Вопросы конференции
Уровень гармонизации национальных стандартов Беларуси стандартам МЭК достаточно высокий. Несколько хуже - с межгосударственными стандартами. Связано это с тем, что пока сохраняется наследие Советского союза - стандарты, которые надо пересматривать. Здесь гармонизация на уровне 30%.
Важно не только пересмотреть стандарты - важно, чтобы промышленность и энергетика перешли на новый документ. Как правило, этот процесс требует больших инвестиций, учитывая, что за рубежом пересмотр требований осуществляется очень интенсивно. Пересмотреть стандарт и предложить внедрить определенные механизмы не составляет большого труда. Но за всем этим стоят большие инвестиции, учитывая, что все это нужно привести в соответствие. А это огромная сфера - электричество, электроника.
Есть страны, которые предлагают активно внедрять новые версии стандартов, но во многих государствах достаточно старая инфраструктуры, и они не в состоянии угнаться за техническим прогрессом. Поэтому процесс гармонизации межгосударственных стандартов идет более медленно, чем национальных. Но мы считаем, что политика ориентации на международные стандарты, которая проводится в Беларуси уже более 15 лет, является единственно правильной.-0-
Поскольку европейские государства являются одними из важнейших партнеров нашего региона, будет отдельный форум между представителями стран СНГ и Европы, где мы обсудим пути развития торгового сотрудничества на основе темы технического регулирования и стандартизации. Думаем, что это будет активный заинтересованный диалог. Ведь сегодня мы говорим о стандартизации и техническом регулировании, но в сухом остатке это разговор о том, как обеспечить бизнес, как обеспечить продажи, поставки с минимальными потерями времени и денег для преодоления нетарифных, технических барьеров.
Нашим коллегам из Европейского союза интересно разобраться в системе технического регулирования Евразийского экономического союза, они хотят понять, каким образом будет обеспечиваться свободная торговля между ЕС и ЕАЭС, коррелируются ли наши требования. Конечно, межгосударственные стандарты на основе международных стандартов - это та платформа, которая докажет, что продукция, которая считается безопасной в ЕАЭС, является безопасной и в ЕС. Здесь важно выстроить конструктивный диалог.-0-
Мы уже провели два семинара совместно со специалистами МЭК, где присутствовали белорусские делегаты, которые будут участвовать в Генассамблее. Последний - две недели назад. И я был приятно впечатлен: на тот момент было зарегистрировано около 120 человек, на семинар приехали более 100, то есть явка была предельно высока. Кроме того, я почувствовал, что за каждым заданным вопросом стоит то, как человек видит себя дальше в структуре МЭК, в работе технических комитетов.
Мы сейчас готовим персональные программы, мини дорожные карты для большинства наших делегатов, чтобы сориентировать, в каких мероприятиях они могли бы принять участие с максимальным для себя эффектом, на что они должны обратить внимание, участвуя в этих мероприятиях. Дадим ориентиры, подсказки, чтобы они понимали, что важно в той теме, которая будет осуждаться на каждой из встреч.
Что касается руководителей, то здесь речь идет о формате бизнес-встреч.
В рамках ассамблеи по нашему предложению состоятся три открытых заседания для стран СНГ и представителей других регионов. Мы рассчитываем, что за оставшийся месяц сможем вовлечь в их проведение намного больше предприятий, чем заявились на данный момент.
Одновременно с Генеральной ассамблеей МЭК будет проходить энергетический форум, и мы договорились, что участники будут иметь возможность принимать участие в заседаниях. Было бы неплохо, чтобы наши специалисты и руководители послушали, что делается в разных регионах планеты - в Америке, Азии, Африке, Австралии. Наша страна ориентирована на экспорт, поэтому важно знать, какие позиции в других государствах. Рассчитываем на эффективность этих мероприятий.
Мне кажется, мы иногда сами не понимаем, какой подвиг совершим для страны, проведя в Минске Генеральную ассамблею МЭК. Конечно, сегодня не ограничены возможности для посещения любым техническим специалистом Генассамблеи МЭК в любой стране. Но мы прекрасно понимаем, что съездить в Японию, Китай, Германию - достаточно затратное мероприятие. Маловероятно, что можно выехать делегацией в 100-200 человек. Сейчас у нас у всех есть возможность увидеть все своими глазами.
Мы хотим пересмотреть вопросы, связанные с организацией процесса стандартизации в нашей стране, потом активизировать работу в технических комитетах. Поймите: работа не заключается только в том, что один раз в год все технические специалисты собрались, поговорили, обсудили, разъехались и больше ничем не занимаются. Работа по стандартам идет каждый день. Как правило, стандарт разрабатывается в течение двух лет, начиная с идеи и заканчивая появлением готового документа.
Сегодня интернет-ресурсы позволяют работать в технических комитетах онлайн. В результате любой технический специалист может высказывать свою позицию. Мы будем активизировать работу по переводу национальных технических комитетов на электронную платформу взаимодействия. То же самое касается межгосударственных техкомитетов. Это позволит более скоординировано работать и в международных технических комитетах. То есть сегодня интернет-технологии должны позволить перейти на новый уровень работы.-0-
На сегодняшний день влияние Национального комитета Беларуси МЭК оказалось более сильным за рубежом, чем у себя в стране. Думаю, что причина этого - то историческое наследие, которое нам осталось от Советского союза. И есть решение, чтобы выравнять этот дисбаланс. Национальный комитет может быть силен только в том случае, если он включает в себя самых сильных представителей заинтересованных сторон - промышленности, бизнеса, органов государственного управления.
Мы посмотрели и сделали вывод, что потенциал для улучшения ситуации есть, прежде всего, за счет реформирования, суть которого - сделать Национальный комитет в виде ассоциации, общественного объединения, в которое войдут все те участники, которые заинтересованы. Думаю, что многие сделают это с большим удовольствием, потому что уже набили себе шишек и поняли, что стандартизацией и техническим регулированием надо заниматься серьезно.
Мы подготовили свои предложения, мы их обсуждаем. Непросто идет работа, мы сталкивается внутри с конфликтом интересов. Но надеюсь, что эту работу мы проведем, и Национальный комитет МЭК станет по своей юридической сути таким же, как глобальный МЭК. Потому что глобальный МЭК - это то же общественная организация, хозяевами которой являются все страны-участницы, в том числе и Беларусь. В реформировании мы берем за основу опыт самых успешных стран, где национальные комитеты работают наиболее успешно - США, Канады, Германии, Японии.
На сегодняшний день мы все вопросы пытаемся решать через руководителей организаций. Но у руководителей очень много других значимых вопросов. А в большинстве стран, достигших успеха в этой сфере, работа проводится не руководителями, а специалистами. Найти механизм объединения специалистов - такую задачу поставил перед собой Национальный комитет Беларуси в МЭК. Нужно придумать, что сделать для стимулирования специалистов к участию. Тогда они изнутри смогут заинтересовать руководителей. Пока голос этих специалистов на предприятиях никто не слышит.
В идеале мы хотели бы, чтобы после Генеральной ассамблеи МЭК количество наших специалистов, которые стремительно вовлекаются в процесс разработки стандартов, их обсуждения, подготовки своей позиции и т.д., увеличилось на порядок. Представьте: сегодня в Норвегии при населении в 5 млн человек около 5 тыс. специалистов работают в технических комитетах и отстаивают свои позиции. Мы бы хотели также, чтобы в этот процесс вовлеклась молодежь, она у нас очень толковая, ее нужно поддерживать.
Кроме того, мы рассчитываем, что во время Генеральной ассамблеи МЭК появится много контактов руководителей наших промышленных предприятий с главами компаний из других стран, которые приедут к нам в столицу, чтобы они начали говорить, обсуждать, чтобы они проговорили хотя бы приблизительный маршрут налаживания своих взаимоотношений. В технической сфере другой такой возможности в ближайшее время не просматривается.
У всех уже голова болит от проблем, связанных с системой технического регулирования в ЕАЭС. И их действительно достаточное количество. Поэтому, организовывая форумы, мы хотели бы придать дополнительный импульс развитию внутренней системы технического регулирования, обращая внимание на проблематику энергоэффективности, оценки соответствия и допуска продукции на рынок.
В начале прошлого года, когда еще только начинался процесс активной подготовки к Генеральной ассамблее МЭК в Минске, мы подготовили брошюру о том, что Беларусь - инвестиционно привлекательная страна. Мы рассказали, почему ее обязательно нужно посетить. Я надеюсь, что во время проведения Генеральной ассамблеи в Минске гости, которые к нам приедут, найдут подтверждение того, что мы действительно интересная, экономически развитая страна, привлекательная для инвестиций, что в нас можно вкладывать средства, в том числе технически, и мы можем давать результат для всего мирового сообщества.