую информкампанию, прежде всего, еще раз хочу обратить внимание, среди родителей.
Министерство информации в свою очередь будет проводить работу среди распространителей, изготовителей печати, средств массовой информации по правилам Бебешко Юриймаркировки. Думаю, возникнут вопросы к владельцам информационных ресурсов в этой части. Своего рода изменения в закон о СМИ внесены, все приведено в соответствие с данным законом. Осталась разъяснительная работа.
В целях обеспечения эффективной работы всех субъектов правоотношений в сфере защиты детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию, Министерство информации готово принимать активное участие в обсуждении новаций законодательства в данной сфере, а в дальнейшем – и в их реализации в части, касающейся Мининформа.
Безусловно, в каждом учреждении образования есть компьютерные классы и доступ детей в интернет. Административные меры есть уже сейчас - назначение ответственных педагогических работников, чтобы не допускать распространения среди детей вредной информации. Ответственные назначаются при проведении детских массовых мероприятий.
Полагаю, что каких-то дополнительных средств и введения штатных единиц не потребуется. Наверное, просто будет усилен административный ресурс в части определения ответственных должностных лиц в учебных кабинетах информатики с выходом в интернет. Педагогический работник, который помогает детям при знакомстве с компьютером, сетью Интернет, следит за тем, чтобы информация, которую получает ребенок, соответствовала его возрасту.
Важна и разъяснительная работа, сотрудничество с руководителями учреждений культуры, других учреждений, где проходят массовые мероприятия с участием детей.
Конечно, Министерство информации в целях контроля за исполнением законодательства о средствах массовой информации, издательском деле, осуществляет мониторинг, контроль СМИ, издательской продукции. Соблюдение требований законодательства о маркировке также будет отслеживаться ведомством.
Законом не предусмотрены меры ответственности за неправильное присвоение информационной продукции знака возрастной категории. Данный закон - новшество, люди должны привыкнуть, и изготовители, и распространители к проставлению маркировки.
Вместе с тем предусмотрена ответственность за отсутствие такого знака, когда его наличие является обязательным. Для редакции средства массовой информации и распространителя продукции иностранного СМИ - это письменное предупреждение, а для издателя и распространителя печатного издания - приостановление действия свидетельства о государственной регистрации.
Наверное, нужно, чтобы семья больше внимания уделяла вопросам воспитания детей, говорить об ответственности родителей. Зачастую ребенок сидит дома в интернете, мама - на кухне у плиты, папа - на диване с журналом, и никто не знает, чем занимается ребенок. Наверное, нужно говорить о том, что ребенку и родителям нужны совместные времяпрепровождение и отдых. Если в семье родители слышат и понимают своего ребенка, то он получит правильные ориентиры. В школе он общается с одноклассниками, участвует в мероприятиях, но дома он может остаться один на один дома с компьютером, и никто не следит, что он там видит и читает, как воспринимает эту информацию.
Если ребенок обсудит негативную информацию с близким человеком, то он поможет дать правильную оценку произошедшему, различить плохое и хорошее, определить в качестве ориентиров доброту, заботу, милосердие, дружбу. Наверное, тогда ребенок не попадет в такую громкую историю. К сожалению, по моему личному мнению, в основе такого детского поведения, о котором идет речь в вопросе, лежит родительская неактивность в жизни детей.