Вопросы конференции
Здравствуйте! Отвечаю на интересующий вас вопрос. Законом предусматривается право гражданина ходатайствовать о замене воинской на альтернативную службу по религиозным убеждениям. Важным моментом является то, что человек должен не только заявить о своем желании проходить альтернативную службу взамен воинской, но и должным образом обосновать свое ходатайство. Закон не предусматривает автоматического признания права на замену воинской службы альтернативной.
В заявлении должны быть изложены причины, побудившие человека заявить о замене воинской службы на альтернативную. К заявлению прилагается автобиография, а также другие материалы, которые могут служить подтверждением информации, изложенной в заявлении.
На альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к прохождению этой службы, лично заявившие о том, что принятие Военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы.
Добавлю, что на альтернативную службу не направляются освобожденные в соответствии с законодательством от призыва на срочную военную службу, службу в резерве либо имеющие право на отсрочку - так гласит закон.
Перечень видов деятельности определен законом и он довольно широк. Это организации здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, а также организации, занимающиеся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей.
При определении организации, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, будет учитываться утвержденный перечень организаций для прохождения альтернативной службы. Решение о том, в какой конкретно организации будет трудиться альтернативщик, - прерогатива Минтруда и соцзащиты.
Что же касается перевода в другую организацию для дальнейшего прохождения альтернативной службы, то закон предусматривает такую возможность - альтернативщик вправе ходатайствовать о переводе. Решение также принимается Министерством труда и социальной защиты.
Согласно статье 35 закона об альтернативной службе и новой редакции статьи 281 Трудового кодекса гражданам, уволенным с альтернативной службы, гарантируется предоставление первого рабочего места.
В соответствии с законодательством время прохождения гражданами альтернативной службы засчитывается в стаж работы. Аналогичный подход применяется и к солдатам срочной службы.
При разработке законопроекта был изучен опыт законодательного регулирования альтернативной службы и в странах СНГ, и в странах дальнего зарубежья. Можно выделить две основные модели альтернативной службы. Первая модель предполагает заключение трудового договора между альтернативщиком и организацией. Соответственно все отношения между ними выстраиваются на основе трудового права. По такому пути пошли Россия, Украина, Молдова. В нашей стране выбрана вторая модель, при которой альтернативщик по своему правовому статусу приближен (насколько это возможно) к солдату срочной службы.
Указом Президента от 1 августа 2011 года № 336 "О некоторых гарантиях гражданам, проходящим срочную военную службу, альтернативную службу" предоставлена отсрочка возврата (погашения) кредита (в том числе льготного) на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и уплаты процентов за пользование этим кредитом на период прохождения альтернативной службы. Эта льгота на другие кредиты не распространяется.
Жизнь и здоровье граждан, проходящих альтернативную службу, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.
К уклонению от прохождения альтернативной службы относится неявка гражданина без уважительных причин к месту прохождения альтернативной службы, в том числе при переводе в другую организацию или прибытии из отпуска, на срок свыше трех суток, но не более месяца, либо уклонение от прохождения альтернативной службы на тот же срок путем подлога документов или иного обмана. За это предусмотрено наказание в виде ареста.
Если период совершения таких нарушений превысил месяц, то предусматривается ответственность в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на тот же срок.
Статьей 21 закона об альтернативной службе предусмотрено право гражданина, проходящего альтернативную службу, на получение образования в заочной форме получения образования и в форме соискательства.
Законом о воинской обязанности и воинской службе предусмотрена отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве по семейному положению, в том числе имеющим двух детей. Соответственно эти граждане не направляются на альтернативную службу.
Перечень устанавливается Министерством труда и социальной защиты с учетом заявок областных и Минского городского исполнительных комитетов.