Вопросы конференции
- Налоговым органам доступна информация о значительном количестве расходов граждан: о приобретении иностранной валюты, недвижимого имущества, транспортных средств и иных расходах. На основании имеющейся информации налоговыми органами на постоянной основе проводятся контрольные мероприятия по сопоставлению доходов и расходов граждан, живущих "не по средствам".
За истекший период текущего года контрольные мероприятия были проведены в отношении более 30 тыс. таких граждан. По результатам проведенной работы в бюджет взыскано более Br40 млрд, что в 4 раза превышает показатель 2014 года и свидетельствует об эффективности работы налоговых органов по выявлению "теневых" доходов граждан.
Срок действия специального правового режима, определенного в том числе для резидентов Парка высоких технологий декретом №12 от 22 сентября 2005 года, составляет 15 лет со дня вступления в силу этого документа. Соответственно, до 2020 года министерство не планирует инициирование изменения режима налогообложения данной категории плательщиков.
Некоторое время назад мы ушли от прогрессивной шкалы налогообложения по подоходному налогу, перешли к плоской. И поступления не уменьшились, хотя были определенные опасения.
Если говорить про позицию Министерства по налогам и сборам, мы не являемся сторонниками этого налога. На сегодняшний день через потребление определенная категория граждан платит больший налог на добавленную стоимость. Наша задача - создать условия, чтобы люди исполняли свои налоговые обязательства. Важно, чтобы гражданам было выгоднее соблюдать налоговое законодательство, чем предпринимать ряд каких-то шагов по сокрытию доходов.
Министерство по налогам и сборам не поддерживает предложение о введении налога на богатство.
- В рамках работы на площадке Евразийской экономической комиссии экспертами налоговых органов государств - членов Евразийского экономического союза разработан проект международного договора по обмену информацией (Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза для осуществления налогового администрирования). В соответствии с положениями проекта Протокола об обмене информацией налоговые органы будут в автоматическом режиме предоставлять компетентным органам государств - членов ЕАЭС информацию о доходах, полученных на их территории резидентами других государств-членов (юридических и физических лиц); об имуществе, находящемся на территории одного государства-члена и принадлежащем резидентам других государств-членов; о размерах участия резидентов других государств-членов в уставных фондах организаций.
Работа на документом находится на завершающем этапе. Договор планируется заключить в 2016 году.
Предоставление названных сведений позволит наладить контроль за доходами и имуществом, получаемыми резидентами государств-членов на территории (или из источников в) других государств-членов, особенно в случаях отсутствия такой информации у налоговых органов страны резидентства плательщиков.
Кроме того, в 2016 году планируется провести работу по подготовке дополнений в Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющийся приложением №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Положения Договора и Протокола начали применяться с 1 января 2015 года. Вместе с тем первый год применения Протокола выявил необходимость дополнения его положений в целях урегулирования ряда ситуаций по экспорту товаров. Первые консультации по разработке дополнений норм Протокола состоялись 9-10 декабря 2015 года в Минске в ходе заседания экспертов Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Евразийской экономической комиссии.
- В ходе состоявшегося 17 декабря в Минске заседания рабочей группы по налоговому контролю и обмену информацией экспертами налоговых органов Республики Беларусь и Российской Федерации были подготовлены и согласованы единые формы запросов и ответов по всем видам информационного обмена, которые будут осуществляться налоговыми органами двух стран. Единообразный подход в составлении запросов и ответов позволит сократить время и унифицировать процесс обмена информацией.
В настоящее время между Беларусью и Россией действует ряд соглашений по налоговым вопросам, которые содержат положения по обмену информацией между налоговыми органами в целях осуществления налогового администрирования. Обмен сведениями между налоговыми органами осуществляется как по запросу (к примеру, в российские налоговые органы направляется запрос для выяснения информации по деятельности белорусского плательщика или его российского контрагента в части, которая не может быть установлена на территории Беларуси или нуждается в подтверждении), так и в инициативном порядке (к примеру, в налоговые органы Российской Федерации направляется информация о фактах нарушения законодательства российскими плательщиками на территории республики, установленных белорусскими налоговыми органами в ходе проведения контрольных мероприятий).
Кроме того, достигнута договоренность об осуществлении оперативного обмена информацией, который будет происходить в короткий срок (до 10 дней). Это касается случаев, когда для ответа на запрос предоставляется информация, которая может быть получена из баз данных, находящихся в распоряжении налоговых органов (например, состав учредителей, сдавал ли налогоплательщик декларацию, информацию по финансово-экономическим показателям из деклараций), то есть не требуется проведения дополнительных контрольных мероприятий).
Информация, полученная в результате обмена, будет использоваться налоговыми органами для целей контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогоплательщиками налогов в бюджет.
Внедрение форм запросов и ответов между белорусскими и российскими налоговыми органами в дальнейшем послужит основой для применения аналогичных подходов при обмене информацией между компетентными налоговыми органами государствами-членами Евразийского экономического союза.
Соглашения об избежании двойного налогообложения уже подписаны со многими странами. В настоящее время Республикой Беларусь заключено и применяется 66 соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов. 24 ноября 2015 года вступило в силу соглашение об избежании двойного налогообложения с Грузией.
В ближайшее время планируется заключить такие соглашения с Эквадором, Малайзией. Кроме того, ведется работа по организации подписания налоговых соглашений с Боснией и Герцеговиной, Иорданией, Испанией.
Что касается обмена информацией и углубления взаимоотношений, то мы уделяем этому особое внимание. Наиболее тесное взаимодействие - с партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Полное взаимопонимание по таким вопросам у нас с Россией. Наибольший объем информации, которая нас интересует, мы получаем от коллег из этой страны. Помимо этого, мы выстраиваем отношения с государствами Организации экономического сотрудничества и развития, куда входят многие страны Европейского союза. Как показывает практика, в ответ на наши запросы налоговые службы иностранных государств (США, Израиля, Великобритании и многих других) предоставляют нужную информацию.
В 2016 году планируется проработка этого вопроса с Национальным кадастровым агентством.
Для реализации этой функции потребуется существенная доработка в АРМ "Плательщик". Необходимо реализовать в АРМ "Плательщик" возможность направления запроса о стоимости и получения ответа из информационного ресурса Национального кадастрового агентства. Также необходимо решить вопросы по защите передаваемых данных.
Вместе с тем реализовать эту функцию можно при условии готовности Национального кадастрового агентства бесплатно предоставлять запрашиваемые сведения в режиме реального времени.
В настоящее время в АРМ "Плательщик" предусмотрена возможность подтягивания сведений из предыдущей декларации. Поэтому для большинства объектов нет необходимости вводить эти сведения повторно.
Аверьянов Алексей Вячеславович, Гомель:
Можно ли будет вести раздельный учет, если фирма занимается услугами (упрощенная система налогообложения) и открывает еще один вид деятельности - интернет-магазин, который теперь требуется вести на основе общей системы бухучета? Можно ли в рамках одной фирмы совмещать упрощенную систему (услуги) и общую (интернет-магазин)?
Ответ подготовлен специалистами МНС:
Организация, осуществляющая в 2016 году розничную торговлю через интернет-магазин, не вправе применять упрощенную систему налогообложения в целом по организации (по всем видам ее деятельности).
Дятко Елена Вячеславовна, Минск:
Добрый день, Сергей Эдуардович! С Наступающим вас Новым годом! Только позитива и удачных решений! Семейного благополучия и здоровья! Мой вопрос в следующем: наша организация приобрела здание склада и установила в нем стеллажи для товаров. Эти стеллажи приняты на учет в качестве отдельных объектов основных средств. Организация сдает ячейки стеллажей в аренду. Имеет ли право организация применить инвестиционный вычет при расчете налога на прибыль в отношении стоимости здания?
Ответ подготовлен специалистами МНС:
В соответствии с нормами Налогового кодекса Беларуси инвестиционным вычетом, в частности, признается сумма, исчисленная от первоначальной стоимости основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, и включаемая в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
При этом инвестиционный вычет не применяется к первоначальной стоимости основных средств, принятых плательщиком к бухгалтерскому учету в качестве объекта по договорам аренды (финансовой аренды (лизинга), доверительного управления, безвозмездного пользования, вклада в уставный фонд (простое товарищество), полученных безвозмездно, приобретенных за счет средств, безвозмездно поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов или бюджетов государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства, либо используемых (полностью или частично) или предназначенных для использования (полностью или частично) в деятельности, по которой организация не уплачивает налог на прибыль в связи с применением особых режимов налогообложения.
Одновременно, в случае передачи в аренду объекта основных средств (его части), к первоначальной стоимости которого применен инвестиционный вычет, сумма инвестиционного вычета (его часть) восстанавливается посредством включения в состав внереализационных доходов на дату передачи в аренду.
Поскольку инвестиционный вычет может применяться к каждому инвентарному объекту основных средств, и здание склада, и стеллажи являются отдельными инвентарными объектами основных средств, каждый из них имеет первоначальную стоимость, сдача в аренду ячеек стеллажей не влечет невозможность применения либо необходимость восстановления инвестиционного вычета от первоначальной стоимости здания склада.
Поэтому при соблюдении указанных условий инвестиционный вычет к первоначальной стоимости здания может быть применен в пределах установленного законодательством размера (не более 10% первоначальной стоимости).
Александр:
Я - индивидуальный предприниматель. Занимаюсь созданием видеороликов. ОКЭД 92110. Собираюсь подрабатывать фрилансером. Заказчики в основном могут платить на PayPal, Яндекс-деньги, картсчет VISA. Как мне грамотно отчитаться по налогам? Ведь ни сайты об объявлениях по фрилансу, ни сами заказчики не дают ни договоров, ни актов выполненных работ. У кого ни спроси - все по-разному отвечают. Но в основном ничего никто не платит, поскольку невозможно по-белому работать. Никто нам не даст никаких документов о выполненной работе. Как быть, на что ссылаться, как работать?
Ответ подготовлен специалистами МНС:
Отсутствие заключенных с заказчиком договоров на выполнение работ, подписанных актов выполненных работ не освобождает плательщика от обязанности отражения в учете предпринимательской деятельности фактически полученных доходов, представления налоговых деклараций и уплаты причитающихся сумм налогов в бюджет.
Поэтому при отсутствии у вас договоров на выполнение работ, актов выполненных работ отражение фактически полученных доходов в учете предпринимательской деятельности может осуществляться на основании выписки о поступлении денежных средств на электронный кошелек, банковскую пластиковую карточку.
Если заказчиком работ по созданию видеороликов является физическое лицо, то индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по созданию видеороликов, признается плательщиком единого налога. В случае если заказчиком является субъект хозяйствования (организация или индивидуальный предприниматель), то индивидуальный предприниматель признается плательщиком подоходного налога либо налога при упрощенной системе налогообложения, с соблюдением условий перехода на ее применение.
Таким образом, для того чтобы грамотно отчитаться по налогам, необходимо в установленные законодательством сроки представить в налоговый орган налоговую декларацию по соответствующему налогу, которая заполняется на основании данных учета индивидуального предпринимателя, и своевременно полностью уплатить соответствующий налог.
ИП Григорович Н.В., ИП Григорович А.А., Витебск
Здравствуйте! Подскажите, ИП, розничная торговля на рынках, хочу установить на открытом рынке терминал (он у меня остался после закрытия павильона в ТЦ), КСА не использую (отрывные талоны), расчетный счет, если надо, открою. Возможна ли установка терминала на открытом рынке, если торговля осуществляется без использования КСА? Спасибо.Законодательство допускает возможность установки и использования платежного терминала на торговом месте на рынке, и выбор данного решения является правом самого субъекта хозяйствования.
Ответ подготовлен специалистами МНС:
Вместе с тем, учитывая требования пункта 17 Положения № 924/16, суммы денежных средств при оплате банковской платежной карточкой должны быть проведены через кассовое оборудование. В подтверждение расчета покупателю (потребителю) вместе с карт-чеком выдается платежный документ, сформированный кассовым оборудованием, подтверждающий оплату товара, выполнение работы, оказание услуги. То есть законодательство не допускает использование только платежного терминала без кассового оборудования.
Требование о проведении через кассовое оборудование как наличных, так и безналичных расчетов направлено на защиту прав потребителей, так как обеспечивает выдачу платежного документа с полной информацией о совершенной покупке. Формируемый кассовым оборудованием платежный документ в соответствии с требованиями государственных стандартов Республики Беларусь должен содержать всю необходимую для потребителя информацию о совершенной покупке (наименование и (или) код товара, количество и цена каждого товара, сумма каждой покупки в чеке). А формируемый платежным терминалом карт-чек не содержит в полном объеме предусмотренную законодательством информацию.
Анатолий Дроздов, Минск
Я писатель, издаю свои книги в России. Гонорар получаю в российских рублях переводом на банковский счет, налоги плачу в Беларуси. Сегодня в писательской профессии активно развивается такое направление, как продажа автором своих произведений в электронном виде в сети Интернет. На практике это представляет собой получение большого числа небольших банковских переводов. Их может быть и тысяча, и две и пять тысяч, скажем, по 100 российских рублей каждый. Чтобы заплатить с них налог, мне придется каждый из этих переводов вписывать в декларацию от руки. Вероятность ошибиться при этом велика. Кроме того, это большая нагрузка на сотрудника налоговой инспекции, которому придется каждую сумму переводить в белорусские рубли, чтобы начислить налог. Нельзя ли хоть как-то упростить этот процесс? Например, в декларации указать общую сумму полученных российских рублей, а их перевод в белорусские осуществить по средневзвешенному курсу?
Ответ подготовлен специалистами МНС:
В соответствии с Налоговым кодексом налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется только в официальной денежной единице Республике Беларусь - белорусских рублях. Для целей пересчета дохода, полученного в иностранной валюте в белорусские рубли, статьей 156 Налогового кодекса установлено, что доходы в иностранной валюте пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком на дату их фактического получения, что позволяет объективно определять размер полученного физическим лицом дохода. Установление перерасчета доходов в иностранной валюте по некому усредненному курсу несправедливо в отношении иных плательщиков, которыми доходы могли быть получены в период, когда официальный курс был ниже либо выше такого усредненного курса.
Андрей, Минск
Недавно получал справку в налоговой инспекции о постоянном местопребывании физического лица. Для этого пришлось посетить налоговую инспекцию трижды. Сначала для того, чтобы узнать, что получения подобной справки нужно принести справку из ЖЭСа, что проживанию по указанному в паспорте адресу. Второй раз - чтобы эту справку заказать. Третий - чтобы ее, наконец, получить. Неужели в наш век всеобщего электронного учета необходима эта древняя бюрократическая процедура? И что подтверждает справка из ЖЭСа? Что я оплачиваю коммунальные платежи, только и всего. Это может, к примеру, делать моя жена, а я в это время буду пребывать за границей. А ведь цель получения справки о постоянном местопребывании - заплатить налоги в белорусский бюджет. Зачем создавать здесь искусственные препятствия?
Ответ подготовлен специалистами МНС:
Выдача справки о постоянном местопребывании физического лица в Республике Беларусь в налоговом периоде в целях избежания двойного налогообложения предусмотрена подпунктом 18.9 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан. Такая справка выдается на основании: заявления физического лица; паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; копии договора найма (поднайма) жилого помещения, трудового, гражданско-правового договора, иных документов, подтверждающих место фактического нахождения (жительства, пребывания, работы, службы, учебы) гражданина в течение налогового периода (периодов), за который (которые) требуется подтверждение постоянного местопребывания (при их наличии), с предъявлением оригиналов таких документов.
Наличие таких документов позволяет налоговому органу сделать однозначный вывод о постоянном местопребывании физического лица в стране либо за ее пределами и выдаче соответствующего подтверждения.
При этом нет необходимости в обязательной явке в налоговый орган для получения заказанной вами справки. Можно указать в заявлении, что вы хотите получить справку по почте.