Вопросы конференции
В ходе надзорной деятельности государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок было выдано 5 тыс. 282 требования (предписания) на устранение более 88 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда. Привлечены к административной ответственности в виде штрафа 9 тыс. 452 должностных лица, уволен - 91.
Уровень производственного травматизма со смертельным исходом (численность погибших на производстве в расчете на 100 тыс. работающих) в Беларуси снизился с 3,6 в 2014 году до 3,0 в 2015-м. В прошлом году удалось сохранить наметившуюся с 2010 года тенденцию снижения количества несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями. По оперативным данным департамента госинспекции труда, в организациях республики за 2015 год в результате несчастных случаев на производстве погибли 123 человека и 597 человек получили тяжелые травмы - соответственно на 25 и 105 человек меньше, чем за 2014 год.
Следует отметить, что в Беларуси на протяжении ряда лет показатели производственного травматизма существенно ниже, чем в России и Казахстане.
Наиболее подвержены риску смертельного травмирования водители автомобилей, трактористы-машинисты сельскохозяйственных машин, электромонтеры по обслуживанию и ремонту электрооборудования, вальщики леса, животноводы, подсобные рабочие, сторожа и электрогазосварщики.
Анализ показывает, что наибольшее количество погибших в результате несчастных случаев на производстве отмечается ежегодно в организациях таких видов экономической деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 33%, промышленность и строительство - по 23%. При этом в 2015 году во всех отраслях экономики уменьшилось число случаев гибели людей на производстве.
На протяжении нескольких лет профессия водителя автомобиля является наиболее подверженной риску смертельного травмирования, средний возраст погибших колеблется в диапазоне 43-46 лет.
Большинство погибших на производстве были работниками организаций государственной формы собственности. В 2015 году средний возраст получивших смертельные травмы на производстве составил 44 года. Преобладают среди погибших мужчины. В 2015 году 23,5% от общего количества погибших находились в состоянии алкогольного опьянения.
Об эффективности таких проверок можно судить по следующим цифрам. Так, за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических веществ в рабочее время или по месту работы в 2014 году трудовые отношения прекращены с 4,9 тыс. работников, в 2015 году - свыше 5,8 тыс. При этом количество работников, получивших на производстве тяжелые травмы, находясь в момент травмирования в состоянии алкогольного опьянения, уменьшилось с 73 человек в 2014 году до 66 человек в 2015 году.
В прошлом году 29 тыс. 460 человек получили возмещение по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Расходы организаций по страховым выплатам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили Br888 млрд 681 млн.
Применяются различные виды ответственности к работодателям и работающим, виновным в нарушении законодательства об охране труда. Это дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, увольнение), административная и уголовная ответственность. Вид ответственности определяется в каждом конкретном случае с учетом допущенных нарушений требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических.
Согласно пункту 3 Плана мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 года №1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" предусмотрено внесение предложений о корректировке Кодекса об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности должностных лиц за необеспечение своевременного проведения обязательных медицинских осмотров работников или освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в части установления административной ответственности работников за нарушение требований законодательства об охране труда.
Такие факты есть, к сожалению, хотя они единичные. Впрочем, тайное становится явным, как говорится. Дело в том, что организациям здравоохранения предписано в течение одного рабочего дня информировать страхователей, страховщика о людях, которым была оказана медицинская помощь в связи с травмами на производстве. Информация о получивших травмы на производстве ежемесячно поступает из учреждений здравоохранения в структурные подразделения департамента государственной инспекции труда. При проверке госинспекторами труда представленных сведений о получении работниками организаций травм на производстве принимаются меры, обязывающие нанимателей проводить расследование происшедших в организациях несчастных случаев. Кроме того, о фактах сокрытия несчастных случаев на производстве становится известно из заявлений потерпевших работников либо их родственников, поступающих в департамент госинспекции труда и его обособленные структурные подразделения.
В соответствии со статьей 9.20 Кодекса об административных правонарушениях сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо - от 50 до 100 базовых величин.
Как действовать потерпевшему - идти ли на поводу у нанимателя или настаивать на регистрации несчастного случая? Это решать ему самому. Однако работникам, которые согласились скрыть травму на производстве, необходимо помнить, что в таких случаях они лишаются каких-либо социальных гарантий, предоставляемых государством в случае утраты ими трудоспособности. Также следует учитывать, что спустя даже непродолжительное время иногда становится затруднительным установить истинные обстоятельства и причины, повлекшие факт травмирования на производстве. Поэтому в соответствии с требованиями законодательства работник должен немедленно сообщать страхователю о несчастном случае на производстве.
В соответствии с требованиями директивы №1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" в 2015 году расторгнуты контракты за распитие спиртных напитков, употребление наркотических, токсических средств в рабочее время или по месту работы с 873 работниками.
Для предотвращения травмирования работников в состоянии алкогольного опьянения необходимо принимать меры по усилению ответственности работодателя за допуск к выполнению работ с повышенной опасностью работающих, не прошедших предсменный медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за допуск к работе, неотстранение от работы в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Действенной мерой в борьбе с пьянством на производстве стало введение с 23 февраля 2010 года административной ответственности в виде штрафа за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
В соответствии со статьей 17.3 Кодекса об административных правонарушениях нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения влечет наложение штрафа в размере от 1 до 10 базовых величин, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания - наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин или административный арест.
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работодатель обязан не допускать к работе, отстранять от работы в соответствующий день (смену), не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) работающего, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В этой связи необходимо исключать случаи проноса алкогольных напитков на территорию организации, проводить разъяснительную и воспитательную работу по профилактике правонарушений, борьбе с пьянством, а также предусматривать меры стимулирования и ответственности работников за соблюдение трудовой дисциплины.
Формы и методы работы по исключению проноса алкогольных напитков на территорию организаций определяются самими работодателями.
Обязанности работодателя по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты определены в законе "Об охране труда". Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты. Работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с этими договорами. Порядок обеспечения СИЗ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, определяет Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
На основании этой инструкции на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан обеспечить выдачу бесплатно работникам средств индивидуальной защиты в объеме не менее установленных типовыми нормами, утвержденными Министерством труда и социальной защиты.
Наниматель имеет право обеспечивать работников специальной одеждой, принадлежащей ему на праве аренды. Организация, предлагающая в аренду спецодежду, обеспечивает ее ремонт, стирку, химчистку и т.п.
К сожалению, известны случаи, когда руководители организаций не уделяют должного внимания обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, а также контролю за их применением, что влечет несчастные случаи на производстве. В прошлом году отсутствие у потерпевшего средств индивидуальной защиты, а также неприменение потерпевшим выданных ему средств индивидуальной защиты составило 2,5% и 2,1% от общего числа установленных причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями.
Количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 17,2 тыс. и составило на конец 2015 года 702 тыс. 267.
Подпрограммой "Охрана труда" Государственной программы о социальной защите и содействии занятости на 2016-2020 годы предусмотрено ежегодное снижение удельного веса рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда не менее чем на 1% к уровню предыдущего года.