Вопросы конференции
На законодательном уровне приняты, на мой взгляд, достаточно комплексные и эффективные меры. Как вы знаете, с 1 января 2015 года закон о средствах массовой информации пополнился новшествами и распространил свое действие на ресурсы, размещенные в интернете, именно в части ответственности их владельцев за представляемые информационные потоки. Мы не применяем в отношении интернет-СМИ регистрацию, но вместе с тем законодательство четко говорит о том, что владелец ресурса несет ответственность за то, чтобы распространяемая информация не противоречила требованиям закона о СМИ. И есть такой механизм, алгоритм в правоприменительной практике. Мы сегодня имеем право вынести предупреждение владельцу ресурса, а также есть законодательно закрепленная норма ограничения доступа к продукции средств массовой информации, распространяемой через интернет, и полномочия в данном контексте (по принятию таких решений) закреплены за Министерством информации. Причем четко прописано, за что могут применяться такие меры ответственности. Так, владельцу могут быть вынесены предупреждения (одно или два), и может применяться мера ответственности вплоть до ограничения доступа к этому информационному ресурсу за распространение недостоверной информации, невыполнение владельцем ресурса законного требования об устранении выявленных нарушений.
Мы тщательно анализируем информационное пространство, и самый главный критерий актуальности принятых решений по регулированию интернет-пространства - это обращения граждан и организаций. За прошлый год поступило более 300 таких обращений по теме интернета. Конечно, далеко не всегда приводятся примеры, которые требовали бы применения мер ответственности. Однако зачастую обращаются родители, которые, видя в интернете те или иные публикации, считают необходимым высказать свою точку зрения о том, что подобная информация вредит воспитанию подрастающего поколения. Обращаются предприятия, организации, когда указывают даже на факты недобросовестной конкуренции между компаниями и приводят факты искажения информации о той или иной компании. Обращаются также органы госуправления, когда идет искажение фактологической информации. В этом контексте у Министерства информации есть четкий алгоритм действий, и считаю, что благодаря закону о СМИ сделан очередной шаг по наращиванию правовой культуры в этой сфере.
В прошлом году было принято 41 решение об ограничении доступа к информационным ресурсам за неисполнение требований декрета от 28 декабря 2014 года №6 "О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков" и Закона Республики Беларусь "О средствах массовой информации", за использование табуированной лексики, пропаганду порнографии, незаконную рекламу лекарственных средств и алкогольных напитков, распространение экстремистских материалов и др. Возобновлен доступ только к 4 информационным ресурсам. Владельцы других ресурсов в Министерство информации не обращались по понятным причинам - правоохранительные органы выявили вопиющие факты использования интернет-ресурсов для реализации наркотиков.
Если же интернет-ресурсы оперативно исправляли выявленные нарушения законодательства, то в установленном порядке доступ к ним возобновлялся.
Не стали больше выявлять, не стали больше нарушать - идет системная плановая работа. В текущем году по линии правоохранительных органов ограничен доступ к пяти информационным ресурсам за распространение информации о наркотиках. Два предупреждения (эта мера предусмотрена Законом Республики Беларусь "О средствах массовой информации") вынесено интернет-ресурсам за размещение недостоверной информации и информации, которая может нанести вред государственным интересам.
Эффективность этой меры очевидна - буквально в день получения предупреждений интернет-ресурсы устранили правонарушения.
Мы считаем несостоятельной точку зрения оппонентов насчет того, что предупреждение Министерства информации - это вмешательство в редакционную политику. Это не вмешательство, а исполнение законодательства. Есть сторона, которая должна соблюдать законодательство о СМИ, и есть право Министерства информации на вынесение предупреждений.
Четкое соблюдение законодательства, стремление к правовой культуре, следование принципам журналистской этики, объективности, всесторонняя подача информации с точными фактами, без оскорблений - эти принципы белорусской журналистики никто не отменял. И, на мой взгляд, действующее законодательство помогает развивать отечественную журналистику.
Интернет-ресурсы отличаются от традиционных средств массовой информации тем, что там содержатся не только журналистские материалы, но публикуются и комментарии пользователей. В отношении традиционных СМИ предупреждения и иные меры воздействия, предусмотренные законодательством, эффективны. Как правило, достаточно одного предупреждения. Правда, был случай, когда издание, специализирующееся на криминальной тематике, получило второе предупреждение за публикации, оскорбляющие честь и достоинство. Думаю, что если и этот урок не будет воспринят редакцией, то будем более пристально рассматривать деятельность этого СМИ.
Все, что будет введено законодательством, будет обязательным. Если говорить о распространителях зарубежной продукции, то они будут или заранее в своих договорах с издателями прописывать получение тиражей уже маркированной продукции, или маркировать ее самостоятельно. У нас достаточно активное поле распространителей и печатных СМИ, и книжной продукции.
Подготовлен многоплановый законопроект, который является итогом коллективного труда тех, кто в разных сферах обязан защищать информационное пространство, воспитывать подрастающее поколение и ограждать детей от деструктивной информации. Министерство информации как орган госуправления в сфере информации и печати работал над дополнением закона "О средствах массовой информации" и закона "Об издательском деле в Республике Беларусь".
Суть предлагаемых поправок - ввести комплекс мер по защите детей от информации, причиняющей вред здоровью, развитию, нравственности. Маркировка продукции позволит родителям обратить внимание на те информационные продукты, которые доступны ребенку, речь идет и о газетах, и о журналах, и о телепрограммах. Маркировать продукцию, распространяемую в печатном и электронном виде, необходимо в соответствии с критериями отнесения к той или иной возрастной категории.
Что касается издательской деятельности, то продукция белорусских издательств, безусловно, также должна будет маркироваться. Проектом закона предусмотрено, что право маркировать зарубежную продукцию, которой также насыщен наш рынок, может получить распространитель.
Такой опыт есть в России, мы это видим по тому же телеконтенту, который мы получаем из-за пределов страны. Аналогичную маркировку можно заметить и на книгах. В нашей стране в информационном контексте мы будем вести эту работу эффективно - детей надо защищать. Для родителей это будет дополнительным поводом обратить внимание, что читает ребенок, какие программы он смотрит. Уверена, в определенной степени это систематизирует и деятельность средств массовой информации - после внесения поправок в законодательство определенные изменения должны быть и в сетке вещания.
Новые технологические возможности - это, конечно, новые технологические задачи и новые требования к контенту, потому что сегодня телевидение - это не только телеэкран, но и кабель, спутник, мобильные платформы, IPTV. Можно назвать еще добрый десяток новомодных терминов, но все это объединяется фразой "многоэкранный просмотр".
Мы сегодня видим, что рынок телевидения требует больших финансовых средств. Модернизация технологического оборудования и процессов актуальна для наших национальных телеканалов. Вы это видите на примере картинки, которая есть у Белтелерадиокомпании. В огромной и красивой студии делаются новостные программы и другие проекты.
Что касается качества HD, то оно пока есть только у канала "Мир". Думаю, что в этой пятилетке и другие телеканалы зарегистрируют такие программы качества HD.
В каждом уголке нашей страны законодательно закреплены законом о СМИ и детально расписаны постановлением правительства перечень телепрограмм, которые входят в общедоступный пакет, и порядок их распространения. Все уже привыкли к этим кнопкам. 9 программ хорошего качества доступны благодаря цифровому телевидению во всех уголках Беларусь. Это обеспечение конституционного права на получение полной достоверной информации по максимально широкому кругу вопросов (о деятельности органов госуправления и обо всем, что сегодня происходит в стране и мире).
Но мне здесь видится вопрос не в плоскости расширения общедоступного пакета. На данном этапе скорее актуален вопрос технологического, нормативного закрепления очередности трансляции белорусских телепрограмм. Ведь фактически сегодня в нашей стране наряду с белорусскими распространяются 208 иностранных телеканалов. Мы должны быть всячески заинтересованы, чтобы развивалось национальное телевидение, национальный контент. Чтобы максимально создавать условия в том числе по очередности трансляции на определенной кнопке. Да, контент, если он хороший, мы его найдем на любой кнопке. У нас есть обращения от представителей белорусских телевизионных компаний, чтобы мы этот вопрос рассмотрели. Думаю, что эта задача несложная, и мы ее актуализируем.
По мере развития национального контента будет развиваться и увеличится количество каналов, которые мы предлагаем телезрителям. Мне кажется, что скорее надо работать над усилением контента, созданием качественного информационного продукта. Сегодня созданы телеканалы в регионах страны. Это огромное поле деятельности. Идет большая работа в телекомпаниях, которые производят эти продукты для того, чтобы в регионах было смотрибельное региональное телевидение.
Вопрос очень актуальный. Сегодня детско-юношеские передачи - это то поле деятельности, которое имеет большие резервы. Молодое поколение, которое в большей степени ориентируется на интернет, трудно заманить к телеэкрану. Но здесь на помощь приходят и новые технологии. Телевидение - это не только экран телевизора, это кабель, спутник, всевозможные гаджеты. Поэтому можно идти по пути создания специальных приложений для детей.
Телеканал "Беларусь 2" инициировал ряд проектов, которые пополнят эфир. Это программа "Элементариум" для старшего школьного возраста, международный студенческий кулинарный батл. Телеканал "Беларусь 3" транслирует, особенно во время предстоящих каникул, добротные белорусские кинофильмы и мультфильмы. Думаю, необходимо использовать то, что накоплено. Традиции доброго кино, хорошего художественного вкуса - к этому сегодня есть потребность.
Современный детско-юношеский контент сегодня требует затрат и это большая задача для телевидения. Формирование нового поколения белорусов, патриотов страны - составляющая национального контента.
Мы рано или поздно придем к внедрению такого понятия, как госзаказ. Национальный контент должен развиваться не только государственными телекомпаниями, но и всеми теми, кто сегодня способен производить качественный национальный продукт. Надо больше смотреть на себя, свои ресурсы, силы и средства, а не искать, что нам купить за пределами страны. Необходимо больше внимания уделять национальному телерынку. Именно такие задачи поставлены, в том числе, на коллегии Министерства информации. Поэтому развитие контента, национального телерынка, активизация всех процессов - мы видим здесь большие резервы.
Думаю, что в принятом законе будут четко прописаны алгоритмы действий. Предусматривается, что квалификация информационной продукции, произведенной на территории нашей страны, будет осуществляться в порядке, который определит правительство. Координация деятельности, направленной на защиту детей от вредной информации, будет возложена на общественно-консультативный совет по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Конечно, есть понимание, что не только общественно-консультативный совет, но и те госорганы, которые принимали участие в разработке законопроекта, будут по своим направлениям отслеживать применение и соблюдение норм законодательства.
Безусловно, критерии будут определены нормативным документом. В том числе для этого и создается общественно-консультативный совет, который будет включать в себя профильных специалистов, которые в большей степени могут рекомендовать, что детям полезно в 12 или 16 лет.
Если речь идет о книге, то это не скороспелый продукт, у издателя будет достаточно времени, чтобы с автором определиться, на кого эта книга рассчитана. Уже сегодня практически в каждой книге есть информация, что книга предназначена для среднего или старшего школьного возраста.
Безусловно, одной только маркировкой мы проблему не решим, и общество, и государство берет законодательный курс на защиту детей от воздействия вредной информации. Такая информация не направлена на формирование всесторонне развитой, духовно и нравственно зрелой личности и, воздействуя на детскую психику, может привести к негативным последствиям.
Сегодня Белорусское радио - это и Первый национальный канал, и радио "Культура", и "Радиус FM", и "Сталіца FM"... Мне кажется, что на все вопросы отвечает наше главное радио страны, которое доступно в каждом уголке. Там есть передачи аналитические, культурологические. Вместе с тем, я понимаю, что вы задаете вопрос о радио FM-формата. Так вот, Первый национальный канал вещает и в этом формате. Но, например, есть "Альфа Радио". В его планах - привнесение аналитического контента. Прорабатывается и такой интересный вариант, как создание союзного радийного проекта. Есть инициатива белорусской стороны в лице "Альфа Радио", а с другой стороны - "Комсомольской правды". Если у них получится совместный проект, то мы будем это всячески приветствовать. Нам интересно, чтобы было то, что вы называете аналитикой. Безусловно, союзное строительство даст тут большое поле для такой вдумчивой и интересной информации.
Но, согласитесь, когда человек едет в машине, то скорее всего хочется слушать быструю информацию. В этом контексте то, что БЕЛТА активно предлагает свои новости FM-эфиру и наполняет там практически новостной контент, - это очень важно.
Мне кажется, что существующие FM-станции уже наработали свои форматы, имеют своего слушателя. Они эффективно работают на этом поле. Но вот "Альфа Радио", которое входит в холдинг "СБ. Беларусь сегодня", будет развиваться, думаю, именно в аналитическом направлении.