Вопросы конференции
В Беларуси установлен специальный порядок трудоустройства иностранных граждан. В соответствии законом "О внешней трудовой миграции" трудящиеся-иммигранты, в том числе и граждане Украины, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, могут осуществлять трудовую деятельность при условии получения специального разрешения, которое выдается по ходатайству нанимателя подразделением по гражданству и миграции, и заключения трудового договора. Так, за 11 месяцев 2015 года гражданам Украины для осуществления трудовой деятельности в городе Минске было выдано 3993 специальных разрешения, в основном по рабочим профессиям. По данным на 1 декабря 2015 года, нанимателями региона для трудоустройства граждан Украины было заявлено более 200 вакансий.
При приеме на работу гражданина Украины ему будет заведена трудовая книжка образца республиканской трудовой книжки. Вместе с тем, если он предъявит трудовую книжку, выданную в период существования СССР, образцов 1973 или 1938 года, которая считается в Беларуси трудовой книжкой установленного образца, наниматель сведения о работе внесет в эту трудовую книжку.
Можете. Прием на работу граждан Российской Федерации не имеет особенностей и отличий от приема на работу граждан Беларуси. На сегодняшний день в банке данных комитета имеются сведения о наличии в организациях Минска около 100 свободных рабочих мест (вакансий) электрогазосварщиков, электросварщиков ручной сварки, сварщиков.
Государственная служба занятости населения оказывает содействие безработным в организации предпринимательской, ремесленной деятельности. В целях поддержки и развития их предпринимательской инициативы проводятся консультации, предоставляется возможность пройти курсовую подготовку основам предпринимательской деятельности, выделяются субсидии. Размер субсидии равен 11 бюджетам прожиточного минимума (на сегодняшний день это Br17,2 млн). Вопрос о ее предоставлении может рассматриваться в отношении безработных граждан старше 18 лет, не имеющих нарушений требований законодательства о занятости населения, предоставивших технико-экономическое и финансовое обоснование по организуемому виду деятельности.
В текущем году субсидии из средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения предоставлены 117 безработным на сумму около Br2 млрд. Основными видами предпринимательской деятельности, организуемой безработными гражданами, являются отделочные и ремонтные работы, деятельность автомобильного транспорта и такси, производственная деятельность (производство мебели, спецодежды), строительные работы, розничная торговля, парикмахерские услуги.
Немаловажно, чтобы безработный был мотивирован к труду. Ведь для нас важно не просто оказать помощь, а чтобы человек, получив деньги, развивал свое дело. По статистике, более 70% получивших субсидии горожан с этой задачей успешно справляются. Это направление пользуется спросом. Есть только одна проблема: большинство тех, кто состоит на нашем учете, не мотивированы к труду.
Обучение безработных граждан проводится за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Оно осуществляет с согласия граждан и под заказ конкретных нанимателей, которые гарантируют по итогу трудоустройство. Этот механизм нужно использовать активнее, ведь предприятие при этом экономит свои денежные средства и комплектуется квалифицированными кадрами. В 2015 году под заказ нанимателей на обучение направлено более 130 человек, что на 56% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Примером многолетнего сотрудничества в этой сфере может служить госпредприятие "Минсктранс". Под его заказ готовят водителей троллейбуса и водителей трамвая. В 2016 году под заказ госпредприятия "Минский метрополитен" также планируется обучение безработных граждан по профессии "машинист электропоезда".
Хорошо было бы, если бы и другие руководители организаций обратили внимание на такое направление деятельности, как подготовка кадров под заказ нанимателя. Частные организации, к сожалению, к сотрудничеству с нами пока не подключились. Но мы знаем, что, например, торговые сети сами готовят себе кадры, покупают какие-то образовательные курсы. Поэтому пока работаем с тем количеством нанимателей, которое у нас есть.
По оценке службы занятости, ситуация с безработицей в ближайшее время и до конца года не выйдет за рамки установленных прогнозных показателей. Полагаю, что в этом году мы уже пережили пик роста уровня безработицы. Думаю, нам удастся его удерживать на уровне 0,6% от экономически активного населения. Мы убеждены, что не произойдет никаких глобальных процессов по оптимизации численности работников. Есть четкое поручение главы государства о необходимости сохранения всех трудовых коллективов. Каждый человек, который хотел бы работать, получит рабочее место, как бы сложно ни складывалась ситуация. У нас сегодня количество вакансий достаточно высокое - 8,8 тыс., это нормально для города Минска. Более того, стоит задача по созданию новых рабочих мест.
Мы полагаем, что люди, которые длительное время не работали, уже практически все к нам пришли. Это те, кто мотивирован к труду и считает свои долгом работать. Мы сумеем их обеспечить рабочими местами, у нас для этого есть все необходимое. Государственная программа содействия занятости населения уже практически готова, она будет финансироваться в 2016 году. Городской план мероприятий принимается ежегодно, а государственная программа "Социальная защита и содействие занятости населения" с 2016 по 2020 год разработана на пятилетку. Все мероприятия, которые мы реализовывали с 2011 по 2015 год, будут продолжены и подкреплены финансированием.
Насколько я помню, на 2016 год по Минску программой на реализацию мероприятий по содействию занятости населения предусмотрено Br35,5 млрд. Мы активно на протяжении года будем работать над вовлечением в экономику города незанятого населения. Еще в 2014 году Мингорисполком принял соответствующий план. Продолжится практика проведения ярмарок вакансий, это будут традиционные весенняя и осенняя ярмарки, будут проводиться специализированные ярмарки вакансий (например, "Студенческое лето-2016"), в том числе на отдельно взятых предприятиях. Ежемесячно наши специалисты выезжают мобильными бригадами на крупные предприятия, где использовался неполный рабочий день, была неполная занятость, для проведения консультаций по возможному оказанию содействия работникам в трудоустройстве, в получении новой профессии. Нужно активнее использовать такой механизм, как подготовка кадров по заявкам нанимателей.
Что касается изменения ситуации с вакансиями, конечно, как и прежде, будет меняться конъюнктура рынка труда. Думаю, что трудонедостаточные и трудоизбыточные профессии все время будут взаимозаменять и дополнять друг друга. Нельзя здесь какую-то статичную картину вывести.
Так или иначе, в случае выхода на рынок труда значительного количества работников, высвобожденных в связи с оптимизацией численности кадров, в государственной службе занятости предусмотрены различные меры содействия занятости таким гражданам. Это информационная и консультационная поддержка, возможность профессиональной подготовки, переподготовки для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда, содействие в организации предпринимательской деятельности, это и различные социальные выплаты, обеспечение дополнительных социальных гарантий для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и другие.
Говорить о том, что ситуация на рынке труда менялась только потому, что был принят декрет №3, не совсем правильно. Прежде всего это связано с тем, что изменилась ситуация в целом в экономике. Одним из индикаторов рынка труда является такой показатель, как уровень безработицы. В текущем году уровень зарегистрированной безработицы постепенно увеличивался и на 1 декабря достиг 0,6% от численности экономически активного населения Минска. По сравнению с началом года (0,2% на 1 января 2015 года) этот показатель вырос в три раза. Тем не менее он является самым низким по стране. Прогнозируемый уровень у нас больше 1%, и говорить о том, плохо это или хорошо, не приходится, это нормальное явление.
Из общего количества безработных, а их сегодня в службе занятости состоит 6,6 тыс. человек, где-то 21% - это люди, которые длительное время нигде не работали, которые пришли и зарегистрировались, думая только о том, чтобы как-то уйти от налога. Большинство из них не мотивированы к труду, с ними очень много проводится дополнительных мероприятий по трудоустройству. И надо отметить, что эффект есть, но не такой, как хотелось бы.
Если вернуться к ситуации на рынке труда, то сегодня в Минске сконцентрировано 25% всех трудовых ресурсов страны, в столице занято в экономике где-то 1 млн 80 тыс. человек, и их количество по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось чуть больше чем на 600 тыс. человек.
Кроме того, много людей, которые раньше работали за границей, вернулись в Беларусь, в Минск, поэтому произошло перераспределение трудовых ресурсов. Если раньше у нас вакансий было более 18 тыс., из которых где-то 76% составляли вакансии по рабочим профессиям и специальностям (лидирующие позиции были у сфер строительства и промышленности), то сегодня наибольшее количество вакансий мы отмечаем в сфере здравоохранения и оказания социальных услуг. Это 20% вакансий. Дальше уже идет строительство и промышленность. Очевидно, что произошло перераспределение, люди пошли в сферу услуг. Сегодня есть дисбаланс движения рабочих кадров в Минске: прием работников не восполняет, к сожалению, увольнение, и мы видим, что есть переток из промышленности, из реального сектора экономики в сферу услуг и сферу торговли. Там сегодня фиксируется снижение количества вакансий и происходит восполнение кадров.
Когда мы принимаем решения, по каким профессиям будем проводить переподготовку или курсы, то руководствуемся ситуацией на рынке труда, заявками нанимателей, а также пожеланиями граждан. Если в 2014 году обучение проводилось по 21 профессии (специальности), обучающим курсам, в 2015-м - по 24, в 2016 году планируется по 26. Например, в 2015 году перечень был дополнен такими профессиями, как электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, а для инвалидов-колясочников - оператор ПЭВМ со знанием компьютерной верстки, графики и дизайна. В 2016 году планируется расширить перечень за счет образовательных программ по профессиям (специальностям) калькулятор, машинист электропоезда, специалист по логистике - экономист, секретарь, инспектор отдела кадров и обучающим курсам (тестировщик программного обеспечения, специалист по организации закупок). Мы стараемся идти в ногу со временем.
В области здравоохранения такие обучающие курсы организовать нельзя. В этой сфере нужны специальные знания, которые не получишь за шесть месяцев. Я считаю, что системе здравоохранения нужно подумать об увеличении набора в медицинские колледжи. Кроме того, стоит повысить ответственность тех руководителей, которые открывают частные клиники: откуда они берут кадры, оформляют ли заявки о том, нужны ли им через 5 лет новые специалисты. У нас же случился переток кадров: люди из государственных учреждений ушли в частные. Поэтому здесь нужно более четко подходить к планированию заказа на подготовку кадров - возможно, даже на ближайшие 10 лет.
Действительно, в ноябре 2015 года на официальном сайте комитета создана рубрика Гостевая книга, в которой можно оставлять свои предложения по совершенствованию работы органов по труду, занятости и социальной защите города Минска. Пока предложения не поступали. Пользуясь случаем, отмечу, что мы будем рады рассмотреть конструктивные предложения от граждан и учесть их в организации работы органов по труду, занятости и социальной защите.
Сейчас могу сказать, что главная претензия человека, который обращается к нам, - это невозможность найти высокооплачиваемую работу и иногда работу по специальности. Часто к нам приходят молодые люди и говорят, что не могут найти первое рабочее место. Конечно, это плохо. Но в таких случаях мы всегда говорим, что перед поступлением в вузы нужно самому или с помощью компетентных органов узнать обстановку на рынке занятости: будет ли востребована та или иная специальность. Например, к нам приходит много молодых юристов. И когда мы предлагаем им работу, они сразу отказываются от нее из-за маленькой заработной платы. А ведь хорошо платят только юристам с достаточным опытом. Поэтому нужно определяться, что важнее: получить первое место работы и потихонечку накопить опыт либо искать высокооплачиваемое место в другой сфере.
Да, органы государственной службы занятости населения гражданам пенсионного возраста оказывают содействие в подборе подходящей работы посредством направления на работу с учетом имеющихся специальности, опыта работы, пожеланий и наличия у нанимателей свободных рабочих мест. Для этого вам необходимо обратиться в отдел трудоустройства по месту жительства.
На обучение вы направлены быть не можете, так как по направлению государственной службы занятости населения осуществляется обучение только безработных, зарегистрированных в установленном порядке. Граждане, которым в соответствии с законодательством назначены пенсии по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия, не могут быть зарегистрированы в качестве безработных.
Государственная служба занятости оказывает содействие в трудоустройстве выпускникам учреждений образования, обучавшимся на платной форме обучения, и выпускникам, обучавшимся на бюджетной форме обучения, которым в соответствии с законодательством предоставлена возможность самостоятельного трудоустройства. За 11 месяцев 2015 года в отделах трудоустройства города Минска зарегистрировано в качестве безработных 175 выпускников высших учебных заведений и 128 выпускников средних специальных учебных заведений. По направлениям службы занятости населения трудоустроено 59 выпускников вузов и 43 выпускника ссузов.
С целью приобретения безработными профессиональных знаний, умений и навыков практической работы на производстве, повышения их конкурентоспособности на рынке труда комитетом организовывается временная занятость на ученических рабочих местах "Молодежная практика". Программа осуществляется с использованием средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на срок от 1 до 6 месяцев. На организацию программы в этом году направлено более Br400 млн.
В 2015 году на "Молодежную практику" направлено 22 безработных из числа выпускников высших и средних специальных учебных заведений по таким специальностям, как экономист, бухгалтер, юрист, дизайнер, менеджер, специалист по маркетингу, инженер-программист, товаровед и др.
Одной из мер, направленных на приобретение, восстановление или совершенствование безработными инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков в процессе осуществления трудовой деятельности, является адаптация инвалидов к трудовой деятельности, которая организовывается с использованием средств фонда соцзащиты населения Беларуси.
В городе Минске адаптация безработных инвалидов к трудовой деятельности организована 28 предприятиями различных форм собственности на 250 рабочих местах по 52 профессиям (специальностям), таким как администратор, инженер, комплектовщик, уборщик помещений, оператор ПЭВМ, кассир, слесарь механосборочных работ, бухгалтер и др.
С начала года для прохождения адаптации к трудовой деятельности трудоустроено 145 безработных инвалидов. Около 50% инвалидов, завершивших программу адаптации, остаются работать на предприятии. В настоящее время в рамках данной программы трудятся 120 инвалидов, и имеется 80 вакансий для организации адаптации таких безработных.
На организацию программы за 11 месяцев текущего года направлено более Br3,8 млрд.
В Минске сегодня 8 тыс. 804 вакансии. Наибольшее количество вакансий по удельному весу в системе здравоохранения, дальше идет строительство, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом. В сфере здравоохранения сейчас 1760 вакансий, это 20% от общего количества. 17% у сферы строительства, или 1,5 тыс. вакансий. Здесь мы выглядим так хорошо, потому что в этом году продолжили работу по выдаче специальных разрешений на трудоустройство трудовых мигрантов. Более 14 тыс. специальных разрешений выдано уже за весь период и большинство из них - строителям. Наверное, здесь еще играет роль и тот факт, что в городе реализуется много инвестиционных проектов, где в соответствии с договорами в Минск приехали на работу трудовые мигранты. Дальше по удельному весу идет количество вакансий в сфере транспорта и связи, затем идет торговля. Вакансии в торговле появляются за счет того, что у нас открывается много торговых объектов - это большие торговые сети, где создается много новых рабочих мест.
В среднем на каждого зарегистрированного безработного сегодня в городе приходится 1,2 вакансии - это неплохая ситуация, хотя в аналогичный период прошлого года было 5 вакансий на одного безработного. У нас есть трудонедостаточные профессии, по которым зарегистрировано маленькое количество безработных и большое количество вакансий. Это сегодня маляры, каменщики, бетощики, повара, швеи, штукатуры, специалисты и служащие - воспитатели дошкольных учреждений, врачи, медицинские сестры, помощники воспитателя. Вместе с тем, в Минске уже есть профессии, которые являются трудоизбыточными. Сегодня наниматель устраивает конкурс, например, по подбору дворников, подсобных рабочих, слесарей механосборочных работ, уборщиков территории. Устроиться грузчиком сейчас проблема в Минске, потому что количество свободных вакансий 25, а численность соискателей на должность грузчика - более 400.
Эти цифры говорят о том, что больше 20% тех, кто пришел и зарегистрировался у нас в качестве безработных - это люди, которые длительное время не работали. Вот они и составляют между собой конкуренцию. В этом, я считаю, наниматель только выигрывает, потому что сегодня он имеет возможность выбрать себе человека, а не взять того, кто пришел, устроить конкурс. Это повышает конкурентность, заставляет людей задуматься, почему не я, а кто-то другой получил эту работу. Если еще говорить о трудоизбыточных профессиях, то у нас много бухгалтеров, экономистов.
В прошлом году у нас было порядка 20 тыс. вакансий. В отдельные периоды даже было 22 тыс. вакансий по Минску. Количество вакансий сократилось резко, это связано с тем, что предприятия и организации в целях повышения производительности труда провели оптимизацию штатной численности, но мы отмечаем, что у нас нет ни массового высвобождения работников, ни глобальной оптимизации. Оптимизация проведена за счет длительное время не заполняющихся вакансий, и в отдельных случаях за счет людей пенсионного возраста.
Если говорить о работодателях, то они активно пользуются нашей базой. У нас, наверное, самая посещаемая страница на сайте Мингорисполкома. В целом, в службу занятости города за содействием в трудоустройстве обратились за 11 месяцев более 25 тыс. граждан. Более 6,5 тыс. граждан были трудоустроены. Сегодня Минск - это мегаполис, где все имеют возможность самостоятельного поиска работы, и это хорошо, когда люди самостоятельно ищут себе работу и имеют возможность себя достойно представить. Это говорит о том, что и наш наниматель, и кадровые службы наших организаций и предприятий активно работают по поиску и подбору кадров. В этом году мы провели две ярмарки вакансий. Мы думали, что на осенней ярмарке у нас будет мало заявлено нанимателей, но нет, активность их не снизилась. Произошло перераспределение по вакансиям и по подбору рабочей силы.
К нам обращается много людей, которые имеют печальный опыт работы с частными кадровыми агентствами. Мы не ведем такую статистику, но по обращениям граждан, по телефонным звонкам, тому, как люди приходят на прием, видим, что они не очень высоко оценивают работу кадровых агентств и все больше приходят к нам в госслужбу занятости.