Вопросы конференции
С 2014 года открываются профильные классы и группы педагогической направленности, или педклассы. Министерство образования планирует ввести особый порядок приема на педагогические специальности вузов выпускников педагогических классов, имеющих в аттестате хорошие и отличные баллы и получивших направления от педагогических советов, чтобы они могли поступать на педагогические специальности без вступительных испытаний. Это позволит привлечь в педагогическую профессию мотивированных и подготовленных абитуриентов, а значит, хороших будущих педагогов.
Министерство образования к началу учебного года, издав инструктивно-методическое письмо об открытии профильных классов, предусмотрело и возможность создания таких педагогических классов. БГПУ им. М. Танка разработал соответствующую программу обязательного факультатива, создано учебно-методическое обеспечение, организованы курсы повышения квалификации для педагогов. Процесс пошел.
По предварительным данным, в 2015/2016 учебном году в учреждениях общего среднего образования открыто 103 профильных класса педагогической направленности, в которых обучаются 1220 учащихся X классов. По количеству лидирует Минская область - 35 педагогических классов, в Гродненской области более 20 таких классов и групп, Витебской - около 30. Сейчас самое главное - сделать так, чтобы в них работали лучшие педагоги, которые любят профессию и смогут донести ее преимущества до учащихся.
В педклассах учащиеся изучают два-три учебных предмета на повышенном уровне (по выбору) и дополнительно осваивают содержание учебной программы факультативных занятий "Введение в педагогическую профессию. X-XI класс".
Учителя, которые осуществляют образовательный процесс в педклассах, проходят повышение квалификации с учетом специфики работы спецклассов.
В одной из школ (речь идет о школе №101 Минска) начался своеобразный пилотный проект по одежде делового стиля для учащихся. Пока пять учреждений образования принимают участие. Школа №101 Минска является подшефной школой концерна "Беллегпром". Для учащихся некоторых параллелей этой школы концерн на своих предприятиях пошил одежду. Когда речь шла о проекте для учащихся, рассматривались разные варианты: должна это быть единая форма либо это должен быть какой-то элемент формы, как это есть во многих странах: у кого-то галстук, у кого-то эмблема или косынки - все в зависимости от менталитета. Над этим нужно еще работать. Когда учителя школы увидели одежду учеников, то отметили, что неплохо было бы и для себя разработать единую форму. Однако вопрос о введении единой формы для всех учителей республики министерство пока не рассматривает.
Вы правы, что начинать педагогическую практику нужно как можно раньше, чтобы будущий педагог погружался в эту атмосферу, в будущую профессиональную деятельность. Что касается первого курса, наверное, называть это в строгом смысле педагогической практикой сложно. Поэтому мы вводим с первого курса так называемую волонтерскую практику. Мы ее апробируем и через год будем рекомендовать свои наработки министерству, чтобы вводить во всех университетах. Тем более есть поручение Президента по итогам встречи в нашем университете, чтобы эту волонтерскую практику вводить и как можно раньше начинать педагогическую. Поэтому уже с первого курса все студенты посещают учреждения образования - дошкольные, школы, специального образования и другие, где они осуществляют знакомство с постановкой учебного процесса, организацией воспитательной работы. Что касается второго курса, мы в прошлом году уже провели эксперимент на трех факультетах, когда ввели так называемый один день в школе. Один день в неделю все студенты второго курса идут в учреждения образования и там проводят целый день. Они помогают учителю-предметнику готовиться к занятиям, проверяют тетради, помогают в проведении тестов, оказывают помощь классному руководителю в его работе, участвуют в подготовке школьных мероприятий и т.д.
Чтобы они там, как говорится, не болтались, а все это было системно, разрабатываются программы такой практики. Учащиеся готовят учебно-исследовательские проекты, которые в конце практики после второго курса попытаются даже внедрить. Это очень важно. Мы считаем, что за этим будущее. Второй, третий и последующий курсы - обязательно практика. Она будет все время усложняться и расширяться. Таким образом, к концу обучения мы будем иметь готового педагога, для которого не нужен период адаптации, он будет сведен к нулю.
Этот вопрос находится в компетенции местных органов власти, директора, который возглавляет школу. Конечно, нагрузка учителя должна быть сбалансированной. Например, в школах, которые учувствуют в эксперименте по введению новой системы оплаты труда, вопросов с дополнительными нагрузками не возникает. В данном же случае обратившийся молодой специалист, наверное, пока не может отказаться от такой массы дополнительных поручений, а директор школы руководствуется принципом "кто везет, на того и грузят".
Что касается школ, задействованных в эксперименте, то там существует четкое разграничение: учитель, не имеющий дополнительной нагрузки, получает положенную ему зарплату, педагог, который помимо преподавания предмета готовит олимпиадников, участвует с детьми в различных мероприятиях, имеет в разы больше.
Поскольку в основном мероприятия доводятся местными органами власти, думаю, что было бы правильным разрабатывать некий координационный план с участием всех заинтересованных.
Согласен. Совместный план мероприятий помог бы решить проблему. Когда во время посещения школ я спрашиваю у педагогов о наличии несвойственных функций, то они часто сетуют на нескоординированность действий некоторых ведомств и служб, которые присылают в школы разобщенные планы своих мероприятий. Чтобы не получалось таких накладок, нужно видеть картину в целом.
Немаловажно, чтобы у ученика был выбор. Мероприятий должно быть много, а их посещение не должно превращаться в некую обязаловку. Ведь один ребенок с удовольствием сходит на стадион поболеть за футбольную команду, другой - в музей или театр.
Что касается IT-компетентности педагогов, то нельзя сказать, что учителя не готовы к работе с современными технологиями. Мы сегодня все живем в информационном обществе, поэтому практически каждый день осваиваем что-то новое из мира технологий. При этом стоит заметить, что наступает эпоха, когда старшее поколение может чему-то научиться у молодежи.
В БГПУ имени М.Танка мы сейчас создаем очень мощную информационно-образовательную среду, когда учебный процесс не просто сочетает традиционные элементы с возможностями информационных технологий, а как раз фактически превращается в электронное обучение.
Мы сегодня "закольцовываем" все наши учебные и жилые объекты с тем, чтобы у студентов была возможность доступа к нашим электронным ресурсам из любого учебного корпуса и общежития. Мы увеличили в 7 раз скорость работы интернета. Думаю, в будущем такая хорошая база косвенно поможет нашим выпускникам быть более успешными в преподавательской работе.
Хочу отметить, что сегодня Национальный институт образования ведет очень активную деятельность как раз по обучению педагогов работе с информационно-образовательными ресурсами. Причем обучение идет не только очное, но и заочное - это онлайн-обучение.
У нас есть официальная статистика за 2014 год: более 70% педагогов готовы использовать информационно-коммуникационные технологии. Современные ученики очень мобильны, у них нет какого-то страха перед программами, техникой. Поэтому здесь решающую роль играют скорее вопрос самообразования и желание учителя быть на высоте, не отставать по части владения технологиями от своих учеников. Потому что дети все четко чувствуют и сразу замечают, что учитель не владеет на должном уровне тем, что могут они сами.
А что касается тезиса "быть в тренде", то стоит посмотреть не только на столичные и областные учреждения образования, но и взглянуть на ситуацию в районах. Есть яркий пример - в Борисовском районе действует Лошницкая районная гимназия, расположенная в агрогородке. Откройте ее сайт - там предлагается дистанционное обучение для педагогов, причем этой услугой могут воспользоваться педагоги по всей республике. У них также имеется богатая методическая "копилка", которая будет полезной и интересной для очень многих. Так что те, кто хотят и прилагают соответствующие усилия, - в русле современных тенденций.
Ну а в целом процесс повышения квалификации был всегда достаточно консервативным, потому что он идет с некоей периодичностью, но ведь гораздо важнее самообразование и то, что происходит в межкурсовой период.
Что касается педагогических вузов, то в последние два года оно не слишком доступно. Приведу пару цифр. В этом году на факультет русской и белорусской филологии все бюджетные места у нас заняли медалисты и целевики. И выпускница одной школы из Бобруйска, которая набрала 324 балла, не прошла на бюджет. Поэтому принято решение ректората в течение года ей выплачивать стипендию. Что касается физико-математического факультета, где еще в прошлые годы был колоссальный недобор, в этом году набор осуществлен с первого захода. К нам пришло 15 медалистов и выпускница из Барановичской гимназии с самым высоким баллом - 361. За последние два года в нашем университете проходные баллы выросли на все специальности.
Мы надеемся на приток медалистов. В этом году выпускников лицеев и гимназий пришло на 40% больше. Я думаю, что, когда через год выпускники педклассов пойдут к нам и вообще в педвузы, у нас будет колоссальный конкурс. И мы будем отбирать действительно достойных, подготовленных. Миф о том, что в педвузы легко поступить, уже ушел в прошлое. Практически во всех педвузах в этом году набор был осуществлен с первого раза, без допнабора. Это говорит о том, что меняется отношение к профессии педагога. А с другой стороны, это сигнал и родителям, и особенно абитуриентам, что для поступления в вуз вообще и на педспециальность в частности нужно работать.
Касательно первой части вопроса. Такой опыт есть в Московском государственном университете имени Ломоносова. У них студенты разных факультетов, получая глубокое профильное образование, параллельно на старших курсах получают и педагогическую специальность. Это себя оправдывает. Но что касается мотивации, то здесь я бы немного посомневался. Какие мотивы могут быть, закончив классический университет, получить еще и педобразование? Если это сознательный выбор, тогда мы приветствуем. А если это случайность, чтобы просто получить дополнительную специальность? Потом человек придет в школу, и окажется, что это не его. Здесь надо думать. Педклассы, которые мы создаем, как раз позволят на более раннем этапе определить мотивированных учащихся.
Что касается более широкой подготовки, то сегодня мы готовим учителя химии, биологии. Это подготовка и глубокая, и широкая. Если сдваивать специальности, то это надо делать по родственным. Например, математика и информатика, физика и информатика. А, скажем, по дисциплинам или предметам, которые не близки, не родственны, это должна быть отдельная подготовка, потому что мы можем потерять в качестве, если не увеличить срок подготовки. Мы готовим специалиста четыре года, а как по двум специальностям подготовить за это время? Надо срок подготовки увеличивать либо до пяти лет, либо еще больше. То, о чем вы говорите, легко решается через систему переподготовки. Если в учреждении образования требуется какая-то дополнительная специализация учителя, он может через курсы повышения квалификации, через переподготовку за два года ее получить.
Я только за! Шахматы дисциплинируют, развивают логику, воспитывают культуру мышления. И мы видим заинтересованность родителей в развитии детей. Недавно наш университет заключил договор с одним из детских садов Минска, и родители ставят вопрос об организации шахматного кружка. Поэтому, считаю, стоит подумать над этим. Для начала можно организовать факультативы. Тем более что есть кого привлечь к этой работе: у нас много хороших шахматистов, которые с удовольствием бы за это взялись. А если мы увидим заинтересованность детей, родителей, то можно двигаться дальше. Есть и другой путь - в порядке эксперимента в одной школе каждого региона ввести такие занятия для желающих.
В Армении, например, с 1-го по 4-й класс "Шахматы" являются обязательным предметом. Почему бы не позаимствовать опыт армянских коллег и не применить его в порядке эксперимента?
Во многих учреждения образования очень успешно работают шахматные клубы, и эта работа поставлена на серьезную основу. Мы за развитие этого начинания.
В основе десятибалльной системы оценивания - уровни усвоения учебного материала. Десятибалльная система позволяет более объективно оценить знания школьников, нежели существовавшая ранее пятибалльная, когда можно было получить "пятерку" как за развернутый ответ с использованием дополнительной литературы и выражением собственной точки зрения, так и просто за четкое воспроизведение текста параграфа. В десятибалльной системе все отметки положительные. Каждая отметка означает определенный уровень учебных достижений.
Учитель должен пользоваться всем набором отметок и должен составить или подобрать соответствующие задания, которые позволят ученику ответить на 10 баллов. Ставить десятку за задания третьего уровня (пересказ выученного материала из учебника) непрофессионально, нельзя также ограничивать возможность получить десятку.
Тест же - это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся. Это одна из форм контроля. Это не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил и умения их применить.
Бесспорно, наряду с преимуществами, такими как быстрота проверки, проверка большого объема материала малыми порциями, возможность определить проблемные зоны, формирование навыков самоконтроля и так далее, тесты имеют и недостатки: возможность угадывания, часто невозможно проследить логику ученика и др.
Замечу, что тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся и должны использоваться наряду с традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в школе и оправдали себя на практике. Выбор используемых методов и средств для контроля результатов учебной деятельности учащихся остается за педагогом.
Ну, по поводу критики совершенно не согласна с вами. В республике создана национальная система учебного книгоиздания. С 2010 по 2015 год издано 800 наименований учебников и учебных пособий, 291 наименование методической литературы. В целях повышения качества подготовки учебников, начиная с 2008 года, проводится конкурс на их написание. К подготовке и рецензированию учебных пособий привлекаются победители и лауреаты республиканских конкурсов профессионального мастерства, известные учителя-практики, методисты.
Однако идет постоянная работа над совершенствованием существующих учебных пособий, в том числе и на основе обратной связи: как учебник работает, насколько он эффективен, какие компоненты работают лучше, а какие, может быть, стоит скорректировать.
В текущем учебном году в Национальном институте образования разрабатывается макетный образец электронного учебника-навигатора по химии для 10-го класса, который станет новым типом электронного учебного издания. Учебник-навигатор, безусловно, расширяет возможности классического учебного обеспечения. Гипертекстовая организация материала позволяет быстро перейти к необходимому разделу, параграфу, словарю или к тестовым заданиям. Можно в случае необходимости выйти по ссылке на ресурс удаленного доступа, например на сайт или портал, где размещены другие компоненты учебно-методического комплекса (хрестоматии, справочники, другой дополнительный материал). Кроме того, можно попробовать себя в моделировании каких-либо процессов, если учебник содержит виртуальную лабораторию с соответствующими возможностями. Одной из особенностей такого учебника станет наличие оригинального медиаконтента.
Педагоги-практики могут и сами записать мини-фильмы с демонстрацией химических опытов, которые войдут в содержание нового учебного пособия. В идеале учебник-навигатор должен быть таким, чтобы его можно было использовать на различных типах электронных устройств - начиная от мобильного телефона и заканчивая интерактивной доской.
Макетный образец первого электронного учебника-навигатора будет представлен разработчиками до конца текущего года, а в следующем году он пройдет экспериментальную апробацию в ряде учреждений образования республики.
У нас сегодня два урока физкультуры и один час здоровья и спорта. Последний введен несколько лет назад, чтобы повысить двигательную активность. Это возможность поиграть, научиться играть в волейбол, баскетбол, хотя эти элементы есть и в учебной программе. Что касается самого урока физической культуры, не скрою: разговоры о том, что этот предмет надо сделать безотметочным, идут давно и достаточно бурно обсуждаются у нас и в Министерстве спорта и туризма. Пока мы не пришли к окончательному мнению.
Во-первых, что касается подготовительной группы. Если у ребенка подготовительная группа, это означает, что определенные виды деятельности он просто не выполняет. Соответственно учитель, у которого в обязательном порядке должны быть сведения о состоянии здоровья учащихся, он эти виды деятельности не предусматривает, ребенок в зависимости от заболевания определенные нормативы не сдает. То есть не обязательно, что бег может быть запрещен. Во-вторых, десятибалльная система предусматривает отметки от 1 до 10, и они все положительные. Пробежал ребенок в свою силу и получил не 10, а 8. Наверное, проблемы в этом никакой нет. Мы в ближайшее время очень серьезно будем анализировать этот вопрос и изучать состояние вообще организации образовательного процесса и по физической культуре в целом по республике, обязательно к этому вопросу еще вернемся.
Мы реагируем на какие-то частные вещи. Если посмотреть системно, мы должны формировать культ здорового образа жизни. У нас есть замечательные примеры в стране, как к спорту относится государство и его руководство. Надо, чтобы в семьях с самого раннего детства дети занимались физкультурой, чтобы так же, как почистить зубы и умыться утром, было сделать зарядку. Не обязательно ставить оценки за нормативы, но двигательная активность должна присутствовать. Сегодня серьезно влияют компьютеры, интернет. Дети постоянно сидят за ноутбуками и в смартфоне. Их надо выводить из этой ситуации и заставлять больше двигаться, придумывать различные игры.
Я бы назвал двух учителей. Это моя первая учительница - Галина Николаевна, которая действительно была настоящим учителем. Она очень тонко чувствовала всех учеников нашего класса. Я был не очень дисциплинированный ученик в начальной школе. И она каким-то образом сумела меня убедить, что я должен свое поведение перестроить, чтобы вписаться в рамки и требования, которые приняты в школе. Поэтому я очень хорошо ее помню. Может быть, скульптурная композиция, которая возникла при входе в наш университет к его столетию в прошлом году, была навеяна воспоминаем о моей первой учительнице. Мы так и назвали эту композицию "Учительница первая моя". У каждого из нас есть любимые учителя, но первая учительница одна. И это тот человек, который впервые встречает школьников после детского сада, переходящих в совершенно другую жизнь. Роль первого учителя трудно переоценить.
Еще в 10-м классе у нас была классный руководитель Анна Евсеевна, которая работала с нами всего один год. Но за это время мы побывали в Третьяковской галерее, ходили в походы и провели очень много культурных, воспитательных и спортивных мероприятий. Она, может быть, дала нам больше, чем учителя, которые с нами дольше работали. Я считаю, что от учителя очень многое зависит. Поэтому важно, чтобы у каждого в жизни был хотя бы один любимый учитель.