ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 21 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости

Вопросы конференции

Корр. БЕЛТА
Кто сейчас имеет возможность услышать ваши песни?
Бюльбюль оглы Полад

Не так давно довелось выступить на концерте в Кремлевском дворце памяти поэта Михаила Пляцковского, с которым мы дружили. При подготовке к концерту произошел смешной эпизод. Я искал свои старые песни на стихи Михаила. В какой-то момент зашла дочь и спросила, чем я занят. Когда узнала, что поисками, посоветовала мне открыть интернет. За считанные минуты прямо на телефоне мне показали все, что нужно. Вообще, "живьем" выступаю сейчас редко. Был юбилей моего большого друга, замечательного русского поэта Андрея Дементьева - я там спел.

В прошлом году у меня самого случился юбилей, и я дал три концерта, в том числе в Москве и в Баку. На родине был большой шестичасовой концерт именно в день рождения, так как у артистов есть традиция проводить свои дни рождения на сцене. Было очень приятно, что приехало много моих друзей. Наряду с такими мэтрами, как Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, были и представители более молодого поколения артистов, которые не застали активный период моего творчества, - Алсу, Дмитрий Маликов, Николай Басков.

Елена, Пинск
Одним из соавторов Ваших песен был известный дагестанский поэт Расул Гамзатов. У него есть такое стихотворение: "Вершина далекая кажется близкою. С подножья посмотришь - рукою подать, Но снегом глубоким, тропой каменистою Идешь и идешь, а конца не видать. И наша работа нехитрою кажется, А станешь над словом сидеть-ворожить, Не свяжется строчка, и легче окажется Взойти на вершину, чем песню сложить". А что для вас сложнее оказалось - творить, писать музыку или государственная служба, дипломатическое поприще?
Бюльбюль оглы Полад

Мне очень трудно ответить на этот вопрос. Во-первых, раз вспомнили творчество Расула Гамзатова, мне очень повезло, что я общался с этим великим поэтом, великим кавказским мудрецом, каждое стихотворение которого отражает широкое мировоззрение и философию целого народа. Каждое напоминание о нем наполняет меня особенным жизнерадостным светом. Что касается моего творчества, то я родился и вырос в музыкальной семье. Меня всегда окружали творческие люди. Ведь тогда было не принято приглашать гостей в рестораны, их принимали дома. Для меня это были первые университеты, потому что я видел таких знаменитых людей, как Давид Ойстрах, Аркадий Райкин, Ольга Лепешинская и другие. Поэтому я иногда говорю, что не я выбрал профессию, а профессия выбрала меня сама. Другие дети мечтали стать пожарными, космонавтами, у меня даже таких мыслей не было. А петь я начал с того времени, сколько я себя помню. Но папа как раз очень хотел, чтобы я стал композитором. Он все время мне говорил: "Сынок ты должен научиться и понять, как создается музыка, а петь я научу тебя и потом". Но, к сожалению, папа очень рано ушел из жизни - мне было тогда 16 лет, так что обучить пению он меня не успел, но большой школой для меня в пении стали его записи. Они были очень несовершенны. И когда появилось стерео, новые технические возможности, то я два с половиной года занимался на фирме "Мелодия" их реставрацией. Это каждодневное слушание, когда в наушниках слышишь каждый оттенок, каждую интонацию, стало хорошей школой для меня. Но профессиональному пению я никогда не учился. Я композитор и выпускник консерватории школы выдающегося композитора Кара Караева. А вот пел я как бы сам по себе. Хотя пел и по три концерта в день, были напряженные гастроли, тяжелые переезды, записи в студии, выступления на телевидении.

Общественная деятельность моя началась также достаточно рано. Ведь у меня была бурная комсомольская юность. В школе я был секретарем комсомольской организации, а затем делегатом многих комсомольских съездов, оргкомитетов, фестивалей. Это тоже была определенная школа жизни, которая трансформировалась в последующем в тягу к общественной работе. Вот когда у меня появилась усталость от бесконечных гастролей, концертов, постоянных переездов, пришло осознание того, что нужно что-то менять в жизни, и что-то делать более значимое для людей и общества. В 1987 году меня назначили директором филармонии, за что я с удовольствием взялся и, учитывая мои большие связи, работа учреждения серьезно оживилась. Через два года меня назначили уже министром культуры Азербайджана, и я на этой должности пережил развал огромной страны Советского Союза. Потом наступили тяжелейшие 90-е годы, возвращение нашего выдающегося лидера Ильхама Гейдаровича Алиева к руководству республикой. Это тоже было определенной революцией со знаком плюс - смена формата власти и общественных взаимоотношений, в том числе к культуре. Ильхам Гейдарович относился очень трепетно к культурному наследию своего народа, и многие мировые лидеры могут поучиться у него отношению к творческим людям, к пониманию великой роли культуры в обществе. Поэтому у него я еще в течение 10 лет прошел большую школу лидера, что сыграло большую роль в моей судьбе. Потом была организована на обломках советской культурной политики международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), которую я в свое время возглавил, совмещая с работой министра культуры.

Поэтому и к творчеству, к своей дипломатической и общественной деятельности я отношусь очень ответственно. Стараюсь очень глубоко вникать во все вопросы. И если я за что-то берусь, то всегда стараюсь доводить начатые дела до конца. Пока это у меня получается.

Корр. БЕЛТА
Какова, на ваш взгляд, перспектива у Содружества Независимых Государств? Есть ли у СНГ будущее и нужна ли эта организация в принципе?
Бюльбюль оглы Полад

Содружество нужно. В первую очередь, это хорошая площадка для переговоров и встреч на уровне президентов наших стран, а также глав правительств. Как председатель правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ я имею доступ к различным статистическим данным. Вижу цифры, и они немалые.

Еще хочу отметить, что страны СНГ связаны географически. Соответственно, должны быть инструменты взаимодействия, и они должны быть каким-то образом оформлены. Например, железная дорога в СНГ. Железнодорожники вынуждены сотрудничать, и у них должны быть общие правила и договоренности. Также существуют совместные проекты в энергетике, гуманитарные связи.

Вчера, в частности, прошло заседание Совета глав правительств СНГ в Бишкеке, большая часть вопросов была посвящена экономической сфере взаимодействия. Было рассмотрено более десяти проектов документов.

Должны быть инструменты для международного сотрудничества, регулирующие отношения государств. Я считаю, что лучший механизм, придуманный человечеством для международного общения, - это ООН, которая призвана способствовать поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, развитию сотрудничества между государствами. К сожалению, не всегда резолюции ООН выполняются в полной мере. Поэтому появляются другие процессы интеграции.

Корр. БЕЛТА
Вы в ближайшие годы все же планируете больше заниматься общественно-политической деятельностью или творчеством?
Бюльбюль оглы Полад

Вы знаете, я это не планирую. Как получится - так и будет. К своему 70-летнему юбилею я позволил себе заняться немного творчеством, поскольку другого такого случая не будет. Но в сегодняшней непростой обстановке все же больше внимания приходится уделять дипломатической работе. Ведь Россия - это огромная страна. И мы, послы СНГ, даже придумали такую фразу: "Посол в России больше, чем посол". Это не просто дипломатическая работа, потому что Москва и Санкт-Петербург являются политическими и культурными центрами мирового масштаба. Здесь все время происходят знаковые события и мероприятия, на которых не только по долгу службы, а просто как человеку творческому интересно участвовать. Тем более что наши страны и народы связаны общей историей и культурой. Поэтому, конечно, все эти отношения и связи, взаимодействие с огромной азербайджанской диаспорой в России, российской диаспорой в Азербайджане - это тоже часть нашей работы. Честно говоря, иногда просто времени на творчество не хватает. Например, мне, находясь в Беларуси, ночью пришлось по телефону, а утром с помощью айпада править материал, который из нашего посольства уходит в Баку. А сейчас ведь как: если у тебя телефон и айпад, там где присел, там и офис, хоть в аэропорту, хоть в гостинице.

Корр. БЕЛТА
Как происходит творческий процесс, откуда черпаете вдохновение? Есть ли муза?
Бюльбюль оглы Полад

Очень сложный вопрос. Я не могу на него ответить однозначно. За всю жизнь мной написано много музыки. Толчок, интонация откуда-то приходит извне. Профессионализм композитора заключается в том, как ты это оформишь на бумаге, какое развитие дашь музыкальному материалу. Есть теория, где-то читал недавно, что великие люди - Моцарт, Бах, Верди - получали сигналы свыше, из космоса. А как иначе объяснить, что Циолковский нарисовал ракеты, которые стали делать гораздо позже, и до сих пор ученые пользуются его теориями. Как он мог это предсказать?

Есть личности в истории... истоки их творчества непостижимы.

Что касается написания песен. Над некоторыми темами работаешь долго и постоянно их исправляешь, а есть такие, которые пишутся сами. Например, у меня есть песня "Далалай". Ее я написал практически сразу, просматривая сборник стихов, которые мне подарил лично Расул Гамзатов. На радостях от встречи с великим поэтом я сел за инструмент, поставил сборник на пюпитр, и музыка на его стихи была написана в одночасье.

Корр. БЕЛТА
В начале мая нашу балетную труппу очень тепло принимали на балетном фестивале в Эстонии, где она впервые была в качестве главного гостя. Такой успех всегда окрыляет. Возможно, созрели уже новые совместные проекты?
Гридюшко Владимир

Мы приняли участие в Международном балетном фестивале в Йыхви со спектаклями «Дон Кихот» и «Шехеразада», также представили гала-концерт. В августе везем в Эстонию на оперный фестиваль спектакль "Евгений Онегин" вместе с нашим симфоническим оркестром.

С Эстонией у нас добрые творческие отношения. Не так давно, впервые в истории театра, мы сделали такой грандиозный проект, как обменные гастроли с Эстонским театром. 300 человек с нашей стороны представляли в Эстонии пять спектаклей нашего театра, и такое же количество эстонских артистов также с пятью их спектаклями приехали к нам. В Таллиннской опере по контракту танцуют наши артисты балета, как приглашенные солисты иногда поют наши оперные исполнители. Эстонских артистов мы приглашаем выступать у нас.

Любовь Лушак
Как развивается Минский международный Рождественский конкурс вокалистов?
Гридюшко Владимир

В Интернете давно уже опубликовано Положение о третьем конкурсе, известен состав жюри, ведется подготовительная работа, начинают поступать заявки от конкурсантов. Конкурс состоится в декабре. Даты проведения есть на сайте театра. Все, что мы проводим впервые, становится традиционным. Как и Минский международный Рождественский конкурс вокалистов. В финале участники будут петь сцены из спектаклей нашего театра, а дирижировать будет Даниэль Монтане, который очень полюбился нашей публике и артистам.

Есть другие проекты, которые также развиваются и получают свою постоянную прописку в театре. В седьмой раз мы проводим "Вечера в замке Радзивиллов". В третий раз – "Балетное лето в Большом". Восьмой раз состоится "Большой бал в Большом театре". Это уже традиционные проекты, и если бы кому-то хотелось исключить из репертуарной афиши эти знаковые проекты, из этого ничего не получилось бы. Другое дело - можно изменять формат, сокращать, увеличивать, чем-то дополнять, было бы желание. А оно у театра есть, как и стремление параллельно думать и над новыми проектами.

Татьяна, Гродно
Как формировалась афиша Несвижского фестиваля, и что увидят зрители в этом году?
Гридюшко Владимир

Спектакли "Иоланта", "Дон Кихот", как всегда, будет представлена камерная музыка и гала-концерт. Конечно же, в несвижском костеле Божьего Тела пройдет традиционный, бесплатный для публики концерт, программу которого в этом году составит белорусская и западноевропейская музыка барокко.

Корр. БЕЛТА
Спасибо за беседу и за то, что нашли время встретиться с нами. Удачной премьеры и успеха во всех начинаниях.
Бюльбюль оглы Полад

Спасибо за внимание к моей персоне. Еще раз хочу подчеркнуть, что я всегда с удовольствием приезжаю в Минск, где обстановка гостеприимства и дружеской опеки, которая существует в Театре оперы и балета. Мне хотелось бы поблагодарить труппу, отдельно директора, Министерство культуры, Министерство информации и всю Беларусь, сказать спасибо Александру Григорьевичу Лукашенко.

Мне хочется пожелать вашему народу мира, успехов, удачи. Чтобы в этой непростой международной обстановке было спокойствие, развитие, благополучие, потому что эта стабильность дорогого стоит. Дети ходят в школу, учатся, поступают в университеты, женятся, рожают детей. Это наше будущее. А везде, где нестабильность, там это развитие отбрасывается на 50-70-100 лет назад. Мне кажется, надо очень высоко ценить эту стабильность, делать все, чтобы в наших странах она всегда была. Чтобы люди спокойно жили, чтобы было мирное небо над головой.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси