Вопросы конференции
Уже десять лет ежегодно разрабатывается Национальная платформа бизнеса Беларуси. Отмечу, что мы всегда делаем это открыто. Над новой платформой работаем последние полтора месяца. Любая ассоциация делового сообщества может разрабатывать свои предложения и принимать участие в создании новой платформы. На данный момент проводятся дискуссии, проходят исследования по различным направлениям бизнеса, в которых принимают участие ведущие аналитические центры страны. Активно сотрудничаем с аналитическими структурами Национального банка и правительства. Жизнь требует более досконального изучения процессов и проблем развития предпринимательства.
Когда мы приняли первую Национальную платформу бизнеса, Беларусь была на 129-м месте в рейтинге Doing Business. За эти годы правительством Беларуси реализовано более 350 предложений делового сообщества, сокращено 28 оборотных налогов, пересмотрены сроки и условия аренды (ранее заключились договоры лишь на год, теперь есть возможность составлять соглашение сроком до трех лет). Значительные изменения произошли в сфере регистрации и лицензирования. Свою положительную роль сыграла и Директива №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь".
Нельзя сказать, что бизнес-сообщество не слышат, но необходимо двигаться дальше. Сейчас Беларусь занимает 44-е место в рейтинге Doing Business, что недостаточно для иностранных инвесторов и отечественных предпринимателей. Нам надо стремиться создать такие условия, в которых будет выгодно работать и вкладывать деньги. Мы должны занимать в рейтинге Doing Business 12-15-е место. Это высокая планка.
Рассматривая бизнес-климат страны, стоит учитывать более 10 параметров, в который входят индекс экономической свободы, индекс национальной конкурентоспособности (формула Давоса), индекс сетевой готовности - все они учтены в аналитическом обосновании новой платформы. Считаю, необходимо придать больше значения развитию инфраструктуры предпринимательства, это прежде всего наши бизнес-инкубаторы и технопарки. Надеюсь, при внесении изменений в закон о поддержке малого и среднего бизнеса, ассоциации и объединения промышленников и предпринимателей получат официальный статус. Их необходимо поддержать. Сейчас это в национальных интересах, чтобы сравняться хотя бы по функциональным возможностям с Казахстаном, Арменией, Россией. Наши отраслевые бизнес-объединения не могут аккумулировать средства и нанимать экспертов, в отличие от того же Всероссийского союза промышленников и предпринимателей.
Нам необходимо получить определенный коридор для реализации потенциала, который есть у бизнеса в Беларуси. В текущем году начали свою деятельность десять отраслевых ассоциаций, необходимо создать еще около 300, потому что конкурентоспособность бизнеса растет в ассоциациях. Выход на международную арену, принятие норм и стандартов - это все очень важно. К примеру, в ЕАЭС необходимо разработать около 80 тыс. технических норм и правил. Кто этим будет заниматься кроме нас? У Казахстана в Москве 50 представителей, которые ежедневно принимают участие в разработке необходимых документов, белорусские предприниматели представлены лишь эпизодически. На этот важный вопрос я хотел бы обратить внимание и Банка развития.
На мой взгляд, пора организовать Белорусскую неделю предпринимательства. В 2016 году планируем провести ее с 28 февраля по 6 марта. Считаю, проект госпрограммы развития предпринимательства неплохой, нам нравится выбранный вектор развития. Но белорусский бизнес нуждается в поддержке проектов на уровне Br15 трлн возвратных финансов, ему необходима мобильность, чтобы предприниматели могли находить новые рынки сбыта, обеспечивали инновационность своей продукции. К новой Национальной платформе приложим несколько дорожных карт, в которых будут учитываться развитие производственного предпринимательства, внедрение инноваций, защита интеллектуальной собственности и, безусловно, внешнеэкономическая мобильность белорусского бизнеса.
На общественно-консультативном совете мы обратились с просьбой о таких мерах поддержки. Мы полагаем, что этой части предпринимателей необходимо предоставить возможность переучиться, получить финансовую помощь для этого. Предпринимателям необходима конкретная помощь, как это делается во многих странах, по сертификации товаров, по внедрению стандартов ИСО. Ряд предпринимателей не смогут перестроить свою работу, им надо помогать.
Вопрос этот очень серьезный. 4 декабря Министерство экономики на общественно-консультативном совете обсуждало этот вопрос. Присутствовали на заседании представители заинтересованных государственных органов, Министерства экономики, Министерства торговли, Национального банка, Министерства по налогам и сборам, Госстандарта, Минздрава, бизнес-сообщества, руководители ведущих бизнес-союзов, индивидуальные предприниматели со всей республики, руководители советов рынков. Состоялся серьезный, даже тяжелый разговор.
Надо понимать, что в одной проблеме кроются две - с остатками товаров и с осуществлением правил, которые даже не с 1 января будущего года начнут действовать, а уже действуют довольно долгое время в Беларуси.
История с остатками товаров давнишняя. В конце 2013 года уже было рискованно ввозить товары без документов, потому что тогда это все начало обсуждаться. И была категория предпринимателей, которые ввозили большой объем продукции без документов, хотя должны были задуматься, смогут ли они все это продать. Указ №222 позволил распродать остатки. Тем не менее, к 15 марта 2015 года ситуация повторилась. Продлили до 1 января 2016 года. И сейчас опять есть предприниматели, которые задают вопрос, что делать. Надо понимать, что предпринимательская деятельность - это деятельность на свой страх и риск. Тот, кто занимается предпринимательством, планирует ее. И о введении новых правил было известно полтора года назад. Поэтому сегодня такая постановка вопроса "а я не продал, что же делать?" - это не постановка вопроса предпринимателя, бизнесмена.
Что касается второй части вопроса, мы говорим о тех предпринимателях, кто перестроился и работает по новым правилам и которым непросто. Да, по новым правилам есть определенные сложности, мы обратили на них внимание, в том числе в части ответственности. Не столько строгая ответственность, сколько бывают случаи, когда предприниматель был обманут - ему дали фиктивные документы, но бывают и случаи, когда предпринимателю известно о контрафакте. Нужно правильно выбирать своих поставщиков.
Мы подготовили обращение, в котором считаем необходимым учитывать так называемую презумпцию невиновности. Нужно, чтобы добросовестность предпринимателя обязательно учитывалась в судебных спорах, если не было доказано обратное. Все стороны процесса должны понимать, как доказать эту добросовестность. Соответственно, если был добросовестный ввоз товара, это должно учитываться при вынесении решения.
Что касается поддержки. Тот, кто к декабрю оказался в сложной ситуации, знал заранее, что такое будет и должен был это просчитать. Что касается сегодняшнего момента, по существующим формам и методам государственной поддержки любой предприниматель вправе перестроиться, пройти дополнительное обучение, получить стартап-кредит.
Когда мы начали разбираться в этом вопросе, то оказалось, что проблема не только в контрафактном товаре. Мы знаем точно ситуацию, что предприниматель заведомо поехал на розничный рынок и купил там товар, который привез в Беларусь. По правилам розничной торговли, ему не дают товарную накладную, лишь чек на купленный товар. А покупка в рознице предполагает пользование товара в личных целях, не для перепродажи. Таким образом, если на розничный рынок ему дали оптовые документы, то он должен задуматься об их подлинности. Не нужно быть ясновидящим, чтобы понимать, что на розничном рынке оптовые документов быть не должно.
Второй вопрос. Когда покупаешь в России или в других странах, ты не можешь купить по тем же правилам, которые действуют для субъектов Российской Федерации. Тебе продают, соответственно, ты имеешь экспорт, а это происходит по другим правилам. Мы знаем случаи, что некоторые россияне не хотят продавать по правилам и появляются другие варианты. Но белорус, который покупает в России, тоже должен понимать, что он не может купить на российском рынке товар как россиянин, потому что это внешнеторговая сделка, правила ее отличаются от внутренне торговой сделки.
Мы бы не хотели, чтобы этой ситуацией пользовалась теневая экономика, мы за легальный, честный бизнес. Но все-таки полагаем, что правительство должно принять к сведению, что налицо падение покупательной способности населения в этом году, что действительно создало трудности для предпринимателей.
Процесс развития предпринимательства не останавливается, он постоянный. Что касается законодательных актов, то сегодня мы работаем над серьезными программными документами, в числе их, прежде всего, государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства на 2016-2020 годы. Она дорабатывается и ориентировочно в конце декабря ее проект будет представлен широкой общественности. Второй документ - это Стратегия развития малого и среднего предпринимательства. Программа рассчитана на пятилетку, стратегия - долгосрочный документ. Ее планируется разработать в течение 2016 года и основной критерий - выход до 2030 года на долю участия малого бизнеса в валовой добавленной стоимости в 50%. Сейчас этот показатель составляет примерно 30%.
До сих пор упрощали ситуацию. Но такого нет и не должно, наверное, быть, чтобы предприниматели всегда были всем довольны. Человек чем более доволен, тем больше у него возникает потребностей.
Хочу также сказать, что помимо этих стратегических документов разработан обновленный вариант Директивы №4. Идеи национальных платформ бизнеса воплощены в этом проекте и в иных программных документах, которыми пользуется сегодня правительство. Потому что это наиболее системный, последовательный документ бизнеса, который ежегодно готовится. Он в постоянной работе, мы принимаем участие в его подготовке. И надо сказать, что идет рост как госорганов, так и бизнес-сообщества при подготовке этого документа. Потому что если сравнить первый и последний варианты платформы - это разные документы. Они становятся более обоснованными, качество предложений повышается. И легче читать, понимать, можно соглашаться или спорить с поставленными проблемами, легче находить пути их решения.