Вопросы конференции
У Беларуси есть три сборочных производства в Китае. В сентябре 2009 года в Пекине создано СП ООО "АВИК-БЕЛАЗ Карьерные машины", учредители ОАО "БелАЗ" (50%) и компания Avic International Aero Development Corporation (50%). В августе 2010 года в Харбине открылось СП "Харбин Дунцзинь Минск Трактор Ко.", учредители ПО "МТЗ" и корпорация "Дунцзинь Групп". В декабре 2009 года также в Харбине заработало СП "Харбин Дунцзинь Гомель предприятие сельскохозяйственного машиностроения", учредители ПО "Гомсельмаш" (50%) и корпорация "Дунцзинь Групп" (50%). Сейчас эти предприятия испытывают определенные сложности, что связано с мировым кризисом. Если говорить про БелАЗы, то упала добыча угля и существенно сократились заказы на карьерную технику в самом Китае. Но БелАЗ совместно с партнером участвует в нескольких конкурсах на поставку карьерных самосвалов. Мы прогнозируем, что к концу текущего года - началу следующего потребность в карьерной технике восстановится.
Относительно производства сельскохозяйственной техники хочу сказать, что оно связано с выделением субсидий со стороны провинций Китая. Сегодня есть трудности в части их выделения, поэтому в этом году есть спад по поставкам техники. Были моменты касательно качества тракторов, но эти вопросы урегулированы. Весной вся гарантийная и постгарантийная техника была восстановлена, поставлены машинокомплекты для ее стабильной работы. Минский тракторный завод готов возобновить поставки, если будут заказы и финансирование.
В ближайшее время будет открыто новое сборочное производство "Гомсельмаша". На торжественной церемонии в провинции Хэбей будет присутствовать посол Беларуси в Китае, заместитель министра промышленности нашей страны. Выпуск первых партий машин - 75 единиц техники - запланирован до конца года. "Гомсельмаш" подготовил соответствующие машинокомплекты к отгрузке. В основном это зерноуборочные и кормоуборочные, которые были доработаны специально с учетом запросов китайских потребителей.
Что касается удовлетворения пожеланий потребителя, здесь, безусловно, наши предприятия активно работают. Например, тракторный завод в советские времена выпускал две модели тракторов, а сегодня выпускает уже более 100 видов, которые, в принципе, рассчитаны на различных потребителей и различные рынки. Аналогичная работа ведется и по другим предприятиям - "Гомсельмаш", БелАЗ, Минский автозавод и другие сельхозмашиностроители. В Евросоюзе вводятся соответствующие экологические стандарты, определенные требования по другим критериям для азиатских рынков и так далее. Тот же "Гомсельмаш" под требования потребителей в Азербайджане, Грузии, Китае разрабатывает новые модели сельхозтехники и предлагает новые виды продукции. Минский автозавод, тракторный завод разработали и имеют технику на газомоторном топливе. МАЗ предлагает автобусы, коммунальную технику.
Качество продукции - это, безусловно, один из основных вопросов конкуренции на внешних рынках, да и на внутреннем рынке тоже, в связи с чем вопросам качества нужно уделять особое внимание нашим предприятиям, поставщикам автокомпонентов, сырья и материалов. Министерством промышленности разработана соответствующая программа повышения качества сельхозтехники, которая согласована со всеми заинтересованными органами госуправления. На вопрос о том, можем ли мы удовлетворить сегодня потребителя той техникой, в которой он нуждается, могу ответить, что можем. У нас есть технический потенциал на предприятиях, и мы готовы удовлетворить запросы потребителя в любой технике, которую он хочет купить.
Если говорить о сотрудничестве с НАН, то, безусловно, промышленность заинтересована в нем, потому что в отдельных отраслях у нас нет научной базы. Это в первую очередь станкостроение, светотехника (если говорить про автокомпоненты) и другие направления, где нам необходимо научно-техническое развитие, научно-технические разработки. Ежегодно мы рассматриваем совместные проекты - это государственные научно-технические программы, в которых участвуют и академические институты, и предприятия промышленности, и наша отраслевая наука (научно-технические центры предприятий, конструкторские бюро). От науки мы ждем конкретных разработок и предложений, которые можно было бы реально воплотить в конечный продукт, который был бы конкурентоспособен, современен и позволил нам выйти на новые рынки сбыта. Я считаю, что нужно усилить наше взаимодействие в этой части. Машиностроительная база у нас есть, мы сохранили коллективы, технологии, но в какой-то степени отстаем от наших основных конкурентов по научной составляющей. И здесь мы ждем помощи и поддержки со стороны науки.
Достаточно много совместных разработок есть у Объединенного института машиностроения НАН с МАЗом, и они уже реализованы. Это новые модели автомобильной техники, различных узлов. Это базовый институт для МАЗа, на котором есть испытательный центр, где проходит испытания и наша техника. Ведутся аналогичные работы в тракторостроении: Объединенный институт машиностроения участвует в разработке новых моделей тракторов МТЗ, узлов для них.
Что касается планов наших крупных машиностроительных холдингов, сегодня в стадии разработки программы развития данных предприятий до 2030 года. В них закладываются инвестиционные и инновационные проекты с целью создания новых продуктов, выхода на новые рынки и повышения качества, сокращения издержек и соответствующего повышения конкурентоспособности. У Минского автозавода есть ряд проектов, реализацию которых мы планируем начать в 2016 году не только на самом заводе, но и в организациях холдинга "БелавтоМАЗ" в Могилеве, в Осиповичах. Как пример - техперевооружение Минского автозавода. Рассматривается вопрос привлечения китайских ресурсов в объеме $200 млн. Проект, конечно, не рассчитан только на 2016 год. Его реализация запланирована на 2016-2018 годы.
Рассматриваются проекты по производству 8-цилиндровых дизельных двигателей мощностью от 425 до 715 л.с. для внедорожной техники на ОАО "Управляющая компания холдинга "Минский моторный завод". Также это создание соответствующих технологий для производства данных новых видов изделий.
На Белорусском металлургическом заводе в стадии проработки новый проект - "Строительство комплекса для производства специальных сталей с объемом производства 300 тыс. т в год". Прорабатывается создание и ввод новых металлургических мощностей, позволяющих продолжить наращивание объемов производства и выйти на новый уровень развития специальной продукции, обеспечив импортозамещение и увеличение экспортного потенциала.
В настоящее время прорабатывается и такой проект, как "Производство теплообменников по технологии Nocolok в Республике Беларусь" на ОАО "БАТЭ". Инвестиционный проект предполагает создание предприятия по производству теплообменников для грузовых автомобилей, тракторов, строительной и дорожно-строительной техники, комбайнов. Создаваемое производство является импортозамещающим. Здесь будут выпускаться следующие виды продукции: радиаторы охлаждения двигателей, радиаторы охлаждения рабочей жидкости систем смазки двигателей внутреннего сгорания и гидросистем, интеркулеры-охладители надувочного воздуха, радиаторы отопления салона.
Считаю, что мы, в принципе, работаем в рамках ВТО, потому что в этой организации уже Российская Федерация и Казахстан. Мы это предвидели и к этому готовились. Безусловно, чтобы конкурировать в таких рыночных условиях, наши предприятия ведут сейчас серьезную работу в части техперевооружения, сокращения издержек, повышения качества и разработки новой продукции для этих рынков. Здесь есть определенные нюансы: при вхождении в ВТО России и Казахстана нашим предприятиям становится сложнее конкурировать на этих рынках, учитывая, что в этом случае открываются хорошие условия для азиатской продукции, которая дешевле, но не такого хорошего качества. Основное сегодня - цена и качество изделий, а также соответствие изделия требованиям заказчика. Фактически мы уже работаем в ВТО, и эта работа продолжится. Есть соответствующие программы на предприятиях. На сегодня в стадии разработки и рассмотрения находится программа долгосрочного развития промышленных предприятий до 2030 года, где предусматриваются вопросы выпуска новой продукции, расширения модельного ряда, повышения качества, технического перевооружения предприятий, сокращения издержек. Это такие комплексные меры, которые, я думаю, позволят в ближайшие годы (потому что основной упор делается именно на ближайшую пятилетку) серьезно подтянуть наши предприятия в тех моментах, о которых я уже сказал.
Что касается складских запасов, то сегодня у нас есть ежемесячная положительная динамика - склады разгружаются. Идет сокращение запасов. Нам была поставлена задача и главой государства, и правительством сокращения складских запасов, но не вымывания оборотных средств с целью сделать какие-то объемы продукции и положить их на склад. Сегодня мы работаем под конкретные заказы производства.
Если говорить про сокращенную рабочую неделю, то это действительно имело место быть, и это объективно связано с работой наших партнеров, их платежеспособностью. Сегодня ситуация стабилизируется, большинство предприятий отрасли уже работают 5 дней в неделю. Это удалось за счет принятия ряда решений со стороны власти, обеспечения определенными заказами предприятий, а также за счет работы наших предприятий на внешних рынках в части диверсификации экспортных поставок. Мы уже имеем определенный портфель заказов на новых рынках и, безусловно, это позволяет нашим предприятиям загружать производства, наращивать объемы, обеспечивать работой наших сотрудников. По отдельным предприятиям, не буду скрывать, ситуация еще пока в стадии стабилизации.
Консервные заводы - это явно не наша сфера. А что касается промышленных предприятий в малых и средних городах, хочу сказать, что организации Минпрома пытаются использовать те экономические условия, которые созданы сегодня для малых и средних городов. Есть соответствующие декреты, подписанные главой государства. Мы планируем в этой части развивать промышленные предприятия в регионах, искать инвесторов и партнеров. Что касается заброшенных промпредприятий, то в системе Минпрома я, честно говоря, таких не знаю. Наоборот, у нас есть ряд примеров, что данные предприятия развиваются эффективно. Можно приводить пример предприятий в Ивацевичах, Горках. В них вкладываются определенные ресурсы со стороны управляющих компаний, есть загрузка мощностей, развиваются новые проекты. Нужно отметить, что такие предприятия нам интересно было бы загрузить с помощью внешних партнеров, используя те экономические инструменты, которые созданы в малых и средних городах. И эта работа будет продолжена.
Наше государство - социально ориентированное. И, безусловно, промышленные предприятия должны обеспечивать социальные условия для своих сотрудников. Направления этой работы различные: начиная с обеспечения горячим питанием сотрудников до медицинского обслуживания и жилья. Здесь речь также идет о работе культурных центров, физкультурно-оздоровительных комплексов, детских лагерей, санаториев. Все это развивается на крупных предприятиях отрасли, этому уделяется особое внимание. Хотелось бы отметить БМЗ, "Атлант", МАЗ, МТЗ. К примеру, БелАЗ в последнее время вложил серьезные деньги именно в развитие физкультурно-оздоровительной базы. Все наши крупные холдинги сегодня содержат подобные социальные объекты, предоставляют соцпакеты для своих сотрудников. Этому вопросу будет уделяться внимание и дальше, потому что здоровый и счастливый коллектив показывает совершенно другие результаты. В этой части будет продолжена работа.
Сейчас на предприятиях Минпрома работает около 180 тыс. человек. Хотелось бы поздравить всех наших машиностроителей с наступающим Днем машиностроителя и пожелать им здоровья, успехов, удачи. А также поблагодарить за терпение в эти сложные времена. Думаю, мы совместно выйдем из сложной ситуации, в том числе в ближайшее время все наладится в части загрузки предприятий. Также хотелось бы пожелать здоровья и счастья семьям наших машиностроителей.