Вопросы конференции
Егор:
С чем связаны проблемы с внедрением электронных рецептов? И когда они будут введены хотя бы в Минске?
Стратегия развития информационного общества до 2022 года предусматривает к 2020 году достижение следующих показателей электронного здравоохранения. Доля медицинской документации, представленной в электронном виде, должна достигнуть 100%, доля организаций здравоохранения, подключенных к единой корпоративной сети организаций здравоохранения, - 100%, а также доля населения, обеспеченного электронными медицинскими картами, - 100%.
Для реализации этих задач утверждена Государственная программа "Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь" на 2016-2020 годы. Подпрограммой "Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь" предусмотрено выполнение мероприятий по информатизации организаций здравоохранения. На эти цели на 5 лет планируется выделить Br673,8 млрд.
В 2015 году в системе здравоохранения началась реализация проекта по внедрению технологии обращения электронного рецепта на базе четырех поликлиник Минска и всех аптек РУП "Белфармация". В 2016 году к системе будут подключены все поликлиники Минска и других крупных городов.
Для полного завершения информатизации организаций здравоохранения Минздрав завершает подготовку соглашения о займе между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития. Главным компонентом проекта "Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь" является компонент "Создание электронного здравоохранения и системы поддержки клинических решений", его общая стоимость - $65,2 млн.
Министерство здравоохранения проделало значительную работу по оптимизации прогнозирования, подбора и расстановки кадров, преодолению дефицита и снижению текучести кадров. Особое внимание уделяется районам сельской местности, а также территориям, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
Большое внимание удаляется обеспечению выпускников медицинских вузов страны первым рабочим местом. В процессе распределения учитывается потребность в молодых кадрах по каждому учреждению здравоохранения республики. Приоритетным направлением при распределении является обеспеченность молодыми кадрами первичного звена. Так, ежегодно более 70% выпускников распределяются в организации здравоохранения, обеспечивающие оказание первичной помощи населению.
В результате проделанной работы численность практикующих врачей возросла с более 35 тыс. до 36,6 тыс. человек. Укомплектованность врачебных должностей в среднем по республике составила 97%. На 1 января 2016 года вакантными остаются 2612 ставок врачей-специалистов и 4095 ставок среднего медперсонала.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в процессе трудовой деятельности медицинские работники могут уходить в социальный отпуск по уходу за ребенком до трех лет, трудовые отпуска, отсутствовать на рабочем месте в результате длительной болезни, что приводит к временному дефициту кадров в каждом конкретном учреждении. В перспективе в 2017 году все вакантные места будут заняты.
В целях закрепления и привлечения медицинских кадров в государственные организации здравоохранения продолжается поэтапная работа по повышению оплаты труда медицинских работников. Реализованные мероприятия позволили достичь самого высокого рейтингового места здравоохранения по уровню среднемесячной заработной платы среди отраслей социальной сферы, а также сократить разрыв в оплате труда медицинских работников и в целом по народному хозяйству с 22% в 2014 году до 17% в первом квартале 2016 года.
В целом по республике за январь-март 2016 года среднемесячная заработная плата работников здравоохранения составила Br5 594 тыс., или $271. В то же время среднемесячная заработная плата всего по видам экономической деятельности - Br6 773,7 тыс., или на 17% больше, чем в здравоохранении. Среднемесячная заработная плата врачей - более Br9 млн., или $437 (с учетом работы по совместительству на 1,39 должности), средних медицинских работников – около Br5,6 млн., или $271 (с учетом работы по совместительству на 1,26 должности).
В 2016 году, исходя из потребности организаций здравоохранения в медицинских кадрах, увеличен набор в медицинские колледжи и незначительно снижен в высшие медицинские учреждения образования. Прием в медуниверситеты составит 1515 человек на бюджетной основе, в том числе 605 человек по целевым направлениям, в медицинские колледжи - 1955 человек на бюджетной основе, в том числе 718 - по целевым договорам.
Потребность в узконаправленных специалистах (эндокринологах, хирургах, флебологах и др.) восполняется за счет специалистов, имеющих опыт практической работы в здравоохранении и проходящих в установленном порядке переподготовку и повышение квалификации, и формируется исходя из нуждаемости учреждений здравоохранения в каждом конкретном специалисте.
К сожалению, в Беларуси длительное время наблюдается выраженный дисбаланс по показателям здоровья между женщинами и мужчинами. Разница в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин в Беларуси составляет около 11 лет (в сельской местности 12-14 лет), в то время как в странах СНГ - около 10 лет и чуть более 6 лет в странах ЕС.
В 2015 году ожидаемая продолжительность жизни женщин составила 78,9 года, мужчин - 68,6 года, общая продолжительность жизни - 73,9 года. На протяжении ряда лет фиксируется негативный феномен сверхсмертности мужчин, особенно трудоспособного возраста. В последние годы общий коэффициент смертности мужчин трудоспособного возраста превышал значение аналогичного показателя для женщин в 4,1 раза, а по отдельным причинам смерти (прежде всего, предотвратимым: туберкулез, алкоголизм и иные социально значимые заболевания, БСК, внешние причины, психические расстройства, заболевания органов дыхания) - до 9 раз.
Мероприятия подпрограммы "Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний" госпрограммы "Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь" на 2016-2020 годы будут направлены на снижение влияния всех основных факторов риска таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет, заболевания органов дыхания и др. Серьезные финансовые ресурсы будут направлены на проведение скрининга предстательной железы и колоректального рака, а также на закупку необходимого медицинского оборудования.
Программой предусматриваются мероприятия по защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма. Будет вестись работа по здоровому образу жизни, разработке и внедрению соответствующей информационной стратегии. Будут реализовываться межведомственные информационные проекты "Здоровая школа", "Здоровый класс", "Здоровый город".
В планах - разработать и внедрить рекомендации по здоровому питанию для различных групп населения. Кроме этого, будут организованы тренинги и семинары для работников организаций здравоохранения первичного звена по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний.
Всего в течение пяти лет на профилактику и контроль неинфекционных заболеваний в Беларуси будет направлено почти Br4 трлн.
Посещение помощником врача пациентов на дому связано с контролем общего состояния пациента и выполнения им врачебных назначений, а также со взаимодействием с социальными работниками, обслуживающими пациента на дому. Кроме того, благодаря этому проводится работа по формированию здорового образа жизни в семье, профилактике неинфекционных заболеваний. В случае ухудшения состояния пациента решается вопрос о привлечении врача для консультации или вызове скорой медицинской помощи.
Таким образом, функции помощника врача по своей квалификации и мероприятиям не заменяют врача, а позволяют рационально распределить обязанности для улучшения качества медицинского обслуживания. Помощник врача или фельдшер скорой медицинской помощи, приезжающий на дом к пациенту, в состоянии провести оценку здоровья пациента и определить тактику дальнейшего лечения. Это позволяет не только повысить доступность медицинской помощи, но и действительно высвободить время для развития профилактической составляющей здравоохранения.
Грипп - это тоже острая респираторная инфекция. Помощник врача обладает достаточными знаниями, чтобы распознать это заболевание и определить тактику лечения.
Госпрограммой "Здоровье народа и демографическая безопасность" на 2016-2020 годы предусмотрен переход к работе врача в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения по принципу врача общей практики. Развитие общеврачебной практики в республике будет проходить поэтапно до 2020 года.
Подготовка этих специалистов позволяет решать очень многие вопросы по смежным с терапией специальностям. Квалификация врачей, работающих по принципу врача общей практики, обеспечивает оказание медицинской помощи по наиболее часто встречающимся заболеваниям уха, ротоглотки, глаза, патологии нервной системы, хирургии.
Практика показывает, что там, где работают врачи общей практики, в несколько раз меньше вызовов скорой медицинской помощи, госпитализаций пациентов с хроническими заболеваниями, реже привлекаются узкие специалисты для консультаций.
В сельской местности врач общей практики оказывает медицинскую помощь как взрослому, так и детскому населению. Это обеспечивает здесь доступность качественной медицинской помощи на уровне первичного звена. Сегодня в республике 829 врачей общей практики работают в сельской местности.
В городских условиях должность врача общей практики планируется к внедрению в районах новостроек, где нет возможности быстро построить взрослую и детские поликлиники, обеспечивая тем самым доступность первичной медицинской помощи взрослому и детскому населению этого района.
В городском здравоохранении до 2020 года работа участкового врача-терапевта должна быть полностью сформирована по принципу врача общей практики. Благодаря этому расширится спектр диагностических и лечебных возможностей участковых терапевтов, улучшится их материально-техническое оснащение, а также повысится их квалификация.
Участковые врачи, работающие по принципу врача общей практики, способны самостоятельно разрешить от 60 до 70% проблемных вопросов пациентов на приеме, без привлечения врачей-специалистов.
В настоящее время не планируется пересматривать нормы времени на прием одного пациента в сторону их увеличения.
Сейчас на первичный прием, например, у участкового врача-терапевта, врача общей практики, врача-эндокринолога отводится 15 минут, врача-стоматолога - 30 минут, врача-инфекциониста - 15 минут. Профилактический осмотр врачом общей практики занимает 10 минут, оториноларингологом - 7 минут, кардиологом - 10 минут.
Врачебная консультация на уровне центральной районной больницы или межрайонных городских медицинских центров, например, у врача-нейрохирурга занимает 20 минут, у невролога - 15 минут. На врачебную консультацию на областном или республиканском уровне, которая требует больше времени для анализа имеющихся диагностических заключений и результатов обследований пациента, занимает у врача-терапевта 20 минут, у нейрохирурга - 30 минут, у кардиолога - 24 минуты, у стоматолога - 40 минут.
Эти временные рамки не жесткие и могут корректироваться при необходимости. Каждому пациенту в зависимости от его самочувствия врач уделяет необходимое количество времени.
Планируемое завершение к 2020 году информатизации амбулаторно-поликлинических учреждений, применение компьютерной техники каждым врачом, ведущим прием, внедрение электронной карты пациента и электронного рецепта позволят высвободить дополнительное время для непосредственного общения врача с пациентом.
Системой здравоохранения делается все возможное, чтобы медицинская помощь была максимально приближена к населению. На сегодня ни один ФАП, тем более ни одна врачебная амбулатория или участковая больница, не закрываются без согласования Минздрава и местных исполнительных властей. Как правило, участковые больницы реорганизуются в амбулатории врача общей практики и/или в больницы сестринского ухода.
ФАПы закрываются лишь в том случае, если количество обслуживаемого населения становится менее 100 человек. В случае закрытия ФАПа закрепленное за ним население переходит под наблюдение в находящийся рядом ФАП или под наблюдение врачебной амбулатории.
В целом в сельской местности обеспечена доступность качественной медицинской помощи. Для этого организована работа передвижных медицинских комплексов (передвижных фельдшерско-акушерских пунктов), обслуживающих по установленному графику население на закрепленных за закрытыми ФАПами территориях. Для оказания консультативной помощи населению в сельской местности по установленному графику налажен выезд врачей-специалистов.
Лекарственное обеспечение населения осуществляется медицинскими работниками ФАПов, при необходимости организуется доставка необходимых лекарственных средств на дом по запросу пациентам, не способным самостоятельно передвигаться. Скорая медицинская помощь населению в сельской местности оказывается в полном объеме, независимо от наличия или отсутствия на этой территории ФАПов, врачебных амбулаторий или участковых больниц.
На 1 января 2016 года в Беларуси функционирует 553 самостоятельных амбулаторий общей практики (АВОП) и 96 амбулаторий, которые входят в состав сельских участковых больниц и больниц сестринского ухода, при этом 96% всех АВОП расположены в сельской местности. Функционирует 2143 ФАПа, их количество в стране за 2015 год уменьшилось на 45. Открыта 141 участковая больница, за прошлый год их число сократилось на 3.
Каждый житель Беларуси, который нуждается в высокотехнологичной медицинской помощи, при наличии медицинских показаний для госпитализации и лечения должен быть направлен в республиканский центр.
Десять лет назад, в соответствии с лучшим мировым опытом и в целях внедрения результатов научных разработок в практическое здравоохранение, было принято решение о создании республиканских научно-практических центров, которые бы охватывали все области медицины. В настоящее время завершено их формирование. Всего в нашей стране функционируют 17 республиканских научно-практических центров, в которых проходят лечение пациенты с наиболее сложными в диагностическом и лечебном плане заболеваниями в области кардиохирургии, нейрохирургии, онкологии, гематологии, травматологии, офтальмологии, детской хирургии, оториноларингологии, охраны здоровья матери и ребенка, трансплантации органов и тканей. Эти организации здравоохранения имеют не только самые высококвалифицированные кадры, но и новейшее медицинское оборудование, использование которого позволяет лечить и сохранять жизни сотням тысяч пациентов.
Мы пошли путем создания разноуровневой системы оказания медицинской помощи в сфере высоких технологий. Разработанные на республиканском уровне технологии передаются на областной и межрайонный уровень, проводится обучение специалистов на рабочих местах по всем указанным направлениям, создаются симуляционные центры.
В областных учреждениях Бреста, Витебска, Гродно, Гомеля и Минска выполняется трансплантация почки. Ангиографы установлены во всех областных центрах и Минске. Начато развитие межрайонных интервенционных центров в Солигорске, Барановичах и Пинске. Количество высокотехнологичных кардиохирургических вмешательств увеличилось в республике с 636 в 2011 году до 1654 на 1 млн. населения в 2015 году. Выполнено 375 трансплантаций печени (2008-2015), 1649 трансплантаций почки (2006-2015), 193 пересадки сердца (2009-2015). Выполняются операции пересадки комплекса почка-поджелудочная железа, пересадки легких. Число трансплантаций на один миллион жителей в Беларуси составляет 46,2, что значительно больше, чем в других странах ЕАЭС.
Проводятся высокотехнологичные и сложные операции на опорно-двигательной системе не только в Минске, но и во всех регионах. Так, с 2011 по 2015 год число эндопротезирований тазобедренного сустава выросло с 4154 до 5858, а коленного - с 892 до 1274.
Выполняются операции по кохлеарной имплантации с сохранением остатков слуха; по имплантации аппаратов костной проводимости детям с врожденными пороками развития наружного и среднего уха, с нейросенсорными нарушениями слуха.
Внедрены все современные методы диагностики и лечения пациентов с патологией органа зрения, проводятся трансплантации амниотической мембраны и донорской роговицы. Сегодня практически любой вид высокотехнологичной медицинской помощи можно получить в регионах.
Министерство здравоохранения не рассматривает вопрос о создании РНПЦ стоматологии.
Функции головной организации в стоматологии выполняет Республиканская клиническая стоматологическая поликлиника. Она является учебной базой для 8 профильных стоматологических кафедр Белорусского государственного медицинского университета (БГМУ), что делает ее флагманом в разработке и внедрении новых стоматологических технологий в практическое здравоохранение. Сотрудники кафедр оказывают профессиональную стоматологическую помощь высокого уровня, консультируют больных со сложной патологией, способствуют обобщению и распространению передового опыта.
В тесном сотрудничестве науки и практики на базе поликлиники работают Республиканская консультативная комиссия по стоматологии и консультативный центр БГМУ по стоматологии.
Республиканский ПЭТ-центр в настоящее время обеспечивает диагностику в области онкологии, кардиологии и неврологии. Ежедневно проводится исследование около 20 человек. В ПЭТ-центре для исследований пациентов со всех регионов Беларуси выделены плановые места. Пациенты активно направляются из специализированных учреждений в ПЭТ-центр. Пациенты стационаров проходят исследования без очереди, для амбулаторных - запись на исследование составляет около одной недели.
Среди пациентов, проходящих ПЭТ-КТ исследования в центре, ежемесячно до 10% - платные пациенты (граждане стран Балтии, Украины, России, Казахстана, Туркменистана, Молдовы и Беларуси). Для направления онкологических пациентов в ПЭТ-центр требуется решение врачебного консилиума специализированного учреждения для обеспечения четкого отбора контингента исследуемых, строгого соблюдения направления пациентов и ограничения избыточного облучения обследуемых.
Госпрограммой "Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь" на 2016-2020 годы запланирована реализация мероприятий по охвату всего населения республики скрининговыми программами по раннему выявлению онкологической патологии: рака шейки матки, предстательной железы, молочной железы и колоректального рака.
Внедрение скрининга будет постепенным, так как для этого необходимо дооснащение оборудованием, обучение специалистов, разработка программного обеспечения и ряд организационных мероприятий. В 2016 году предусмотрено выделение плановых ассигнований на скрининговые программы в сумме Br375 млрд. Cредства предназначены для приобретения оборудования и реактивов, создания базы данных скрининговых программ, закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Скрининговые обследования будут проводиться на бесплатной основе по нескольким направлениям гражданам определенных возрастных категорий. В рамках скрининга рака молочной железы обследование будут проходить женщины в возрасте 50-70 лет один раз в два года. Скрининг будет осуществляться с использованием рентгеновской маммографии.
Скрининг колоректального рака включает анализ кала на скрытую кровь. Таким обследованиям подлежат и мужчины, и женщины в возрасте 50-70 лет. В случае, когда результат анализа оказался положительным, пациенту проводится колоноскопия под наркозом.
Скрининг рака шейки матки выполняется у женщин, начиная с 30 и до 60 лет. Включает осмотр врача-гинеколога и исследование мазков на онкоцитологию. Планируется улучшение качества диагностики предопухолевых заболеваний шейки матки за счет внедрения окраски цитологических мазков по Папаниколау (Пап-тест).
Скрининг рака предстательной железы будет проводиться для мужчин 50-65 лет один раз в два года. Заключается он в определении простатспецифического антигена в крови. Если этот показатель выше 4 нг/мл, будет выполняться 6-точечная биопсия предстательной железы.
Профилактические осмотры в рамках диспансеризации населения проводятся на бюджетной основе. Если пациент самостоятельно выражает желание пройти дополнительный объем исследований, это возможно на платной основе.