Вопросы конференции
Надзорная работа и контрольная деятельность идет в плановом порядке, по определенным графикам. Есть и внеплановая работа там, где, по информации из достоверных источников, есть подозрения об опасной или несоответствующей продукции. В I полугодии работа проводилась практически по всем срезам продукции. Ее можно разделить на две части: есть работа, связанная со сферой обращения - с торговлей. Есть работа, связанная с оптовыми компаниями, импортерами. Основной акцент пока идет на сферу розничной торговли - там, где непосредственно работают на потребителей. Итоги нашей работы за январь- июнь показывают, что более 70% проверенной продукции имеют нарушения. Я бы разделил такие нарушения на две части. Во-первых, есть нарушения, которые связаны с самой продукцией: она имеет отклонения по безопасности, по качеству, по своим характеристикам. Второй блок - это нарушения, связанные не с самой продукцией, а с маркировкой и иными процедурами, к примеру, нет документов об оценке. И с теми, и с другими нарушениями надо бороться. Ситуация непростая, потому что контрольные меры заканчиваются продавцом или предпринимателем. Им запрещается реализация, изымается часть продукции. При злостном нарушении на них накладывается определенная административная ответственность. Поэтому мы в II полугодии ставим себе задачу все-таки перейти от точечных проверок в рознице на тех, кто поставляет продукцию, чтобы не растворяться в многочисленных нарушениях, которые находятся прямо в торговле. Так можно потратить весь свой ресурс, а у нас он не очень большой - работает чуть больше сотни инспекторов. Поэтому будем основной акцент делать на крупные оптовые компании и торговые сети.
Из наиболее проблемных групп продукции выделяются, конечно, товары для детей и подростков. Замечаний и претензий много. Второе место по проблемности занимает мебельная продукция. Мы о ней часто говорим и считаем, что сегодня в стране есть достаточно возможностей делать свою качественную продукцию и поставлять ее на рынок. Далее идут изделия легкой промышленности. Потом низковольтное оборудование - тема эта очень больная. Особенно нас беспокоят вопросы, связанные с кабельной продукцией, потому что она не просто идет в розницу для продажи конкретным потребителям, а в промышленность. Для нас это сегодня одна из самых непростых и важных задач - вместе с органами госуправления, которые занимаются строительством, которые работают в промышленности, навести порядок по кабельной продукции, потому что наши проверки и испытания показывают, что по некоторым объектам практически половина кабельной продукции должна быть заменена.
По пищевой продукции, бесспорно, есть замечания. Они связаны с маркировкой, сроками годности и хранения товара. На ближайшее время намечено заседание Президиума Совмина, на котором эта тема будет детально обсуждаться.
Медленно, но улучшается ситуация с детскими игрушками, потому что они все попадают под сертификацию, это предусмотрено техрегалментом. По бытовой технике, мы считаем, что серьезные импортеры понимают, насколько в Беларуси стараются отслеживать этот вопрос, поэтому сами внимательны к тому, чтобы продукция соответствовала всем требованиям и регламентам. По легкой промышленности в отношении наших производителей - у нас нет крупных замечаний. В части импорта - остается большое количество замечаний, связанных с невыполнением процедур, нарушением маркировки и т.д.
Работа проводится немалая. К нам поступили определенные сигналы, что в ряде областей идут нарушения, связанные с топливом, которое отпускается. Действительно, такие нарушения были обнаружены в Гомельской области. Такую же проверку сегодня мы проводим по Могилевской области. Дальше работа будет продолжена в других регионах. Нарушения есть, за них привлекаются к ответственности те, кто отвечает и за качество бензина, и за метрологические характеристики оборудования, которое применяется. У нас запланировано в III квартале - начале IV квартала закончить эту работу, и по поручению правительства мы после III квартала должны предоставить отчет. Поэтому работа идет, хоть она и непростая.
Мебель, изготовленная по индивидуальным заказам и не предназначенная для детей, учебных заведений, дошкольных учреждений, должна соответствовать требованиям безопасности, установленным техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции". Оценка соответствия данному техрегламенту такой мебели проводится в форме декларирования соответствия. С этой целью проводятся испытания типового образца продукции (но не каждой единицы изготовленной по индивидуальному заказу мебели). Для подтверждения безопасности продукции по требованию заказчика изготовитель должен предоставить зарегистрированную в установленном порядке декларацию о соответствии своей продукции требованиям указанного техрегламента.
В целом же, чтобы получить более подробную информацию по поставленным вопросам, а также за консультациями по применению ТР ТС 025/2012 следует обращаться в соответствующие органы по сертификации, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза, например, в РУП "Белорусский государственный институт метрологии". Перечень органов по сертификации, аккредитованных на ТР ТС 025/2012, размещен на сайте Евразийской экономической комиссии.
Определились несколько видов оборудования, которое еще недостаточно прописано в стране с точки зрения процедур контроля и надзора. Если говорить о надувном оборудовании, то буквально в прошлом месяце были подписаны правила его эксплуатации, их разработали в МЧС. Правила устанавливают все детали и тонкости применения такого оборудования. Эта сфера пока недостаточно была прописана. МЧС теперь берет под свой жесткий контроль все виды такого оборудования. Госстандарт по линии государственного надзора, учитывая, что сегодня на такое оборудование есть стандарты, соответствующие европейским нормам, провел проверки. Мы проверили 86 аттракционов, которые произведенные в Китае, Украине, Польше, часть - в РФ, по 83 обнаружены отступления от требований государственных стандартов. По каждому из этих случаев написаны предписания, запрещено их применение до устранения недостатков. Были определены шаги, которые должны сделать эксплуатирующие организации, чтобы дальше использовать оборудование. Работа продолжается и будет продолжена и в III, и в IV квартале. Мы рассчитываем, что вместе с МЧС в этой сфере наведем порядок.
Если говорить о пищевой продукции, то в нашей республике это направление только развивается. Согласно принятым международным документам в данной области к продуктам органического производства относят продукты, произведенные в соответствии с требованиями органического производства, которые обеспечивают оптимизацию здорового и продуктивного состояния взаимозависимых сообществ почвы, растений, животных и человека. При этом используются методы, сводящие к минимуму внешние воздействия, в том числе загрязнение почвы и воды, не применяются искусственные удобрения и пестициды.
В нашей республике разработка документов, устанавливающих такие требования, только начинается. В качестве первого практического шага в этом направлении можно привести реализацию в стране проекта "Натуральный продукт". Многие о нем, наверное, слышали, видели и приобретали продукты с такой маркировкой. На сегодня действует 146 сертификатов, выданных 48 предприятиям на 282 наименования продукции.
Знак "Натуральный продукт" наносится на продукцию, изготовленную из натурального продовольственного сырья животного или растительного, минерального происхождения; без применения методов генной инженерии и искусственных пищевых добавок. Обязательным требованием также является наличие у изготовителя пищевого продукта сертифицированной системы менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов.
Развитие в республике данного проекта рассматривается как этап, предшествующий переходу на маркировку "Органические пищевые продукты", производство которых учитывает экологические критерии всей цепи жизненного цикла продукции в соответствии с международными требованиями. Отмечу, что в отношении непродовольственных товаров в республике также действует ряд стандартов в области охраны окружающей среды, устанавливающих экологические критерии к синтетическим моющим средствам, холодильным приборам, обоям, телевизорам.
Применяя слово "качество", мы тем самым делаем вопрос неопределенным, потому что качество охватывает все. Сегодня законодательство любой страны - ТС или всех стран, которые в него входят, очень четко делит все характеристики продукции на две части: первая - безопасность продукта, и она определена законодательно. За безопасность продукции отвечает государство, оно устанавливает требования, процедуры допуска на рынок, определяет, в каких условиях можно продавать продукцию, как она должна храниться. Второй момент - это потребительские характеристики, они договорные между покупателем и продавцом и не связаны с безопасностью, а, скорее, связаны со вкусом и личными предпочтениями потребителя. И получается, что с точки зрения безопасности выстраивается достаточный механизм, который прописывается в ТС: мы уже вышли на единые техрегламенты, единые санитарные требования, единые ветеринарные требования, но еще очень много проблем есть с методами испытаний - во всех странах они разные. И страны предъявляют друг другу претензии, но процесс отладится.
Что касается вопросов качества как такового, как уровня потребительских характеристик, то мы считаем, что качество белорусской продукции на достаточно высоком уровне, многие белорусские товары пользуются неоспоримым авторитетом у людей за рубежом. Конечно, есть проблемы, связанные с ценовыми характеристиками или возможностью доставки, что влияет на конкурентоспособность нашего товара. Если говорить про импорт, то при наличии замечаний по безопасности очень легко такой товар не допустить на рынок. Если же есть вопросы по качеству - здесь свое веское слово должен говорить потребитель. Но у нас в стране пока не сформировался потребитель как мощное образование. И поэтому такого голоса, как в других странах, который может принять решение - не пускать такой-то автомобиль из-за низкой надежности - нет. Это ведь не требование безопасности, это требование качественных характеристик, которые важны для потребителя. У нас таких союзов пока нет, поэтому Минторг, Госстандарт и все органы госуправления весь этот год, в том числе, уделяют большое внимание оценке вопросов качества.
Как уже было отмечено в предыдущих ответах, согласно результатам наших надзорных мероприятий мебельная продукция занимает второе место среди наиболее "проблемных" в плане выявления несоответствий. Продукции, которая не соответствует требованиям технического регламента, много.
Техрегламент "О безопасности мебельной продукции" вступил в силу не так давно, и в том, что это даст свои результаты, мы не сомневаемся. Насколько это будет быстро или насколько это уже повлияло на наш рынок, пока говорить рано. Однако уже теперь можно отметить одно очевидное преимущество действия данного документа - все производители (независимо от того, крупное это предприятие или мелкое) начали изучать требования к продукции, нормы, которым она должна соответствовать, какие испытания она должна пройти, какие материалы можно применять для ее изготовления и т.д.
Я думаю, что через какое-то время появится идея, и мы бы ее поддержали, чтобы этим техрегламентом устанавливались требования не только к конечной продукции, но и к материалам, которые применяются для ее производства.
Беларусь сегодня освоила практически все виды современных материалов, которые применяются для производства мебели, и мы считаем, что это материалы достаточно высокого уровня, с очень высокими экологическими характеристиками. Поэтому, наверное, нужно будет идти по пути дополнения этого регламента требованиями к материалам, которые применяются при изготовлении мебели.
Все документы, которые характеризуют безопасность товара или продукции, можно разделить на две части: первая - это то, что выдается уполномоченными органами. К примеру, лаборатории выдают протоколы испытаний, органы по сертификации - сертификаты, организации Минздрава - удостоверения госрегистрации, Минсельхозпрод - фитосанитарные и ветеринарные сертификаты, Минстройархитектуры - сертификаты пригодности. Документов много и их выдают независимые организации.
Второй блок - декларации. Это документ или самого изготовителя, или импортера, или продавца. Сам изготовитель им гарантирует, что его товар соответствует установленным требованиям. С другой стороны это предполагает, что изготовитель действительно оценил свой товар честно. Для наших стран это очень непростой процесс, мы понимаем, насколько легко можно взять лист бумаги, поставить свою подпись и сказать, что я декларацию принял и гарантирую безопасность товара. Именно поэтому в наших странах, особенно в Беларуси, сохранилась процедура оценки обоснованности принятия деклараций. А в ТС мы сохранили процедуру регистрации деклараций, хотя в ЕС ее нет. Рассмотрение вопроса обоснованности выдачи документа - очень непростая задача, которой и мы занимаемся, и органы по аккредитации. Указ №48, который вступил в силу с 1 июня, четко предусматривает ответственность, во-первых, тех, кто принимает необоснованную декларацию, во-вторых, тех независимых организаций, которые необоснованно выдают сертификат или протокол испытания. Наша задача в течение второго полугодия завершить разработку всех нормативно-правовых актов, которые развивают этот указ, чтобы все процедуры заработали в полную силу.
На проведение работ по подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 032/2013 в нашей республике аккредитовано два органа по сертификации. Это орган по сертификации продукции, поднадзорной Госпромнадзору, и орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг УО "Белорусский государственный университет транспорта". Сейчас работы по расширению области аккредитации в части ТР ТС 032/2013 проводит орган по сертификации бытовой и промышленной продукции ОАО "БЕЛЛИС". Кроме того, в республике аккредитовано 7 испытательных лабораторий в Минске, Белоозерске, Осиповичах.
Что касается второй части вопроса, то изменения в перечни взаимосвязанных стандартов к техрегламенту готовит его разработчик на основании предложений государств - членов ЕАЭС и вносит их в установленном порядке.
Вместе с тем отсутствие в перечнях к техническим регламентам тех или иных стандартов не является препятствием для изготовления продукции, ее оценки соответствия.
В соответствии с Договором о ЕАЭС стандарты, включенные в перечни стандартов к техническим регламентам, применяются на добровольной основе. Неприменение этих стандартов не может рассматриваться как несоблюдение требований технического регламента. В этом случае оценка соответствия осуществляется на основе анализа рисков, применительно к конкретной продукции.
Для оценки соответствия продукции требованиям технического регламента можно применять стандарты, содержащие правила и методы исследований испытаний и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований техрегламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, не включенные в перечень к техническому регламенту при подтверждении, что применяемые методы исследований (испытаний) и измерений обеспечивают требуемые достоверность и точность при определении установленных в техрегламенте показателей.